Главная страница
Навигация по странице:

  • Регулятивная функция

  • Компенсаторная функция

  • 30 вопрос. Искусство и культура как формы антропогенеза.

  • 31 вопрос. Культура и цивилизация: понятие и особенности.

  • Политические системы. 1. Политические системы и ее разновидности. 1. Политические системы и ее разновидности


    Скачать 257.78 Kb.
    Название1. Политические системы и ее разновидности
    АнкорПолитические системы
    Дата24.03.2022
    Размер257.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Политические системы и ее разновидности.docx
    ТипДокументы
    #414657
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Функции религии


    Для понимания природы религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет анализ ее функций. Выделяются несколько функций религии: интегративная, регулятивная, компенсаторная, коммуникативная, культуру транслирующая и др.Интегративная функция достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом на примерах социального анализа примитивной религии - тотемизма австралийских аборигенов. Интегративная функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Регулятивная функция религии заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.Компенсаторная функция религии восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в их социальных, межличностных отношениях. Различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды, - оказывают утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение развертывается в плане общения верующих друг с другом.Являясь составной частью культуры, религия выполняет культуротранслирующую функцию .Религия оказывает огромное влияние на общественную жизнь, стимулирует социальные перемены. Например, протестантизм явился мощным стимулом для развития современной западной цивилизации, тогда как восточные религии послужили барьером, который воспрепятствовал индустриальному развитию в таких странах, как Китай и Индия. М. Вебер доказал, исследуя связь религии с социальной динамикой, что единственным поприщем, на котором человек мог достичь успеха и которое давало бы надежное свидетельство об избранности, оставалась профессиональная деятельность, все остальное - искусство, созерцание - расценивалось как идолопоклонство. Должно быть отброшено все, что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга, самоограничение и отказ от роскоши. Капитализм нуждался в мощных моральных стимулах, которые могла дать религия. В дальнейшем капитализм обрел собственные механизмы, обеспечивающие его функционирование, все в большей мере, становясь независимым от религии секуляризованным обществом.

    30 вопрос. Искусство и культура как формы антропогенеза.

    Искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять | универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

    Существуют различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством (т.е. речь идет об искусно исполненной профессиональной .   деятельности, будь то работа врача, актера, рабочего). В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь решающее значение имеет мастерство, но направленное .   на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

    Особый вид социальной практики - собственно худ.творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это 3-ий и самый «узкий» смысл искусства.

    Искусствознание (искусствоведение) - совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с раз- личными явлениями культуры, всю совокупность вопросов I формы и содержания художественных произведении. Искусствоведческие науки: литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусство - знание в узком (наиболее употребительном смысле) - науку о пластических искусствах. В искусствознание входит теория искусств, их история и художественная критика. 1 Искусство - сфера профессионального творчества, фольклор - сфера народного творчества, художественная 1 культура - единство двух этих сфер. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью; эстетической ценностью; нравствен-ной ценностью. Иначе эти виды ценности можно сформулировать как: Истина, Красота, Добро. На эти 3 кита опирается духовная сфера общества. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, называются изящными искусствами (или видами искусства).

    Из 4 составных элементов духовной сферы общества 2 - наука и образование - подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. 2 других элемента - искусство и религия - неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т.е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро.

    Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность (Эстетика - это учение о красоте, или об изящном. Эстетика понимается в двух значениях, как: а) теория прекрасного, б) теория искусства). Специфика искусства заключается в том, что оно осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, которая является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией исторического культурного опыта человечества. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность - художественный мир. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

    Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Худ.образ концентрирует в себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в к.-л. зрительном толковании. Т.е. Худ.образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, фильм и спектакль в целом.

    Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

    Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
    31 вопрос. Культура и цивилизация: понятие и особенности.

    Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
      Для начала истории человечества был характерен материальнодуховный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности.
      С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретнообразной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой - цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов.
      Многозначность понятия «цивилизация»
      Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциал. Немецкие философы и далее всегда строго придерживалась этого различения, что нельзя сказать о мыслителях других страна. Во Франции в XVIII в. чаще употреблялось слово цивилизация, в то же время в Англии оба термина были равноправны. И в дальнейшем — в XIX и XX вв. — в англоязычных работах культура и цивилизация зачастую употребляются как синонимы.
      Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757 г.). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Этим словом все увереннее пользуются П.-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном, идеализованном смысле.
      Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историкотеоретическое обоснование. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость-варварство - цивилизация». Самое важное состоит в том, что слово «цивилизация» появилось на свет в свой срок - в то время, когда завершился великий подвиг деятелей французского Просвещения - издание «Энциклопедии». Во французском языке слово «цивилизация» на протяжении десятилетий не имело множественного числа. Явление мыслилось как универсальное, как всечеловеческая цель. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако именно в это время единство жизни как универсальная идея опровергается в естественных науках.
      Слово «цивилизация» заслоняло идеей исторической общности различие индивидуальных путей. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством универсализма.
      Постепенно формируется представление о культуре как духовном подражании цивилизации, как духе цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. Шпенглер («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурноисторического типа, его разложение.
      Шпенглер предрекал естественный закат культуры. Подобно тому, как смерть является неотъемлемым итогом жизни, выражением строгой и необходимой органической последовательности, в чередовании культурных эпох итогом является их свертывание в цивилизацию. Цивилизация, по Шпенглеру, это крайне искусственное состояние, завершение и исход культур, ее рок. Цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление,вытеснение одухотворенности прозаическими материальнотехническими интересами.
      Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:



      Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

    Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (по проф. М.С.Кагану)



      Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное состояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.
      Типологизация цивилизаций
      Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.
      Цивилизации различаются:
      1. по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;
      2. по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
      3. по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э. Тоффлера: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному (культуры религиозные и светские) принципам.
      Специфика культурного развития остается за пределами такой типологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовлекаются в цивилизационные процессы.
      Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
      В основу этой типологизации положены четыре основных критерия:
      1. общие фундаментальные черты духовной жизни;
      2. общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
      3. взаимопереплетение культур;
      4. наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
      На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
      1. природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
      2. восточный тип цивилизации;
      3. западный тип цивилизации;
      4. современный (техногенный) тип цивилизации.
      Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.
      Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.
      Характерными чертами восточной цивилизации являются:
      • традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;
      • представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.;
      • нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;
      • неразвитость личностного начала; общественная жизнь построена на принципах коллективизма;
      • политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;
      • экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Западный тип цивилизации - характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.
      Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
      1. динамизм, ориентация на новизну;
      2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
      3. индивидуализм, установка на автономию личности;
      4. рациональность;
      5. идеалы свободы, равенства, терпимости;
      6. уважение к частной собственности;
      7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
      Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXI столетия.
      Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества - индустриальное общество и постиндустриальное общество.
      Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация цивилизация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
      В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить; элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новое качество; в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.
      Специфика и основные черты техногенной цивилизации
      Основные черты культурных универсалий, составляющие основу западноевропейской культуры:
      • представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);
      • абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной - к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
      • деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
      • технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
      • быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.
      Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции - борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
      Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
      В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.
      Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриаль- ному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.
      Основные черты культурных универсалий, составляющие основу традиционных культур:
      • ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
      • приверженность существующим образцам поведения;
      • господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;
      • медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности



      Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость - варварство - цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».
      А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. «Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпо- коленная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей. «Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта