Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие и типы социальной коммуникации

  • Коммуникационный процесс

  • Модели социальной коммуникации

  • Выделяют несколько видов социальной коммуникации

  • 2. Социальные изменения

  • Структурные

  • Функциональные

  • Мотивационные

  • Эволюционные

  • Прогрессивные

  • 1. Семья и брак как социальный институт

  • Социология как наука, курс лекций. Документ Microsoft Word. 1. Объект и предмет социологии


    Скачать 4.1 Mb.
    Название1. Объект и предмет социологии
    АнкорСоциология как наука, курс лекций
    Дата02.05.2022
    Размер4.1 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #507249
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Виды социальных институтов

    По степени формальности социальные институты подразделяются на:

    1) формальные (например, государство) – взаимодействие между субъектами в рамках данного института осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.

    2) неформальные (например, дружба) – формальная регламентация социальных ролей, функций, способов и методов деяльности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.

    В зависимости от реализуемых потребностей:

    1) экономические – это все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т.д., т.е. реализуют потребности добывания средств существования: пищи, одежды, жилья. К ним относят: собственность, деньги, рынок, фирму, трудовую деятельность и т.д.

    2) политические – институты, связанные с поддержанием законов, правил и стандартов, т.е. они реализуют потребность в безопасности и социальном порядке. Это – государство, политические партии, выборы, армия, полиция и т.д.

    3) социокультурные – институты, нацеленные на открытие, освоение и последующее воспроизводство знаний, культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определенных ценностей и норм. Это – образование, мораль, общественное мнение, средства массовой информации, религия, наука и т.д.

    4) семейные – отражают потребности воспроизводства населения (брак, родство, семья).

    5) религиозные – потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни (церковь, культ).

    Базовые характеристики социальных институтов, отличающие их от других социальных образований:

    1. Объективность, независимость от сознания, желаний, предпочтений отдельных людей.

    2. Историчность, т.е. устойчивость в пространстве и времени.

    3. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействий.

    4. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия в данной сфере, принудительность.

    5. Институты обладают моральным авторитетом и культурной легитимностью.

    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый социальный институт можно считать социальной организацией, но не каждую организацию – институтом.

    Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация. Институционализация представляет собой процесс придания различным формам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

    Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов:

    1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных

    организованных действий;

    2. формирование общих целей;

    3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

    6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта, социальный контроль за этой деятельностью со стороны специализированных органов.

    2. Функции социальных институтов.

    Каждый социальный институт выполняет свои специфичные функции в обществе. Между тем есть ряд функций (польза, что они приносят обществу), которые присущи социальному институту как таковому, к ним относятся:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области. Социальные институты транслируют опыт, ценности, нормы культуры из поколения в поколение.

    2. Функция интеграции и сплочения общества – состоит в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества.

    3. Функция регулирования и социального контроля – состоит в регулировании действий индивидов на основе норм, правил поведения, санкций, обеспечивает выполнение желательных действий и запрет нежелательного поведения.

    4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность – нацелена на обеспечение связей, общения, взаимодействия людей на основе определенной организации их совместной жизнедеятельности.

    Осуществляя свои функции, социальные институты пощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальныеинституты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

    В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят должного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов.

    Тема 8. Социальная коммуникация. Социальные изменения

    Вопросы

     

    1. Понятие и типы социальной коммуникации.

    2. Социальные изменения.

     

    1. Понятие и типы социальной коммуникации

    Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации.

    Коммуникационный процесс – это непрерывное паралингвистическое или вербальное взаимодействие участников коммуникации. Однако, чтобы его проанализировать, необходимо выделить отдельные единицы коммуникационного процесса – так уж устроено человеческое познание: для познания непрерывного процесса требуется разделить его на части, фрагменты.

    Источник коммуникации (коммуникатор, или адресант) – это лицо, или группа, или организация, генерирующие сообщение.

    Существует множество определений социальной  коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из их: социальная  коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; – это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; – это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

    Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

    1. Субъекты коммуникационного процесса –  отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);

    2. Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики  и т.п.), а также каналы,  по которым передается сообщение  (письмо,  телефон,  радио,  телеграф  и т.п.);

    3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие)  и  отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

    4.  Эффекты  коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

     Социальная коммуникация в  процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

    1. Интеграцию отдельных индивидов  в  социальные  группы  и  общности,  а последних в единую и целостную систему общества;

    2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей,  социальных организаций и институтов;

    3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг  от друга в процессе их общения и взаимодействия,  что  приводит  к  более глубокому  осознанию  ими  своей  специфики,  к   более   эффективном выполнению присущих им функций.

    Модели социальной коммуникации

    Дж.Голдхаберг создал  харизматическую  модель коммуникации (в основе «харизма» личности, осуществляющей коммуникацию) Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

    – Герой – идеализированная личность

    – Антигерой – “простой человек”, один  из  нас

    – Мистическая личность – чужд нам (“не как мы”), необычен,  непредсказуем.

    Широкое  признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и  политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

    1. Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

    2. Что? (передается) – сообщение

    3. Как? (осуществляется передача) – канал

    4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория

    5. С каким эффектом? – эффективность

    Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной,  некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит  коммуникатор.

    В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс.Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных  и  один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К  функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий  сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

    В модели Де Флюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера – отсутствие фактора обратной связи. Он  замкнул  цепочку  следования информации от источника до цели  линией  обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь  дает  коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и  увеличивает  вероятность  соответствия между отправленным и принятым значением. Шрамм обратили  свое внимание на  поведение  главных  участников  коммуникации  –  отправителя  и получателя, основными задачами которых являются  кодирование,  декодирование и интерпретация сообщения.

    Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

       По характеру аудитории:

     – межличностная (индивидуализированная)

     – специализированная (групповая)

     – массовая

       По источнику сообщения:

     – официальная (формальная)

     – неформальная

       По каналу передачи:

     – вербальная устная и письменная разновидности языка. Вербальные средства изучаются лингвистикой.

     – невербальная систему жестов (но не жестовые языки глухонемых, пантомиму) и вторичные языки (азбуку Морзе, музыкальную нотацию, языки программирования). Невербальные средства изучаются паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

    Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

    – информативные;

    – управленческие;

    – акустические;

    – оптические;

    – тактильные;

    – эмотивные;

    По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:

    – сообщение побудительно-информационного порядка;

    – экспрессивно-эмоциональные взаимодействия;

    В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации подразделяют на следующие типы:

    – традиционная;

    – функционально-ролевая;

    – межличностная;

    – групповая;

    – массовая;

    По средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

    – символически-знаковые и предметно-знаковые;

    – паралингвистические;

    – гипносуггестивные;

    По формам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

    – вербальные;

    – невербальные.

    2. Социальные изменения

    Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальные изменения подразумевают не любые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической, духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.

    Понятие “социальное изменение” конкретизируется понятием развития. Понятие «социальное развитие» обозначает определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, усовершенствования.

    Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:

    1. На уровне личности и межличностных отношений (изменения модального типа личности, либерализация половой морали).

    2. На уровне организаций и институтов (изменение  функций и типов семьи, целей образования).

    3. На  уровне малых и   больших социальных           групп         (появление             фермеров, предпринимателей).

    4. На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

    Виды социальных изменений в зависимости от типа социальных связей:

    1. Структурные социальные изменения - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).

    2. Процессуальные изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения в миграционных процессах, в стратификации общества).

    3. Функциональные изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования, законодательной и исполнительной власти).

    4. Мотивационные изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности (изменения мотивации студентов).

    Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов.

    Также выделяют такие типы социальных изменений как:

    1. Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные, качественные) изменения;

    2. Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);

    3. Имитационные (копирование   существующих   форм   социальной   жизни)   и инновационные (создание новых форм социальной жизни).

    Если наличие социальных изменений в социальных системах признается всеми социологами, то по поводу факторов социальных изменений высказываются различные мнения.

    На вопрос, откуда поступает импульс для социальных изменений, имеются два ответа:

    1)         представители экзогенных теорий (географическое направление) полагают, что социальные изменения порождаются внешними факторами: климатом, ландшафтом и т.д.;

    2)         большинство социологов являются сторонниками эндогенных факторов развития, т.е. полагают, что причины социальных изменений надо искать в самом обществе. Так, представители конфликтного подхода движущей силой развития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущи любому социальному строю. Марксистская социология в качестве главной движущей силы общества видит единство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах. В экономической – противоречие между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической -– борьба классов, в духовной – борьба идеологий.).

    Относительно роли объективных и субъективных факторов в социальных изменений высказываются две точки зрения:

    1) сторонники субъективизма в качестве основной причины социальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида или группы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;

    2) сторонники объективизма полагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.

    На вопрос, носят ли социальные изменения причинно обусловленный или случайный характертакже предлагается два ответа:

    1) марксистский детерминизм подчеркивает причинную обусловленность всех социальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество, существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;

    2) социальный дарвинизм считает, что социальные изменения совершаются благодаря случайным вариациям и природному отбору.

    1. На вопрос о том, какие причины порождают социальные изменения, предлагаются следующие ответы:

    2. Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всего общества.

    3. Социально-экономические теории главную причину видят в экономике, производственных отношениях.

    4. Индустриально-технологические теории полагают, что социальные изменения производны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения:

    1) изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновение биотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породило суррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и в новых социальных ролях);

    2) новые технологии, новая техника создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения, компьютерной техники и т.д.);

    3) новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализирует труд многих высококвалифицированных работников).

    Тема 9. Социология семьи. Культура как социальная система

    Вопросы

     

    1. Семья и брак как социальный институт.

    2. Культура и общество.

     

    1. Семья и брак как социальный институт

    Брак - исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

    До возникновения института брака существовал промискуитет - отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

    Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта