Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Общая характеристика теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая, ирригационная. Теологическая теория.

  • Патриархальная теория.

  • Договорная теория.

  • Теория насилия.

  • Ирригационная

  • Классовая теория.

  • 10. Понятие и признаки государства. Сущность государства.

  • 11. Государственная власть: понятие и признаки. Принцип разделения властей.

  • 12. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Типология государств по их отношению к религии.

  • Конспект ТГП. Вопросы 5. 1. Понятие и система юридической науки


    Скачать 107.83 Kb.
    Название1. Понятие и система юридической науки
    АнкорКонспект ТГП
    Дата26.09.2022
    Размер107.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы 5.docx
    ТипДокументы
    #698641
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    8. Происхождение права. Регулятивная и примирительная концепция возникновения права. Способы (пути) происхождения права.

    Выделяют два основных пути возникновения права.

    В государствах, в которых доминирует государственная собственность, право образуется путем санкционирования религиозных, моральных, обычных норм, придания им общеобязательной силы. Основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, в основном, сборники нравственно-религиозных положений (Законы Ману, Законы Хамураппи, Коран и т.д.).

    В обществе, основанном на частной собственности, развивалось более обширное право, которое отличалось высокой степенью формализации, в первую очередь это гражданское право, регулирующее сложную систему имущественных отношений (классическое римское право). Западный путь отличается от восточного. Право образуется там путем санкционирования обычаев, придания им общеобязательной силы («простой» обычай становится правовым, складывается обычное право). На основе обычаев или справедливости в результате деятельности судей, чиновников складываются судебный, административный прецеденты (возникает прецедентное право). Право образуется в результате правотворческой деятельности государственных органов в форме нормативно-правовых актов.

    Регулятивная теория. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок - понятие комплексное, охватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.

    Достоинства регулятивной теории. Во-первых, регулятивная теория согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития. Действительно, правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался.

    Во-вторых, в первых письменных источниках права хотя и доминируют уголовно-правовые нормы, но есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с помощью клятвы), просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права.

    Недостатки регулятивной теории. Регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. Право, якобы, способно урегулировать всё. Это не так. Право очень долго не могло урегулировать политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Та же ситуация в экономике. Да, многие вопросы экономической жизни людей подверглись правовому урегулированию (землепользование, морское дело, защита собственности и др.). Однако в целом экономика развивалась по законам саморегулирования. И лишь в XX в. началось обуздание ее негативных свойств с помощью права (борьба с монополизмом, загрязнением окружающей среды и т.д.).

    Примирительная теория. Суть теории. Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода не нуждались в праве, конфликты разрешались старейшинами, каждый отдельный индивид не осознавал себя самостоятельным субъектом права (не выделял себя из общества), а, следовательно, не имел частных, отличных от общих, интересов.

    Достоинства примирительной теории. Во-первых, несомненным достоинством примирительной теории является то, что онаоснована на многочисленных исторических фактах. Конфликты действительно сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом. Во-вторых, обратившись к анализу первых письменных источников права, мы получим ещё один убедительный аргумент в пользу примирительной теории: практически весь их объём заполняется нормами уголовно-правового характера. В них речь идёт об установлении санкций за правонарушения.

    Недостатки примирительной теории. Во-первых, примирительная теория не учитывает регулятивные причины проявления права. Игнорирует утверждение, что возможно право создавалось не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни.

    Во-вторых, разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их не допускать. Человеческий разум в определённой мере позволял это делать, и право явилось формой проявления этой его грани. Примирительная теория этого также не учитывает.

    Правовые нормы складываются преимущественно тремя путями:

    1. Перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства, (обычное право);

    2. Правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т.п.), (статусное право);

    3. Санкционированного правотворчества, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел), (прецедентное право).

    9. Общая характеристика теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая, ирригационная.

    Теологическая теория. Теологическая теория является наиболее ранней среди всех остальных теорий, возникла и представления о божественном сотворении мира – раз мир был сотворен богом, то и государство и право были сотворены им тоже.

    Трактовку и обоснование этой теории создал Фома Аквинский.

    Патриархальная теория. Государство видится как разросшаяся семья, где глава государства выступает как глава семьи, оберегающий ее как своих детей.

    Автор теории – Аристотель.

    Договорная теория. Возникла в Древней Греции, где многие софисты говорили о том, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Теория была возрождена и переосмыслена в период феодализма в интересах формировавшейся буржуазии. Ее представители ученые-просветители (Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье) утверждали, что государство является продуктом человеческого разума, а не божественного. До существования государства по их версии существовал догосударственный период (естественный), выходя из которого люди объединялись на основании договора, заключаемого ими добровольно.

    Теория насилия. Главная причина возникновения государства стоит в завоевании, порабощении одних людей другими – Людвиг Гумплович. В результате завоевания формируется рабство, а на основе рабства уже формируются классы и частная собственность. Карл Каутский пошел несколько иным путем, он согласен о важном значении рабства, но видит его предназначение в другом. Благодаря возникновению рабства формируется принудительный аппарат, который впоследствии становится государством.

    Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично Карл Марксом ("азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация). В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например, горных, степных и так далее).

    Классовая теория. Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством. Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»». Достоинства концепции. Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства. Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. Недостатки концепции. Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы. Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.

    10. Понятие и признаки государства. Сущность государства.

    Государство представляет из себя сложное образование. С давних времен люди пытались дать понятие государства. Все сводилось к тому, что государство есть общество, которое занято делами своих членов. Позже стали говорить, что это союз людей для управления общими делами, это объединение людей. В 1804 году Эммануил Кант определял государство, как общество, которое само распоряжается и управляет собой. Но идентифицировать государство и общество, мягко говоря, не корректно.

    Ближе всего к определению государства подошли марксисты: государство - политическая организация, в которой класс властвующий управляет подвластными. Маркс и Энгельс рассматривали государство со строго классовых позиций. «Государство – машина для управления одного класса другими» – В. Ленин. Затем стали понимать государство через перечисление признаков государства – наиболее полный и объективный подход.

    Понятие государство было введено Итальянским политическим деятелем и мыслителем Николой Макиавелли. В 1513 году написал работу «Государь», где ввел понятие «государственный интерес» и «государство». По его мнению, костяк государства «люди самодеятельные». «Человек легче забудет смерть отца, чем решение суда, лишившее его наследства». Он разработал целую систему приемов и методов захвата и удержания власти.

    Государство – организация политической власти, вытекающая как из сугубо общих дел, так и из личных интересов каждого человека.

    Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод каждого человека.

    Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

    Наиболее полное определение государства вытекает из перечисления его признаков:

    а. Публичный характер власти, т.е. государственная власть выделилась из общества и встала над ним. Сейчас эта власть носит еще и политической характер;

    б. Наличие аппарата управления и аппарата принуждения;

    в. Организация по территориальному принципу (земля, недра, вода на расстоянии 12 морских миль от наибольшего отлива, воздух, территория посольств, военных баз, космических, морских, воздушных судов);

    г. Суверенитет – возможность и способность на самостоятельное решение вопросов внутреннего устройства и внешней политики государства;

    д. Наличие бюджета:

    • Налоги и налогообложение;

    • Таможенные и иные сборы;

    • Займы у банков или населения;

    • Государственная символика;

    • Наличие права, правовой системы государства.

    При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать 2 аспекта:

    а. Формальная сторона – то, что государство есть форма организации политической власти;

    б. Содержательная сторона – то, чьим интересам служит данное государство.

    По классовому подходу во главе становится содержательная сторона, в соответствии с которой государство можно определить, как организацию политической власти в интересах господствующего класса. В результате возникновения господства того или иного класса происходят противоречия между этим и другими классами, а государство призвано снимать эти противоречия.

    По общечеловеческому подходу государство определяется как средство достижения компромиссов между различными слоями населения. Здесь государство уже существует в интересах всего общества.

    Таким же образом можно определить сущность государства через религиозный, расовый, национальный подходы.

    11. Государственная власть: понятие и признаки. Принцип разделения властей.

    Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы), одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

    Государственная власть –это особая разновидность социальной и политической власти.

    Признаки власти:

    -публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

    -универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

    -верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

    -легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

    -законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

    -легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

    -легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию, пенитенциарные органы и т. д.);

    -опора на государственное принуждение;

    -использование системы налогов;

    -деление населения по территориальному признаку.

    -прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

    Основные положения теории разделения властей следующие:

    • разделение властей закрепляется конституцией;

    • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

    • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

    • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

    • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

    Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

    12. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Типология государств по их отношению к религии.

    Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.
    Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

    Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

    1) формационного подхода

    2) цивилизационного подхода

    При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

    Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

    1) рабовладельческое;

    2) феодальное;

    3) буржуазное;

    4) социалистическое.

    Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

    Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

    Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

    Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

    При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

    Выделяются следующие типы цивилизаций:

    1) древние государства;

    2) средневековые государства;

    3) современные государства.

    Типология государств по их отношению к религии:
    Светское государство - где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной.

    Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.

    Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В настоящее: Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

    Атеистическое государство - в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

    Атеистическими 
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта