Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Сущность и исторические типы социальной стратификации

  • 2. Социальная мобильность, виды мобильности

  • 1. Понятие и исторические типы этноса

  • Исторические типы

  • 2. Социальные институты

  • Социология как наука, курс лекций. Документ Microsoft Word. 1. Объект и предмет социологии


    Скачать 4.1 Mb.
    Название1. Объект и предмет социологии
    АнкорСоциология как наука, курс лекций
    Дата02.05.2022
    Размер4.1 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #507249
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность

    Вопросы


    1. Сущность и исторические типы социальной стратификации.

    2. Социальная мобильность.

     

    1. Сущность и исторические типы социальной стратификации

    В обществе существует множество групп, некоторые группы располагаются в одной плоскости (на одном уровне), другие – на разных уровнях или наслаиваются одна на другую, то есть общество представляет собой не плоское образование, а чем-то напоминает слоеный пирог. Верхние слои являются привилегированными, а нижние – социально уязвимыми. Этот феномен в социологии получил название «социальная стратификация».

    Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, пласт) – наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. Страта включает в себя множество людей, сходных по какому-то признаку, чувствующих себя связанными друг с другом. В качестве признака могут выступать экономические, политические, социально-демографические, культурные характеристики, но они обязательно должны быть статусными, т.е. иметь ранговый характер.

    М. Вебер выделил три социальных ресурса, порождающих социальную стратификацию:

    1. Собственность.

    2. Власть.

    3. Престиж.

    Другими словами, социальная группа, находящаяся на более высоком уровне социальной иерархии, обладает большими объемами власти, собственности и престижа.

    Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Различают две разновидности стратификации:

    1. Закрытую – существуют жесткие границы между стратами, запреты на переход из одной страты в другую. Примером закрытой стратификации является деление общества на касты и сословия.

    2.Открытую – нет формальных запретов на переход из одной страты в другую.

    Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.

    1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.

    2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую практически невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков).

    3. Сословие – группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия – духовенство и дворянство – и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.

    4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

    1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.

    2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.

    3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над экономическими ресурсами.

    4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей – между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.

    Понятие класса было введено в оборот французскими историками Тьери и Гизо в 18 в. В современной социологии существует множество классовых концепций. Рассмотрим два основных подхода к анализу классов – марксистский и градационный.

    1. Марксистский подход. Наиболее активно понятие «класс» используется марксистами, однако определения этой категории в работах К.Маркса нет. Главным классообразующим признаком по Марксу является собственность на средства производства. Важнейшим проявлением классовых отношений была эксплуатация одного класса другим. На каждом этапе развития общества К.Маркс выделял основные классы, соответствующие данному способу производства (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, капиталисты и рабочие), и неосновные – пережитки старых или зародыши новых формаций (землевладельцы при капитализме). Деление общества на классы является результатом общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений.По Марксу, класс в своем развитии проходит два этапа – от «класса в себе» до «класса для себя». «Класс в себе» представляет собой формирующийся класс, не осознавший свои классовые интересы. Второй – это уже сформировавшийся класс.

    Отсутствие у Маркса определения класса породило многочисленные, порой противоречивые, попытки дать определение класса по Марксу. В отечественной социологии классическим признается ленинское определение: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (большей частью закрепленному и оформленному в законах), по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

    2. Градационный подход учитывает не один, а несколько критериев классообразования (род занятий, источник и размер дохода, уровень образования, стиль жизни). В рамках этого подхода обычно выделяется три класса (высший, средний и низший) и по несколько страт в каждом классе. Возник данный подход в США и по-прежнему пользуется там популярностью, поэтому приведем данные по распределению населения по классам в современном американском обществе.

    Высший высший класс – богатые семьи знатного происхождения, обладающие огромным состоянием, доставшимся по наследству (менее 1 % 1).

    Низший высший класс – люди высокого достатка, недавно разбогатевшие (нувориши).  В этот класс попадают звезды спорта, кино, разбогатевшие «компьютерные гении» (около 4 %).

    Высший средний класс – высококвалифицированные лица, занятые умственным трудом (юристы, врачи, научная элита, менеджеры высшего звена), владельцы среднего бизнеса, чьи доходы в США составляют свыше 80 тыс. дол. в год (около 15 %).

    Средний средний класс – лица, занятые менее престижным умственным трудом (учителя средней школы, менеджеры среднего звена, бухгалтеры и пр.), чьи годовые доходы в США колеблются от 40 до 80 тыс. дол (около 30 %).

    Низший средний класс – неквалифицированные “белые воротнички” (канцелярские служащие, секретари, кассиры, официанты), а также мелкие собственники и рабочие физического труда, чьи доходы не превышают 40 тыс. дол. в год (около 30 %).

    Низший класс – нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие (около 20 %).

    2. Социальная мобильность, виды мобильности

    Вне зависимости от того, в каком обществе родились индивиды, к какому слою принадлежали от рождения, им присуще стремление к лучшей жизни, они прикладывают усилия для того, чтобы получить больший доход, больше власти, уважение со стороны других. Результат этих усилий в общественных масштабах выливается в такое явление как социальная мобильность.

    Социальной мобильностью называется перемещение индивидов и социальных групп в обществе.

    Виды социальной мобильности:

    1. Горизонтальная мобильность – перемещение в социальном пространстве, при котором не меняется социальный статус индивида (например, менеджер перешел из одной компании в другую, но его должность, доход и объемы власти остались прежними).

    2. Вертикальная мобильность приводит к изменению социального статуса, бывает восходящей и нисходящей, в зависимости от того, повышается или понижается социальный статус индивида/группы.

    3. Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом родителей (если социальный статус сына (дочери) такой же, как у отца (матери), межпоколенная мобильность отсутствует; если социальные статусы детей и родителей отличаются, имеет место межпоколенная мобильность).

    4. Внутрипоколенная мобильность – изменение социального статуса индивида на протяжении жизни, в первую очередь речь идет об изменении профессионального статуса, то есть о карьере индивида.

    5. Индивидуальная мобильность – изменение социального статуса отдельного человека за счет собственных усилий и достижений или ошибок и провалов. Но история знает множество примеров групповой мобильности, когда в результате общественных преобразований менялся социальный статус целых групп людей. Так, в результате Великой Октябрьской революции в России резко понизился статус дворянства.

    6. Структурная мобильность – изменения социального статуса индивидов, обусловленные структурными переменами в обществе, прежде всего, в экономике и технологии производства. Примером может быть повышение социального статуса представителей крестьянства, которые в 30-е годы 20 ст. за счет пополнения рядов рабочего класса. Это стало возможным благодаря процессам индустриализации, которые интенсивно протекали в советском обществе. Структурные изменения могут также провоцировать массовые процессы нисходящей мобильности. Например, развитие компьютерных технологий привело к высвобождению из сферы занятости большого количества индивидов, выполнявших неквалифицированную работу (машинистки, клерки и пр.)

    7. Обменная (циркулирующая) мобильность – изменения в социальных статусах индивидов, которые происходят благодаря расширению социальных возможностей, развитию системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, облегчению доступа в сферу высшего образования. Так, в период после Второй Мировой войны в странах Западной Европы и Америки были созданы системы предоставления стипендий талантливой молодежи, в результате чего дети-выходцы из бедных слоев получили доступ к сфере высшего образования. Для того чтобы повысить социальный статус, индивиды могут воспользоваться так называемыми каналами социальной мобильности – социальными институтами, способствующими восходящим социальным перемещениям. Основными каналами вертикальной восходящей мобильности являются армия, церковь, семья, школа, собственность.

    Тема 7. Социально-этническая структура общества. Социальные институты

    Вопросы

     

    1. Понятие и исторические типы этноса.

    2. Социальные институты.

     

    1. Понятие и исторические типы этноса

    Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они».

    В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.

    Слово «этнос" греческого происхождения, переводится как народ. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности.

    К основным характеристикам этноса можно отнести следующие:

    • общее название,

    • миф об общих предках,

    • общую историческую память,

    • один или более дифференциальных элементов общей культуры (язык, религию, традиции, фольклор),

    • связь с конкретным «родным краем", территорией,

    • чувство солидарности со значительной частью населения (самоидентификация).

    Признаки этноса можно объединить в три группы:

    1. Объективные биологические и природные черты (типичная внешность, «родной край», менталитет).

    2. Объективно-культурные черты (язык, фольклор, традиционная одежда и еда, бытовые традиции, религия).

    3. Субъективные критерии (самоидентификация, чувство принадлежности, солидарности, единства с определенной этнической группой).

    Исторические типы этноса:

    1. Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве.

    2. Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.

    3. Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Народности существуют сейчас и не только в развивающихся странах, но и в индустриально развитых обществах. (Франция: бретонцы, корсиканцы; Великобритания: уэльсцы, галлы, нормандцы).

    4. Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единой территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает чувство солидарности со своей нацией.

    Признаки нации, отличающие ее от народности:

    • устойчивая государственность;

    • общность экономической жизни, основанная на едином национальном экономическом рынке;

    • унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной

    • формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;

    • развитие профессиональной культуры и искусства;

    • формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития.

    В зарубежной литературе сложились две совершенно разные тенденции в понимании нации:

    – этатическая (фр. «этат» – государство), присущая англо-романским странам.

    Понятием «нация" обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности (Франция, США, Канада).

    – этническая («этнос» – народ), свойственная Германии. Понятием «нация" обозначаются люди имеющие общее происхождение, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.

    В разных культурах сформировались разные типы наций: нации-государства в англо-романском мире и нации-этносы в германском мире.

    Современные тенденции развития межнациональных отношений:

    1. Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.

    2. Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.

    Национально-этнические конфликты – это конфликты, связанные с борьбой за права и интересы этнических групп.

    Типология этнических конфликтов:

    1. Культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации.

    2. Социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами.

    3. Статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению политического статуса и объема властных полномочий определенной автономной этнотерриториальной структуры.

    4. Территориальные.

    5. Сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним государством.

    2. Социальные институты

    Общество представляет собой не только совокупность классов, этнических, демографических групп, различных типов личностей, но и выступает как система социальных институтов. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами.

    В общем плане социальный институт можно определить как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение основных потребностей общества.

    Другими словами, социальный институт – это относительно устойчивая модель поведения индивидов и организаций в определенной сфере деятельности.

    Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

    С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведениявоплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

    В структуре социального института выделяют:

    1. Набор социальных позиций и ролей.

    2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

    3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

    4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

    5. Ресурсы и материальные средства.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта