Главная страница

Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки


Скачать 1.41 Mb.
Название1. Предмет и функции философии науки
АнкорШпаргалки по философии
Дата28.06.2022
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры мои док.doc
ТипДокументы
#619063
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

19. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.


Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

  • Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

  • Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

  • Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и матем;

  • Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

  • Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки: знание ради знаний. Метод познания – наблюдение.

Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.

Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия) научное знание ориентируется на теологизм, ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа, возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

Культура постепенно освобождается от господства церкви.

первые попытки убрать схоластику догматизм

интенсивное развитие экономики

лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

- научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

н- ачинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
20. Преднаука и наука: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей как две стратегии порождении знаний. Преднаука Древнего Востока. (4)
Один из подходов разработан В. С. Степиным: две стадии (где 1- характеризует зарождающуюся науку (преднаука) и 2 — наука в собственном смысле слова.), которые соответствуют двум различным методам постро¬ения знаний и двум формам прогнозирования результатов дея¬тельности.

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где за¬рождаются элементы (предпосылки) науки - это зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до 16-17 вв, явл исходным пунктом естествозна¬ния. Преднаука же изуча¬ет те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятель¬ности и обыденном опыте. Деятель-ность мышления - идеализированная схема практических действий


Причины возникновения науки в 16-17 вв.:

  • общественно-экономические (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил),

  • социальные (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии) условий,

  • необ¬ходим был опр уровень развития самого знания.

В общественной жизни стал формир-ся новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания и приведший к оформлению к ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания — мысленный экспери¬мент.

Характерные черты нового стиля мышления: отношение к природе как самодо¬статочному естественному, объекту; ста¬новление принципа строгой количественной оценки.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, фи¬лософским проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс раз¬межевания между философией и частными науками.

Процесс диф¬ференциации знания идет по трем основ¬ным направлениям:

1. отделение науки от философии.

2. Выде¬ление в рамках науки как целого отдельных частных наук — ме¬ханики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

3. Вычлене¬ние в целостном философском знании таких философских дис¬циплин, как онтология, философия природы, философия исто¬рии, гносеология, логика и др.
Классификация этапов развития науки:

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении ус¬транить по возможности все, что относится к субъекту, сред¬ствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответству¬ет образ мироздания как часового механизма
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.) Парадигма относительности, дискретности, кван¬тования, вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая по¬ловина XX— начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в си¬стемах самой различной природы

Наука в античный период.

Предпосылкой возн н знаний многие иссле¬д истории науки считают миф. Миф —это особый тип мышления. В мифе совмещены два аспекта: диахро¬нический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Формир зачатков н знаний и методов античности и средневековья связыва¬ют с тем культурным переворотом, который произошел в древ¬ней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возн, развитие и строение мира в целом. Эти их представления получили название натурфилософских. Основная деятель-ность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемо¬го.
Среди значимых натурфилософских идей античности пред¬ставляют интерес атомистика и элементаризм. Решение космогоничес¬кой проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая . Левкиппом и Демокритом. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую си¬стему знаний о мире. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида при¬чин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Осн чертой эллинисти¬ческой культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивос¬тью соц-полит ситуации, невозм для че¬ловека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населе¬ния, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных ф системах эллинизма — стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Т.О., в античности появляются такие системы знаний, которые мож¬но представить как первые теор модели. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возмож¬ности рождения подлинно теор естествознания и на¬уки в целом.

21. Рождение греческой науки: от мифа к логосу. Становление первых научных программ.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем IX-VII вв. до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Некоторые исследователи считают, что по отношению к этому периоду можно говорить даже о демографическом взрыве, который, быть может, был вызван усовершенствованием старых форм земледелия и ремесла благодаря выплавке железа, начавшейся около Х в. до н.э. Использование железа в сельском хозяйстве содействовало повышению производительности труда.

Но самым важным, пожалуй, было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, которое естественно наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений.

Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни.

Изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование.

С одной стороны, философия выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие - размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первую очередь характером древнегреческой мифологии. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что философское мышление по возможности ищет рациональные объяснения происхождения.
Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию, оперирующему понятиями. Этот переход осуществляется постепенно. Один из этапов здесь - учение пифагорейцев, последователей Пифагора, жившего во второй половине VI-V в. до н.э.
По мнению П. Гайденко, в античности закладываются основы для формирования трех научных программ:

- математической программы, возникшей на базе пифагорейской и платоновской философии;

- атомистической программы (Левкипп, Демокрит, Эпикур):

- континуалистской программы Аристотеля, на основе которой создана первая физическая теория, просуществовавшая вплоть до ХУЛ в., хотя и не без изменений. Возникновение этих первых программ - один из важных аспектов генезиса научного знания в античности.

Важно понять, что греческая культура не стала слепо копировать достижения древних цивилизаций, но создала новую, научную культуру; ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу.


  1. Математическая программа Пифагора и Платона.


Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

Картина мира, представленная пифагорейцами– протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.)

1. Создал учение о четном и нечетном, положившее начало теории чисел.

2. Осуществил построение, по крайней мере, 2-х правильных многогранников: тетраэдра и куба, а возможно и додекаэдра.

3. Создал теорию пропорций.

4. Скорее всего арифметическую теорию пропорций Пифагор использовал при доказательстве своей знаменитой теоремы.

5. Открытие дружественных чисел (каждое из которых равно сумме делителей другого, например, 220 и 284, совершенных чисел (равных сумме собственных делителей, например, 6, 28), метод определения длин сторон прямоугольного треугольника (метод пифагоровых троек).

Не менее важной, чем собственно математические открытия заслугой Пифагора, было создание школы, первой математической школы (в смысле научного направления), которая совершила много открытий в математике.

Необходимо отметить существование у них священных чисел, например декады, десятки, которую они называли тетракидой, четверицей.

Числа у пифагорейцев носят еще довольно чувственный характер, имеют зрительный образ. Так, единица у них выступала как точка, двойка как линия, тройка, как плоскость, четверка как тело (первое тело - пирамида). Таким образом, пифагорейцы различали числа линейные, плоские и телесные.

«все есть число»- это положение имеет 2 стороны.

1. Числовые отношения лежат в основе, как природных процессов, так и жизни человеческой души. Таким образом, было сформулировано положение, впоследствии ставшее кардинальным для математического естествознания, а именно: точное знание возможно лишь на основе математики.

2. Вторая сторона положения: мир собственно и есть число, то есть буквально все вещи состоят из чисел.

Таким образом, у пифагорейцев в онтологии (учении о бытии) или даже в физике (учении о природе) мы находим весьма странную форму атомизма - математический атомизм, при котором числа рассматривались как геометрические точки с определенным положением в пространстве.

Пифагорейцы вы­двинули и разработали две фундаментальные идеи, оказавшие большое влияние и на судьбу философии, и на судьбу частных наук:

- идея об особом месте математического знания в системе научно­го познания в целом (они утверждали, что «книга природы написана на языке математики», как спустя почти 2000 лет выразил эту мысль Гали­лей, который тоже считал, что математика является фундаментом науки о природе);

- положение об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания (например, Платон считал, что наука - это единое целое, вершину которого составляет фило­софия, а корни - математика и астрономия).

В основе этой программы - принцип, согласно которому в природе познаваемо только то, что может быть выражено на языке матема­тики, т.к. математика есть единственно достоверная среди наук.

Историки науки связывают становление предмета теоретической математики (арифметики и геометрии) и форму­лирование дедуктивного метода доказательства с пифагорей­ским учением. Только в пифагорейской школе число из средства решения практических задач, связанных с земными потребностями людей, пре­вращается в идеальный объект зарождающейся математики.

Пифагорейцы всюду стремились обнаружить математические за­кономерности, порядок и универсальную гармонию. С точки зрения этого метафизического принципа они стремятся понять устройство космоса, акустические и музыкальные явления, человека, его душу и тело, этиче­ские добродетели..

Знание Пифагора:

  • теоретическое,

  • рациональное,

  • доказательное (математическое доказательство),

  • исследуется абстрактный объект (число является идеальным объектом)

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику.

Идея Платона близка числу Пифагора.

Основные хар-ки:

  • объективный идеализм (идея число),

  • противопоставил миру идей миру вещей,

  • сторонник теорет знания (абстрактное знание, которое близко к математике),

  • заложил основу теорет направления (теорет знание оторвано от эмпирического).



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта