Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки
Скачать 1.41 Mb.
|
10.Концепция методологического анархизма П. Фейeрабенда. Американский историк и философ науки П.Фейерабенд предложил модель роста научного знания, которую он назвал «эпистемологический анархизм». Отталкиваясь от идей К.Поппера и И.Лакатоса о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом, для ее опровержения нужна еще одна теория, Фейерабенд выдвинул принцип полиферации (размножения) теорий: ученые должны создавать теории, несовместимые с существующими и признанными, что способствует их взаимной критике и, тем самым, ускорению развития науки. Принцип полиферации у Фейерабенда призван обеспечить плюрализм в методологии научного познания. Новаторской можно считать идею П.Фейерабенда о языке науки: отвергая установившуюся точку зрения, согласно которой эмпирический язык науки нейтрален по отношению к теоретическому, он заявляет, что все научные термины теоретически перегружены. Значение теоретических терминов меняется при переходе из одной теории в другую. Таким образом, каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов, кроме того, каждая теория устанавливает свои собственные нормы, а потому наука есть динамичный процесс сменяющих друг друга, конкурирующих альтернативных теорий. Далее следует вывод о том, что научный плюрализм в соединении с соизмеримостью теорий порождает анархизм: каждый ученый может разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на несообразности, противоречия и критику. Деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, а потому развитие науки иррационально, («Все дозволено» - методологическое кредо П.Фейерабенда). Фейерабенд выступил против привилегированного положения науки в обществе, заявив, что наука иррациональна, она ничем не отличается от мифа, религии и представляет одну из форм идеологии. Фейерабенд требует освободить общество от «диктата» науки, отделить ее от государства и предоставить одинаковые права науке, мифу, религии в общественной жизни. Концепцию Фейерабенда принято определять понятиями «агностицизм» и прагматизм, и совершенно очевидно, что многие ее положения находятся в противоречии с реальной научной деятельностью и историей науки, однако ценным моментом в ней является критика позитивистских установок, рассматривающих методологические принципы как нечто неизменное, раз и навсегда данное. Фейерабенд указал на то, что они носят конкретно-исторический характер, а наука представляет сложный динамичный процесс, насыщенный «неожиданными и непредсказуемыми изменениями», требующими разнообразных действий и учета постоянно меняющихся условий истории. 11. Социологическая и культурологическая парадигмы (традиции) в философии науки Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных формах. Она понимается как: форма деятельности, как система или совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт. 1) В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на познание предметов и процессов окружающей действительности. 2) Когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. 3) Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт включает в себя, прежде всего, ученых с их знаниями, научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Особый подход к исследованию науки связан с фактом социокультурной обусловленности научного познания. Социология науки имеет достаточно прочную традицию. В 50-60-х гг. XX в. в трудах американского социолога Мертона была предложена социологическая модель науки, которая сыграла важнейшую роль в ориентации современных исследований в этой сфере. Р. Мертон изучал влияние на рост современной науки экономических, технических и военных факторов. Социология науки центрирует внимание на функционировании науки каксоциального института. В сферу ее проблематики попадают, коммуникации исследователей, организация, поведение ученых и их различные роли в сообществе, отношения между различными сообществами, влияние на науку экономических, политических факторов и т.п. Проблемы соц науки: - типы поведения ученых в различных соц системах - механизм воспроизводства научных кадров - обусловленность познавательной деятельности ценностными и институциональными факторами. Во второй половине XX в. в западной философии и социологии науки обозначились два альтернативных подхода к исследованию исторического развития науки. Первый из них делал акцент на исследовании содержания научного познания, истории научных идей, эволюции традиций - интернализм. Второй ориентировался на анализ влияния на науку социальных факторов, изучение деятельности и поведения ученых в научных сообществах, их коммуникаций - экстернализм. Сильная версия интернализма была представлена в позитивистской традиции, которая вообще игнорировала социокультурную детерминацию научного познания. Ослабленная версия представлена рядом постпозитивистских концепций философии науки, которые признавали влияние социокультурных факторов на научное познание. Но они рассматривались как интегрированные в логику объективного роста знания (К. Поппер, И. Лакатос, Ст. Тулмин). Экстерналистский подход также имел свои версии. Ослабленная версия была представлена в работах Р. Мертона. Он признавал, что социология науки должна взаимодействовать с философией и методологией науки. Он продолжает линию М.Вебера, это понимающая социология, учение о понимающих типах, он связывал с понятием рациональности). Мертон формирует нормативно-универсалистский подход – «этос науки»: универсализм общность бескорыстность организованный скептицизм. Для Мертона характерно внимание к регулятивно-профессион деятельности науки как социального института. С 70-х гг 19в нарастает критика Мертонского подхода (нормативизма) к диструктивно-описательному анализу науки. Утверждается Куновская парадигма. Оформляется когнитивная социология науки (познавательная, которая обратилась к анализу научного знания и развивает влияние на науку – М.Малкей, Кун, Полани) Сильная же версия экстерналистского подхода полагает, что социология науки поглощает проблематику философии и методологии науки, поскольку познавательные процедуры сводятся к социальным отношениям исследователей. Противоположные подходы к анализу развития науки нашли свое выражение в историко-научных исследованиях. Длительное время в таких исследованиях доминировала интерналистская версия. История науки рассматривалась как развитие идей, теорий, концепций. В XX столетии появились работы, посвященные социальной истории науки (Дж. Бернал, Б. Гессен, Дж. Ниддам), которые могли быть отнесены к ослабленной версии экстернализма. В настоящее время такие подходы сохраняются. Вместе с тем все актуальнее становится задача разработки таких концепций развития науки, которые интегрировали бы позитивные элементы, содержащиеся как в интерналистских, так и в экстерналистских подходах. II Культорологический подход Определяется понятиями: -сиентизм - антисиетизм – критическая установка против науки. Философские напрвления: философия жизни (рубеж XXв) экзистенционализм филос антропология Представители М.Хайдегер (экзистенционализм), А.Генен (фил. антр), Шпейнглер, Фейрабенд. 12 Функции (ценность) науки в составе традиционалистского и техногенного типов цивилизаций, Тип цивилизации определяется, в первую очередь, основными ценностями, составляющими ее культурное основание. На протяжении столетий ход европейской истории определялся двумя разновидностями традиционной цивилизации - сначала античного Полиса, затем христианского Средневековья. Новый тип развития - техногенная цивилизация - начал формироваться в XIV—XVI столетиях в европейском регионе в эпохи великих духовных революций Ренессанса, Реформации и в начале эпохи Просвещения. Именно тогда была заложена система ценностей, которая до сих пор доминирует в нашем сознании. Динамизм техногенной цивилизации резко констатирует с консервативностью традиционных обществ. Природа техноген общества воспринимается как неорганический мир, упорядоченная система объектов, выступающих материалом и полем для человеческой деятельности. Ценности – инновация и новизна Ускоренное освоение окруж среды Человек – активный, автономный, независимый Стали исп-ть понятие производите-ые и интеллект силы Утвердилось господство человека над природой Присуща идея многообразия людей, формируется понятие личности Деятельность чел экстенсивна, напрвлена на преобразование внешнего мира Возникают экологич проблемы современности Традиционалистское: 1) природа- это живой организм, а человек - лишь малая его часть, он должен адаптироваться к природе и уж никак не выступает ее преобразователем. 2) Личность определялась принадлежностью к определенным кланам, кастам и сословиям. В ней в качестве ценностного приоритета утверждается идеал свободной личности, способной входить в различные социальные группы. 3) Инновации, творческая деятельность, социальные изменения не имеют престижной ценности в этих обществах. В традиционалистских культурах даже научные достижения должны соответствовать сложившемуся образу жизни. Истинная ценность - не стремление вперед, а верность традициям. 4) Традиц тип занимает большую часть истории. 5) обладает замедленным темпом развития, ей свойственны стереотипы поведения, авторитарная система власти, частная собственность, имеет место произвол власти 6) опыт и знания передаются от отца к сыну система ценностей – верность традициям, присуще пассивное поведение Понятие научной рациональности и ее ценность. Истоки идеи рациональности формировались под влиянием идеала античной философской мысли, размышлявшей над проблемами сознания и его отношения к миру. В этот период открываются и объективируются слои бытия и сознания, недоступные обыденному сознанию с его акцентом на рассудочность. Разумность деятельности человека и разумность получения результатов этой деятельности имела в основании признание ценности осознаваемого порядка. Рационально ориентированное сознание создает особый мир идеальных конструкций отвлеченного мышления - «теоретический мир». Специализация данного вида деятельности приводит к «отчуждению» этого мира и замыканию его на самого себя. Результат - «закрытая» рациональность, абсолютизированная в эпоху Средневековья и давшая импульс для формирования науки Нового времени. Установка на фиксацию в идеальных конструкциях действительности приводит к претензиям теоретического разума на приоритет по отношению ко всем, не отчуждаемым от личности субъекта, способам познания окружающей действительности. Реальное освоение действительности реализуется в практике. Дня этого требуется подтверждение (Р. Декарт) или опровержение (Ф. Бэкон) рациональной теории рациональным эмпирическим знанием, что находит свое выражение в современной теории критического рационализма (К.-Р. Поппер). Основное внимание указанное направление уделяет не столько жесткому следованию рациональным моделям отвлеченного мышления, сколько использованию операциональных компонент разума: работе с содержанием сознания; критичности; проверке практикой; движению к новому знанию. Подход критического рационализма является основой для рефлексии различных моделей функционирования и развития современной науки. Наука как особая сфера познавательной деятельности имеет специфически выраженную рациональность. Рациональность науки приобретает особый статус. Она становится идеалом рациональности. Научное исследование — это особый вид познавательной активности, когда мир воспринимается как объект изучения. Она ищет естественные законы развития, взаимодействия и преобразования объектов. Она может изучать любые объекты и явления - природные, социальные, технические, психологические и т.д. К чему бы ни прикасалась наука - все для нее объект, подчиненный определенным законам. Человек и все его свойства и качества, его жизнь и дух - тоже объекты. В этом подходе - достоинство науки, но и ее ограниченность. Она не в состоянии заменить все формы познания, все области творчества. Существуют еще и искусство, мораль, религия, повседневный опыт. Несмотря на то, что научная рациональность играла важную роль в истории Европы, она никогда не могла охватить всю культуру и подменить ее собой. Признание ценности науки характерно для техногенной цивилизации, но не для традиционалистских культур. Рациональность науки приобретает особый статус. Она становится идеалом рациональности. Именно тогда получило развитие естествознание, а наука обрела мировоззренческую функцию, завоевала право создавать картину мира на основе достижений фундаментальных наук. В дальнейшем развитии техногенных обществ возникают новые функции науки. Она становится производительной и социальной силой, стимулирующей общественный прогресс. Наука предстает как генератор новых технологий. В основе большинства из них, радикально изменивших облик цивилизации лежали фундаментальные научные исследования. Происходит революция в образовании: фундаментальные научные знания становятся его основанием. Еще полвека назад мало кто мог предположить, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным катастрофам, поставит его буквально на грань самоуничтожения. Экологический и антропологический кризисы, возрастающее отчуждение между людьми, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему живому, - таковы побочные продукты техногенного развития. В современных философских и социальных исследованиях уже не раз высказывалась мысль о необходимости изменить взгляд на природу как на объект и ресурс для преобразующей деятельности человека. Наиболее радикальные направления экологической этики провозглашают отказ от идеала господства человека над природой. Все эти умонастроения говорят о том, что на пороге постиндустриального этапа техногенной цивилизации ставятся под вопрос ее предшествующие ценностные установки. Формирование постиндустриального общества будет связано не только с технологической, но и с духовной революцией, переоценкой ряда основополагающих постулатов техногенной культуры. Это касается отношения к природе, восприятия силы как основы преобразующей деятельности, культа потребления. 14 Природа научного знания и его основные характеристики. Классический и современный идеалы научности Наука реализует идеал рационального понимания мира. В этом она противостоит мифологическому, теологическому и мистическому пониманию. Анализируя особенности научного познания, прежде всего обратимся к основным критериям выделения науки: экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом); теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой); наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка). И. Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории: Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. Можно, в целом, согласиться с предложенным анализом. Если проанализировать особенности научного познания, рассмотрим его в сравнении с обыденным познанием и выделим следующие особенности'. объекты нгуки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта; научное познание ориентировано на объективную истинность; научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов; наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий); наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью; существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность; результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер. Кроме того, часто отмечают и такие особенности научного познания как тенденция к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия; проблемная установка исследования: опора на опыт и разум. Таким образом, научное знание переступает границы обыденного знания. При этом с одной стороны, научные истины нередко представляются парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Например, воздух может быть не только газообразным, но и жидким. С другой стороны, обыденное знание влияет на науку при помощи здравого смысла как первичной формы закрепления обыденного опыта. Здравый смысл всегда активно принимает участие в процессе мышления ученого, как бы он ни старался осознанно очистить свои размышления от обыденных представлений. Классический и современный идеалы научности Под «идеалом научности» понимается система познавательных ценностей и норм. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации. Структура идеала может быть представлена в виде пирамиды ценностей и норм. Вершина – истинность, основание - универсальные нормы, значимые для всех областей научного познания во все исторические периоды. В XX столетии начал осуществляться переход от веками утвердившихся классических представлений к новому, еще формирующемуся идеалу. Состояние перехода выражается: - в неудаче попыток реализации классического идеала во всех его формах; - в резкой критике его основоположений; - в выдвижении альтернатив основоположениям классического идеала; - в попытках, обнаружения новых эталонов, образцов научности. Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет «твердое ядро», состоящее из ряда воспроизводимых, стабильно действующих положений. Эти положения тесно вплетены в интеллектуальную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер «очевидностей», альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектуального горизонта. Основные положения классического идеала таковы: 1. Чистая истина. «наука не должна содержать никакой примеси заблуждений». 2. Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности. 3. Теоретико-научный редукционизм. Представление о возможности выработать универсальный стандарт научности. 4. Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. Обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью. К числу важных факторов, приведших к кризису классического идеала, относится постепенное «накопление» кризисов этих конкретных программ. Конкретные философские концепции, в которых получил свое выражение классический идеал научного знания, очень многообразны: а) математический идеал научности; б) физикалистский идеал; в) гуманитарно-научный идеал. В математическом идеале в качестве универсальных рассматривают признаки: логическая ясность, строго дедуктивный характер, непреложность выводов и др. В физическом идеале - эмпирия, физические «аксиомы» детерминированы эмпирической информацией. Сторонники гуманитарно-научного идеала усматривают его особенности в следующих двух пунктах: 1) более широкая трактовка субъекта познания. Субъект гуманитарно-научного познания должен быть не только носителем «чистого разума», но человеком со всеми его способностями и возможностями, со всеми его чувствами, желаниями и интересами; 2) роль этого субъекта не сводится только к участию в познавательном процессе, но и распространяется также на оценку познавательных результатов. Новый идеал находится еще в процессе формирования. Этот процесс идет по двум главным направлениям: во-первых, осуществляется через критику классического идеала; во-вторых, через поиск новых образцов, эталонов научности. Формирование нового идеала через критику классического имеет следующие основные тенденции: антифундаментализацию, плюрализацию, экстернализацию: Экстерналистская тенденция, проявляющаяся в современной теории науки, выражает наиболее радикальный разрыв с классическими представлениями об идеале научного знании. Однако в современной философской литературе тезис о социальной обусловленности науки трактуется существенно различным образом. Для понимания сути проблемы важно учитывать три аспекта науки: 1) исследовательское поведение ученых; 2) содержание научных утверждений, теорий, гипотез; 3) стандарты научности, оценки результатов научного познания. В наше время фактически не подвергается сомнению важная роль социокультурных факторов в первом из этих аспектов. Общие социокультурные условия, а также моральные нормы и даже личная склонность могут воздействовать на выбор проблемы исследования, его наиболее эффективного метода, могут стимулировать либо затормаживать исследования в какой-либо частной проблемной сфере. Однако, в отличие от современных, для классических представлений было характерно убеждение в возможности создания «логики открытия», позволившей бы, вне зависимости от всяких «внешних» условий, получать важные познавательные результаты. 15.Структурное многообразие науки: уровни, формы, дисциплины. Структура науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы): естественные, общественные и технические Н., различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных Н. находится техническая эстетика. Решение многих проблем находится на пересечении одновременно нескольких наук. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные Н. принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных Н. является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные Н. иногда называют «чистыми». Непосредственная цель прикладных Н. — применение результатов фундаментальных Н. для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. Прикладные Н. могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение которых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики — физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные Н. — металловедение, полупроводниковую технологию и т.п., прямую связь которых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технические Н. являются прикладными. Как правило, фундаментальные Н. опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной Н. на долю прикладных Н. приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований. Одна из насущных проблем современной организации Н. — установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — внедрение». В Н. можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью познания сущности явлений. Теоретическое объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим математический аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания. Формирование теоретического уровня Н. приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он «видится» сквозь призму смысла теоретических концепций. На эмпирическом уровне познания широко используются сравнение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез и др. Для теоретического уровня характерны также такие познавательные приёмы, как гипотеза, моделирование, идеализация, абстракция, обобщение, мысленный эксперимент и т.п. Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем, являясь общей методологией Н. Важную методологическую роль играют в современной Н. такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологические подходы (например, системный подход). В результате структура отношений между Н. и её методологией весьма усложнилась, а разработка методологических проблем занимает всё более важное место в системе современных исследований. 16.Научное и вненаучное знание. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. Ккритерии научности: Анализируя особенности научного познания, прежде всего обратимся к основным критериям выделения науки: экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом); теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой); наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка). И. Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории: Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. Можно, в целом, согласиться с предложенным анализом. Важной и по сей день во многом дискуссионной и сложной проблемой для разных философских направлений остается проблема классификации (типологии) форм знания. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). Часто многообразие форм знания связывают с существованием различных форм общественного сознания - религиозного, художественного, философского, политического и т.п. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, обыденные и научные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т.п. Одной из возможных форм типологии знания является типология На основе различных форм деятельности человека: игровое, практиче-ское, духовно-практическое, теоретизированное знание. Часто проводят классификацию форм знания в его соотношении с научным знанием: донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное. Рассмотрим основные особенности наиболее распространенных типов знания, не связывая себя определенной их классификацией. Обыденное знание - это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения. Это знание, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и являющееся общим непрофессиональным достоянием всех членов сообщества. Повседневное знание: основано на жизненном опыте и здравом смысле; не предполагает постановку каких-либо познавательных задач, которые бы шли дальше потребностей повседневной практики; обусловлено различными производственными и политическими практиками, в которых участвует субъект; - осознано не в полном объеме и, как правило, не формализуемо; - обусловлено социальной, профессиональной, национальной, возрастной особенностями носителя; нагружено нравственными и эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, которые существуют в данной культуре; результаты выражаются и закрепляются в производственном опыте и определенных рецептурных правилах, системе интеллектуальных навыков; - его трансляция предполагает личное общение. Мифологическое знание- это особый вид знания, в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира, опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом проявляется мировоззренческая сущность мифа. Одной из древних форм знания, генетически связанной с мифологией, является религиозное знание. Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Оно основано на религиозной вере, которая предполагает авторитет догматов и традиций. Источник религиозного познания - откровение как способ постижения мира. Мировоззренческие вопросы о происхождении мира, человека, социального устройства, - решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил. Но все же наука и религия отличаются друг от друга: Наука наднациональна, космополитична. Наука единственна, религия множественна. Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер. Религиозное знание всегда имеет личностную форму - это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые »>о| оизбранным личностям высшей силой и т.д. Наука натуралистична. Она не может вводить никаких сверхъестественных факторов. Наука принципиально арелигиозна. В этом смысле наука материалистична. Она и стремится к пониманию природы без всяких посторонних прибавлений. Наука критична по самой своей сути. Основным инструментом науки является критика. Религия и наука противостоят по вопросу об источнике знания. Источником научного знания являются опыт и разум, источником религиозного знания - откровение. С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма знания. Художественное познание представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства - архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танце, литературе, театре, кино, прикладном искусстве. Отличие художественно-образного мышления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах. Взаимоотношение искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности. Наряду с рассмотренными выше формами вненаучного знания в современной литературе выделяются и такие его формы: паранаучное - включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко-м»рых не я нляется убедительным с точки зрения критериев научности; лженаучное - это ошибочное знание, они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. квазинаучное знание опирается на методы насилия и принуждения. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.; антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представ-№11 ис о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности.; псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную ак-гишюсть, спекулирующую на совокупности популярных теорий. 17) Соотношение науки и философии • Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах». • Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется кок вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). • Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научно-исследовательской деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, «узкий ученый» вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего. • Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих, обоснованных объективных знаний о действительности. Наука — это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др. О практической значимости философии и науки Разделение науки и философии часто проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. Стремление к демаркации (разделению) науки и философии вызвано желанием освободить науку от экзистенциальных предпосылок. В ответ на потребность осмыслить статус и социокультурные функции науки в условиях НТР возникла новая молодая дисциплина — философия науки, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. Однако образ науки всегда приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, философия веком раньше оформилась в специальное направление, получившее название «философия науки». У истоков возникновения философии науки как направления современной философии стоят имена Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. Специфика понятийного аппарата философии и науки • Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения человека к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. •В науке по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед, т. е. развитие на основе накопления уже полученных результатов, что, конечно, не исключает научных революций. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Каждая эпоха по-своему ставит и решает вопрос о смысле жизни. Это челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено' как обратимость или рефлексивность философии. • Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия нет. • В соотношении науки и философии очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. — примеры философских категорий. • Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства), то в философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр. • В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план, хотя в современной науке (в том числе и в естествознании) его значение увеличивается («ценностно-целевые структуры»). В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Философия выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Поэтому в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. • В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. 18.Наука и ценностные виды познания (искусство, религия). Наука и обыденное познание. ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание может осуществляться в следующих формах: -обыденное, - мифологическое, - религиозное, - художественное, - философское и - научное. Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Научное познание формируется на основе обыденного. Особенности научного познания: 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – это основной признак науки, главная ее особенность. 2. Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Высшая ценность– Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами. 4. Системность.. 5. Характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 6. Присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. 7. Это есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний. 8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. 9. В процессе научного познания применяются приборы, инструменты. 10. Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта. Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Если проанализировать особенности научного познания, рассмотрим его в сравнении с обыденным познанием и выделим следующие особенности'. объекты нгуки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта; научное познание ориентировано на объективную истинность; научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов; наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий); наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью; существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность; результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер. Одной из древних форм знания, генетически связанной с мифологией, является религиозное знание. Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Оно основано на религиозной вере, которая предполагает авторитет догматов и традиций. Источник религиозного познания - откровение как способ постижения мира. Мировоззренческие вопросы о происхождении мира, человека, социального устройства, - решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил. Но все же наука и религия отличаются друг от друга: Наука наднациональна, космополитична. Наука единственна, религия множественна. Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер. Религиозное знание всегда имеет личностную форму - это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые »>о| оизбранным личностям высшей силой и т.д. Наука натуралистична. Она не может вводить никаких сверхъестественных факторов. Наука принципиально арелигиозна. В этом смысле наука материалистична. Она и стремится к пониманию природы без всяких посторонних прибавлений. Наука критична по самой своей сути. Основным инструментом науки является критика. Религия и наука противостоят по вопросу об источнике знания. Источником научного знания являются опыт и разум, источником религиозного знания - откровение. С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма знания. Художественное познание представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства - архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танце, литературе, театре, кино, прикладном искусстве. Отличие художественно-образного мышления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах. Взаимоотношение искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности. |