Главная страница
Навигация по странице:

  • В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

  • Спор об универсалиях Универсалии - это общие понятия.В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:1. реалисты

  • 13. Эмпиризм как основная гносеологическая программа в философии 16-17 вв. Эмпиризм

  • Родоначальником эмпиризма (опыт) выступил английский философ Фрэнсис Бэкон.

  • Английский философ Джон Локк

  • Беркли - английский философ

  • 14. Рационализм как основная гносеологическая программа в философии 16-17 вв. Рационализм

  • Родоначальником рационалистического подхода (разум) – является математик Рене Декарт.

  • Нидерландский философ - Спиноза

  • 1. Мировоззрение сущность, структура и, функции


    Скачать 166.69 Kb.
    Название1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
    Анкор1-50_Filosofia_1.docx
    Дата15.05.2017
    Размер166.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50_Filosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #7651
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Теоцентризм определял такие черты философии Средневековья, как провиденциализм, креацианизм, традиционализм. В Средние века произошел отказ от рациональных методов древнегреческой (античной) философии в объяснении мира и была создана новая модель мира, соответствующая духу христианского учения.

    Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

    Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали.

    Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны).

    Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность).

    Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

    В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

    Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви).

    Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

    Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях.

    Спор об универсалиях

    Универсалии - это общие понятия.

    В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

    1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

    1. до вещей в божественном разуме

    2. в самих вещах, как их сущность или форма

    3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения.

    2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам.

    3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

    Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

    В основе христианства лежит 2 постулата - творение и откровение.

    Творение - сотворенность мира и человека Богом из ничего (носить онтологический характер, т.к. отвечает на вопрос о сущности мира и его возникновении).

    В христианстве явление Бога рассматривается как соотношение 3 его ипостасей:

    1. безначального начала (Бога-отца),

    2. Бога-сына ("логос" - смыслообразующий принцип),

    3. Святого духа (животворящий принцип).

    Откровение - заключается в Священных писаниях. "Познать Бога можно только через его откровения". Религиозное знание отличается от научного. С точки зрения религии познать - значит уверовать. Вера - это социально-психологический принцип, который лежит в основе познания.

    Религиозное мировоззрение характеризуется следующими чертами:

    1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

    2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

    3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

    4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
    12. Особенности философии эпохи Возрождения

    Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Родиной Возрождения стала Италия - самая развитая европейская страна в XIV-XV вв. Экономической основой Возрождения было городское хозяйство, а движущей силой – горожане. Новая эпоха характеризовалась следующими чертами:

    1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире;

    2) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения;

    3) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства;

    4) возникновение и развитие светского реалистического искусства;

    5) формирование экспериментальной науки и естествознания.

    Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира.

    Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский. Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания, то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной.

    Идеи Кузанского применительно к астрономии использовал Николай Коперник. Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Джордано Бруно. Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами.

    Значительный вклад в создание экспериментальной физики внес Галилео Галилей. Создателем ряда медицинских дисциплин считается швейцарский врач Парацельс.

    В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства.

    Первым теоретиком политики стал Н. Макиавелл. В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства.
    Неудовлетворенность общественной жизнью, неравенство людей побуждало некоторых мыслителей создавать проекты нового справедливого общественного устройства. Эти проекты излагались в форме литературных произведений, которые составили такой литературный жанр, как утопия. Особую популярность в позднее Возрождение приобрели книга Т. «Утопия» и книга Т. Кампанеллы «Город солнца».

    Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.

    13. Эмпиризм как основная гносеологическая программа в философии 16-17 вв.

    Эмпиризм — течение новоевропейской философии, представители которого по вопросу об источнике наших знаний выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека.

    Родоначальником эмпиризма (опыт) выступил английский философ Фрэнсис Бэкон.

    Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.

    Френсис Бекон разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

    Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Основные произведения: "Новый органон наук" (старый "Органон" был написан Аристотелем), "Новая Атлантида".

    Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта.

    Френсис Бекон выделяет 2 типа опытов:

    1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку),

    2. Светоносные (приводят к новому знанию).

    Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.

    Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному.

    Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления "форм и простых свойств" или "природ", на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру. Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует.

    Истина по Бекону - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности.

    Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

    Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

    Истину искажают "идолы" (ложные представления, предрассудки):

    1. Идолы "рода" - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно (т.е. органы чувств),

    2. Идолы "пещеры" - у каждого человека есть своя "пещера", которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт,

    3. Идолы "площади" - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений,

    4. Идолы "театра" - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

    Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о "идолах" - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний.

    Английский философ Джон Локк был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении. Ощущение получается в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же - есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Но Локк допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая опыта, что рефлексия, помимо внешнего опыта, порождает существования времени, числа. Но Локк признавал в разуме наличие некоторых задатков, или предрасположенности к той или иной деятельности.

    Развивая идеи Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики, как общей теории знаков и их роли в познании. Значение философии Локка еще и в том, что он наметил диалектику врожденного и социального, чем во многом определил развитие педагогики и психологии.

    Вслед за Гобсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные.

    Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав.

    Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Цель государства - сохранение свободы и собственности граждан. В теории Джона Локка есть истоки либерализма.

    Беркли - английский философ. Выступал с критикой понятий материи, как вещественной основе тел, а так же теорией Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел, и учение Локка о происхождении понятий материи и пространства.

    В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".

    То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.

    Беркли был не только священником и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта

    Английский философ Юм. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: "Не знаю". Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал, как поток впечатлений, причины которых не известны и не постижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. То, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это - чисто психологический фактор. Отсюда Юм делал вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Он утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

    Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях Канта.


    14. Рационализм как основная гносеологическая программа в философии 16-17 вв.

    Рационализм, — течение, представители которого разрабатывали теории, обосновывающие положение, что через органы ощущений истинные знания поступать не могут, и все знания имеют своим источником исключительно ум человека.

    Рационализм решающую роль в процессе познания отводил разуму.

    Родоначальником рационалистического подхода (разум) – является математик Рене Декарт.

    Рене Декарт - французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. "Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания".

    Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

    В своем основном труде - "Рассуждения о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.

    Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. "Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

    Учение Декарта развил Нидерландский философ - Спиноза. Он противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. Он отвергал представление о мышлении, как об особой субстанции. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную субстанцию. Эта субстанция является причиной самой себя и находится вне сознания и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог - есть существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

    Спиноза начинает свой главный труд "О боге" с учения о бытии. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя свойствами - протяжением и мышлением. Материя способна мыслить, а мышление человека - это частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось, как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.

    Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, желание и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей с которыми человек вступает в контакт.

    Огромное достоинство философии С. заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира: единство конечного бесконечного, необходимости и свободы и т.д. Спинозе принадлежит формулировка: "Свобода - есть вынужденная необходимость".
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта