Главная страница

РАМАЗАНОВА ИСПРАВЛЕНО. 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6


Скачать 0.57 Mb.
Название1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6
Дата20.04.2023
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРАМАЗАНОВА ИСПРАВЛЕНО.doc
ТипРеферат
#1076193
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников



Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, Е.П. Макарова разработала следующие параметры диагностики:

- адекватна реакция на различные явления окружающей среды;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность в зыке.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения она рекомендует использовать следующие методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей. Это – наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент.

Примерный алгоритм проведения практически всех методик заключается в следующем. Перед началом работы считается необходимым проинформировать родителей о сути диагностичеcкой работы, а затем, о поcледующих этапах работы после консультирования, и о сути и необходимости коррекционной работы. Рекомендуется предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта.

Уже первый – диагностико - коррекционный этап дает весьма содержательный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих этапах определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

На первом этапе работы ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявляются "друзья" персонажа. Это необходимо для последующего позитивного позитивного якорения. Определяются "враги" или персонажи, вызывающие негативные чувства, что является "входом" в эмоциональную проблему ребенка. Таким же "входом" может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж.

Далее, в работе используется принцип "режиссера фильма", т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. "Фильм" можно "прокручивать" назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик23.

Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать эмоциональные процессы ребенка, по мнению В.И. Дубровиной, целесообразнее через дидактическую игру. Дидактика это составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Дидактическая игра это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, однако она все же должна оставаться игрой. Как правило, дидактическая игра осуществляется во взаимодействия воспитателя и ребенка, и управляются взрослым. В условиях дидактической игры дети лучше сосредотачиваются, легче переживают и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Для ознакомления детей с чувственным и предметным миром условно выделяются три группы дидактических игр:

Игры, направленные на получение информации о свойствах предметного мира, его отношениях (направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмет как таковой, предмет как результат действия взрослого, предмет как творение человеческой мысли). Целями этих игр является обогащение эмоционального опыта детей сведениями об окружающих предметах.

К играм первой группы относятся игры-раскладки. Они направлены на формирование умения определять, к какому миру относится предмет. Игры-определения, позволяют определить способ использования предметов. Игры-описания развивают умения описывать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям. Игры-турне и т.д.; игры-путешествия также позволяют описывать переживаемые эмоции и чувства. Они позволяют раскрывать удивительный и многообразный предметный мир24.

При реализации игр основной задачей является – формирование у детей внимания к слову, его точному и образному употреблению.

Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи, что позволит затем ребенку использовать слова, описывающие разнообразие чувств и эмоций.

Формируются и практические навыки - умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее и яркое слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также контакт со сверстниками замкнутых детей, подверженных тревожности.

Ребенок научается самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Далее, выполняя сюжетные рисунки, ребенок учится составлять связный рассказ, описывать эмоциональные состояния и настроения своих нарисованных героев.

Коррекционная работа с применением рисунка может быть проведена с любым количеством детей. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

Перед коррекционной работой проводится с ребенком диагностическая беседа, в процессе которой рекомендуется задавать ребенку следующие вопросы.

1. На стадии контакта: Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..

После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога: Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь - так и будет в твоей сказке!

2. На стадии коррекционно- диагностической (обычно через несколько дней после первой встречи), до начала совместного рисования и для "разогрева" можно использовать модифицированный тест Люшера. Можно попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка.

3. Затем, если уже удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета, работу можно завершать. Например, Змей – Горыныч превратился в вазу с цветами, доброго мальчика и т.п. Можно сказать: Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, резвиться и т.д.).

Рекомендуется в конце каждого занятия (обычно длится 30-60 минут), в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, завершать развитие сюжета на промежуточном этапе.

Е.Л. Яковлева подчеркивает, что описать четкий алгоритм работы психолога не удается, поскольку каждая новая сессия может быть совершенно не похожей на другие. Однако, вопросы, наиболее часто задаваемые психологом ребенку, должны быть одинаковыми.

В случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), следует настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая ребенку различные версии. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения.

Однако, в любом случае, основной задачей психолога является организация "встречи" и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх. Важно предлагать ребенку в ходе развития сюжета именно те ресурсы, которые помогут ему переработать свой страх.

Считается вполне уместным и допустимым в ходе возможных "переговоров" персонажа с фигурой, вызывающих страх, разыгрывание действий по ролям. Рекомендуется также при разыгрывании ролей в целях получения наибольшего эффекта – менять эти роли25.

Не рекомендуется ускорять коррекционный процесс. А если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, рекомендуется проработать "периферийные" страхи, что возможно позволит обнаружиться в каких либо новых образах так называемому - "коренному" страху, который непременно проявит себя в рисунке.

Выводы по 1 главе

Таким образом, эмоции играют важную роль в жизни людей, помогают взаимодействовать, воспринимать действительность.

Эмоции очень важны в развитии дошкольников, помогают им не только воспринимать действительность и реагировать на нее.

Эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника. Они придают им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

Эмоции и чувства ребенка проявляясь в поведении, информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, сердит или огорчает его.

В результате неблагоприятного воздействия среды, которая окружает ребенка, формируются многие эмоциональные комплексы детей - неуверенность в себе, склонность к сомнениям и колебаниям, робость, тревожность, нерешительность, несамостоятельность, нередко инфантильность, повышенная внушаемость ребенок.

Эмоциональные комплексы ребенка следует коррекировать еще в условиях детского дошкольного учреждения.

Для коррекции рекомендуется сначала использовать методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей (наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент). С учетом выявленных страхов рекомендуется для коррекции применять арттерапевтические методы – игровую терапию, сказкотерапию и рисуночные методы.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта