Главная страница
Навигация по странице:

  • Стратификация общества имеет факторы: дохода, богатства, власти и престижа.

  • 47. Линейные интерпретации исторического процесса.

  • Линейные интерпретации

  • 48. Нелинейные интерпретации исторического процесса.

  • 49. Развитие общества как цивилизационный процесс

  • Доиндустриальное общество

  • Постиндустриальная цивилизация

  • 50. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества. Глобальные проблемы

  • Таким образом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человечества.

  • 1. Мировоззрение сущность, структура и, функции


    Скачать 166.69 Kb.
    Название1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
    Анкор1-50_Filosofia_1.docx
    Дата15.05.2017
    Размер166.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50_Filosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #7651
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    46. Современные концепции социальной стратификации.

    Стратификация - это деление общества на социальные слои (страты) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, профессиональном престиже. Она отражает социальную расслоение общества, неодинаковость социального положения их социальное неравенство.

    Существуют три основные формы стратификации: экономическая (определяется уровнем дохода, уровнем жизни), политическая (определяется отношением к власти, возможностью участвовать в решении государственных вопросов), профессиональная (престижность выполняемых профессиональных обязанностей).

    Неравенство уже присутствовало при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов. Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Все самые-самые престижные профессии и должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические

    В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

    Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Стратификация общества имеет факторы: дохода, богатства, власти и престижа. Богатство - это возможность имения либо наличие накопленных доходов в виде наличных. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.

    47. Линейные интерпретации исторического процесса.

    Существуют две фундаментальные версии интерпретации исторического процесса: линейная и нелинейная. Историческое движение понимается либо линейно — от начальной точки до конечного; либо же она течет циклично с «возвращением на круги своя».

    Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Общее для них – констатация очевидной направленности и поступательности социокультурного развития общества, а различное – в трактовке вектора этой направленности и характера смены качественных состояний социодинамики.

    Регрессизм появляется в древнем мире, будучи зафиксированным в концепциях «возврата имен», «золотого века» и пр., и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к цивилизации. Позже он находит отражение в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства. В эпоху Просвещения регрессизм проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. В наше время позиции исторического регрессизма разделяются, представителями достаточно распространенных идейных течений экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

    Прогрессизм оформляется в ХVШ столетии в философии Просвещения, будучи связанным с верой во всесилие разума, наделенного способностью познания природы и общества. Именно необходимый для укрепляющейся индустриальной цивилизации и основанной на использовании достижений научно-технического прогресса рост знаний о мире породил идею социального прогресса.

    Эта идея получила развитие в немецкой классической философии. И. Кант, в частности, принимая идею прогресса, он соотносит ее с совершенствованием правовых и особенно моральных устоев общества. У Г. Гегеля критерием прогресса служит развитие свободы, свидетельствующее, что «Восток знал и знает только, что один (деспот – авт.) свободен; греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны».

    Прогрессизм характерен и для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены общественно-экономических формаций. В структуру формации входят все существующие в данном обществе социальные отношения, характерные для него формы быта, семьи и образа жизни, но основу её составляет определенный способ производства, а в нем – производственные отношения и производительные силы.

    Конфликт между ними, вызванный отставанием первых от вторых ведет к смене способа производства, а значит и к смене типа формации, а так как в организации общественного производства прогресс очевиден, то можно говорить и о прогрессе общества в целом.

    Полное драматизма и человеческих трагедий ХХ столетие выявило несостоятельность свойственного прогрессизму исторического оптимизма и иллюзорность надежд на «светлое будущее». Приоритет начинает отдаваться нелинейным интерпретациям истории, в том числе постмодернистской концепции «постистории», за которыми закрепляется авторство таких достоинств, как отстаивание множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни, акцентирование внимания на плюрализме и вариативности исторического процесса, подчеркивание роли социально-культурных альтернатив в развитии общества. Возникают либо имеющие отчетливый регрессистский оттенок концепции «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «золотого миллиарда», либо превратно истолковывающие сущность общественного прогресса концепции – «конца истории» (Ф. Фукуяма).

    И все же прогрессизм смог возродится. В настоящее время он занял достаточно сильные позиции, оформленные в цивилизационно-стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен в концепциях постиндустриального (Д. Белл, Г. Кан, Ж. Фурастье), информационного (О. Тоффлер, Е. Масуда, М. Порат), посткапиталистического (П. Дракер) и постэкономического (В. Л. Иноземцев) общества.

    48. Нелинейные интерпретации исторического процесса.

    Существуют две фундаментальные версии интерпретации исторического процесса: линейная и нелинейная. Историческое движение понимается либо линейно — от начальной точки до конечного; либо же она течет циклично с «возвращением на круги своя».

    Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении», и обретают впоследствии вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И.-В. Гёте). В дальнейшем данная модель исторического процесса закрепляется и становится опорной в ряде философско-исторических концепций, ставших классическими – в концепциях культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби и др.

    Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

    В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.


    49. Развитие общества как цивилизационный процесс

    В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие цивилизации. Сам термин «цивилизация» до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

    как синоним культуры (А. Тойнби);

    как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер);

    как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

    В последнее время понятие цивилизации легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики. Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты.

    Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций.

    Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития, как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества.

    Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя. В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

    Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально- производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.

    Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

    Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса.

    Постиндустриальная цивилизация отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной. В ней доминирует так называемый «третий сектор» - сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа - профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.

    50. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.

    Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобальные проблемы обладают тремя признаками:

    они охватывают все страны;

    их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность;

    неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубокую катастрофу для человечества, либо даже его гибель.

    Таким образом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человечества. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в техническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы.

    В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систему, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных проблем.

    Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран.

    Вторая группа глобальных проблем — проблемы в системе «человек-общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, злокачественные опухоли, гипертония, СПИД, которые угрожающим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции.

    Серьёзной проблемой на планете является «демографический взрыв». В начале нашей эры численность человечества составляла около 200 млн. человек, в 1999 г. - 6 млрд. человек. Но рост населения продолжается. Острота ситуации состоит в том, что свыше 80% роста населения падает на развивающиеся страны, в результате чего их доля в численности мирового населения неуклонно растёт из-за увеличения в развивающихся странах разрыва в росте численности населения и росте производства материальных благ усиливается нестабильностью в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90% мирового количества голодающих, неграмотных, не полностью занятых.
    Не являются в демографическом отношении благополучными и развитые страны. Здесь наблюдается снижение рождаемости, постарение населения, роет удельного веса пенсионеров в общей массе населения и соответственно увеличение расходов на их содержание. Поэтому демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости, а в развитых странах - на её повышение.

    Третья группа глобальных проблем — проблемы в системе «общество — природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. Экологическая проблема по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем. В обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.
    Перечень глобальных проблем не исчерпывается перечисленными выше. Многие учёные относят к ним ещё проблемы международного терроризма, образования, сохранения духовной культуры и др.

    Предпосылки проблем:

    К предпосылкам их возникновения относится огромный размах хозяйственной деятельности человечества и колоссальное возрастание его воздействия на природу. Человечество превратилось в геологический фактор, отрицательно действующий на биосферу. Другая предпосылка состоит в возрастании процесса интернационализации всей общественной деятельности. Если бы его не было, то проблемы остались бы локальными. Ещё одна предпосылка — эксплуатация развивающихся стран развитыми и обострение неравномерности социально-экономического и научно-технического развития различных регионов планеты. Непосредственной же причиной глобальных проблем послужила стихийность общественного развития и анархия производства в масштабах планеты, погоня транснациональных корпораций за максимальной прибылью в ущерб долговременным коренным интересам общества в целом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта