Социология как наука, курс лекций. Документ Microsoft Word. 1. Объект и предмет социологии
Скачать 4.1 Mb.
|
Тема 2. становление и развитие социологииВопросы1. Предыстория социологии: а) античность, б) Новое время. 2. Формирование социологии как науки: О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин. 1. Предыстория социологии: античность Социально-политические воззрения Платона (427-347 до н.э.) носят характер программы сохранения и возрождения эллинского духа в его образцовых формах. П. блестяще исследовал политическую историю Эллады и современную ему ситуацию, что определило форму и порядок жизнедеятельности общества в его теории идеального государства. В поисках образца общественного (тогда отождествлявшегося с государственным) устройства П. обращается к прошлому. Некогда общество непосредственно руководилось богами и пребывало в благополучии. Но “золотой век” почти бесследно канул. Поэтому непосредственно совершенное государство рождается из идеализации спартанского строя и глубокой критики всех без исключения политических форм эллинского мира. Исторически более совершенный тип государства предшествует менее совершенному. Отправной точкой деградации служит аристократия, принципы которой П. и стремится изложить в концепции идеального государства, обезопасив его от действия механизмов разложения. Аристократия – власть лучших, что в представлении П. означает власть божественного закона, который в форме политических решений и законов претворяют в жизнь мудрецы. Но неумолимый рок приводит к тому, что аристократия вырождается в тимократию. Стремление к истине вытесняется духом соревновательности, воинственности, интриги. Со временем тимократия переходит в олигархию с ее одержимостью жаждой богатства. Накопление невиданных состояний влечет резкое классовое деление, появляются всегда готовые на преступление деклассированные элементы. А поскольку пресыщенные дети олигархов развращены и беспечны, наступает передел собственности и устанавливается демократия — самая шаткая, непредсказуемая форма государственного устройства. Политиканы манипулируют мнением толпы самонадеянных, недальновидных и алчных обывателей. Закон постоянно попирается, добропорядочные граждане притесняются, царит произвол. Зреют предпосылки олигархического переворота. Демагоги выдвигают вождя, отстаивающего свободу как абсолютную независимость от чего бы то ни было. Под прикрытием борьбы со злоумышленниками новый лидер уничтожает оппозицию и, окончательно запятнав свою репутацию, становится тираном. Тирания – закономерный итог крайней демократии и конечная фаза разрушения государства. Здесь можно заметить зачатки теории социальной мобильности, хотя для П. слишком мобильное общество – плохое. Итак, пустить политические дела на самотек – значит стать свидетелями гибели. Только организация государственной жизни на философских принципах, только институциональные гарантии разумного управления могут обуздать хаос. Беспорядок распространяется сам собой, а правильный порядок должны насаждать лучшие, знающие истину люди. На этих предпосылках возникает странная, на современный взгляд, модель государственной “тирании нравственности и разума” как единственной альтернативы тирании разврата и бездуховности. П. воспринял от Сократа представления о совершенстве единого божественного начала, о бессмертии души человека, об общей всем людям нравственной первооснове публичной и частной жизни. Мир сотворен демиургом исходя из иерархически упорядоченных неизменных духовных сущностей — идей, венчаемых идеей блага (совершенства, завершенности, соразмерности, стабильности, законосообразности). Поэтому составляющие нравственный мир человека духовные сущности имеют высшее бытийное основание. Мудрец, философ в наибольшей степени приближается к божеству, созерцает идеальный мир, живет в соответствии с божественным законом. Мудреца отличает развитая разумная часть души, соразмерность разумного, страстного и вожделеющего начал души. Поскольку философы руководствуются истинным знанием, постольку они составляют разумную часть государства, имеют право и должны возглавлять его, ведать вопросами управления, законодательства, духовной культуры, воспитания и образования. Правление мудрых – единственный способ обеспечить духовную связь граждан с божеством как цель государства, морали и закона. Философам подчинены воины, оберегающие государство от внешней агрессии и внутренней смуты. Производительным трудом занимаются земледельцы и ремесленники. Чтобы власть не развращалась, в идеальном государстве нет частной собственности, а к управлению допускаются умудренные не моложе 50 лет. Такова суть первой концепции социальной стратификации. Аристотель. По Аристотелю (384-322 до н.э.), целью человека является блаженство, то есть самодостаточная счастливая, разумная, бесстрастная жизнь. Но порознь люди не могут достигнуть ровным счетом ничего. Человек – политическое животное. Ориентируясь на поддерживаемые силой закона высшие образцы нравственности, государство направляет человека к счастью; предоставляя права и свободы, оно делает человека самодостаточным. Государство (общество) органически впитывает в свою структуру природные особенности человека. Человек двупол, поэтому ячейкой государства является семья. Естественно разделение семейных обязанностей, естественно главенство мужчин над женщинами. Естественно и рабство вторых у первых, ибо первые от природы активны и разумны, а вторые – пассивны и зависимы. Формирующие уклад жизни рода отношения мужчины и женщины, рабовладельца и раба дополняются естественным правом собственности. Собственность обусловлена природной тягой человека обезопасить себя, создать комфортную среду обитания. Государство венчает родовые структуры, дополняя естественные отношения власти и подчинения правовыми отношениями между свободными и разумными согражданами. Правовые отношения строятся на принципе справедливости. Справедливость, в свою очередь, имеет две ипостаси: уравнивающую и распределяющую. В отношениях торгового оборота, в вопросах наказания и возмещения ущерба между гражданами действует уравнивающая справедливость (“арифметическое” равенство) – равноценный обмен. Но свободные не равны в отношении идеала разумности и нравственного достоинства, или, в терминологии П. и А., не равны “геометрически”. Недостатки “арифметического” равенствапреодолевает распределяющая справедливость. Прежде всего она действует на политической арене, где власть, полномочия, привилегии, слава предоставляются не поровну, а по заслугам. Критерием нравственного достоинства гражданина, а, значит, и мерой законных притязаний является личная добродетель, причастность к самодостаточной мудрости. Формой закрепления разумности в политике является прежде всего закон. А. оставил сложную классификацию форм правления по критерию распределения имущества, причем “те формы, при которых властвующие имеют в виду общую пользу (…) являются правильными (…) а те, при которых имеется в виду только личное благо правителя — неправильными”. Наиболее устойчива полития – “средний” государственный строй. Совмещая преимущества олигархии и демократии, она избавлена от их недостатков, укрепляет “средний” класс, который, в свою очередь, стабилизирует государство. Политию поддерживают и другие факторы стабильности – верховная власть закона, ориентация граждан государства на нравственное совершенствование, морально и законно вменяемое перераспределение имущества с целью ликвидации крайностей роскоши и нищеты среди свободных граждан. Дух и идеалы политии А. предопределили теорию среднего класса и до сей поры являются привлекательными для западноевропейской политической теории и практики. 2. Предыстория социологии: Новое время Никколо Макиавелли (1469-1527). Акцент – на поведении политического лидера. У М. обществознание стало знанием о поведении людей. Желающий править должен знать законы человеческого поведения. 1) Действиями руководят честолюбие и мотив власти. 2) Умный правитель не должен выполнять все обещания. 3) Творить зло надо быстро, а зло – постепенно. Томас Гоббс (1588-1679). Исходным понятием гоббсовской социальной концепции является понятие человеческой природы. Как для материалиста, для Г. человек – тело в ряду других природных тел, но не просто тело, а наделенное разумом существо. По природе люди эгоистичны, действуют “ради пользы и славы”, вследствие чего все воюют со всеми. А поскольку физические и умственные способности враждующих одинаковы, в естественном состоянии война ведется постоянно. Естественное состояние – это такое состояние человеческого рода, в котором каждый имеет естественное право на все. Такое право внутренне противоречиво. Оно подогревает тотальную войну, а война ведет к самоистреблению. По счастью, люди не только агрессивны, но и сообразительны. Страх смерти и желание вещей, необходимых для хорошей жизни, заставляют искать подходящие условия мира, которые в виде общего правила (первого естественного закона) подсказывает разум: «Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне». Из первого закона выводится второй, по замечанию самого Г., соответствующий известной евангельской максиме: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Зная, что это веление слишком часто остается хорошей декларацией, Г. обусловливает его реализацию заключением соглашений. Требование их выполнения постулировано третьим законом, в котором Г. видит источник справедливости: несправедливость – невыполнение договора. Но фактической справедливости не будет до тех пор, пока не появится принуждающая власть, то есть государство. Оно и только оно способно придать законам реальную силу. В осмыслении сущности и происхождения государства существуют два направления. Одно подчеркивает первичность государственности по отношению к индивидууму, другое усматривает в нем зерно государственности. Г. с большой силой развил второе направление. Общая власть формируется посредством соглашения (общественного договора), заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, что его участники как бы делегируют одному лицу или группе лиц право управлять собой. Путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей достигается принуждение к соблюдению естественных законов и обеспечивается безопасность. Множество людей, объединенных таким способом в одном лице, называетсягосударством. 3. Формирование социологии как науки Огюст Конт (1798-1857) – родоначальник позитивистской социологии. Ввел в обращение термин «социология». Труды: «Курс позитивной философии» (в 6 т.), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (в 4 т.), «Завещание Огюста Конта» (издано посмертно). К. обосновал необходимость научного изучения общества, ориентировал социологическую методологию на наблюдение, поставил вопрос о проведении эмпирических исследований, искал закономерности исторического развития, наметил общие контуры социальной структуры и важнейших социальных институтов. К. (отталкиваясь от Сен-Симона) вывел закон трех стадий развития мышления (всего человечества и отдельного индивида): теологическая – метафизическая – позитивная (научная). Каждая стадия необходима и подготовляет последующую. В конечном счете этим законом определяется все развитие человечества. Для К. позитивизм – средняя линия между эмпиризмом и мистицизмом. Ни наука, ни философия не должны ставить вопрос «почему?», т.е. изучать причины явлений, ибо такие вопросы выводят за пределы опыта и имеют только недоказуемые ответы. Наука анализирует опыт и обобщает, чтобы ответить на вопрос, как происходят явления. Последовательность достижения отраслями знаний позитивной стадии зависит от природы изучаемых явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Сначала физика, потом химия, потом биология. Для завершения системы наук осталось создать “социальную физику”. По К., политический и моральный кризис современного ему общества обусловлен умственной анархией (ср. «разруха не в клозетах, а в головах»), разногласием умов относительно базисных социальных правил. Для выхода из кризиса нужен консенсус, для консенсуса – некоторое количество общих принципов, на которых социология, найдя эти принципы посредством эмпирического изучения фактов, построит общую социальную доктрину. Но для этого требуется привести в стройную систему все знания о личном и коллективном человеческом существовании, изучить чувства, мысли и действия людей. Социология изучает деятельное существо, но в отличие от биологии – как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Социолог должен быть бесстрастным, наблюдателем (ср. с методологией и философскими основами классического естествознания), хотя полностью этого достичь нельзя, ибо человеку надо раздвоиться. В социологии выделяются социальная статика и социальная динамика. Статика изучает условия существования и законы функционирования социальных систем. Иначе это анатомия общества, теория общественного порядка, правильной организации и путей достижения консенсуса. Общество сравнивается с живым организмом. Любой структурный элемент – только в составе целого. В соотношении личности и общества главным выступает общество. Простейшая социальная единица – не индивид, а семья. История человечества – постепенное преодоление эгоизма человека. Блюститель общественного порядка – государство. Подчинение государству – священный долг. Однако ядро единства – дух, мораль, и прежде всего – религия. Когда рушится вера, распадаются социальные связи. Динамика – законы изменения и развития социальных систем. Есть первичные и вторичные факторы эволюции. Первичные – духовные, вторичные – материальные (климат, раса, разделение труда, прирост населения). Стадии развития нам уже известны (теологическая, метафизическая, позитивная. На теологической (древность – XIII в.) господствует религиозное мировоззрение, военно-авторитарные режимы во главе с жрецами и военными. Метафизическая (XIV–XIII вв.) есть переход от старого порядка к новому, поэтому сама стадия – критическая, переходная. На первом плане философы (в идейном отношении), юристы, литераторы, публицисты (в политике). Критическая стадия сыграла важную роль в разрушении теологизма, раскрепостила мышление и общество, ниспровергла “ретроградную аристократию”. Однако породила крайность революционаризма, индивидуализма, либерализма, демократии и стала препятствием прогресса. На позитивной стадии (с XIX в.) – расцвет промышленности науки. Милитаризм уходит в прошлое, вместо аристократии – социократия, начинается научно обеспеченная “социальная инженерия” (позитивная политика на базе социологии). В духовном плане лидируют ученые и философы-позитивисты, деятели искусства, вместо традиционной религии – тот же позитивизм как религия человечества, всеобщей любви к личности, обществу, человечеству. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы. Его многочисленные труды оказали и продолжают оказывать сильное влияние на последующее развитие социологической науки. «Социальное принуждение, коллективное сознание (правосознание), институция (юридическая), система (правовая) — все эти понятия или созданы Д., или по меньшей мере отмечены отпечатком его мысли». Внес особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма. Наиболее значительные труды: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Сторонник биоорганического направления структурно-функционального анализа. Социологический метод. Главная особенность метода Д. – объяснять социальное социальным. Связан с влиянием неокантианства. Задача Д. – преодолеть дилемму «эмпиризм – априоризм». Признает огромную роль ценностей в жизни общества и познании социологического объекта, но считает ценности имманентными обществу. Духовные ценности и идеи лежат между субъектом и объектом познания и трансцендентны только в этом смысле. Поэтому ценности доступны научному объяснению и описанию – т.н. “духовные социальные факты”. Основной методологический постулат: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь – «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким». А именно применительно к ценностям: ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и тем самым становятся рычагами социальной регуляции. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, имеют принудительный характер. Однако в нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через собственные ценностные ориентации человека. Поэтому социальные нормы эффективны тогда и только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет. Социальный факт и социальная структура. Понятие «социальный факт» – одновременно важный компонент концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций (второе важнее). Еще раз к принципу объяснять социальное социальным. Общество – автономная сфера, развивается почти исключительно по внутренним законам. Состояние общества зависит от его морфологии (материальной структуры) и сознания. При этом определяющая причина того или иного социального факта – в предшествующих фактов, а не в сознании. Структура общества и есть совокупность социальных фактов в их функциональной согласованности. И главное – показать не причину отдельного социального факта, а его функцию для социального целого. Эта структура (“внутренняя социальная среда”) двуэлементна: а) элементы, не представляющие собой двигательной силы истории, а лишь изменяющие темпы и направление общественной эволюции (материальные и духовные ценности (право, нравы, искусство); б) люди как коллективная сила (человеческая среда). Главная задача социологии: как различные особенности этой среды влияют на социальные процессы. Во внутренней среде надо искать и причины, и функции. Но сам Д. обращал внимание прежде всего на функции. Не столько причинный, сколько структурно-функциональный анализ. Социология должна преимущественно изучать синхронные и коллективные аспекты социальной действительности, т.е. быть наукой структурирующей несводимое к сумме частей социальное целое – т.н. органицизм. Органицизм. Восходящее к Аристотелю уподобление общества организму сразу было взято на вооружение социологами. Эта мысль вдохновляла еще Конта и Спенсера, а для Д. – один из важнейших регулятивов. С позиции органицизма общество рассматривается в качестве состоящего из взаимозависимых частей интегрированного целого. Социальная реальность вне– и надындивидуальна. Каждая часть общества является как бы его органом и удовлетворяет общественные потребности. Солидарность достигается разделением труда, функциональной взаимосвязью индивидов, моралью взаимных обязательств. Исследование Д. объективных и духовных структур обеспечения социальной солидарности естественным образом предполагало интерес к юридической регуляции и правовому контуру общественного сознания. В свою очередь, “внимание Дюркгейма к праву весьма способствовало ориентации его социологии на то, чтобы стать по содержанию социологией институтов, норм, систем, а по методу — социологией, построенной в большей мере на статистике, чем на монографических описаниях и рассказах”. Органицизм принцип различения нормальных и патологических состояний. Нормальны все отправления социального организма, вытекающие из условий его существования. Преступления, другие социальные болезни в принципе могут быть вполне нормальны, поддерживать необходимые общественные отношения, а их отрицательные последствия могут нейтрализовываться (например, пенитенциарной системой и системой наказаний). Пока общество справляется с болезнями, они нормальны. Непосредственно фиксируемый признак социальной патологии – ее невсеобщность, узкая распространенность. Патология же вызвана разрушением целостности социального организма, что, в свою очередь, связано со слишком высокими темпами социальных изменений. В современном ему обществе таковы рост противоречий между трудом и капиталом, анархия производства, социальное неравенство и т.п. Особую опасность в этом плане представляет гипертрофия государственной власти, подавляющая многообразные формы организации общественной жизни. В данном пункте Дюркгейм близко подошел к Гегелю, философски обосновавшему необходимость гражданского общества для социальной свободы. Опустошение гражданского пространства приводит к прямому противостоянию индивида и государства, однообразная деятельность которого не может приспособляться к бесконечному многообразию частных обстоятельств. В такой атмосфере развивается аномия (ценностно-нормативный кризис) – питательная атмосфера отклоняющегося поведения, поскольку “человек не может привязаться к высшим целям и подчинить себя дисциплине, когда он не видит над собою ничего, с чем он был бы связан. Освободить его от всякого социального давления – значит предоставить его самому себе и деморализовать его”. Общественное развитие, разделение труда, солидарность (основное содержание социологического учения). Сегментарные (простые) общества сменяются организованными (сложными). Ведущий фактор – разделение труда. Оно – объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности. С прогрессом общества вследствие роста специализированности труда и индивидуализации личности люди вынуждены обмениваться своей деятельностью и сплачиваться. В зависимости от качества и уровня солидарности она бывает механическая и органическая. Разделение труда формирует личность, способствует осознанию взаимозависимости, репрессивное право уступает место реститутивному, архаичное сознание сменяется коллективным. Именно в сложном обществе проявляются признаки организма (см. выше). Общество не может процветать, если деградирует личность, и наоборот. Д. анализировал классовую борьбу. Ее причина – ненормальное разделение труда между индивидами, а источник неравенства – неприспособленность индивидов к их профессиональным ролям. Постепенно стал уделять повышенное внимание духовным социальным фактам и в целом личности. В личности борются социальное и индивидуальное: социально заданное – биологически унаследованное, социально заданное – спонтанно-желательное, направленное вовне – направленное вовнутрь и т.д. Социологизм. Автономия социальной реальности, примат социального над индивидуальным и биопсихическим. Социологический способ познания – единственно верный. Другие включаются или исключаются из него. Социология – наука наук. Эти претензии слишком высоки, автор не всегда и сам на их уровне. Макс Вебер (1864-1920) – основоположник “понимающей” социологии и теории социального действия. Применил свои принципы к изучению экономической истории, политической власти, религии, права. “Все единичное, за что он брался, так пламенело, что могло показаться прямым излучением скрытого за ним абсолютного”. Главная идея – обоснование возможности максимально рационального поведения во всех сферах человеческих взаимоотношений. Сильное влияние баденской школы неокантианства (Риккерт): взаимосвязь бытия и сознания строится на основе отношения субъекта к ценности. Но: отношение к ценности¹оценка; наука должна быть свободна от оценочных суждений. Ценности не надысторичны, они выражают общие установки своего времени и потому относительны. Чтобы понять деятелей, надо реконструировать их ценности. Понятие идеального типа. Идеальный тип не цель познания, а средство, позволяющее раскрыть “общее правило событий”. Идеальный тип позволяет: а) конструировать социальный феномен, как если бы он имел место в идеальных условиях; б) рассмотреть его независимо от локальных условий. То и другое помогает понять, что же действительно было (может быть, будет): “фиктивное” – лупа для действительного. Через конструирование идеально-типического исследователь перестает быть статистом, простым регистратором исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние исторических случайностей, а насколько – общих факторов. По Веберу, объяснения социальной жизни невозможны без вычленения ее смысловой составляющей (т.е. без актов понимания), потому что человеческие действия осмысленны, а смыслы обычно субъективно соотнесены с поведением других людей. Действие и получает характер социального, если субъективно мотивировано и ориентировано на других. Социальным считается действие, «субъективный смысл которого относится ко поведению других людей». Не любые акты суть социальные действия (раскрываем зонты под дождем). Типы социальных действий. Понимание всегда приблизительно. Социолог часто дистанцирован от своего объекта по времени и в пространстве, имеет дело с материальными и идеальными объектами и старается понять их субъективное значение. Но если понимание приблизительно, как возможно согласованное социальное взаимодействие? Чтобы ответить на это вопрос, Вебер создает идеально-типическую модель действия индивида, в котором совпадают смысл действия и смысл действующего, т.е.: понять действие – значит понять действующего, и наоборот (это бывает, когда человек точно знает, чего он хочет, и четко стремится к этому). Такое действие целерационально. Но так бывает не всегда. Существуют также ценностнорациональное (основано на вере в самоценность определенного действия независимо от результата), традиционное и аффектное поведение. В собственном смысле социальны только целерациональное и ценностнорациональное действия. Именно они преобладают в индустриальном обществе, с перевесом в пользу целерациональности. Рационализация – всемирно-исторический процесс и “судьба Запада”. (Капитализм – не жажда наживы, а ее рациональная регламентация). Все становится рациональным: труд, денежное обращение, политическая власть, бюрократия, религия. “Атомизм”. Социальные институты есть не реальные субъекты социального действия, а категории определенных видов совместной деятельности. Задача социологии – свести их к понятному поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей. Социология политической власти. Ориентация на другого предполагает взаимные ожидания всех участников политических отношений. Этим обеспечивается легитимность власти. Учитывая это, можно добиться высшей рациональности (государственного) управления. В рамках капитализма возможно создать образцово рациональную власть, для чего нужна рациональная бюрократия. Ее признаки: чиновники лично свободны и подчиняются только по служебному долгу; устойчивая иерархия и пределы компетенции; контракты, свободный выбор, специальная квалификация; денежные вознаграждения; независимость карьерных перспектив от пристрастия начальства; служба – главная профессия; строгая единая дисциплина и контроль. Легитимные типы господства связаны с долями рациональности. Власть на основе веры в рациональность и компетентность власти, обязательность правил; господство на основе традиции; господство на основе аффектов подданных к харизматическому лидеру. В первом случае подчиняются не личности, а законам, все руководит личный интерес, соотнесенный с интересами других. Во втором – патриархальная власть, в третьем – харизматическая. Капитализм дал старт грандиозному процессу рационализации, “расколдовывания мира”, приводящему к автономизации человека и утверждению рационального типа легитимной власти. В отличие от веры в святость традиций или необычайные личные качества лидера, рациональный тип базируется на вере в законность существующего порядка. Социология религии. Особую популярность ученому принесли исследования в области социологии религии. В них убедительно раскрывается тезис о неосуществимости глубоких экономических и цивилизационных изменений за счет чисто экономических ресурсов. Опорная мысль та же: чтобы разобраться в динамике общества, надо попытаться осознать стремления социальных групп в соотношении с преобладающими в нем идеями и ценностями. Первоначально закрепленные в этосе (образе жизни) узкой группы, новые перспективные ценности со временем распространяются за ее пределы и становятся духовными стимулами для широких слоев общества. В религии также можно заметить преобладание либо мистико-созерцательного, либо ритуалистски-культового, либо аскетически-рационального начала. Наиболее рационалистические религии способствуют рационализации общественного строя. Так, по мнению Вебера, этический кодекс протестантской религии, ее “мирской аскетизм” оказал существенное влияние на становление в Западной Европе капиталистического типа хозяйствования и образа жизни (тезис об адекватности духа капитализма и духа протестантизма). Капиталистическое предпринимательство, его основной мотив (экономический рационализм) и форма рационализации (профессиональная деятельность) черпали свой авторитет из специфической морально-религиозной практики, диктовавшей человеку целенаправленное исполнение мирского долга как способ следования божественному предназначению (приумножение славы Божией). Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российско-американский социолог. Его творчество как по глубине охвата, так и по глубине и оригинальности разработки макросоциологических проблем – качественно новый этап социологической науки. Его вклад называют “коперниканской революцией в социологии”, а саму социологию С. – интегральной, т.к. она призвана аккумулировать все лучшее, что было добыто и социологией, и философией, и культурологией, и этикой, и психологией. Большое внимание уделял исходным методологическим проблема социологии. Предмет, структура, роль социологии. «Сколько социологов, столько и социологий». Прежде всего надо выяснить, что такое общество, что такое социальное и т.п. Общество – «совокупность людей, находящихся в процессе общения». Феномен социального – в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». Простейшая модель социального явления и универсальная основа социального анализа – взаимодействие индивидов. Элементы взаимодействия: индивиды, акты, символы интеракции (язык, орудия труда, деньги, живопись и т.д.). Виды: антагонистические и солидаристические, шаблонные и нешаблонные, односторонние и двусторонние. Социология изучает непосредственно наблюдаемые интеракции и является теорией социального поведения, основанного на психофизиологических рефлекторных механизмах (акция – реакция). Вся социальная жизнь – бесконечная цепь акций – реакций. Базисная социологическая триада: личность – общество – культура. Социология имеет дело с “надорганикой” – социокультурным пространством, формирующим личность и определяющим характер ее взаимоотношений с другими личностями. Личность – субъект взаимодействия индивидов, общество – совокупность взаимодействующих индивидов и групп, культура – совокупность значений, ценностей, норм и их носителей, которые объективируют, социализируют эти значения. Социологии положено изучать общие черты такого взаимодействия. Классически представил структуру социологического знания: социальная аналитика (анатомия и морфология); социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов); социальная генетика (учение о происхождении и развитии общества и его институтов); социальная политика (прикладная дисциплина, касающаяся оптимизации социальной жизни, теперь нередко – т.н. социальная инженерия). Но эти взгляды менялись. Еще одна классификация: общая социология (структурная и динамичная) и специальные социологии (теории структуры и динамики различных типов социокультурных явлений). Подчеркивал, что социология – генерализирующая (а не индивидуализирующая) наука. Реформы и революции. Общий социальный цикл: нормальное развитие – революция – нормальное развитие. Т.е., революция – аномалия, «худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс», ибо революционная цена прогресса всегда непропорционально велика, чудовищна. Объективные причины революций: эскалация подавления базовых инстинктов; всеобщий характер такого подавления; бессилие групп порядка. Степень участия в революции зависит от того, в какой степени эти признаки затрагивают данного субъекта. В революции обычно две стадии, причем вторая – контрреволюция, т.к. первая стадия не устраняет, а лишь усиливает революционизирующие факторы, особенно в связи с истощением и усталостью людей. Их инертная масса – удобный материал для “формовки” новым репрессором. Если в огне революции общество не погибло, оно получает шанс жить и развиваться благодаря возвращению к своим истокам, прошлым институтам и традициям, созиданию и сотрудничеству. Тогда революция приходит к логическому концу. “Локомотивы” подлинного прогресса – знания, солидарность, кооперация, любовь. С. сторонник реформизма. Признаки “толковых” (Я) реформ: человечность, в т.ч. сообразность с базовыми инстинктами; тщательное научное обеспечение; тестирование крупных экспериментов на малых масштабах; правовые средства проведения. Социальный порядок – продукт многовекового опыта, разнообразных попыток выработки приемлемых социальных форм. Каждый день функционирования социального порядка есть плебисцит, укорененный в целостной системе основных ценностей и соответственных норм поведения. Проблема социального равенства. Есть два понимания равенства: абсолютное и пропорциональное заслугам. Во втором случае актуален вопрос о критериях измерения заслуг. Прежде он не был индивидуализирован и предопределялся приписанным статусом. В связи с падением наследственных привилегий и бесправия – индивидуализация критериев. Второй аспект их изменения – секуляризация и прагматизация ценностей – «каждому по его капиталу» . На подходе – «каждому по степени его личного социально полезного труда», ибо основная глобальная тенденция – «распространение прав и благ на все человечество». Равенство понимает шире, чем Энгельс социальное равенство в смысле уничтожения классовых различий, т.к. важно равенство не только на экономические блага, а также интеллектуальное, моральное. Стратификация и мобильность. Основы теории стратификации – еще в доамериканский период («Система социологии»). Социально-психическая разнородность отношений вызывает расслоение населения на ряд групп. Принадлежность индивида к ряду систем взаимодействия – сложная система координат. Метод социальных координат: чем шире информация о человеке, тем точнее вырисовываются мотивы его поведения и роль в обществе. Хотел найти важнейшие группы, определяющие общественный процесс. Критерий важности группы – сила ее давления на общество, что связано с численностью, сплоченностью, распространенностью, совершенству технического оснащения. Группы: элементарные (объединенные одним признаком), кумулятивные (двумя и более), конгломераты первого и второго (население страны, человечество). Все они бывают открытыми (вхождение зависит от воли индивида), закрытыми (касты, возрастные), промежуточными (напр., по языку, с чем мы связаны по рождению, но можем изменить). Кумулятивные могут быть солидарными и антагонистическими (классы). Формы расслоения (страты) – по признакам: экономическому, профессионально-престижному, политическому. В основе стратификации: различие функций, различие способностей, различия в окружающей среде (благоприятной или нет). Что объединяет людей в группы, а группы – в общество? – Причинно-функциональные зависимости между тремя элементами: индивидами, актами, смыслами. Здоровое общество – мобильное общество. Мобильность – а) перемещение людей из группы в группу; б) исчезновение и возникновение групп; в) исчезновение и возникновение совокупностей групп. Степень мобильности зависит от степени осуществления принципа индивидуально пропорционального распределения благ. Иначе в высших стратах накапливаются инертные и неспособные (дебильный материал), а в низших – талантливые. Если не работают лифты, жди революции. Жесткая социальная структура опасна. Необходимо постоянно вести эффективное лифтовое хозяйство. Социокультурная динамика. Центральная тема творчества. Социокультура в широком смысле – весь созданный человеком суперорганический универсум: вселенная смыслов, материальная культура (вещественное воплощение смыслов), действия и их формы. “Цемент” социокультуры – ценность. Религиозная культура средневекового Запада – идеационная. Современная – сенсатна. Между ними с 12 до 14 вв. – переходная идеалистическая. Общество способно продуцировать ценности, нормы, значения как бы внутри Я людей, конструирующих общество. Понять общество можно лишь изнутри присущей ему системы ценностей. Последняя – единовременное культурное качество, основной регулятор и матрица культурной жизни. Эмпирические исследования ценностей позволяют периодизировать исторический процесс на цивилизации (социокультуры в узком смысле). Цивилизации уникальны, развиваются циклически, как организмы. Кризис сенсатной культуры (в т.ч. американской) – перекос в сторону материальных ценностей. Новая форма культуры еще только грядет через полосу кошмаров и потрясений. Человечество может выжить, увеличивая и умножая неэгоистическую творческую любовь (добро). Тема 3. Общество и социальные системы Вопросы 1. Понятие и признаки общества. 2. Понятие социальной структуры общества. 1. Понятие и признаки общества Понятие. В широком смысле общество есть совокупность людей, объединенных исторически сложившимися типичными ценностно и нормативно значимыми формами взаимосвязи в целях удовлетворения потребностей и характеризующаяся устойчивостью, целостностью, саморегулируемостью, самовоспроизводством. В узком смысле общество – конкретный вид общества, который отличается общностью территории и целостностью. Конкретизированнее согласно Смелзеру: «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную идентичность». Признаки. Общество – группа, но не наоборот, т.к. оно – самая большая группа на своей территории. По Э.Шилзу, признаки общества: – не является частью более крупной системы; – представители вступают в браки между собой; – пополняется преимущественно за счет потомков людей, уже признанных членами данного общества; – имеет территорию, которую считает собственной; – имеет самоназвание и историю; – обладает собственной системой управления; – существует дольше продолжительности жизни индивида; – сплочено общей системой ценностей (Я: что социологи любят называть культурой). В обычном словоупотреблении «общество» – функциональный синоним «страны» и «государства». В научном обороте их не отождествляют. Государство – особая форма организации власти в пределах данного общества, страна – государство с точки зрения его территориального расположения и границ. 2.Понятие социальной структуры общества 1. Понятия «социальная общность» и «социальная группа». Взаимодействие индивида и общества опосредуется социальными группами, которые являются фундаментом общества. В обществе существуют различные объединения людей и далеко не все из них можно отнести к социальным группам. Временное случайное объединение людей со слабыми социальными связями и разнородным социальным составом можно назвать социальной общностью, но не социальной группой. К таким общностям относят, например, людей оказавшихся в одном месте (пассажиры общественного транспорта или прохожие), толпу, наблюдающую за последствиями автомобильной аварии или митингующую на площади, аудиторию читателей газет или зрителей в кинотеатре. Социальная группа – это совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности. Социальные группы классифицируют по различным основаниям: По характеру связей индивида с группой выделяют: 1. Группы членства – любая группа, членом которой является индивид. 2. Референтная группа – это та группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном. Например, подростки ориентируются на образ жизни своих кумиров, работник организации, который хочет сделать карьеру, на поведение высшего руководства. В зависимости от величины группы и характера взаимодействия ее членов выделяют: 1. Малые – это малочисленная группа (от двух до нескольких десятков человек) социальная группа, члены которой находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом (семья, студенческая группа, бригада, дружеская компания и пр.). 2. Средние – это группы, объединенные в организации (трудовой коллектив предприятия, организации, учреждения). Здесь уже не все члены группы могут общаться лично, контакты будут иметь опосредованный характер. 3. Большие – это многочисленные группы людей, разбросанные на обширных пространствах и характеризуемые опосредованным солидарным взаимодействием (классовые, территориальные, национальные общности). Малые группы, в свою очередь, бывают первичные и вторичные. Первичные группы характеризуются интимностью общения, цель их создания – общение как таковое (семья, друзья). Вторичные характеризуются формальностью контактов (учебная группа, трудовой коллектив), создаются для достижения инструментальных целей (получение образования, заработка). По характеру свойств входящих в них индивидов выделяют следующие виды больших групп: социально-демографические, социально-поселенческие, социально-этнические, социально-профессиональные, социально-классовые и др. В отличие от малых или средних групп, оформленных в организации, большие отличаются: значительным числом членов, отсутствием обязательных личных контактов, отсутствием или относительно малой степенью сплоченности и организованности. 2. Социальная структура общества. Structura (лат.) – строение, размещение, порядок. Под структурой понимается совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, которые составляют внутреннее устройство объекта. Структуру объекта характеризуют: количество компонентов, порядок их расположения характер зависимости между ними. Такое понимание этой категории достаточно оправдано и при изучении социальной структуры. В теоретической социологии преобладают две основные модели социальной структуры: 1. Ценностно-нормативная модель наиболее ярко представлена школой структурного функционализма. Общественную жизнь функционалисты рассматривают как большое количество взаимодействий между людьми и группами и переплетение этих взаимодействий. Для того чтобы проанализировать их, необходимо найти в этой невероятно подвижной социальной системе некоторые постоянные элементы, совокупность которых и образовывает структуру. В ценностно-нормативной модели социальная структура считается надындивидуальным образованием, которое обеспечивает порядок в обществе и очерчивает рамки для личной жизни людей. В качестве элементов данной структуры рассматриваются не индивиды, а социальные позиции – социальные статусы, связанные с ними социальные роли, социальные нормы и ценности, согласно которым происходит проигрывание социальных ролей. 2. Категориальные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют большие группы людей, которые имеют похожие черты. Это пять основных видов больших социальных групп, которые образуют подструктуры общества: социально-профессиональная структура общества – это совокупность социальных групп, которые выделяются в зависимости от характера, содержания труда и сопутствующих признаков. Прежде всего, в профессиональной структуре выделяются профессиональные и должностные группы. Профессиональная группа – большая социальная группа, которая объединяет людей, имеющих один вид деятельности. Профессиональные группы образовывают, например, юристы, врачи, инженеры, водители, продавцы и т. п. Должности формируются в пределах одной профессиональной группы (например, среди медицинских работников существует распределение на санитарок, медсестер, врачей, заведующих отделением, главных врачей и т.п.) и отличаются по объему власти, наличию управленческих функций, уровню знаний и квалификации. Набор, количество и численность социально-профессиональных групп изменяется со временем. Направление изменений определяются индустриально-техническим и социально-экономическим уровнем развития общества. социально-демографическая структура общества – совокупность социальных групп, которые отличаются по возрасту, полу, семейному положению, наличию детей, миграционному статусу. социально-территориальные структура общества – совокупность социальных групп, отличающихся типом поселения и типом региона, в котором живут. По типу поселения выделяют городское и сельское население. социально-этнические структура общества – совокупность этнических групп, которые населяют страну. социально-классовые структура общества – совокупность социальных групп, которые отличаются рангом в социальной иерархии. Социально-классовая структура состоит из классов и социальных прослоек, которые существуют в пределах классов. Указанные виды структур не являются исчерпывающими, к ним можно присоединить и другие – образовательную, религиозную, политическую и т.д. В реальном обществе все эти структуры существуют взаимосвязано. Каждый индивид принадлежит к какой-то профессиональной группе, имеет пол, возраст, этническую и классовую принадлежность, живет в каком-то регионе и типе поселения. Т.е. все виды социальных структур накладываются и создают структуру общества. Тема 4. Методология социологического исследования Вопросы 1. Метод социального эксперимента. 2. Вторичный анализ данных социологического исследования. 1. Метод социального эксперимента |