1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
Скачать 166.69 Kb.
|
21. Критика философской классики и иррационалистическая философия в творчестве А. Шопенгауэра Одной из самых ярких фигур иррационализма является Шопенгауэр, который, как и Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды). Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало «рука об руку» с рассудком и могло быть осознано разумом в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление. Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этическим и даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Не случайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность. 22. Философская жизнь Ф. Ницше Ницше (1844-1900) – немецкий философ, поэт. Язык его философии - язык символов. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Ницше - философ оболганный, запрещенный. Многие сегодня считают Ницше предшественником фашизма. Томас Манн сказал: <Не фашизм - создание Ницше, а Ницше - создание фашизма>. Ницше предвидел создание фашизма, наступление тоталитарного общества и критиковал такую демократию, которая может привести к фашизму. Плохую услугу восприятию философии Ницше оказала его сестра, которая руководила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление философии (Н) и фашизма. А Гитлер стал восприниматься как <сверхчеловек Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм и славянофобия. НИЦШЕ рассматривал следующие аспекты европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, которое пробуждает душу, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон - греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности, особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был один только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды <философом неприятных истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально. 23. Исторические формы позитивистской философии Позитивизм (положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт, французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Втораяисторическая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса и австрийского физика и философа Эрнста Маха. Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика, Рудольфа Карнапа и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур и Людвиг Витгенштейн, принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов. Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера, пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. 24. Философия экзистенциализма и ее основные темы Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского религиозного философа середины XIX в. С. Кьеркегора (Киркегора), а также немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю. Экзистенциализм характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х гг., приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык "философии кризиса". Экзистенциализм действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека. Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый призыв этой философии: "Человек, пробудись!". То есть, займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире, сумей противостоять ему всеми своими силами. Одна из главенствующих установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человеческого существования в форме антитез и парадоксов. Развернутые в различных плоскостях: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания - они отражают трагизм положения человека в мире. Экзистенциалисты утверждают: человек не определяется никакой другой сущностью - ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению, не существует. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Внутри экзистенциализма существует два основных направления: 1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов). Философия существования провозглашает активность человека, его свободу. Особое место занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование смерть. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Э. имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью. 25. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси Философскую мысль Беларуси можно охарактеризовать как пограничное явление, которое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоятельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуитских коллегиях, чему предшествовало освоение мыслительных ходов европейской философии. В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития: • распространение идей Ренессанса и Реформации (XVI-XVII вв.); • развитие схоластической философии в эпоху Контрреформации (XVII - первая половина XVIII в.); • распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.); • становление национального самосознания (вторая половина XIX в.); • развитие ведущих проблем марксистской философии (20-80 гг. XX в.); • включение в мировой философский процесс. Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано, прежде всего, с деятельностью доктора Франциска Скорины. Основные ценности философии Скорины – этические ценности, духовные, практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную жизнь. Скорина выступает за свободу личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир человека. Его самосовершенствование выступает предпосылкой совершенствования общества. Он ценит мудрость человека. Человека Скорина рассматривает как единство общественное, только в обществе жизнь человека наполняется смыслом. Скорина выступает за служение обществу, любовь к ближнему понимается им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Философия Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения. Михаил Гусовский <песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы. Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный, который издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету. Последствиями движения Контрреформации на территории Великого княжества Литовского стало развитие сети учебных заведений, с чем было связано появление профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум, открывались иезуитские коллегиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте (1616), Хойниках, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске. В этих учебных заведениях десятки «докторов философии» преподавали схоластическую философию, основанную на идеях аристотелевской и томистской философии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский. Здесь же преподавал профессор Мартин Смиглецкий. Его основная работа «Логика», написанная на латинском языке, служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий. В XVIII в. осваиваются идеи новоевропейской науки и философии, которые все еще сочетаются с идеями схоластики. Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в их распространении сыграли Казимир Нарвут и Иероним Стройновский. Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений, был опубликован на польском и русском языках. В конце XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского - Полоцкая академия. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830 -1841 гг. Виленский университет был закрыт. Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского и творчество Франтишка Богушевича. В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др. С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ. |