Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения

  • Мифологическое мировоззрение

  • Религиозное мировоззрение

  • Философское мировоззрение- наука

  • 3. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения

  • 4. Особенности философского мировоззрения

  • 5. Проблемное поле философии

  • Основные проблемы и темы философского мировоззрения

  • 2) Гносеология – учение о познании. Можно ли познать мир Течения гносеологии: • Мир нельзя познать

  • 3) Аксиология – учение о ценностях. Какова природа ценностей

  • 4) Антропология – что такое человек, какова его сущность и как она относится с его существованием. Человеческое действие.

  • 6. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философии Древнегреческая (античная) философия

  • Отличительные особенности античной философии

  • 7. Основные школы и проблемы древнегреческой философии Милетская школа

  • 1. Мировоззрение сущность, структура и, функции


    Скачать 166.69 Kb.
    Название1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
    Анкор1-50_Filosofia_1.docx
    Дата15.05.2017
    Размер166.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50_Filosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #7651
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции

    Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

    В мировоззрении выделяют 2 уровня:

    1. рационально-теоретический

    2. жизненно-практический

    Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

    Мировоззрение включает 3 компонента:

    1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

    2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

    3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

    Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

    Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

    1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

    2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

    3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

    Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

    Исторические типы мировоззрения

    1. Мифологическое мировоззрение

    2. Религиозное мировоззрение

    3. Философское мировоззрение

    2. Исторические типы мировоззрения

    Исторические типы мировоззрения

    1. Мифологическое мировоззрение

    2. Религиозное мировоззрение

    3. Философское мировоззрение

    Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

    Характеристика мифологического сознания:

    1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

    2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.

    3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями

    В мифологическом сознании присутствуют:

    а) метаморфоза

    б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

    в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

    г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

    д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)

    е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

    В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

    1. вместо образа - рациональные понятия

    2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

    3. в философии есть причинно-следственные связи.

    Религиозное мировоззрение

    В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

    Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

    Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

    Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

    1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

    2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

    3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

    4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

    Философское мировоззрение- наука

    Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

    Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

    Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

    1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)

    2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается

    3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

    4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям

    5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику

    Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

    3. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения

    Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

    Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

    В отличие от мифологии и религии, которые строят общую картину мира, опираясь на фантастические представления о мире и веру, на уровне эмоционально-чувственной ступени познания "философия строит общую картину мира на основе рационального познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические и гносеологические обоснования своих положений".

    Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Так, древнегреческий философ Анаксимен, утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха.

    Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Осуществляется поиск единого во многом. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Этот поиск позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам:

    • зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии;

    • функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание;

    • мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и отвечает по-своему на них. Ибо дух отдельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким шло развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и заканчивается размышлением о себе.
    4. Особенности философского мировоззрения

    Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.

    Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному.

    Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности - материальная или идеальная - является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант. В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов - от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

    Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека - бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель).


    5. Проблемное поле философии

    Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному.

    Проблема – важный вопрос, требующий решения или исследования. Философские проблемы носят открытый характер, они не могут быть исчерпаны и окончательно решены, они раскрывают связь человека с миром его бытия, выражают основные направления самоопределения человека в мире.

    Основные проблемы и темы философского мировоззрения:

    1) Онтология – наука о бытии. Что такое бытие? Какова сущность мира?

    Два основных подхода к решению проблем онтологии:

    1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. Этапы материализма:

    Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

    Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

    Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

    Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

    2. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

    Виды идеализма:

    Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

    Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

    2) Гносеология – учение о познании. Можно ли познать мир?

    Течения гносеологии:

    Мир нельзя познать:

    Скептицизм (Перрон).

    Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности).

    Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

    Познаваемость мира:

    Рационализм (мир познается с помощью разума).

    Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

    Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

    3) Аксиология – учение о ценностях. Какова природа ценностей? Рассматривается проблема добра и зла, труда и этики. Мир человеческих ценностей – мир культуры, познание истины.

    4) Антропология – что такое человек, какова его сущность и как она относится с его существованием. Человеческое действие.

    Мир и человек – главные темы философии. Особый интерес имеет осмысление системы человек – мир.

    Основной вопрос философии сформулировал Энгельс, - это есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа.

    Выделяют две стороны этого вопроса:

    1) Что является первичным

    2) Познаваем ли мир.

    5) Праксеология – раскрытие основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиях их бытия.

    6. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философии

    Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в. до н.э. до 6 в. до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

    Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого.

    Отличительные особенности античной философии:

    1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),

    2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"),

    3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),

    4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

    В античной философии выделяют следующие периоды:

    1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),

    2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,

    3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,

    4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),

    5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,

    6. зарождение христианской мысли.

    7. Основные школы и проблемы древнегреческой философии

    Милетская школа

    Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).

    Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

    Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".

    Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

    Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "апейрон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Апейрон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Апейрон нельзя увидеть. Апейрон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

    Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

    Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

    Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

    Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.

    Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами".

    Основные идеи Гераклита:

    1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку",

    2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",

    3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,

    4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово),

    5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта