1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
Скачать 166.69 Kb.
|
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика. 40. Место социальной философии в системе философского знания. На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, однако, долгое время оставаясь на периферии внимания профессиональных философии. До конца XVIII - начала XIX века шел поиск собственного предметного поля социальной философии как в рамках общефилософского знания, так и в рамках становящегося комплекса социально-гуманитарных наук. В XIX веке возникают такие науки как социология, культурология, социальная психология и т.д., что способствовало выделению предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии. Таким образом, как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, приблизительно в XIX веке. В это время философские проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования. Социальная философия - раздел философского знания, изучающий специфические особенности общества и его структуру, факторы социальной динамики, а также наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования общества. Центральным понятием социальной философии является понятие «общество». Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Будучи одним из разделов философского знания, социальная философия выявляет основные закономерности возникновения и развития человеческого общества. В процессе изучения социального бытия общество выступает одновременно и как объект и как субъект познания, т.е. происходит самопознание социума. При таком подходе социальная философия исследует общественное сознание и анализирует особенности применения общенаучных и всеобщих методов и форм познания при изучении общества. Здесь раскрывается гносеологическая функция социальной философии. Так как социальная философия помогает человеку ориентироваться в социуме, определять перспективы его развития и находить свое место в нем, то можно говорить о ее мировоззренческой функции. В связи с тем, что социальная философия анализирует и описывает принципы, методы и формы познания общества, помогает планировать направления деятельности человека в обществе, то можно говорить о ее методологической функции. Социальная философия тесно взаимосвязана с гуманитарными науками. С одной стороны, она дает анализ общих принципов, методов и форм научного познания общества, указывает путь и направления их возможного применения, т.е. она является методологией для общественных наук. С другой стороны, история, социология, другие гуманитарные науки дают первичный конкретный материал для сравнения, анализа, обобщения и выводов социальной философии и получения наиболее обобщенного теоретического знания об обществе, Таким образом, можно сделать вывод, что социальная философия представляет собой систему наиболее общих теоретических знаний о закономерностях развития бытия и познания общества. 41. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. В Древней Греции представления об обществе складывались на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости, связывая ее с космическим началом. Нравственность, по мнению Платона, подчинена идеалу государства. Аристотель, исходя из необходимости построения справедливого общества, считал справедливость сочетанием добродетелей человека. В средние века философское понимание общества основывалось на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430) выделяет «град небесный» и «град земной». Смысл истории он видел в движении града земного к совершенству града небесного. Необходимо подчеркнуть, что как христианство, так и другие мировые и национальные религии имеют свои модели устройства общества и государства. Если в христианстве выдвигался постулат договора народа с Богом, (так как «завет» означает договор), то в Новое время договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека. Общественный договор был творением человека разумного, который, согласно Джону Локку, признает право на жизнь, свободу и собственность. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) пытался выяснить происхождение, сущность и пути преодоления социального неравенства. Он сформулировал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства и возникновения государства. Государство, возникшее в результате появления общественного неравенства, в свою очередь обусловило дальнейшее углубление неравенства. Клод Анри Сен-Симон (1760 – 1825), анализируя развитие общества, исходил из того, что идея закономерности и принцип детерминизма, эффективно применяемый в естествознании, необходимо использовать и в сфере социального познания. С идеей закономерности и исторического детерминизма тесно связана идея исторического прогресса, который Сен-Симон воспринимал как поступательное движение от низших общественных форм к высшим. Он полагал, что возможно создание рационального общественного строя как «промышленной системы», под которой он подразумевал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы. Создание такого общества, по мнению Сен-Симона, возможно лишь при всемерном развитии производительных сил и искоренении всяческого паразитизма, при наибольшем расцвете промышленного и сельскохозяйственного производства, основанного на разумном государственном регулировании. Таким образом, в ходе эволюции социально-философской мысли от античности до начала XIX века постепенно происходит выделение общества в качестве специального, самостоятельного объекта исследования. Данная эволюция сопровождалась как расширением круга исследуемых проблем различных сторон жизни общества, так и попыткой выяснения сущности общества, как единого, взаимообусловленного организма. 42. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Социальная философия: область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий. Некоторые философы и социологи превращают общество в самостоятельного субъекта с собственной системой потребностей, интересов и целей, отличных от потребностей и целей индивида. Одним из аспектов социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния. Различные направления соц.философии по-разному решают вопрос об источниках соц.изменений, некоторые усматривают их в сфере духовных смыслов, считая изменение соц.систем следствием изменений культурных систем. Марксиская концепция К. Маркс выделил особый тип - экономических отношения – базис общества (над которым возвышал. надстройка( политич, нравственная и т.д.), котор. явл.производственными от экономич. отнош.).(период восходящего капитализма) Концепция структурного функционализма ПАРСОНС – американский социолог, глава школы структурного функционализма. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере, в его нормативности, наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Рассматривая мотивационную структуру социального действия Парсонс выделил: познавательную ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам и т.п., катектическую ориентацию – способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию – способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» – ценностей или норм. Т. О., Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры. Структурно – функциональный анализ Парсонса был сосредоточен главным образом на исследовании механизмов функционирования общества. Теории коммуникативного действия ХАБЕРМАС – немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия. Еще до появления «Теории коммуникативного действия» (1981) Хабермас противопоставил инструментальному действию (сфера труда) действие коммуникативное – такое взаимодействие (по крайней мере двух) индивидов, которое упорядочивается согласно обязательным нормам. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов. В более поздних работах он выделяет четыре типа действия: стратегическое (частью его становится инструментальное действие), норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое), коммуникативное. Важное значение в концепции Хабермаса получает понятие «жизненного мира». «Жизненный мир» обладает не только функцией формирования контекста коммуникативного действия. Одновременно это резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса. Коммуникативное действие служит и укреплению традиции, и обновлению культурного потенциала, равно как социальной интеракции и формированию солидарности; в аспекте социализации оно способствует формированию личности и личностной идентификации. 43. Общество как система. Понятие общества употребляется в двух основных смыслах. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество США). Первыми философами общественные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Платона и Аристотеля, возникновение общества объяснялось с помощью потребностного подхода. Согласно этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о взаимном разделении обязанностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в основе теории общественного договора, сложившейся в 16-18 веках. Теория общественного договора дополняет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна заключается в чётком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она является классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой является по-прежнему атомарный индивид. В 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально крупные общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу. Так или иначе, нельзя считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Это позволяет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы. Элементом общества является личность, то есть социально развитый человек; наиболее крупные его подсистемы — сферы общественной жизни - экономическая (социально-производственная), социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя прежде всего отношения, складывающиеся между людьми в процессе общественного производства. Социальная сфера — отношения между классами, нациями, социальными группами и другими общностями. Политическая сфера включает в себя деятельность государства, политических партий, общественных организаций, социальных общностей, связанную с борьбой за завоевание, удержанием и функционированием власти в обществе. Духовная сфера – все, связанное с общественным сознанием (наука, искусство, религия и т.д.). Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимосвязи сфер образуют основную структуру общества. Между тем в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д. Взаимосвязи социальных общностей обычно называют общественными отношениями. 44. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества: Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом. 45. Социальная структура общества. Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. В структуру общества входят такие элементы, как социальные группы и общности и социальные институты и организации. Важнейшие элементы социальной структуры общества – социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом обществе таких объединений множество. В широком смысле социальная структура общества это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения. Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения). Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом): - этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания; - демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения; - поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской; - социально-классовая (классы отличаются МОРСом: Местом в системе производства, Отношением к средствам производства, Ролью в организации труда,Способом и размером получения доходов); - стратификационная(многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса); - профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям. |