1. основные математические понятия и обозначения
Скачать 0.51 Mb.
|
3.6Теоремы о проекции вектора на осьТеорема 1: Проекция вектора на ось равна произведению длины вектора на косинус угла между вектором и числовой осью. ПрlAB = AB * cos , = ( AB, l ) Доказательство: рассмотрим 2 случая: 1 ) B A1B1 l , cos = AC / AB A C l AC = AB *cos, A1 B1 A1B1 = AB * cos ПрlAB = AB * cos Что и требовалось доказать. 2 ) B A1B1 l C A l AC = AB * cos ( 1800 - ) B1 A1 A1B1 = - AB * cos - A1B1 = AB * cos , т.о. ПрlAB = AB * cos Что и требовалось доказать. Т еорема 2: Проекция вектора на числовую ось равна разности координат начала и конца вектора. A (XA,YA,ZA) , B(XB,YB,ZB), ПрXAB = XB - XA , ПрYAB = YB - YA ПрZAB = ZB - ZA , Д оказательство: A1B1 = OA1 + OB1 , OA1 = XA ; OB1 = - XB B C A1B1 = XA – XB , - A1B1 = XB – XA A l B1 О A1 ПрXAB = XB - XA Что и требовалось доказать. Т еорема 3: Проекция суммы двух векторов на числовую ось равна сумме проекций этих векторов на данную ось. Прl(a + b) = Прl a + Прl b Д оказательство: A2 Поскольку длина A1’ A3’ = A1’ A3’ + A1’ A3’ , a b A3 то Прl A1A3 = Прl A1A2 + Прl A2A3 , A1 a + b l то есть Прl(a + b) = Прl a + Прl b , A1’ A2’ A3’ что и требовалось доказать. Т еорема4: При умножении вектора на число его проекция также умножается на это число (отличное от нуля): Прl (* ) = * Прl Д оказательство: * (>0) = ( , l ) l 1 = (* , l ), если <0 1 * (<0) 1) >0, Прl (* ) = * * cos = * * cos = * *cos = = * Прl 2 ) <0, Прl (* ) = * *cos(1800-)= - * * cos = - * *cos = = * Прl , что и требовалось доказать. Если в пространстве задан вектор , то для него вводят координаты (x, y, z) , x = Прx , y = Прy , z = Прz . Следствия из теорем: 1 ) = (x, y, z) , b = (bx, by, bz) , b = (x bx, y by, z bz) 2) * = (*x, *y, *z) 3) Условие коллинеарности векторов: b = x / bx = y / by = z / bz 3.7Длина вектора. Направляющие косинусы вектораZ aZ Пусть a = (aX, aY, aZ) a O aY Y aX X Так как a является диагональю параллелепипеда, то квадрат его длины равен сумме квадратов всех измерений параллелепипеда: a 2 = (a2X + a2Y + a2Z), откуда a = (a2X + a2Y + a2Z) ПрXa = a *cos, ПрYa = a *cos, ПрZa = a *cos, Направляющие косинусы вектора а будут cos = aX / a cos = aY / a cos = aZ / a Из вышеизложенного следует, что для направляющих косинусов справедливо следующее: сos2 + cos2 + cos2 = (a2X + a2Y + a2Z) / a 2 = 1 |