Главная страница

философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


Скачать 308.47 Kb.
НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Анкорфилософия
Дата23.01.2020
Размер308.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафил.docx
ТипДокументы
#105537
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.

Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.

Социалистический подход - это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.

Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

3. Решайте следующие тесты.:

1.Выделите дофилософские типы мировоззрения: Иудаистское, исламское, буддистское, христианское. Первобытное,первобытно-религиозное, мифологи

2.Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название: «Об ученом незнании»

3.Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии: а) выбора

4. Прочитайте отрывок. «Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье»

1)Определите автора строк, школу, эпоху.  фрагмент «Размышлений» римского философа и императора
Марка Аврелия Антонина, философская школа Киников

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Раскройте философию Ф. Бэкона и ее значение для практической ориентации методологии науки Нового времени. Что означает слова Ф. Бэкона «знание – сила»?

Научная методология ф. бэкона

Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626). Самые значительные из написанных им произведений «Великое восстановление наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». Бэкона в целом можно считать материалистом, хотя он признавал наличие Бога и говорил: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии». Бэкон производит радикальную перемену мировоззренческих ориентиров научной деятельности. Он объявляет, что наука должна быть на то, чтобы с помощью практики, неразрывно связанной с наукой, подчинить природу человеку, заставив её служить нуждам людей. Бэкон предложил классификацию наук, основывающуюся на способностях, свойственных человеку. На основе памяти у людей возникает история, на способности воображения базируется поэтическое искусство, основой же философии является рассудок. Философию Бэкон подразделяет на 1. учение о природе (физика и математика), 2. учение о человеке и 3. учение о Боге. Бэкон делил все научные построения (опыты, теории) на плодоносные и светоносные. Плодоносные приносят пользу человечеству, расширяя его силы и возможности, а светоносные содействуют познанию мира (проливают свет знания), не принося непосредственной пользы.

Прежде чем заняться формированием совершенного научного метода, надо устранить помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Их Бэкон называет идолами. Всего он выделяет 4 разновидности идолов: ¨  

  Идолы пещеры – заблуждения, возникающие от особенностей чувств и неверных жизненных впечатлений отдельного человека. От них сравнительно легко избавиться сравнением опытов нескольких индивидуумов.

Серьёзнее идолы театра создаваемые верой в авторитеты (в философии, по Бэкону, опаснее всего – рабское преклонение перед «метафизиком» Аристотелем). С этим, вторым, видом идолов надо бороться, приучая себя смотреть на всё собственными глазами.

Третий вид идолов – идолы площади или рынка – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения.

Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода , которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума.

Бэкон выделяет 3 возможных пути построения метода научного исследования. : «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. «Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. «Путь пчелы»-Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.

Основным методом научного исследования, согласно Бэкону, должна стать индукция, соединённая с экспериментами.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Бэкон выступал в пользу широкого применения индукции, считая что её основное достоинство в том, что она может существенно содействовать расширению научного знания и соответственно увеличению власти человека над природой.

Знание - сила”.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент. Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием по быстрому и конкретному отысканию знаний (информации) в любой области и плодотворному их применению.
2. В чем специфика философского анализа общества. Выделите специфику формационного, цивилизационного и культурологического подхода на общество.

Специфика социально-философского анализа общества состоит в исследовании общества как единого целого, в единстве и взаимосвязи всех его сторон. Социальная философия призвана рассмотреть основания, причины и законы общественного развития, раскрыть специфику генезиса, строения, функционирования и развития общества, определяющие способ бытия социального в мире, выявит и определить роль и возможности субъекта социального действия.

2) К. Маркс разработал собственный подход в основу которого положил учение об общественно- экономической формации (формационный подход). Он разработал и ввел в фил новую категорию – общественно-экономическая формация. Он шел к этому понятию через анализ форм собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная. Согласно Марксу общественно-экономическая формация - то общество, находящиеся на конкретном этапе исторического развития, в основе которого лежит способ производства материальных благ.. Маркс выделяет 5 сменяющих друг друга экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая формация включает в себя 2 компонента: базис и надстройка..

Цивилизационный подход был разработан А. Тоэнби, который всю историю человеческого общества разбил на цивилизации. Он выделил 5 крупных (живых), 2 реликтовые, 21 мелкую цивилизацию. Живые цивилизации: православно-христианская, исламская, индустская, дальневосточное, западно-христианское. Он считал, что каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии: генезис, рост, надлом, распад. Глвным критерием выделения цивилизации он берет религию.

Культурологический подход, связан с тем, что развитие общества рассматривается как смена различных культур. Он был разработан немецким ученым Шпендлером. Общ в своём развитии проходит ряд культур. Культура существует изолировано и замкнуто. Он насчитывает 8 основных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская. Каждая культура переживает как каждый человек, переживает юность, возмужание, зрелость, старость. На обломках культуры возникают цивилизации.

3. Решайте следующие тесты. 1. Характерные признаки первобытного мировоззрения: -Примитивность и оптимизм. - Вера в сверхъестественные силы. -Эмпиризм, синкретичность, тождество индивидуального и общественного сознания. - Рациональность.

2. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:- космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);- бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;- космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);- космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;- космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

3. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование: а) антропосоциогенез; б) социал-дарвинизм; в) космогенез; г) историософия.

4. Прочитайте отрывок. «_________ мера всех вещей». 1) Впишите недостающее понятие и завершите мысль античного философа, софиста – человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

2) Определите автора строк, школу, эпоху – Протагор, школа софистов, Греция 2-й половина V — 1-й половина IV веков до н. э.

3) Как автор понимает человека, определяет его место в мире? Всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через свое тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром. Тезис Протагора указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке-взгляде на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, из своей «шкуры», быть стопроцентно беспристрастным, объективным, что в свои мысли-суждения он всегда вносит частицу себя, своей субъективности (и как индивидуум, и как представитель той или иной общности, и как представитель всего рода человеческого).

4) Насколько эти слова могут быть актуальны для современного понимания человека? Эти слова актуальны, так как человек есть мера всех вещей постольку, поскольку вещи всегда предстают перед людьми той стороной, которая определяется обстоятельствами и конкретным способом их использования. Этот взгляд на вещи приводит к тому, что наше знание вещей всегда обусловлено перспективой их рассмотрения. Подобный перспективизм является релятивизмом: наше знание вещей определяется нашей деятельностью и ситуацией, в которой мы находимся.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Характеризуйте рационализм Европейской философии XVII века. Раскройте содержание и особенности рационалистической методологии Р. Декарта.

XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли

Рационализм(лат. ratio -- разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания - ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи.

Дедуктивный метод. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям:

1) начинать с того, противоположное чему нельзя помыслить,

2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений

2. Раскройте смысл и направленность исторического процесса. Современные теории общественного развития.

Смысл и направленность исторического процесса:

Н. А. Бердяев пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека.Он считает, что история есть, поистине, драма, имеющая свои акты от перового до последнего, имеющая свое начало свое внутренне развитие, свой конец. Впервые о "конце истории" говорил Гегель. Сознание человечества, по его мне­нию прошло ряд этапов: родоплеменный, рабовла­дельческий, теократический и, наконец, демократи­чески-уравнительный.

К. Маркс говорил о конце не истории, а предистории, поскольку подлинную историю он связывал с построением коммунистического общества. При этом коммунизм, по его мнению, — это не цель, не идеал, не состояние, к которому должно стремиться человечество, а действи­тельное движение вперед, отрицающее существую­щее состояние общества.

Раймон Арон считал, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечест­в. Никто не имеет права, направлять исторический процесс. Действительно, история — это результат взаимодействия множества людей

К. Ясперс предполагает поиск ответов на вопросы: что такое история, и в чем состоит ее единство? История отличается от природного процесса, поскольку она — в людях, наделенных сознанием.. Исторический процесс может пре­рваться, писал К. Ясперс, если люди забудут о том, чего они достигли, или если достигнутое ими на протяжении жизни исчезает из их жизни.

Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычленяют две основные концепции филосо­фии истории: так называемую теорию "общественно­го круговорота", или локальных цивилизаций и куль­тур, и теорию общественного прогресса.

Теория общественного круговорота, или локаль­ных цивилизаций и культур активно разрабатывалась и защищалась многими философами и историками еще с древности. Наиболее яркое воплощение ее идей нашли свое отражение у Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.), О. Шпенглера (1880—1936 гг.), П. А. Сорокина (1889—1968 гг.), А. Тойнби (1889—1975 гг.).

Все теории общественного круговорота рассматривают историю как замкнутые, неза­висимые друг от друга локальные общественные образования. Подобные представления имеют широ­кое хождение в среде современной западной интел­лигенции, их разделяют и многие государственные деятели.

Современные теории общественного развития

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия развивающимся глубоким разделением труда ; формальной системой регулирования отношений; сложной системой социального управления; секуляризацией религии; выделением множества социальных институтов

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются онцепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;

  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта