Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Раскройте сущность и структуру сознания.

  • 3. Решайте следующие тесты. 1. Субъективный идеализм

  • - Первичное сознание является сознание индивидуального субъекта и отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта.

  • 2. Истинное познание по Платону есть

  • 3. Идеалисты утверждают, что

  • 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение

  • Ответ

  • 3) стихийный материализм (не точно!)

  • 2. Выделите основные теории познания и их философское значение.

  • 3. Решайте следующие тесты. 1. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции ____

  • - субъективный идеализм. 2. Основоположник буддизма

  • 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение, которое раскрывает философию Парменида.

  • философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 308.47 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорфилософия
    Дата23.01.2020
    Размер308.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил.docx
    ТипДокументы
    #105537
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Конфуцианство.

    Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.

    Конфуций учил тому, что небо – высшая сил а, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

    Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

    Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

    Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

    Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

    Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

    · Жестокости

    · Грубости

    · Разбоя

    · Жадности

    В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

    Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

    В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:

    · Ритуал

    · Музыка

    · Искусство стрельбы из лука

    · Управления лошадьми

    · История и математика

    О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

    2. Раскройте сущность и структуру сознания.

    1.Сознание-фундаментальная проблема философии отношение к этой проблеме двоякое.

    Сознание-есть свойство конкретного общественного человека отражать с помощью мозга окружающий мир в форме идеальных образов с целью его познания и преобразования.Другими словами-это есть субъектированный идеальный образ внешнего мира.

    Сознание-есть диалектическое взаимодействие материального и идеального.

    Ядром сознания является знание.Субъект сознания-человек.Объект сознания-окружающий мир.

    Сущность и структура сознания:

    1)отражение в органическом мире

    2)формы отражения

    3)сознание

    4)психика

    5)отличительные черты психики и сознания человека

    6)сознательное и бессознательное

    Отражение-есть свойство материальных систем при взаимодействии воспроизводить особенности друг от друга.

    Формы отражения:

    1)зеркальное отражение-в неживой природе

    2)раздражимость-реагировать на воздействия окружающей среды

    3)ощущение-отражать некоторые свойства

    4)психическое отражение

    5)сознание

    Сознание: индивидуальное (-выделение себя из внешнего мира; -осознание своего внутреннего мира; -осознание себя как личности)

    Общественное (право, политика, мораль, нравственность, искусство, религия, наука, философия)

    Структура индивидуального сознания: ­-чувственное познание; -абстрактное мышление; -воля, внимание, память; -самосознание; - чувства, эмоции.

    Структура общественнного сознания: -уровни (обыденное, теоретическое); -сферы (идеология, познание); -формы (мораль, филосовское сознание, правовое)

    Самосознание — это «осознание себя как некой устойчивой, более или менее определенной единицы, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций»

    Самосознание-это осознание человеком своих чувств, эмоций, мотивов своего поведения, интересов, своего места в обществе.

    Структура самосознания: -собственное самосознание; -самоанализ; -самоконтроль.

    Структура самосознания (по В. С. Мерлину): - сознание тождественности; -отличие себя от остальных; -осознание «Я» как активного начала; -социальная, нравственная оценка.

    Сознание тесно связано с рефлексией т граничит с бессознательным. Бессознательное – это неосознанные процессы в сознании

    Сознательное: - вербальное; -формально-логическое; -концептуальное; -символическое; -синтаксическая связанность знаков; -рациональное; -вторичные мыслительные процессы; -формализация; -научная систематизация; -последовательность; -дискретность.

    Бессознательное: - невербальное; -«нелогическое», неформальная логика; -образно-виртуальное; -свобода комбинации знаков; -первичные мыслительные процессы; -

    иррациональные; -сновидения, фантазии; -интуиция; -мифологическая систематизация; -одновременность.

    3. Решайте следующие тесты.

    1. Субъективный идеализм:

    - Утверждает «мир есть комплекс ощущений».

    - Первичное сознание является сознанием индивидуального субъекта.

    - Сознание субъекта творит мир.

    - Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта.

    - Утверждает “мир есть комплекс ощущений”, сознание субъекта творит мир.

    - Первичное сознание является сознание индивидуального субъекта и отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта.

    - Все перечисленное.

    2. Истинное познание по Платону есть:

    - логически четкое, рациональное познание.

    - мистический опыт.

    - припопоминание душой идей, виденных ею в ином мире.

    - знание основанное на эксперименте.

    - истинное познание невозможно.

    3. Идеалисты утверждают, что:

    а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

    б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

    в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

    г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

    д) мир создан Богом из ничего.

    4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение:

    «Все из _______ возникает и в _________ все разлагается».

    1)Согласно позднему автору (Диогену Лаэртскому) эти строки принадлежат первому древнегреческому и европейскому философу, математику из города Милет. Определите автора строк.

    2)Раскройте смысл и онтологическое содержание слов.

    3)Определите, о чем и о какой философской системе идет речь.

    4)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании диалектики процессов природы).

    5)Определите ценностное значение этих слов для современной онтологии.

    Ответ:

    1) «Все из воды возникает и в воду все разлагается» (Автор: Фалес Милетский)

    2) Говорил - то это Фалес. Только он имел в виду не ту воду, которую мы вульгарно пьем и употребляем для мытья. Он имеет в виду "праводу". Некое начало, субстанцию, материю. Этой материи в чистом виде теперь нет, она трансформировалась все сущее, дав начало миру. Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] - вода. Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос.

    3) стихийный материализм (не точно!)

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

    1. Раскройте основные черты Древнегреческой философии. Характеризуйте основные школы и учения раннегреческой философии.

    1 Выделяют 4 этапа :

    1)Период ранней античной философии (VII — VI вв. до н.э.).Формирование предфилософской платформы.(Фалес Милетский, Пифагор (пифагорейцы), Апаксимапдр, Апаксимен, Гераклит, Парменид )

    2) Период расцвета античной философии (V — IV вв. до н.э.). Возникают оригинальные философские учения, формируется основная проблематика.(Зепон, Левкипп, Демокрит, Протагор (софисты), Сократ, Платон, Аристотель)

    3) Период заката античной философии, который иногда называют периодом эллинизма (вторая половина IV в. до н.э.— I в. н.э.). Греческая философия продолжает развиваться. Появляется римская философия. Аптисфеп (киники), Аристипп (кирепаики), Эпикур (эпикурейцы), Зепоп из Китиопа (стоики), Пиррол (скептики), платоники (последователи пифагоро-платоновской философии), перипатетики (последователи Аристотеля), Потамоп (эклектики), Сенека (римские стоики).

    4) Период упадка античной философии и зарождения философии христианской (I — VI вв.).

    Черты:

    1)субстанциональная модель мира через выяснение «первопричины»-архе

    2)космоцентризм:человек рассматривается как микрокосм-повторение,часть макрокосмоса.космоцентризм-абсолют,порядок,совершенство.

    3)стихийный материализм

    4)наивная диалектика

    5)переходность от мира к логосу.

    6)расцвет полисов.

    Ранние греческие философские школы:

    •милетская (Фалес-основатель, Анаксимандр, Анаксимен)

    Философы милетской школы:выступали с материалистических позиций;занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название - школа "физиков");искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

    Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю;вывел закон сохранения материи

    Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:первопричиной всего сущего считал воздух;выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду);проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

    •пифагорейская (Пифагор и последователи)

    Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

    1.первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    2.выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

    3.считали единицу мельчайшей частицей всего;

    4.пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира.

    •элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)

    Элеаты:изучали проблемы познания;жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;считали все сущее материальным выражением идей (предвестниками идеализма).

    2. Выделите основные теории познания и их философское значение.

    1. Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс.

    Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине ХIХ века. Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана И. Кантом в конце 18 столетия. Но более распространенная теория познания оформляется в Европе в 16-17 веках в трудах двух крупнейших европейских мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона и Р. Декарта.

    Именно наука, основанная на строгих экспериментальных и теоретических методах получения и обоснования знания, приобретает особую общественную ценность. Основные философские теории познания:

    Эмпиризм - единственный источник знания – опыт

    Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека

    Рационализм - единственный источник знания – разум человека

    Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт.

    3. Решайте следующие тесты.

    1. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции ____

    - материализма.

    - объективный идеализм.

    - дуализм.

    - субъективный идеализм.

    2. Основоположник буддизма:

    1. Махавира.

    2. Гаутама.

    3. Конфуций.

    4. Имваракришна.

    3. Пантеизм — это:

    а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

    б) учение, утверждающее познаваемость мира;

    в) учение, о духовной культуре общества и человека;

    г) о сущности познания, о путях постижения истины.

    д) о сущности человеческой истории.

    4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение, которое раскрывает философию Парменида.

    «Мы впадаем в заблуждение, когда мыслим ________».

    2)Раскройте смысл и философское содержание слов.

    3)Определите, о чем и о какой философской системе идет речь.

    4)Дайте краткий анализ данной философской идеи (в понимании диалектики процессов мира).

    5)Определите ценностное значение этих слов для современной онтологии.

    Ответ:

    1) «Мы впадаем в заблуждение, когда мыслим о небытие», Парменид

    2)Главное доказательство не существования небытия в том, что его невозможно познать, невозможно выразить в слове. Небытие - немыслимо, невыразимо, следовательно оно не может существовать. Более того, сама мысль о небытие является доказательством того, что небытие не существует. Мысль о небытие предполагает существование данного небытия, ибо, иначе не о чем было бы и мыслить. Значит небытие существует. Но если небытие существует, то оно в таком случае является бытием. Следовательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз обратное - то, что небытие не существует.

    3)

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

    1. В чем заключается особенность проблемы человека в Древнегреческой философии? Раскройте характерные черты философии Сократа и софистов. В чем выражается мировоззренческое значение афоризма «Человек - мера всех вещей».

    1. Человек существует в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Боги, находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами.Понятие космоса имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма (отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума).

    Для Сократа интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он обосновал принцип этического рационализма, утверждая «добродетель есть знание». Человек, познавший, что такое справедливость и добро, не поступит дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины и сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.

    Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек – это часть природы, и, как вся природа состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Со смертью тела уничтожается и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистического взгляда на душу человека, его этическая концепция носит деликатный характер. Цель жизни-счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия. Важнейшее условие – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, «желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу», мужественным же человеком является тот, кто сильнее своих страстей.

    Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Душа-субстанцией, которая делает человека человеком, а тело-враждебная ей материя. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над миром, тело – это материя, природа, душа же устремлена в мир идей.

    В концепции Аристотеля «Человек-политическое животное, наделенное разумом». И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

    Отличительный признак – его разумность, «человек и есть в первую очередь ум».

    Характерные черты философии софистов. Для софистов характерно:

    -критическое отношение к окружающей действительности;

    -стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    -неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

    -отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

    -стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

    -восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    - субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

    Софизм как основной логический прием софистов.

    Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

    Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

    Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

    Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

    способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

    искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

    открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

    ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

    воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

    «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента. Во-первых, на их релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д. Во-вторых, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи. Отсюда тезис софистов о том, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. Некоторые софисты готовы были доходить до абсурда»
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта