Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Проводите связь гносеологии с онтологией в Европейской философии XVII века и раскройте философию Локка и Гоббса, их учения об общественном договоре, политико-правовые идеи.

  • Гносеология

  • 2. Раскройте структуру общества и диалектику взаимодействия его элементов.

  • . - Все перечисленное. 2. Культура существует, как: •Исторически сложившееся пространство

  • 1. Раскройте сущность субъективно-идеалистической философии Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685-1753)

  • «Трактате о началах человеческого знания» (1710)

  • «быть — значит восприниматься».

  • Дэвид Юм (1711-76)

  • 2. В чем сущность и предмет философии истории, проблемы периодизации и общественного прогресса Филосо́фия исто́рии

  • Предметом философии истории является

  • Мировоззрение, где представления о человеке и мире выражены в понятиях.

  • философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 308.47 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорфилософия
    Дата23.01.2020
    Размер308.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил.docx
    ТипДокументы
    #105537
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    3. Решайте следующие тесты. 1. Синкретичность мировоззрения – это: - Коллективное сознание. - Религиозное сознание, не обладающее способностью мыслить самостоятельно. - Системный взгляд на человека и мир. - Нерасчлененность эмоциональной, интеллектуальной, речевой и моторной активности людей.

    2. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность: -синергетика, -эклектика, -метафизика, -материализм.

    3. Наиболее закрытой социальной группой является: а) род; б) класс; в) каста; г) сословие; д) страта.

    4. Прочитайте отрывок. «Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия».

    1)Определите автора, школу, название книги и основную идею – Лао Цзы, даосизм, Дао де Цзин, основная идея – идея о дао (путь) – первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще

    2)Какое философское значение несут в себе слова для современного миропонимания и научной картины мира. Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

    1. Проводите связь гносеологии с онтологией в Европейской философии XVII века и раскройте философию Локка и Гоббса, их учения об общественном договоре, политико-правовые идеи.

    Гносеология– теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

    Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего

    Связь гносеологии с онтологией в философии XVII в.

    В философии часто пользуются понятиями онтология и гносеология, причем их значения в какой-то мере перекрывают друг друга. Если исходить из предлагаемых определений онтологии и гносеологии, то предметом обоих понятий являются общие принципы бытия. Кроме того онтологию понимали несколько по-разному в античной философии, средние века и в наше время.

    В центре внимания философов XVII в. оказались проблемы познания, однако гносеология в этот период еще не оторвалась от своего онтологического корня. Не случайно проблема субстанции оказалась одной из центральных в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и других представителей рационализма XVII в. Большинство из них разделяют убеждение, что мышление постигает бытие и что в этом сущность мышления и состоит. Не только рационалисты, но и сторонники эмпиризма разделяют эту предпосылку; сомнение в ней возникает лишь в конце XVII в. у Дж. Локка; позднее у Дэвида Юма (1711—1776) эта предпосылка подвергается резкой критике.

    Что мышление, если оно истинно, есть мышление бытия (мышление о бытии), можно выразить еще и так: истинное мышление определяется тем, о чем оно мыслит, и только неистинное мышление, заблуждение определяется субъективными особенностями самого мыслящего. Такова в этом вопросе позиция и Бэкона, и Гоббса, и Декарта. Онтологическое обоснование теории познания мы находим и у Спинозы. Для тезиса, что мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета, тем, о чем мыслят, Спиноза нашел удачную формулу: «Истина открывает и саму себя, и ложь». Вопрос об истинном знании – это у Спинозы вопрос о бытии и его структуре.

    философия Локка и Гоббса

    • Джон Локк (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В«Опыте о человеческом разумении»(1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений) согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти

    • Томас Гоббс (1588-1679), английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением). Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех». Основные сочинения: «Левиафан»(1651),«Основы философии»(1642-58).

    Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по мнению философа, люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию.

    Т.Гоббс был убежден, что религиозные чувства – это следствие невежества и страха (суеверие и религия – одно и то же). Считал, что религию необходимо оставить для простого народа в качестве социальной узды.

    Общественный договор- теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

    2. Раскройте структуру общества и диалектику взаимодействия его элементов.

    Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

    Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

    В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

    Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии.

    Любое общество разделяется на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социальноэкономических, политических, духовных, образуя общественную систему. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать. Основные элементы общества: люди (индивиды) социальные связи и действия (взаимодействия). Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений; социальные отношения – это:

    • относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами;

    • социальные институты и организации;

    • социальные группы и общности;

    • классы;

    • сословия (принадлежность к тому или иному сословию определяется сложившимися традициями, действующими законами и уровнем экономического благосостояния);

    • социальные нормы и ценности.

    Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Задача социологии состоит, прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

    Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных образований. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. При этом социальная система имеет новые, интегральные качества, не сводимые к характеристике отдельных людей или их групп.

    Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.

    Диалектика (греч. dialextice — вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

    В истории философии сложились три основных формы диалектики:

    а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

    б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе;

    в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

    Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

    Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно

    3. Решайте следующие тесты. 1. Мифологическое мировоззрение — это: - Вера в сказочных, нереальных существ. -Очеловечивание (антропологизация) явлений природы. - Чувственно-художественное восприятие и понимание человека и мира, в котором он живет. - Все перечисленное.

    2. Культура существует, как: •Исторически сложившееся пространство, •Элемент, •Система, • Структура

    3. Понятие класса является ключевым в философии: а) Сен-Симона; б) Гоббса; в) Маркса; г) Гизо.

    4. Прочитайте отрывок.: «…Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек»?

    1)Определите автора, школу, название книги и основную идею – Гегель, гегелевская школа, Философия права, основная идея – внезапная мысль, пришедшая во сне или глубокой ночью.

    2) В чем смысл знаменитой метафоры и какое философское значение несет в себе. Понимание уроков истории, как правило, приходит к людям, народам, всему человечеству лишь в сумерках старости, когда уже поздно и нет сил что-либо менять в своей судьбе.
    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

    1. Раскройте сущность субъективно-идеалистической философии Беркли и Юма.

    Джордж Беркли (1685-1753) -- английский философ; В своей главной работе -- «Трактате о началах человеческого знания» (1710), -- утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.Т еоретической основой идеализма Беркли является его учение об абстракции. Одним из самых важных приложений репрезентативной теории абстракции является учение о нераздельности существования и восприятия. Беркли выражает его краткой формулой «esse есть percipi», т. е. «быть — значит восприниматься».  Можно выделить следующие основные идеи его философии:

    • само понятие материи ложно;

    • существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

    • материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей по отношению к идее;

    • наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

    • единственная очевидная реальность есть сознание человека;

    • со смертью человека и его сознания исчезает все;

    • идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

    • высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

    хрупок и всецело зависит от него.

    Дэвид Юм (1711-76) -- шотландский философ.В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Таким образом, Юм тяготел к агностицизму – учению о непознаваемости мира. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю» Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

    Придерживался следующих взглядов:

    • проблема отношения бытия и духа неразрешима;

    человеческое сознание склонно к идеям;

    • сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

    • без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

    • человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

    • аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

    2. В чем сущность и предмет философии истории, проблемы периодизации и общественного прогресса?

    Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единств

    Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь идёт о человеческой истории. Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том, что, если историю интересует причины определенных конкретных событий, то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом.

    Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека.

    Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

    В структуре общественного прогресса можно выделить два элемента: объективный и субъективный. Объективный элемент – это объективные условия жизни общества, куда входят материальные отношения людей, производительные силы, то есть все те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Субъективный фактор детерминируется объективными условиями, но, как и все социальные явления, обладает относительной самостоятельностью, выражающейся в том, что он имеет внутреннюю логику развития и оказывает существенное влияние на объективный элемент социального прогресса.

    С вопросом общественного прогресса связана проблема периодизации общественного развития.

    Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.Нет единого критерия периодизаии.

    Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. 

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций.( Общеcтвенно-экономичеcкая формация- это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами).Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

    Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений.. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей



    3. Решайте следующие тесты. 1. Философия – это: - Учение о первосущностях. - Учение о предельных основаниях мироздания. - Мировоззрение, где представления о человеке и мире выражены в понятиях. - Учение об истине, добре и красоте. - Наука всех наук.

    2.Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это: - анализ; - индукция; - синтез; - дедукция; -диалектика.

    3. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название: а) конвенциональной; б) социал-экономической; в) патерналистской; г) теократической; д) психологической.

    4. Прочитайте отрывки: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». «…Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

    1) К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему?

    2)Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применению в разных контекстах. Первое высказывание – Человек и общество неразделимы. Любой индивид – это сумма разнообразных функций и обязанностей. Человек-общественный деятель (его роль в обществе, его социальная значимость). Человек-гражданин (его служение своему Отечеству). Человек- семьянин (основоположник отдельной общественной ячейки). Человек-составляющая коллектива (его работа в коллективе, самореализация). Все эти функции невозможны вне общества. Поэтому сущность каждого человека "есть совокупность всех общественных отношений," т.е. его то или иное взаимодействие с обществом. Второе


    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта