Главная страница
Навигация по странице:

  • 38. Роль государственного языка и национальной культуры в сохранении культурного кода нации.

  • 39. Культура труда, учебы, досуга и др. Культура мышления и общения

  • Демонстративное обучение

  • Культура досуга. Соотношение работы и досуга

  • 59. Медиа-культура и модель «Цифровой Казахстан» будущее в свете современности

  • С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра»

  • В 2013 году была принята программа «Халық тарих толқынында»

  • сохранение своей культуры, собственного национального кода.

  • конкурентоспособность

  • компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость

  • Гуманитарная интеллигенция Казахстана должна быть

  • хорошо понимающие современность и будущее. Эволюционное развитие

  • Открытость сознания . Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.Во-первых, понимание того, что творится в большом мире

  • Политические системы. 1. Политические системы и ее разновидности. 1. Политические системы и ее разновидности


    Скачать 257.78 Kb.
    Название1. Политические системы и ее разновидности
    АнкорПолитические системы
    Дата24.03.2022
    Размер257.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Политические системы и ее разновидности.docx
    ТипДокументы
    #414657
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    37. Программная статья Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания.
    Программная статья Президента страны Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дает оценку нашему прошлому и открывает перспективы на будущее, являясь программой духовного обновления нации.

    Программа «Туған жер» будет занимать особое место в сердцах жителей нашей страны. Основные идеи статьи очень близки по духу всем казахстанцам. К примеру, благодаря поддержке неравнодушных бизнесменов, предпринимателей в республике были открыты спортивные площадки и детские сады. В рамках государственно-частного партнерства была построены современные школы. Развита благотворительная деятельность и меценатство.

    В годы становления независимости нашей республики увеличилось количество детских садов и школ с государственным языком обучения и воспитания. Увеличивается рождаемость в целом по стране.

    Говоря о трехязычной политике образования, можно констатировать, что молодежь Казахстана на высоком уровне изучает как казахский, русский, так и английский язык.

    В статье Главы государства на всенародное обсуждение было вынесено предложение о переходе казахского алфавита на латиницу до 2025 года. Переход откроет новые перспективы в сфере технологий, благодаря чему нация сможет получить возможность развиваться и достигнуть показателей самых развитых стран мира.

    Статья Н.А. Назарбаева является новым историческим документом, который призван объединить нацию. Опираясь на передовой опыт развитых стран, в статье уделяется особое внимание методам, которые воспитают конкурентоспособное поколение граждан через призму реализации идеи «Мәнгілік Ел». Чтобы достичь этой цели необходимо изменить свой духовный мир.

    Еще одной важной частью статьи является программа «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам, которая направлена на то, чтобы дать новое качественное образование учащимся и всему подрастающему поколению, используя современные технологии и опыт развитых стран.

    Елбасы большое внимание уделяет развитию образования, потому что нация, которая уважает знания - всегда достигает огромных высот. За годы независимости было построено 1300 школ. Все проекты, которые упомянул Президент в своей статье, находят положительные отклики среди учителей и педагогического состава страны.

    Таким образом, в статье Президента РК поднимаются конкретные пути и решения в повышении национального духа в XXI веке.

    Перед системой образования и педагогической общественностью страны стоят глобальные задачи по исполнению поручений, поставленных Главой государства в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

    38. Роль государственного языка и национальной культуры в сохранении культурного кода нации.

    Язык как зеркало народной культуры, народной психологии и философии, во многих случаях как единственный источник истории народа и его духа давно воспринимался таковым и использовался культурологами, мифологами в их изысканиях. На понимании неразрывности и единства языка и культуры в широком смысле этого слова основывалась в 30-40 гг. прошлого века известная школа Сэпира-Уорфа. Но активное и конструктивное свойство языка и его способность воздействовать на формирование народной культуры, психологии и творчества обнаруживали и вскрывали ещё в XVIII в. и в начале XX в. И.Г. Гердер и В. Гумбольдт. Их идеи нашли свой живой отклик во многих славянских странах, в том числе и в России.

    Отношения между языком и культурой могут рассматриваться как отношения целого и его части. Язык может быть воспринят как компонент культуры или орудие культуры (что не одно и то же), в особенности когда речь идёт о литературном языке или языке фольклора. Однако язык в то же время и автономен по отношению к культуре в целом, и его можно рассматривать отдельно от культуры (что и делается постоянно) или в сравнении с культурой как с равнозначным и равноправным феноменом.

    Археологический материал и прежде всего предметы материальной культуры сменяются с течением времени: одна культура возникает и занимает место другой, вытесняет её даже в тех случаях, когда можно наблюдать факт преемственности, то есть некоего перерастания одной культуры в другую – последующую. Иное положение наблюдается в сфере духовной культуры. Элементы новой культуры не сметают и не сменяют элементов старой, а проникают в неё, уживаются с ней, вступают в различного вида соотношения (синонимии, дополнительного распределения, вариантности и диалектности в географическом плане).

    Всё это говорит о великой роли языка в сохранении культуры. Он является самым прочным «цементом», связывающим нас с историческим прошлым. Понятие «нация» включает в себя множество компонентов: самосознание, менталитет, традиции, и, конечно, язык. Неграмотно использовать свой язык – значит обособляться от истории своей страны, потерять связь с предками, с их культурным наследием. Нация сильна только тогда, когда хранит и чтит традиции, помнит свою историю, любит свою родину и бережёт свой язык, язык великих писателей: Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и многих других, чьими шедеврами восхищаются во всём мире. А беречь его необходимо: от засилья иностранных слов, от нецензурной брани, от слов-«паразитов», словно плесень, разъедающих красивейший, великий русский язык. Владимир Маяковский в своём стихотворении «Нашему юношеству» писал: «Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте… Товарищи юноши, взгляд – на Москву, на русский вострите уши!». Нельзя называться образованным человеком, достойным гражданином своей страны, не храня свою культуру и свой язык. А отсюда и главная задача каждого человека: воспитать новое поколение в уважении к русской нации, к русскому языку, русской культуре. Поколение, воспитаны на традиционных сказках, былинах, преданиях, традициях, станет поправу сильной нацией, уважающей себя, и уважаемой другими. Мы, будущие учителя, будем учить детей иностранному языку, но нельзя забывать, что родной язык важнее. «Хорошо, что с чужим языком ты знаком, но не будь во вражде со своим языком!» (С. Маршак).

    39. Культура труда, учебы, досуга и др.

    Культура мышления и общения

    Эффективность мышления человека зависит:

    — от природной интеллектуальной одаренности индивида;

    — от воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от его приобщения к культуре.

    Личность, осваивая культуру вообще, повышает и свой уровень культуры мышления, а следовательно, и его эффективность.

    Культура учебы

    Обыденно-практическое обучение

    Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение.

    Демонстративное обучение

    Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы, — демонстративное обучение. В этой форме обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя.

    Развивающее обучение

    Третья, более совершенная форма учебного процесса — развивающее обучение. Она возникает в Новое время на основе классической педагогики (Ян Коменский и др.). Развивающее обучение связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся.

    Креативное обучение

    В XX в. постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обучения предполагает «штучный подход», индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся.

    Культура досуга. Соотношение работы и досуга

    Потребность в отдыхе — это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворения этой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурной форме, представляет собою определенную форму культуры. Как и всякая культурная форма, досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и функцию культурную.

    КУЛЬТУРАТРУДА — комплексная качественная характеристика состояния труда. Включает рациональнуюорганизацию труда, благоприятные условиятруда, использование передовых технологий, высокийпрофессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда.

    К. т. способствует:

    сохранению здоровья работника;

    развитию чувства удовлетворенности трудом, хорошего настроения, интереса и активности при выполненииработы;

    росту профессиональной квалификации;

    профессиональной и личной самореализации;

    освоению рациональных приемов труда, новой техники и технологии;

    повышению производительности труда.

    53

    Изменения, происходившие в степи в 19 веке, находили свое отражение в казахской поэзии, породив пессимистическое направление, известное под названием «Зар заман». Наиболее известный представитель данного направления – Шортанбай.

    Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада.

    Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока.

    19 век – век изменений в сфере образования. Самой распростарненной формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин.

    54.

    Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформирова­лась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политиче­ских течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближай­шем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум поли­тическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо на­ционально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульма­нами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претво­рении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»

    Отношение новой власти к программе партии «Алаш» было однозначным: она была объявлена большевиками буржуазно-националистической. Объяснялось это нежеланием Центра признавать на­личие сильной национальной интеллигенции, способной самостоятельно вырабатывать политические документы, способной управлять политической жизнью в казахской степи, что, естественно, могло лишить партийную большевистскую номенклатуру власти в регионе. Отсюда — яростная борьба большевиков с лидерами партии «Алаш» и последующее их физическое истребление.

     Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы,  предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.

    Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
    С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.

    Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.
    Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле.

     Таким образом, общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости.
    Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

    59. Медиа-культура и модель «Цифровой Казахстан» будущее в свете современности

    Казахстан – большая страна с богатейшей духовной культурой и следующими через века национальными традициями.

    Будущее невозможно без знания прошлого. У любого народа и цивилизации существуют такие уважаемые памятники культурного наследия и архитектуры, а также природные ландшафты, которые обладают устойчивой исторической ценностью и тесно связаны крупными политическими событиями.

    С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.

    В 2013 году была принята программа «Халық тарих толқынында», позволившая систематически собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории Казахстан.


    Условия, которые необходимо реализовать для интеграции государства в 30-ку самых развитых стран:

    1. Первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода.

    Новая модернизация должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.


    1. Второе условие – это конкурентоспособность. Любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных  XXI века.   И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия - это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.




    1. Третье условие – прагматизм. На пути модернизации необходимо вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех - это и есть прагматизм в поведении и лучшая идеология в условиях современности. Если нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе. К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели крах, это коммунизм, фашизм и либерализм.



    1. Культ знания.

    Необходимо создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Гуманитарная интеллигенция Казахстана должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны, потому как государству нужны и инженеры, и медики хорошо понимающие современность и будущее.


    1. Эволюционное развитие.

    Только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае страна снова попадет в исторический капкан. Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на коллективном, и на индивидуальном уровне для каждого казахстанца.


    1. Открытость сознания.

    Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.

    Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.

    Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.

    В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.

    Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внедрить программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку - «Туған ел».

    Программа будет направлена на серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Для этого в будущем будет реализована система изучения истории родного края в средних школах. Далее в государстве в рамках госпрограммы будет оказана помощь и содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. При этом программа должа быть реализована систематически и организованно, а также рационально поддерживаться местными властями, которые должны следить за правильностью ее воплощения в жизнь.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта