1. Мировоззрение сущность, структура и, функции
Скачать 166.69 Kb.
|
3) Западники-материалисты являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами революционной демократии. Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток. Белинский. Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриархата на Руси. Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип 4) Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развитии познания, обобщении реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Энгельс: д-ка – наука о наиболее общих законах движения природы и общества Ленин: д-ка – учение о развитии, самое богатое, содержательное и всесторонне учение о развитии Материалистическая д-ка. - метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. 32. Современные концепции антропогенеза Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс. Согласно концепции крупного философа Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Процесс становления человека – это трансформация антропогенеза и социогенеза (человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и социальных отношений) Концепции антропогенеза: Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход). • Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах • Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. • Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время. 33. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. В философии выделяют следующие основные концепции: 1)натурализаторская концепция, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. 2) концепция экзистенциализма: понимает человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, исследователь Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. 3) концепция христианского персонализма, связана с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, с Богом, «образом и подобием» которого она выступает. Божественное тем самым становится основанием для возвышения человеческого. 4) рационалистическая концепция сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке. 5) социологизаторская модель, которую наиболее четко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Таким образом можно отметить то, что каждый из подходов делает акцент лишь один возможный срез человеческого бытия, зачастую игнорируя многомерность личности. Реальная истина о человеке, должна, исходить из того, что человек – это одновременно природное, социальное и индивидуальное и творческое начало. 34. Постклассические версии философских учений о человеке Особенности постклассики: - в центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука); - признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности; - разум привносится в абсурдный мир самим человеком; - критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека; - все вероятностно (разгул случайного); - познание – во многом результат свободного творчества познающего; - релятивизм (истина всегда относительна); - ориентация на практический результат; - критика прогресса; - у каждого общества специфическое развитие. Основные исследовательские программы: Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор: у каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее необходимо выявлять и проявлять. Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают. Ницше: за торжество воли к власти и господство сверхлюдей. Позитивизм: Классический (середина XIX в. Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов.Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки, верификация (только проверяемое уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины – результат соглашений научных мэтров).Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи). Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, совокупность общественных отношений. Психологизм (экзистенциализм, феноменализм, персонализм, герменевтика и философская антропология, то есть Гуссерль, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора). Рассмотрение «пограничных ситуаций» - наивысшего душевного напряжения (в том числе под угрозой), проявляющего самые глубинные потребности данной индивидуальности. Структурализм и постструктурализм (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко): выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. «Все есть язык». По мере развития переход от языка к контекстам. Постмодернизм– всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся. 35. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Важное значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Чарльза Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменения биологических видов Дарвин видел в изменении условий окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Таким образом, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире. Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека. Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса. Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым. По оценкам ученых, человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3,5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длительное время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза. Человек современного вида Homo sapiens выделился около 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни в саванне. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствовался сам. Развивался мозг, гортань, органы чувств, изменялась форма черепа. Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Новые орудия труда позволили перейти от растительной диеты к смешанной, а потребление мяса дало мозгу необходимые вещества для быстрого развития. Использование огня для термической обработки пищи стало важным фактором перестройки человеческого организма. Существенное значение имело регулирование брачных отношений. Животные стада гоминидов основаны на эндогамии – родственных половых отношениях внутри стада. Антропогенез привел к запрету инцеста и установлению экзогамии, то есть брачных отношений с представителями других сообществ. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния. Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек. Как биологическое существо, он представляет особый биологический вид и принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их интеллектуально. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к разным условиям существования. Биологическое в человеке не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, то есть социальные факторы влияют на генетику человека и его наследственность. Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей: способность к изготовлению орудий труда и использованию их как средств производства; сознательная, целенаправленная, творческая деятельность; способность к осмысленному образованию сообществ; организующее насилие по отношению к себе и формирование жизни посредством образов; наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи. 36. Специфика познавательного человека к миру и многообразие форм познания. Познание – творческая деятельность человека направленная на получение достоверных знаний о мире. Оно понимается как процесс, деятельность, а знание – как продукт этой деятельности. Человек выступает как деятельностное существо, способное изменять мир. Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. => Ценность знания велика в техногенном обществе. Познание – это ценность человеческой цивилизации. Специфика познания Познание – специфическое человеческое отношение к миру. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, человек получает возможность предвидеть результаты своей деятельности и развития природных явлений. Познание социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности. Познание – это ценность культуры. Поскольку человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сегодня не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания общество не может функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает таким образом для себя возможность творить. Познание, в отличие от других живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возможность творить. Стимулы и мотивация познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание познания как конструирования образов с помощью языка (например, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно). Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как: Знание - информация об объективном мире природы и общества, Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира. Определение и характеристики знания. Знание является результатом процесса познания. Знание – это некая информация о мире, которая: носит селективный, избирательный характер является упорядоченным опосредованно методами, способами его получения оформлено в виде символических понятий всегда имеет социальное значение признаётся определенной группой людей или обществом в целом Знание содержит в себе культурные программы направляющие человеческую деятельность. Структура знания Можно структурировать различными способами: 1. Обыденное (его носителем является каждый человек) Специализированное (носителем его является определённая группа; это наука, религия, фил, искусство, мифология) 2 Теоретическое (характеризуется большой степенью общности) Практическое (прикладное, инженерное) 3 Личностное, знание-умение (знание-умение, знание того как: пример - велосипедист) Интерсубъективное, знание-информация (знание того что) 4 Явное (вербализированное), выраженное Латентное (невербализированное), в подсознании (растворённое в фигурах опыта, частично пересекается с знанием-умением) 5 Знание о предмете Знание о том как получить новое знание (знание о знание) – метазнание. В науке эту роль играет методология различного уровня. 37. Сущность агностицизма и его разновидности АГНОСТИЦИЗМ – учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был античный скептицизм (Пиррон, Протагор), который утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новоевремя агностицизм был присущ субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое обоснование невозможности человеческих способностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас «вещью в себе». Кант четко поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.), который утверждает: человек не может научными средствами познать мир, который им переживается. 38. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Структура познавательного процесса система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание характеризуется: - непосредственным отражением (феномены); - индивидуальной множественностью и конкретностью; - внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа. Его основные элементы: - ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания; - восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды; - представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению. Рациональное познание отличается: - постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов); - отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей); - опосредованностью языком и культурной традицией. Его элементы: - понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения; - суждение форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом); - умозаключение форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения. Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте. В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства в искусстве, интуиция в религии и т.п.). 39. Познание как постижение истины. Основные критерии истины. Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы. Классическая(корреспондентская)концепция (от Аристотеля) – истина соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы). Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой». Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта): - марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика; - семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка; - когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий; - конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают); - прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех; - феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина согласованность внутреннего опыта. Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение. |