философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Скачать 308.47 Kb.
|
2. Выделите уровни познания и раскройте их методы 1. Познание - процесс целенаправленного активного отображения деятельности в сознании человека. Уровни познания: чувственное(формы: ощущение, восприятие, представления) и рациональное(формы: понятие, суждение, умозаключение). Научное познание-возникает на определенном этапе развития общества и имеет свою специфику. Уровни научного познания (формы: факт, проблема, идея, гипотеза, теория): эмпирическое и теоретическое. Эмпирический уровень (отражение внешних признаков, сторон, связей, предметов и явлений; получение научных фактов, их описание и систематизация), методы: Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них Измерения-определение отношения измеряемой величины к эталону Описание-является продолжением наблюдения, оно является формой фиксации информации наблюдения Эксперимент-изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое Дедукция-движение от общего к частному Индукция-движение от частного к общему утверждению Теоретический уровень (объяснение фактов, отражение существенных связей, открытие законов; систематизация знаний, формирование теорий), методы: Идеализация-создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней. Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны Формализация-отображение знания в знаковом, символическом виде Моделирование-создание и изучение заместителя объекта Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое Дедукция-движение от общего к частному Индукция-движение от частного к общему утверждению 3. Решайте следующие тесты. 1.Философская позиция дуализма выражается в признании: -первичности материи. -первичности идеального. -мышления и материи, независимыми субстанциями. -тождество мышления и бытия. 2. Дао - основное понятие учения какого философа: - Маховира. - Лао-цзы. - Гаутама. - Конфуций. 3. Гилозоизм — это: а) учение о природе; б) учение, признающее "жизнь" неотъемлемым свойством материи; в) учение о бытии как таковом; г) учение о мире как таковом; д) учение о духовной культуре общества и человека. 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение: «Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...» 1)Определите автора строк. 2)Раскройте смысл и социально-политическое содержание слов. 3)Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. 4)Дайте краткий анализ данной философской идеи (в понимании государства и гражданина). 5)Определите ценностное значение этих слов для современной философии. Ответ: 1) «государства», Аристотель 2) 3) 4) 5) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9 1. Анализируйте классический период Древнегреческой философии с точки зрения культуры, мировоззрения и развития науки. Какую роль играли Платон и Аристотель в развитии философии. Кто провел систематизацию античной науки. Начало классического периода утверждается с победой греков в долгих греко-персидских войнах, которые длились в период 500–449 гг. до н. э. В этот период центром Греции становятся Афины. Большое значение в классический период придавалось воспитанию и образованию граждан. Медицина классического периода связана прежде всего с именем известного и в наши дни врача Гиппократа. Он ввел понятие этических норм врача, который, во-первых, не имеет права навредить пациенту. В классической литературе выделилось преобладание двух жанров: комедии и трагедии. Это повлияло и на театр. Появление нового литературного жанра – психологической драмы – связано с именем Еврипида. Великолепны памятники архитектуры, относящиеся к классическому периоду. Появляется новый ордер – коринфский. Для него характерна отделка в виде листвы. В 431 г. до н. э. началась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Она разделила весь классический период на два этапа: до войны и после. Период до войны принято называть эпохой расцвета, период, начавшийся с Пелопоннесской войной, назвали эпохой кризиса полиса. Война не могла не сказаться на образе жизни и мыслях людей. Главной целью людей стал поиск счастья. На этой почве в эпоху кризиса полиса формируются две философские школы: 1) киническая,признававшая счастьем для человека его духовную свободу. Ее основателем был древнегреческий философ Антисфен; 2) гедоническая– видела высшее благо в наслаждении. Основана древнегреческим философом Аристиппом Несмотря на кризис, не стоит на месте и архитектура. Здесь наметилось преобладание коринфского стиля. Скульптура тоже претерпела изменения. Она приобрела большую драматичность по сравнению со скульптурой эпохи расцвета. Скульптуры стали передавать внутреннюю жизнь изображаемого героя, наметилась некая сюжетность. Выдающимися скульпторами эпохи кризиса полиса были Скопас, Лисипп, Пракситель и др. С походом Александра Македонского (356 – 323 гг. до н. э) на Восток начинается новая культурная эпоха Древней Греции, сменившая классический период. Это так называемая культура эпохи эллинизма. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его учения являются: «мир вещей» в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением эйдоса данной вещи; при смерти человека умирает только тело, душа же, новую телесную оболочку. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому: все население государства делится на три сословия – философы – управляющие, воины, работники; философы не должны иметь частной собственности; жители государства все делают вместе; не существует брака, все жены и дети общие. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Выступил с критикой философии Платона. По его мнению, не существует «чистых идей», а только единичные и конкретно определенные вещи; материя – это потенция, ограниченная формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Аристотель считал, что человек: является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными. Последнее качество приводит к возникновению общества. Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания — сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д., Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки. Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии. Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик — Аристотель 2. Определите сущность проблемы истины в познании. Познание – это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов – знаний. Знание – соц. феномен проверенный общественно – исторической практикой и удостоверенный логикой результата процесса познания действительностью, адекватное ее отражение в сознание человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Истина – знание которое соответствует действительности . Истина всегда исторически конкретна Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину сравнивают с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью. Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие) Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик) Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский) Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун) Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р. Авенариус, Э.Мах) Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс) Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований: Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.) Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон) Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.1. соответствие законам логики;2. соответствие ранее открытым законам науки;3. соответствие фундаментальным законам;4. простота, экономичность формулы;5. парадоксальность идеи;6. практика (ВЕДУЩИЙ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ!!!) Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Гносеологический аспект познания Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальной, но принимаемой как истинное Ошибка – по содержание логическую неправильно построенную модель Аксиологический аспект познания Правда – истина содержащее нравственную оценку Ложь – непреднамеренное искажение истины 3. Решайте следующие тесты. 1. Характерной чертой философских проблем является их: -Бесполезность для жизненного опыта. -Возможность решение наукой. -Опора на религию. -Принципиальная открытость. 2. Кто автор высказывания: «благородный муж разбирается в том, что есть исправное...»: - Будда. - Конфуций. - Махавира. - Лао-цзы. 3. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это а) Движение; б) Прогресс; в) Регресс; г) Развитие; д) Трансформация; е) Деформация. 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение, которое раскрывает философию древнегреческого Демокрита. «Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без __________, а ________ — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным». 1)Раскройте смысл и философское содержание слов. 3)Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. Атомизм 4)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании диалектики процессов мира). 5)Определите ценностное значение этих слов для современной онтологии. Ответ: 1) «без пустоты, а пустота…» 2) Некоторые из древних полагали, что необходимо (логически), чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, а при отсутствии отдельной пустоты невозможно движение, равно как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что отделяло бы их друг от друга... Исходя из таких рассуждений, некоторые (ученые) вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что нужно следовать разуму. Поэтому они говорят, что целое едино и неподвижно... Заметим, что с логической точки зрения все это последовательно, но с точки зрения фактов такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Левкипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами (в то же время) не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями, он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако, ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечные по числу (частицы), невидимые, вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению». Таким образом, Аристотель связывает появление атомизма - и не только Демокрита, но и Левкиппа - с критикой учения элеатов; чтобы возможно было мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей, Левкипп и Демокрит допустили существование неделимых частиц - атомов - и пустоты, в которой движутся атомы и без которой они немыслимы. Атомизм, таким образом, возникает отнюдь не в результате эмпирических наблюдений (например, движения мельчайших пылинок в солнечном луче), а в результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические наблюдения привлекаются уже потом, в целях демонстрации, и играют роль наглядных моделей атомистической теории. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10 1. Какие особенности имеет позднеантичная философия? Выделите представителей и основные понятия эпикуреизма и стоицизма. Особенности позднеантичной философии: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию; • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • небольшое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); • преобладание идеализма над материализмом; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. Стоики Основатель — Зенон из Китиона (IV — III вв. до н.э.). Видные стоики — Клеанф, Хрисипп, Панеций Родосский, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Основой всех вещей считали два начала: материальное (пассивное, по выступающее как сущность) и духовное — логос (активное божественное). Логос (бог) понимался пантеистически.. Теория познания сенсуалистична: познание возникает благодаря чувственному восприятию единичных вещей. Центральное место в философии Зенона и его последователей занимала этика. Зенон призывает «жить согласно с природой, а это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Важнейшие добродетели — это: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Мудрец-стоик должен быть невозмутимым, отрешенным от чувственных удовольствий, бесстрашным, свободным от власти внешнего мира над своим духом, уметь спокойно принимать удары судьбы и саму смерть. Философия для стоиков есть наука умирать. Эпикурейцы Развитие идей атомистов продолжил Эпикур (IV — III вв. до н.э.). Его философская школа называлась ≪Сад Эпикура≫. Философию Эпикур разделял на три области: логика (каноника), физика (натурфилософия), этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Они у него сводятся к ощущениям и чувствам ≪наслаждения — страдания≫.. В познании Эпикур тяготеет к сенсуализму. Цель физики — изучение мироздания. Эпикур вносит существенную корректировку: атомы в своем движении могут отклоняться от вертикальной траектории (теория деклинации, т.е. отклонения атомов). Тем самым Эпикур обосновывает свободу воли человека: движение атомов души не имеет жесткой детерминации, поэтому действия человека не предопределены ни природой, ни богами. Отношение к богам у него неоднозначное. Он считал, что они бессмертны, блаженны, существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей. Этика, согласно Эпикуру, предполагает изучение цели жизни человека. Эта цель — счастье, суть которого — наслаждение. Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия). При этом всякое удовольствие не должно возвышаться над мерой. Этический идеал эпикурейцев — невозмутимый, безмятежный мудрец, который лишен суеверий, не боится смерти, отрешен от общественных проблем и умеет соблюдать меру в наслаждениях. Эпикурейские идеалы не лишены определенного эгоизма. Значительные последователи Эпикура — Метродор, Гермарх, Филодем; Тит Лукреций Кар. 2. Раскройте сущность и особенности науки и ее роль в современном мире. Основной формой человеческого познания является наука. Наукой называется сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании, включая все условия этого производства. Философское осмысление науки включает в себя: понимание науки как токовой; как она устроена; как развивается; что может и на что она позволяет надеяться. Понятие "наука" употребляется в трех смысловых значениях: во-первых, непосредственная познавательная деятельность; во-вторых, результаты этой деятельности, выраженные в знаниях, которые образуют научную картину мира; в-третьих, в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества. Главная цель науки, ее предназначение – получить истинные знания. Наука рациональна, системна, общезначима, универсальна и критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, т.к. их можно проверить. Наука отличается от философии тем, что изучает бытие не в целом, а только его конкретные виды и формы. Наука отличается от религии тем, что ее научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они используются людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры. Наука отличается от искусства строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное рационально-теоретическое знание. Основными функциями науки являются: - Культурно - мировоззренческую роль наука стала играть после коперниковского переворота в понимании мироздания. Она оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Научное знание стало проникать в структуру деятельности человека и общества. Предлагаемые наукой ответы мировоззренческой значимости касались, в первую очередь, структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и др. Эти вопросы стали элементами общего образования, превратились в составную часть культуры. Занятия наукой стали в глазах общества самостоятельной и достойной сферой человеческой деятельности. - Непосредственной производительной силой наука выступает особо зримо в масштабах и темпах современного научно-технического прогресса. Его результаты ощутимо проявляются во всех отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Научные достижения, практически незамедлительно используются в различных областях практической деятельности, в корне меняющие облик и характер производства. - Социальную силу наука играет непосредственно включаясь в процессы социального развития. Многие данные науки используются для разработки масштабных планов, программ социального и экономического развития. Исследуя пути решения глобальных проблем современности, предотвращения истощения природных ресурсов, загрязнения воды, почвы, воздуха и т.д. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре. 3. Решайте следующие тесты. 1. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет функцию… -Критическую. -Эвристическую. -Практическую. -Информационную. 2. «Четыре благородные истины» буддизма: - Жизнь есть страдание; Причина страдания – страсть к жизни; Ликвидация причины – ликвидация страдания; Восьмеричный путь ликвидации страдания. - Жизнь есть страдание; Причина страдания – неумение получить удовольствие от жизни; Ликвидация причины – ликвидация страдания; Восьмеричный путь ликвидации страдания. - Жизнь есть страдание; Причина страдания – страсть к жизни; Ликвидация причины – ликвидация страдания; Деятиричный путь ликвидации страдания. - Жизнь есть иллюзия; Причина страдания – отсутствие веры богам; Истинная вера – рождает уверенность к жизни; Молитвы – путь к богам. 3.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания. а) Термины; б) Категории; в) Символы; г) Законы; д) Пара 4. Прочитайте следующие строки и впишите недостающее слово в предложение «..._________ - продукт естественного развития и что человек по природе своей – существо политическое». (Государство) 1)Определите автора и произведение. (Аристотель …) 2)Раскройте философское содержание слов. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. 3)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании общества и человека). 4)Определите ценностное значение этих слов для современной философии. Ответ: 1) «Государство» (Автор: Аристотель, произведение: «Политика») ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11 1. Какие особенности имеет Средневековая философия? Выделите этапы Средневековой философии и характеризуйте философию патристики. Особенности средневековой философии: Носит по преимуществу религиозный характер Теоцентризм: главным предметом философских и богословских занятий является Бог Креационизм: все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца Провиденциализм: мир был сотворен и управляется богом на разумных началах и представляет собой реализацию божественного замысла Приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщенная характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви (апологетика). Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви (патристика). Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов (схоластика). Патристика (от лат. pater — «отец») — это период становления западноевропейской средневековой христианской философии во II–VIII вв., к которому относится система теолого-философских взглядов отцов церкви, разрабатывавших идеи христианства. Патристика разделяется на греко-византийскую и латинскую. Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Дух святой); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников; 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог – теодицея (греч. theos – бог + dike - право, справедливость). Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. 2. Раскройте формы и методы научного познания, раскройте их отличие от обыденного. Каждая наука имеет свои методы. Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. Методы научного познания– совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.). Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области. К ним относят наблюдение, эксперимент, классификацию и т. д. Частные методы – это методы той или иной конкретной науки (методы электронной микроскопии, описательный метод в биологии и т. д.). Широко распространена классификация методов научного познания по уровню познания, к которому они принадлежат – эмпирическому или теоретическому. К эмпирическому уровню научного познания относят все те методы, которые являются содержанием практического опыта (греч. empeiria – опыт) или непосредственным результатом его. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта и методы обработки и систематизации полученного знания. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта предполагают чувственный контакт исследователя с реально существующими объектами, которые становятся предметами опытного изучения. Наблюдение – метод, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном (длины, веса, температуры и т.п.). Эксперимент – это метод, который характеризуется воздействием на объект исследования, активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс. Эксперимент сложнее наблюдения; с помощью него проверяются истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части и изучение их по отдельности. Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов и постижении целого в единстве. Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга, поэтому часто говорят об аналитико-синтетическом методе; в конечном счете, изучение отдельных элементов есть только момент в процессе познания целого, т.е. анализ предполагает синтез, а синтез невозможен без предварительного анализа системы. Индукция – метод перехода от частного знания к общему знанию, т.е. от знания отдельных фактов к эмпирическому обобщению, установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. Непосредственная основа индуктивного умозаключения – повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса (к примеру, тела падают на землю). Дедукция – метод перехода от общего знания к частному, т.е. от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям, а также необходимое следование из одних высказываний-посылок – других высказываний с помощью законов и правил логики. Необходимый характер следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным. Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются классификационные методы. Классификация – метод распределения объектов познания на группы (классы, роды и виды), при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Классификации выражаются в виде текстов на естественном языке; различного рода таблиц, схем. Значение классификации велико в науках, связанных с многообразием исследуемых объектов (биология, география, геология и т.д.). Аналогия – метод познания, при котором на основании сходства изучаемого объекта с другим по одним признакам, делают вывод о наличии у него других признаков (новое знание об изучаемом объекте), имеющихся у сравниваемого с ним объекта. К теоретическому уровню познания относят все те методы, с помощью которых в логической форме (т.е. опосредовано) познаются всеобщие, необходимые и существенные связи объекта познания (его законы). Методы и формы познания теоретического уровня также можно разбить на две группы: 1) методы создания и исследования теоретического объекта и 2) методы построения, обоснования и проверки гипотезы, приобретающей статус теории. Формы научного познания: -Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Вопрос, требующий ответа -Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Предположение, догадка -Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний. Систематизированное обобщенное знания Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. 3. Решайте следующие тесты. 1. Онтологией в философии называется: учение о бытии. 2. В каком веке возникла философско-этическая система буддизма: VI в. до н.э. 3. Личность в философии понимается как: устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества. 4. Прочитайте следующие строки. «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний».1) Определите автора.2) Раскройте сущность и название концепции времени. 3) Рассуждайте о мировоззренческом значении данной идеи в рамках современной онтологии. 1.И. Кант. Критика чистого разума 2. Концепция, с точки зрения которой И. Кант рассматривает время, называется субстанциальной. 3. В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом: для него несомненно существование Бога — Творца мира. Но проблема существования Бога — это вопрос практического,а не теоретического разума. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно, а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Таким образом, в рамках чистого разума Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является приэтом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом. В «докритический» период Кант стоял на позициях естественненаучного материализма. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства ивремени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи. Молодой Кант работал и над собственно философскими, гносеологическими вопросами. Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство - это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время - это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время - это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют. Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12 1. Характеризуйте Средневековую философии, выделите ее особенности и этапы. Раскройте сущность Средневековой схоластики и ее проблемы. Анализируйте проблему универсалий через философию Ф. Аквинского, Росцелина. Выделите причину рационализации поздней средневековой философии (У. Оккам, Р. Бэкон). Средневековая философия - это философия феодального общества, развившася в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.) Особенности средневековой философии: Носит по преимуществу религиозный характер Теоцентризм: главным предметом философских и богословских занятий является Бог Креационизм: все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца Провиденциализм: мир был сотворен и управляется богом на разумных началах и представляет собой реализацию божественного замысла Приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщенная характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви (апологетика). Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви (патристика). Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов (схоластика). Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви» и освящены решениями церковных соборов. Поскольку пересмотр основ вероучения уже не допускался, богословы – «ученые схоласты» (так их называли в этот период) занимались главным образом их уточнением, истолкованием и комментированием. Главные проблемы схоластики: 1) вопрос о доказательстве бытия Бога (может ли человек, существо несовершенное, вообще что-либо знать о совершенном Боге и логически доказать его существования?); 2) проблема теодицеи (богооправдания) (если мы признаем, что мир создал Бог, который всеблаг и вседобр, то как тогда объяснить наличие в мире зла?); 3) проблемы соотношения разума и веры и их роли в познании Бога; 4) проблема реализма и номинализма (что обладает истинной реальностью единичное или общие, имена или понятия?). В истории средневековой схоластики выделяют три периода: ранняя схоластика (IX –XII вв.) (Иоанн Скот Эриугена, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр); зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); (Роджер Бэкон, Фома Аквинский); поздняя схоластика (XIV –XV вв.); ( Уильям Оккам); Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий» (общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Суть проблемы сводилась к главному вопросу: Существуют ли они объективно или это только «имена» вещей? При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм: - реализм (средневековый реализм; лат. realis – вещественный): универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С.Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский); Представителем реализма был Ф.Аквинский, который утверждал, что универсалии существуют «до вещей» (т.е. в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления). - номинализм (лат. nomen – имя, наименование): универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам). Номинализм: Универсалии- мысленные конструкции, которые появляются после вещей. Универсалии- лишь названия вещей, имена лишены смысла, приклеиваются, как ярлык к вещам. (Иоанн Росцелин) Кризис средневековых представлений о человеке и обществе: Роджер Бэкон (1214-1292) Считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Выделил три способа познания: веру - религия, рассуждения – философия, опыт - наука. Уильям О́ккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт. Единственный путь к Богу – вера. 2. Определите роль метода в философии и науке. Раскройте метафизику, диалектику и синергетику как универсальные методы постижения действительности. Выделите их основные категории и законы. Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования. Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод науки - путь следования к новым знаниям, который способен расширить и углубить имеющееся предметное знание. Метод указывает на то, как исследуется объект и формируется предмет науки. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Категории диалектики (категории единства взаимодействия): |