Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Решайте следующие тесты .

  • 2.Выделите основные ортодоксальные философские системы Древней Индии

  • 4.Прочитайте следующие строки.

  • Автор

  • В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является

  • Центром социально-политических концепций стало централизованное государство

  • Главные идеологи социальной философии

  • Иоанн Боден. Его главный труд " Шесть книг о государстве".

  • С социально-политическими идеями эпохи Возрождения связана теория естественного права.

  • Активно развивал теорию естественного права Гуго Гроцкий. Он выделял два вида права

  • В эпоху Возрождения создавались первые утопические концепции

  • 2. Выделите специфику философского анализа человека, и основные подходы к человеку в истории философской мысли.

  • философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 308.47 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорфилософия
    Дата23.01.2020
    Размер308.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил.docx
    ТипДокументы
    #105537
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    2. Раскройте сущность деятельности общества и определите ее влияние на природу. В чем заключается сущность и причина экологической проблемы. Выделите основные концепции и пути ее решения.

    Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин "экология" (от греч. okos – дом, жилище и logos – наука) употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

    Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности.

    Проблема взаимоотношений общества и природы в настоящее время есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине XX в., когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

    Человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса.Современный глобальный экологический кризис – нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с

    природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе.

    Составляющие кризиса разнообразны (эрозия почв , закисление почв, опустынивание, загрязнение водоемов, исчезновение лесных массивов, высокие темпы исчезновения различных форм жизни и др. ).

    Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения её биохимических циклов и способности самовосстановления. Мы живем за счет своих детей.

    Вместе с природой деградирует человечество. Растет число генетических заболеваний. Авторитетные зарубежные эксперты считают что в России полным ходом идет процесс дебилизации нации. Многие процессы происходят скрытно до поры до времени, на многие не обращают внимание. В обозримом будущем ученые предсказывают гибель человечества.

    Основные причины современного экологического кризиса:

    * Отсутствие политической воли государства к эффективной деятельности по охране окружающей среды;

    * Слабо развитое законодательство и право в области окружающей среды;

    * Дефекты государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования;

    * Предпочтение отдается экономическому развитию;

    * Удовлетворяются ведомственные интересы за счет игнорирования экологических интересов общества;

    * Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды;

    * Дефицит специалистов экологов;

    * Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры;

    Остановимся на тех путях решения, которые предполагают определенную роль экологического права:

    1. Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Идеи концепции устойчивого развития, то есть ограничения потребления в интересах последующих поколений. Значительная регуляторная роль должна принадлежать экологическому праву и правовой культуре.

    2. Государственная экологическая политика. В государственной экологической политике в качестве механизмов должны использоваться правовые средства: нормирование,

    экологическая экспертиза, сертификация, лицензирование и т.д. Государственная экологическая политика должна предусматривать:

    * независимость органов экологического надзора (контроля);

    * экономическое стимулирование;

    * уменьшение доли сырья в экспорте, ресурсо- и энергосбережение, борьба с браконьерством и т.п.

    3. Формирование современного экологического законодательства.

    * отсутствие "пробелов"

    * механизмы, обеспечивающие реализацию правовых экологических требований, в т.ч. страхование экологических рисков;

    * гармонизация с международным экологическим законодательством

    4. Создание оптимальной системы государственных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Разделение хозяйственно-эксплуатационых и контрольно-надзорных полномочий государственных органов.

    5. Финансирование природоохранных мероприятий.

    6. Привлечение к охране природы широкой общественности, участие общественных экологических организаций в процессе принятия экологически значимых решений.

    7. Экологическое образование.

    На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме пока подземных испытаний. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, для сравнения с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью.

    Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.).

    На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

    · экологизацию экономики;

    · новые экологически безопасные технологии;

    · выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

    Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

    Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии ОС от локального к региональному и глобальному уровням.

    Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, т. е. комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования…

    3. Решайте следующие тесты.1. прогностическая функция философии базируется на

    способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

    2.Выделите основные ортодоксальные философские системы

    Древней Индии: Санкхья, Веданты.

    3.Специфика философской антропологии заключается в то, что она: в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке.

    4.Прочитайте следующие строки. «Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того, как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”.

    Автор-Д. Белл

    «Элита знания» в новом типе общества обладает следующими возможностями: 1 исследовать проблемы развития
    2 предлагать возможные решения проблем
    3 консультировать политическую элиту

    В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является образование
    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

    1. Раскройте содержание социальных теорий эпохи Возрождения и их политико-правовое содержание.

    1. В эпоху Возрождения переосмыслению подверглись не только натурфилософские концепции, но и социально-политические. Формировался новый социальный слой (буржуазия), активно развивалась наука. Необходима была новая теоретическая философская база для объяснения социальных процессов. Идеал церковной теократии уже не мог удовлетворить нового воспитанного слоя интеллигенции.

    Центром социально-политических концепций стало централизованное государство. Основной господствующий общественный класс мещане и буржуазия, которые рассматриваются как главный инструмент борьбы с засильем церкви и религиозных догматов.

    Главные идеологи социальной философии Эпохи Возрождения являются Томас Мор, Никколо Макиавелли, Иоанн Боден, Гуго Гроцкий, Николло Кампанелла.

    Николло Макиавелли.Основные произведения о социальной философии: "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

    Политика для Макиавелли являлась воплощением свободной воли людей. Политика должна быть ориентирована не на божественную целесообразность, но на практику и естественные потребности жизни людей.

    Основой политики Макиавелли является психология (такого термина еще не было в то время). Политика должна опираться на интересы правящего класса, его потребности и желания. Основой политики являются человеческие желания, особенности характера, потребности, свободная воля людей. В этом заключается его психологическая трактовка политики.

    Властитель Нового государства, по Макиавелли, должен быть деспот. Политик не должен быть связан религиозными представлениями, его действия не могут опираться на церковные догматы. Его поведение должно основываться на жестких фактах. Макиавелли впервые выдвигает тезис "Цель оправдывает средства".

    Главным принципом управления государства должна была стать мораль. Но в концепции Макиавелли это была мораль сильных, а не мораль слабых. Макиавелли поддерживал идеи гуманистов. Он не верил в судьбу или религиозный фатум. Человек своими силами должен был сам строить свою судьбу.

    Правитель должен ориентироваться на достижения целей во благо всего государства. Такие цели необходимо достигать любой ценой.

    Таким образом, идеалом государственного устройства Н.Макиавелли является абсолютная монархия.

    Иоанн Боден. Его главный труд " Шесть книг о государстве".

    В его теории также отражается необходимость общества в сильной государственной власти. И. Боден считал, что государственные интересы превыше религиозных.

    Следуя идеям Аристотеля, Боден И. считал, что семья является основой общества и государственного устройства. Задачей государства было защита интересов семьи и интересов частной собственности.

    Единственным источником права был монарх. Государство есть источник власти и силы в обществе.

    Интересной идеей Бодена является идея типизации государств в зависимости от климата. Боден считал, что в умеренных широтах преобладают государства разума. Граждане такого государства занимаются интеллектуальным трудом. В южных государствах государство основано на религии, в северных широтах находятся деспотичные сильные государства.

    С социально-политическими идеями эпохи Возрождения связана теория естественного права. В эпоху античности право рассматривали как договор людей, в эпоху средневековья право имело характер необходимости. Совсем по-другому право рассматривалось в теориях Эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения право стали считать "естественным", т.е. оно имеет человеческое происхождение и вытекает из человеческой природы.

    Активно развивал теорию естественного права Гуго Гроцкий. Он выделял два вида права

    Человеческое право классифицировалось на гражданское и естественное. Первое было обусловлено социально -политическим и историческим концептом. Второе вытекало из естественной природы человека. Естественное право является основой общественного договора.

    В эпоху Возрождения создавались первые утопические концепции. Эти концепции связаны с началом накопления капитала и дифференциацией общества. Это концепции, которые исходят из равенства всех людей. Главными идеологами утопического мышления Ренесанса был Томас Мор и Томаззо Кампонелла.

    Томас Мор.

    Его основное произведение по социальной философии - " Утопия" (краткое название). Утопия переводится с греческого языка, как место, которого нет. Томас Мор переводил этот термин, как Нигдея. Утопия - это какой-то остров, на котором существует идеальное государство. Утопия Т. Мора состоит из двух частей. Во второй части описывается идеальное государства в месте, которого нет. Первая часть утопии посвящена критики экономического и социального положения современной ему Англии.

    Томас Мор видел причину социального неравенства в частной собственности. Он исследовал социально-политические аспекты неравенства. Для устранения социального неравенства необходимо было изменить общественные отношения, считал Томас Мор. Однако законным путем изменить общественный строй практически невозможно, для этого нужна революция.

    В идеальном государстве Томаса Мора все люди имеют права, обязаны работать, частная собственность заменяется общественной. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Все это позволяет достичь высокой производительности труда, которая становится двигателем общественного прогресса. В идеальном государстве Мора есть своя религия, это религия не догматическая. Она связана с верой в божественное начало, как творца человека и мира.Отсутствие частной собственности приводит к отказу от денег. В идеальном государстве существует рабство. Рабами становятся те граждане, которые пошли против закона и стали преступниками, а также военнопленные.

    Томаззо Кампанелла.

    Основное произведение Томаса Кампанеллы - " Город Солнца ". В отличие от Т.Мора он видит главную необходимость революции не в отмене частной собственности, но для установления христианской морали в обществе. Идеал государственного устройства для Кампанеллы - теократия. Он постулирует идею власти папы над всеми христианами. Общественные преобразования необходимы для установления христианской морали.

    Во главе идеального государства Т. Кампанеллы находился жрец - первое духовное лицо государства. Важное различие управления в государстве Т.Компанеллы от Утопии Томаса Мора следующие. В городе Солнца управление носит специализированный характер, государством управляют специалисты. Главный специалист - это метафизик. Этот жрец был мудрецом метафизики, отмеченный солнечным символом. Однако он не мог один управлять государством. Помощниками верховного жреца реализуют на практике три основных принципа бытия: власть, мудрость и любовь. Они занимались военными вопросами, медициной, образованием, свободными искусствами, воспитанием детей. В государстве Компанеллы Т. Политическая и светская власть переплетаются с церковной властью и духовной. Частная собственность в Городе Солнца отсутствовала и заменялась общественной собственность.Т. Мор и Т.Кампанелла представители утопического социализма.

    2. Выделите специфику философского анализа человека, и основные подходы к человеку в истории философской мысли.

    Специфика философского подхода к постижению человека состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

    Cуществуют различные точки зрения по вопросу о том, что есть человек. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как микрокосм. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Аристотель настаивает на единстве души и тела. В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца. Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. В Новое время Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Для И. Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. В немецком романтизме конца XVIII– начала XIX вв. (Гете, Гердер) происходит в некотором роде возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Л. Фейербах в Германии, Н.Г. Чернышевский в России человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. К. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном, относительно которого человек не отдает себе полностью отчета. Экзистенциализм, в первую очередь, обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования.

    Итак, человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача, целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Ведь проблема человека – центральная в философии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта