Главная страница
Навигация по странице:

  • Дайте определение Глобализации и назовите основные глобальные вызовы современности.

  • Четвертый вызов – острый дефицит воды

  • Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность

  • Шестой вызов - исчерпаемость природных ресурсов

  • Седьмой вызов - Третья индустриальная революция

  • Восьмой вызов - кризис ценностей нашей цивилизации

  • Модернизационные процессы в Республике Казахстан и ее основные принципы в обновлении общественного сознания.

  • Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

  • Иммануила Канта (1724-1804)

  • Освальд Шпенглер (1880-1936)

  • Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 - 5 октября 1960)

  • говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе , поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей. Четвертые акцентируют внимание

  • на знаково-символической стороне культуры Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память

  • культура общества, культура коллектива (организации), культура личности

  • Политические системы. 1. Политические системы и ее разновидности. 1. Политические системы и ее разновидности


    Скачать 257.78 Kb.
    Название1. Политические системы и ее разновидности
    АнкорПолитические системы
    Дата24.03.2022
    Размер257.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Политические системы и ее разновидности.docx
    ТипДокументы
    #414657
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Назовите и обоснуйте приоритеты внешней политики Республики Казахстан.

    С обретением независимости и суверенитета Казахстан встал на трудный путь вхождения в мировое сообщество, определив свое место и роль в современных международных отношениях, выявив приоритеты во внешней политике государства. Молодому государству предстояло решить ряд проблем: показать, что на самом деле представляет собой наше государство, обеспечить международное признание, его безопасность и территориальную целостность. Казахстан был и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами. Глава государства не раз отмечал , что "Казахстан намерен и дальше развивать добрососедские, партнерские, ориентированные на перспективу взаимоотношения с Россией, Китаем, конструктивное стратегическое партнерство с США и странами ЕС". Одним из важнейших приоритетов внешней политики Казахстана является взаимодействие со странами Центральной Азии. Республика продолжает работу по углублению интеграции в регионе. Кроме того, большие возможности и новые перспективы, особенно в экономической сфере, сегодня открываются во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Приоритетными сферами сотрудничества являются транспорт, телекоммуникации, нефтяной и металлургический сектор.

    Что касается казахстанско-российских отношений, здесь достигнут существенный прогресс. Историческое значение для будущего наших двух стран имеет подписанная 6 июля 1998 года в Москве Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентирован­ная в XXI век, Казахстан и Россия сумели сдвинуть с мертвой точки решение проблемы правового статуса Каспийского моря.

    «ВАЕSYSTEMS» заинтересована в развитии авиационной инфраструктуры Казахстана, включая самолетный парк, аэропорты, контроль за авиа движением. Планируется заключение ряда крупных контрактов с ФРГ в сфере добычи и транспортировки нефти с целью значительного увеличения присутствия немецкого капитала в РК.



    1. Дайте определение Глобализации и назовите основные глобальные вызовы современности.

    Глобализация – это процесс объединения или сближения экономических, социальных и культурных норм, привычек и принципов в странах, где прежде экономика и общество имели ярко выраженные национальные черты.

    Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

    Одной из главных глобальных вызовов современности является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

    Другие проблемы, которые наиболее часто ассоциируются с глобалистикой – экологические, энергетические, сырьевые. Они связаны с естественными основами жизни на Земле и представляют огромную угрозу для современной цивилизации.

    Третий глобальный вызов современности – угроза глобальной продовольственной безопасности

    Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище. Без революционных изменений в производстве продуктов питания эти страшные цифры будут только расти.

    Для Казахстана в этом вызове кроются огромные возможности Мы уже входим в число крупнейших экспортеров зерновых культур. Мы обладаем огромными экологически чистыми территориями и можем производить экологически чистые продукты питания.

    Четвертый вызов – острый дефицит воды

    Мировые водные ресурсы также находятся под большим давлением. За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду.


    Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность

    Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии.

    Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии.

    Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности. Наша страна, обладающая крупными запасами нефти и газа мирового уровня продолжает свою политику надежного стратегического партнерства и взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере.

    Шестой вызов - исчерпаемость природных ресурсов

    В условиях ограниченности, исчерпаемости природных ресурсов Земли беспрецедентный в истории человечества рост потребления будет подогревать разнонаправленные как негативные, так и позитивные процессы. Наша страна обладает здесь рядом преимуществ. Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное - максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост.

    Седьмой вызов - Третья индустриальная революция

    Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее. Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека.

    Восьмой вызов - кризис ценностей нашей цивилизации

    Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противоборстве цивилизаций, конце истории, провале мультикультурализма. Нам принципиально важно не втягиваться в этот мировоззренческий дискурс, оберегая наши проверенные годами ценности. На собственном опыте мы знаем, как то, что называли нашей ахиллесовой пятой - многоэтничность и поликонфессиональность, мы обратили в свое преимущество. Мы должны научиться жить в сосуществовании культур и религий. Мы должны быть привержены диалогу культур и цивилизаций.


    1. Модернизационные процессы в Республике Казахстан и ее основные принципы в обновлении общественного сознания.

    Сегодня Республика Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Осуществляемая в стране стратегия сохране­ния и укрепления гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия направлена на обеспечение социальной базы развития демократии.

    Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

    Конкурентоспособность

    Развивая свою конкурентоспособность человек сможет в дальнейшем добиться успехов. Быть конкурентоспособным означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.

    Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.

    Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.

    На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

    Сохранение национальной идентичности

    Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

    Культ знания

    Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

    И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

    Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

    Открытость сознания

    Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».

    Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.

    Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.

    Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.

    В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.

    17.Понятие и сущность культуры, история формирования.

    Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — это разновидность человеческой деятельности, направленная на создание, сохранение, передачу и потребление духовных и материальных ценностей, результатом чего является развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения во всем мире.

    Первона­чально культура обозначала обработку и уход за землей (лат. agricultura), (отсюда — «культура техники земледелия»).

    • В переносном смысле куль­тура —облагоражива­ние телесно- духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура.

    • В широком смысле культура есть совокупность проявлений достижений и творчества народа или группы народов.

    Как наука культура начала восприниматься во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более неразрывным с понятием цивилизации. Для некоторых философов этих границ не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936), наоборот, понятие "культура" противопоставил понятию "цивилизация.

    Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII-XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием.

    Определением культуры занимались многие ученые и мыслители. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 - 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследованием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

    Cуществует множество понятий и определений культуре:
    Одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход).

     Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм.

    Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей.

    Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры

    Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.


    19.Морфология культуры: пространство и время, основные компоненты и параметры.
    Культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: 

    • материальной и духовной культуры

    • Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда —, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.



    Материальная культура — это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека.

    В понятие материальной культуры включают :

    • материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений.

    • Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в ма­териальную культуру.

    К ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

    Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я».

    • Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры — это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях.

    К элементам духовной культуры относят также искусство, религию, науч­ные знания, политические идеалы и ценности.

    Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

    Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

    Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»).

    Обычай — это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

    Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

    Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

    Виды культуры:

    культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

    Человек живет в пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы, осваивает пространство, покоряет его.

    • 18. Расскажите о культуротворческой деятельности человека в развитии общества.

    Культуротворческая деятельность человека выходит далеко за границы его биологического вида. Он создает вещи, которые ему —живи он лишь как природное существо — совершенно ни к чему: книги, механизмы, украшения и т.д. Это обусловлено многообразием потребностей человека как общественного существа.

    Создавая культуру как вторую среду обитания, человек во всей мощи проявляет свой многогранный творческий потенциал. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, но, осваивая специфические условия природы, они создают мир, в котором во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны.

    Культура – это уклад жизни народа, проживающего на определенной территории, она включает историю народа и данной территории, а также видение народом этой жизни. 

    Слова, которые мы произносим, социальные институты, в деятельности которых мы участвуем, искусственные физические объекты, которые используем, служат одновременно и орудиями, и символами. Они существуют в мире вокруг нас, они организуют наше внимание и действие в этом мире. В процессе формирования человеческой культуры деятельность предыдущих поколений накапливается в настоящем как специфически человеческая составляющая окружающей среды.

    Менталитет – это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.

    Вопрос 20

    Исторические типы и формы культуры

    Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.

    Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в чистом виде", как единственная, а должна была делить место под солнцем с другой или другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический процесс развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют однолинейная и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма. Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен проводиться заново.

    Первобытная культура

    Охарактеризуем кратко основные типы культуры. Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции). В ту эпоху орудия труда были примитивными и малопроизводительными, и потому люди, чтобы противостоять могучим силам природы, должны были трудиться сообща. Все это обусловило становление довольно прочных коллективистских традиций в существовавших социальных группах. Письменность была еще неизвестна, и поэтому о первобытной культуре мы можем судить только по археологическим останкам и этнографическим параллелям, которые культурологи проводят при описании жизни народов, в силу конкретных обстоятельств отставших в своем социально-экономическом развитии.

    В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и религия. Хотя первобытные люди накапливают большой жизненный опыт (хорошее знание местной топографии, привычек животных - главных объектов охоты и пр.), у них еще нет науки как формы познания мира, т. к. не достигается разделение умственного и физического труда. Коллективизм был не только сильной, но и слабой стороной первобытнообщинной формации, ибо личность еще не выделилась из коллектива, была слита с ним и не могла раскрыть всех своих творческих возможностей. В общем, можно сказать, что величайшим достижением первобытного общества было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.

    Культура раннеклассового общества
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта