Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Решайте следующие тесты. 1.Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется

  • 3. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это

  • 4. Впишите недостающее понятие в предложение.

  • В эпоху Возрождения высшей ценностью становится человеческая личность и ее свобода

  • 2. Раскройте сущность природы как основы бытия человека. Раскройте философский аспект проблемы жизни, смерти и бессмертия.

  • Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека

  • 2.Выделите неортодоксальные философские системы Древней Индии

  • 4.Прочитайте следующие строки.

  • 1)Определите автора строк.

  • 3) Определите название концепции времени

  • 4) Определите, насколько соответствуют эти слова современной научной картине мира (в понимании времени).

  • . Главная идея Дж. Бруно

  • философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 308.47 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорфилософия
    Дата23.01.2020
    Размер308.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил.docx
    ТипДокументы
    #105537
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    часть и целое;

  • единичное и общее;

    • сущность и явление;

    • необходимость и случайность;

    • причина и следствие;

    • возможность и действительность;

    • содержание и форма. 

    Законы диалектики:

    • Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает источник движения и развития природы, общества и мышления.

    • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он показывает, как происходит процесс развития и изменения. Переход от одного качественного состояния к другому называется скачком.

    • Закон отрицания отрицания. Он показывает, в какой направленности происходит изменение и развитие, каковы их основные этапы и их взаимосвязь. 

    Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

    Категории метафизики (категории разъединенности):

    • часть и целое;

    • единичное и общее;

    • сущность и явление;

    • необходимость и случайность;

    • причина и следствие;

    • возможность и действительность;

    • содержание и форма. 

    Законы метафизики:

    • - закон тождества;

    • - закон непротиворечия;

    • - закон исключенного третьего.

    Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:

    1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;

    2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;

    3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);

    4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает;

    5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис – антитезис – синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или – или», «если не то, значит – это»;

    6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.

    Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития.

    Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, социальных, технических и др.) 

    Основными категориями синергетики являются: становление, развитие, самоорганизация, открытость, хаос, порядок, аттрактор, кризис, бифуркация, флуктуация, энтропия, параметры порядка, фрактал и др.

    В синергетике выделяют три основные идеи:
    1) нелинейность;
    2) открытость;
    3) сложность, неравновесность, диссипативность.

    3. Решайте следующие тесты.

    1.Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется: картиной мира

    2.Будда в индийской философии: Просветленный

    3. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: индивидуальность

    4. Впишите недостающее понятие в предложение. «Все течет, все изменяется"

    выражает суть диалектических мыслей древнегреческого философа Гераклита.1)

    Раскройте философское содержание данных слов. 2)Определите насколько эти

    слова соответствуют для современной синергетической картины

    мира.3)Рассуждайте о мировоззренческом значении данной идеи в рамках

    современной онтологии.

    1. Это отражает представление Гераклита о том, что мир вечен и находится в постоянном изменении. В качестве первоначала он выделял Огонь: "Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью, вода живет воздуха смертью, земля-воды смертью. " Сущее как подвижное единство, которое находится в постояной борьбе противоположностей. Он считал, что мир находитсяв состоянии ежесекундного обновления и измененя (как переход от противоположности к противоположности).

    2. Синергетикой называют междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются взаимопереходы порядка и хаоса, понимаемые как процессы спонтанной самоорганизации и дезорганизации. Сущность бытия, исходя из позиций синергетики, видится не как статичное, незыблемое его определение, а как глубинная характеристика его становления, связывающая моменты устойчивости и изменчивости, упорядочения и разрушения прежнего порядка. Всё течётвсё меняется» античный фразеологизм. Его буквальное значение — «всё движется». 


    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

    1. Раскройте особенности философии эпохи Возрождения. В чем сущность слов «Человек – творец самого себя».

    1. Антропоцентризм – в центре философии уже не Бог ( как было в период средневековья), а человек. Бог рассматривается как творец, который наделил человека божественным творческим началом. Вера в безграничные возможности и достоинство человека.

    2. Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. В более узком смысле гуманизм –светское вольномыслие, эпохи Возрождения, противостоящее схоластике. (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.)

    3. Пантеизм – отожествление Бога с природой.

    4.Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

    5.Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

    6. Городская культура, геоцентризм, натурфилософия. Задача человека: совершенствовать природу.

    7.Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    8.Натурфилософское (XVI-нач. XVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

    В эпоху Возрождения высшей ценностью становится человеческая личность и ее свобода. Д. Пико делла Мирандола: «Человек - творец самого себя».Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений ("Речь о достоинстве человека", "О сущем и едином")

    У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой

    2. Раскройте сущность природы как основы бытия человека. Раскройте философский аспект проблемы жизни, смерти и бессмертия.

    Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека. Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии, биологии, физики, химии и др.). Философия исследует природу под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских и собственно социологических проблем, а именно: в чем состоят сходство и отличия природы и общества; каков характер взаимосвязи между ними; каковы основные направления и перспективы такой взаимосвязи. Эти проблемы, а также ряд других (современная демографическая и экологическая ситуация, методы и пути ее разрешения) предлагается рассмотреть в этом разделе.

    Одно из первых упоминаний о природе содержатся в философских памятниках Античности. В то время формировалось общее представление о Вселенной, ее строении месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. От Пифагора идет представление о Земле как шарообразном теле. Аристотель полагал, что Земля «накрыта» хрустальным куполом, находятся звезды. Природа в эпоху античности не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости.

    В эпоху христианства отношение к природе существенно меняется. Она рассматривается как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. Схоластическая философия опиралась на учение греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, считала Землю неподвижным центром вселенной.

    Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека:

    Религиозный аспект:

    - неотъемлемой чертой абсолютного большинства религий является представление о смерти как о конце его плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестелесной, духовной жизни. В мифологической философии вообще нет пропасти между живым и мертвым.

    - для античной философии характера идея вечного возвращения; с осознанием противостояния материального и идеального, возникновением представления о бессмертии души (Сократ, Платон): смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела.

    - по исламу, в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. В буддизме признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, сущность которой - отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя.

    Философский аспект:

    - философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни.

    - при рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев - Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают “жизнь как бытие к смерти”. По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, “пограничных” между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на “просветленного” человека за все происходящее. Таким образом, в экзистенциональной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения смысла жизни человека (Васина нам в лекции вообще дала только цитату Ясперса и Хайдеггера).

    - зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций и т.д. Пределом стремлений могут быть наслаждение, душевный покой и удовлетворенность, спасение души, личное самоусовершенствование, счастливая любовь, семья, успех, власть, благо человечества и т.д. Сократ видел смысл земной жизни в подготовке к вечной, потусторонней жизни. В эпоху Возрождения смыслом и целью существования провозглашались земные счастье и блаженство. Однако гуманизм эпохи Возрождения породил и индивидуализм: индивидуалист видит жизнь в самом себе, а ее смысл - в собственном удовольствии. Не лучше обстоит дело и в наш век. Обилие низкопробной "культурной" продукции, стимулирующей разнуздание инстинктов, лишает жизнь человечности, снижая ее ценность. Но каждый человек - частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной.
    3. Решайте следующие тесты.

    1. Содержание аксиологической функции философии составляет

    формирование человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.

    2.Выделите неортодоксальные философские системы Древней

    Индии: Буддизм, Джайниз

    3. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: в) жизнь – это наслаждения,

    желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас

    4.Прочитайте следующие строки. «Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему»

    1)Определите автора строк. высказывание в труде В. Д. Сытенткого, оно взято из Философского энциклопедического словаря. 

    2) Раскройте сущность и философское содержание строк В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от нее. Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Основные свойства пространства: трехмерность, связность, симметричность, единство непрерывности и прерывности, одно­родности и неоднородности и др. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движе­нии и развитии материи.

    К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с дру­гом и с движением материи; зависимость от структурных отно­шений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

    3) Определите название концепции времени. Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель и др.) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Ис­ходя из достижений современных наук, более достоверной вы­глядит реляционная теория. А.Эйнштсйн с помощью сложных физико-математических расчетов доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменят­ся: пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Отсюда вывод: пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

    4) Определите, насколько соответствуют эти слова современной научной картине мира (в понимании времени).

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

    1. Какие научные открытия определили содержание научной революции позднего Возрождения и раннего Нового времени и ее влияние на философию (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон).

    Период конца XV-XVI веков, получивший название эпохи Возрождения, ознаменовал переход от средневековья к Новому времени. Наука Нового времени отличалась существенным прогрессом и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Также он является создателем теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси. Коперник высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную.

    Одним из активных сторонников учения Н. Коперника был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600).. Ряд новых положений, которыми Дж. Бруно дополнил систему Н. Коперника:о существовании бесконечного количества миров; о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею. Главная идея Дж. Бруно – идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, Дж. Бруно был сожжен на костре, на Площади цветов в Риме инквизицией.

    Галилео Галилей (1564-1642) – великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Он сформулировал принцип инерции.Также он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Именно Г. Галилей открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, являетсяпараболой. Ему принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов. Велики его заслуги в области астрономии:* открыл 4 спутника Юпитера;* открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;* увидел, что поверхность Луны гористого строения, и что Луна имеет либрацию (видимые периодические колебания маятникового характера вокруг центра);* убедился, что кажущийся туманностью Млечный Путь состоит из множества отдельных звезд;* принял теории Коперника о строении Вселенной;* считался «отцом» экспериментальной физики, так как верным считал то, что может быть доказано опытным путем;* единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.Галилею пришлось предстать перед судом инквизиции. После длительных допросов он был вынужден отречься от учения Коперника и принести публичное покаяние.

    Творчеством одного из величайших ученых человечества, каковым был Исаак Ньютон (1643-1727), завершалась вторая научная революция. Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. Самое главное научное достижение И. Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки.

    1-й закон:всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил.

    2-й закон:приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела.

    3-й закон:действия двух тел друг на друга равны по величине и направлены в противоположные стороны.

    Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними. Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисления. Он сделал важные астрономические наблюдения, внес большой вклад в развитие оптики (опыты в области дисперсии света). В 1687 году вышел в свет главный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии», заложивший основы современной теоретической физики.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


  • написать администратору сайта