Главная страница
Навигация по странице:

  • «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

  • 27. Системная организация бытия. Система

  • Структура

  • 28. Понятие «материя» и его эволюция.

  • Трактовка материи идеалистическими направлениями философии.

  • 29. Основные свойства материального бытия

  • Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших

  • 30. Диалектика как философская теория развития

  • Основные принципы диалектики

  • 31. Исторические формы диалектики В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики : 1. Стихийная, наивная диалектика античности

  • 2. Идеалистическая диалектика

  • Три закона диалектики (суть истории развития).

  • 1. Мировоззрение сущность, структура и, функции


    Скачать 166.69 Kb.
    Название1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
    Анкор1-50_Filosofia_1.docx
    Дата15.05.2017
    Размер166.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-50_Filosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #7651
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    26. Онтология как философское учение о бытие. Категориальный аппарат онтологии.
    Понятие онтологии впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизики. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология», определив онтологию как науку о бытии вообще. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

    В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия - природной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно. Подобное знание позволяет осуществить рефлексивный переход от описания естественной (физической) реальности с ее эмпирическими объектами к идеальным объектам мышления, работа с которыми позволяет ответить на ряд предельно общих вопросов: что есть реальность? в чем смысл ее бытия? и др.

    В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в античности онтология формировалась как учение о всеобщих, неподвижных основах «истинного бытия»; в Новое время приоритет приобретает гносеология, и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, его бытийных основаниях, соотношении с объективной действительностью и т. п.; с Х1Х-ХХ вв. предметом онтологии предстает бытие человеческой субъективности, но не в сфере вечного, а становящегося бытия.

    Категориальный аппарат онтологии достаточно сложен, изменчив: материя, сущность, явление, необходимое и случайное, возможное и действительное, причина и следствие, единое и многое, часть и целое, движение, развитие и. т. д. Все чаще в классической философии начиная с 17 в. под онтологией понимается натурфилософия.

    Виды бытия: объективная реальность, субъективная реальность.

    Уровни бытия: актуальное и потенциальное бытие.

    Формы бытия: природное, социальное, человеческое, идеальное, виртуальное.

    Решение проблем онтологии: Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, возникает из материи.

    Этапы материализма:

    -Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

    -Новое время (17-18 в.; Бэкон, Локк, Спиноза, Ломентрий).

    -Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

    Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

    Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

    Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир. Виды: Объективный (дух.первооснова (первоначало) сущ-ет объективно, независимо от человека. Платон, Гегель.

    Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Беркли, Юм, Кант).

    27. Системная организация бытия.

    Система (составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

    Основные структурные уровни организации материального бы тия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организован ных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

    В неживой природе такой ряд выстраивается следующим обра зом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегат ных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

    В живой природе: протоплазма (живые молекулы) – клетка – организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

    В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

    28. Понятие «материя» и его эволюция.

    Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая основа всех вещей получила название субстанции.

    Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи.

    В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в. до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

    1) о самодвижении в материи

    2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ.

    3) Материи присуща внутренне мысль.

    Трактовка материи идеалистическими направлениями философии.

    Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления. Не проводится различие между философским пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница свойств, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них.

    В начале 19-20вв. в естествознании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, механическую картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед философами стала задача уточнения понятия <материя>. Это сделал Ленин в работе <Материализм и эмпириализм>. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи:

    1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения)

    2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире.

    29. Основные свойства материального бытия

    Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна, ее части – отдельные объекты, вещи. Материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.

    Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей.

    Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что:

    1) материя состоит из вещей, объектов;

    2) связи, взаимоотношения между ними;

    Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших:

    Время Пространство Движение

    Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

    Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

    Время:

    1) нам присуще биологическое чувство времени;

    2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени;

    3) чувство времени связано с особенностями организма.

    Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

    Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

    Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

    Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

    человеческое время (100 лет);

    историческое время (тысячи лет);

    предысторическое время (млн. лет)

    биологическое время (5 млрд. лет)

    геологическое время ( 6 млрд. лет)

    Космическое время (20 млрд. лет)

    Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

    То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см. Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

    Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени. Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

    Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

    30. Диалектика как философская теория развития

    Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

    Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.

    Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.

    Основные законы диалектики:

    - единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);

    - взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);

    - отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).

    Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление.

    Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи.

    Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

    Существует объективная (первична) и субъективная (вторична) диалектика, отражение объективной. Объективная диалектика – диалектика природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективная диалектика – диалектика мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная диалектика отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий. Объективная и субъективная диалектики – являются противоположностями и между ними есть противоречия, которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.

    Основные принципы диалектики:

    1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой. Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Существуют связи между основными структурными уровнями материи, междеу различными формами движения материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь междуу явлениями.

    2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи.

    31. Исторические формы диалектики

    В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

    2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

    3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

    4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
    1) Аристотель: трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.

    Гераклит (наиболее яркий представитель): учения о мире - представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь - это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Диалектика – источник развития. А развитие – это взаимоотношение противоположных сфер.

    Платон: бытие заключает в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство – искусство диалектики.

    Эпоха Возрождения: идеи совпадения противоположности – Ник. Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного и бесконечного, единого и многого.
    2) Действительность – не только предмет познания, но и предмет деятельности.

    Кант: ввел идею развития в познание природы. Диалектика разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограничивается познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исходный принцип познания.

    Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).

    1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

    2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Диалектика основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

    Немецкая философия – диалектика духа.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта