Главная страница

Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки


Скачать 1.41 Mb.
Название1. Предмет и функции философии науки
АнкорШпаргалки по философии
Дата28.06.2022
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры мои док.doc
ТипДокументы
#619063
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Методы установления научных фактов

К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Цель каждого из методов эмпирического уровня - получение и констатация научных фактов, что составляет основу всякого научного знания.

Важной задачей является также первичная обработка полученных фактов.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Теоретический этап познания начинается с гипотезы.

Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) - это научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, проблематичное, недостоверное, вероятностное знание, предположительное решение проблем.

Гипотеза призвана дать более или менее правдоподобное объяснение тех новых фактов и явлений. Ни одна научная теория не рождается в готовом виде, сначала она существует как гипотеза. Надежная и подтвержденная теория может привести к открытию закона.
Таким образом существенные признаки гипотезы это:

1. Построение гипотез в науке дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления

2. Построение научной гипотезы сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений.

3. Гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Возникновение гипотезы - закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит к получению новых знаний об объективной действительности

В структуре гипотезы различают следующие элементы :

Основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение.

Форма гипотезы - совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению.

Предположение - выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу.

В зависимости от глубины отражения познаваемых объектов различают описательные и объяснительные гипотезы.

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.

Научная - это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления.

Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • Должна быть совместима со всеми фактами, которых она касается, объяснять их и обладать возможностью предсказывать новые факты

  • Должна быть доступна проверке

  • Должна проверяться на совместимость с фундаментальными интертеоретичскими принципами данной науки

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит для систематизации результатов наблюдений и позволяет описать наблюдаемые явления.

Гипотеза представляет собой процесс развития мысли.

Можно выделить 3 самых главных этапа построения гипотезы.

1) Выдвижение гипотезы. Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению.

На основании собранных фактов. формулируется гипотеза. Предположение является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и практическая деятельность. При этом возможно выдвижение двух и более конкурирующих гипотез.

2) Развитие гипотезы. Развитие гипотезы связано с выведением гипотезы из нее логических следствий. Сопоставление следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо доказать ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

3) Проверка гипотезы идет всегда посредством практики. Но в некоторых случаях (исторические гипотезы) практикой трудно проверить все предположения. Вот почему в науке широко пользуются логическим показанием (опровержением) гипотез.

Логическое доказательство (опровержение) в зависимости от способа обоснования может протекать в форме прямого и косвенного доказательства (опровержения).

Прямое доказательство (опровержение) гипотезы протекает в форме условно-категорического умозаключения. Из предполагаемой причины А выводят следствие В. Логически это выражается в таком суждении: "Если есть А, то есть В". Помимо условно-категорических умозаключений используются также категорический силлогизм и другие логические формы. Косвенное доказательство (опровержение) используется тогда, когда существуют несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление. Косвенное доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных предположений, на основании чего утверждается достоверность единственного оставшегося предположения.
40 Модели развития науки(экстернализм, интернализм, кумулятивизм, революционизм)

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п..

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.

Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков.

Антикумулятивизм - gереход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии:

1) интернализм;

2) экстернализм.

Экстернализм - направление в философии, представители которого исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не ради умножения и совершенствования знания, он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес. Экстерналисты - утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами - обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью. Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт). Знание сила - (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) - направление в философии, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию.

Интернализм сформировался в 30-е годы 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Видные интерналисты - это Кейре, Холл, Рассел, а также позитивисты - Лакатос, Поппер.

Существуют две версии интернализма:

а) эмпирическая - источником роста содержания научного знания является нахождение (открытие) новых фактов, теория - это вторичное образование, обобщение и систематизация фактов;

б) рационалистическая (Декарт, Гегель, Поппер) - считает, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже существующих идей.

К отрицательным чертам интернализма относятся: явная недооценка его представителями социальной, исторической и реально-субъективной природы научного познания, игнорирование социальной и экзистенциальной мотивации научного познания, непонимание его представителями идеализирующего и идеологического характера собственных построений.

41. Научные традиции и научные революции. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности.

Традиция - форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую иторико-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Научная традиция — это система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания.

- во-первых, традиция - это то, что передается (определенный и важный для данного общества объем социокультурной информации);

- во-вторых, это то, как осуществляется эта передача, т.е. определенный способ взаимодействия людей (целых поколений) в рамках той или иной культуры.

Традиция обеспечивает воспроизводство выдержавших испытание временем образцов прошлой деятельности.

Не всякий опыт становится традицией. Традиции воплощаются всюду, однако самым непосредственным образом они обнаруживают себя в следующих отношениях и действиях:

- в личных контактах ученых;

- в отношениях «учитель—ученик»;

- в создании научных школ и направлений.

Степин выделяет виды традиций по двум основаниям:

а) по способу существования (вербализованные и невербализованные; явные и неявные);

б) по их роли в науке (способствующие получению нового знания, влияющие на принципы организации научного знания).

Противопоставление явных и неявных традиций дает возможность провести и более глубоко осознать различие между научными школами и научными направлениями.

Неявные традиции отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по механизму своего воспроизведения. В основе этих традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов.

Традиции второго блока либо задают способы получения новых знаний, либо задают принципы их организации. Ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся пока не заданы традиции организации знания. Научные революции как перестройка оснований науки

Традиция всегда оставляет простор для новаций, творчества в науке. Именно новации и революции являются источником появления нового знания:

- во-первых, научные революции связаны с перестройкой основных научных традиций;

- во-вторых, они затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, изменяя нередко сам стиль мышления ученого.

Кун проанализировал структуру научных революций, выделив парадигму, как то ядро, разрушение которого и есть научная ре­волюция.

Революцииявляются видом новаций и отличаются своими последствиями для развития науки и культуры. Научные революции - это целостная динамическая система, перестраивающая фундамен­тальные основания и принципы науки. Понятие парадигмы и научной революции было выработано Куном.

В период конкурентной борьбы ни одна из двух соперничающих парадигм не может полностью решить все имеющиеся в данной науке проблемы. Сообщество выберет ту парадигму, которая решит проблемы, признанные важнейшими. Однаковесовых аргументов для выбора парадигмы не достаточно, необходимо доверие среди содружества ученых.

На выбор парадигмы существенное влияние по Куну оказывают иррациональные и социокультурные факторы. (индивидуальность ученого, его национальность, репутация, среда воспитания)

Кун также пытался решить вопрос: как смена парадигмы может привести к накоплению нового знания? При переходе от прежней парадигмы к новой некоторые старые проблемы устраняются, передаются другим наукам или отменяются. Новые проблемы вырастают из прежних — тривиальных или ненаучных.

В борьбе двух парадигм не может быть правой и неправой стороны. Массовый переход ученых на сторону новой парадигмы происходит тогда, когда в результате ее применения будут достигнуты два очевидных результата. Во-первых, будут успешно решены те осознанные спорные проблемы (аномалии), ради которых появилась эта парадигма. Во-вторых, будут решены или появится перспектива решить большинство проблем, решаемых также и прежней парадигмой.

Классификация научных революций. В соответствии с разделением наук на общие и частные выделяют:

- частнонаучпые революции: изменяют основания частных наук, таких как химия, математика и др.;

- общенаучные революции: изменяют основания всех наук, например, при появлении теории относительности Эйнштейна.

С учетом изменяемых научной революцией предметных, теоретических, мировоззренческих и методологических оснований выделяют революции, приводящие:

- к построению новых фундаментальных теорий- кардинальные сдвиги в познании мира (например, ньютоновская механика, теория относительности Эйнштейна);

- к внедрению новых методов исследования, что меняет не только проблемы, но и стандарты научной работы, приводя к появлению новых областей знания.;

- к открытию новых миров, связанному с обнаружением каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности, например, мира атомов и молекул,

По масштабу изменений выделяют революции:

- глобальные, которые меняют все основания науки, единую научную картину мира. Процесс глобальных революционных изменений долгий. Выделяются четыре глобальные научные революции;

- локальные, в ходе которых перестраиваются картины исследуемой реальности без существенного изменения ранее сложившихся идеалов и норм науки и философских оснований.

Степин полагает, что научные революции совершаются через изменение оснований науки и выделяет два пути их перестройки:

- за счет внутридисциплинарного развития знаний, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, что регулирует изменения оснований данной научной дисциплины;

- за счет междисциплинарных связей, «прививки» парадигмальных установок одной науки на другую.

Кроме этого на реализацию научных революций существенное влияние оказывает культура, социокультурные факторы.

Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности

Рациональность определяется через разумность как целесообразность, системность, логичность, научность и даже через интерсубъективность. Понятие рациональности постепенно сузилось до понятия научной рациональности в истории Западной Европы.

Принято считать, что возникновение научной рациональности связано с эпохой Нового времени. Научная рациональность - совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании.

Следует учесть, что специфика научной рациональности заключается в мысленном конструировании таких идеальных объектов, которые пригодны для практического использования.

Ученые выделяют три типа научной рациональности:

- классический,

- неклассический;

- постнеклассический.

Первой глобальной научной революцией была революция XVIIв.,

Ознаменовавшая собой становление классического естествознания. Механистичность и метафизичность классической науки проявляются в следующих познавательных установках:

- научность отождествляется с объективностью, а объективность с объектностью.;

- общезначимость (интерсубъективность) - прежние традиции разрушались, наука становилась единственными регуляторами человеческого поведения;

- однозначность - исключение случайностей как свидетельства неполноценности знаний;

- истинность имеющихся знаний, причем абсолютная.

Картина мира в классической науке представляет Вселенную как са­мостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Человек выносился за рамки приробы и должен был преобразовывать ее в своих целях.

В конце XVIII - первой половине XIX в. Степин характеризует их как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утратила статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания сформировались специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. С развитием науки отношение человека к природе превращается из созерцательного в практическое. Теперь уже интересуются не столько тем, какова природа сама по себе, сколько тем, что с ней можно сделать.

Появились также новые идеалы и нормы исследования Благодаря открытиям единства клеточного строения живого вещества, появления теории естественного отбора, в биологии, созданию теории химического строения и открытию периодического закона хим элементов в химии в науку проникают идеи всеобщей связи и развития, формируются дисциплинарные познаватель­ные установки, но все это происходит в русле классического стиля мышления. Общие познавательные установки - нацеленность на объективное истинное знание - сохраняются в данный исторический период.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием стиля мышления, сформированного классической наукой, и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия и приводит к рождению неклассической научной рациональности. В научной революции, приведшей к становлению неклассической науки, можно выделить специфические черты:

- изменение стиля мышления от метафизического к диалектичекому, т.е., природа рассматривается как сложная многоуровневая система;

- изменение представления о реальности - ее объектами являются сложные явления, обладающие системными свойствами, постоянно изменяющиеся;

- изменение представлений о причинности: детерминизм вероятностен, а в науке преобладают статистические законы;

- формирование представлений об относительности истины — она может быть дополнена. Любая истина требует ссылки на методы и средства своего нахождения;

- принятие различных описаний одной и той же реальности;

В современную эпоху человечество является свидетелем новых радикальных изменений в основаниях науки. Это четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается новая, постнеклассическая наука. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия рациональности науки, т.к. включает в себя социокультурные, ценностно-смысловые структуры.

Выделяют следующие признаки постнеклассической науки:

- изменение характера научной действительности, связанное с компьютеризацией;

- распространение междисциплинарных исследований;

- повышение значения политических и социально-экономических факторов развития науки;

- объект науки понимается как сложная саморазвивающаяся система, способная к самоорганизации;

- включение ценностных факторов в науку;

- использование методик гуманитарных исследований в естественной науке.

Формирование постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта