Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки
Скачать 1.41 Mb.
|
27.Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII вв. (Программы Р.Декарта, И.Ньютона). Философия Нового времени, развивая традиции Возрождения, основывает естествознание на идее отождествления природы и машины, естественного и искусственного, научного и технического. Для науки Нового времени (XVI – начало XVII в.) было противопоставление человека и природы, активное внедрение и приобретение ее с учетом собственных интересов. Для новой науки были характерный эмпиризм и математическое обобщение. Важным шагом в формировании классической науки было создание картезианской программы. Родоначальником рационализма был Рене Декарт - философ и математик, определивший, что источником истины может быть только разум. «Мыслю – следовательно существую». Принципы очевидности и достоверности, по Декарту, играют важнейшую роль в познании. А гарантом истинны является Бог. Согласно картезианскогму рационализму логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта, они могут быть почерпнуты только из самого ума. На основании своего принципа «мыслю, следовательно, существую», Декарт развивает учение о субстанциях, согласно которому геометрия должна быть главнейшей наукой о природе. В трактате «Правила для руководства ума» он описывает правила метода мышления: 1) принимать за истинное только то, что не вызывает никакого сомнения; 2) разлагать сложные проблемы на простые компоненты; 3) располагать простые элементы в строгой последовательности, от простого к сложному; 4) ничего не упускать при исследовании. Задачу науки видит в том, чтобы из полученных очевидных начал вывести объяснение всех явлений. При этом наука должна не просто описывать явления, а находить причины всех. Наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода (разработал универсальный метод, исходя из теории рационализма – дедуктивный метод). Декарт формирует два принципа научной деятельности: 1) движение внешнего мира необходимо понимать как механическое; 2) явления внутреннего духовного мира, включая и науку, следует рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Вопрос об участии Бога в движениях мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Декарт в данном отношении является чистым деистом. Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса). Впоследствии Лейбниц будет критиковать Декарта, утверждая, что нужно говорить не о законе сохранения движения, а о законе сохранения энергии. Декарт стремился к глобальному объяснению мироздания, он исходил из след постулатов: представление об отсутствии в мире пустоты и о наполнении Вселенной материей отожествлениии материи и пространства неизменности Бога, что обуславливает закон сохранения количества движения. Декарт формирует механистическую картину мира. Основным признаком материальной субстанции, главным отличием ее от духовной, является делимость до бесконечности. В природе нет ничего неделимого – тезис основной в программе Декарта. Он отвергает атомизм как учение и принимает его как физическую гипотезу в виде теории корпускул. Ньютон решительно отверг подход Декарта, который предписывал при построении научной теории вначале «проницательностью ума» найти «первопричины» исследуемого явления. На практике этот подход часто приводил к выдвижению надуманных гипотез, не поддающихся опытной проверке. Ньютон считал, что в физике допустимы только такие предположения, которые прямо вытекают из надёжных экспериментов, обобщают их результаты. Примерами принципов служат закон тяготения и 3 закона механики в «Началах»; слово «принципы» (законы природы) содержится и в названии его главной книги. Знаменитая фраза «гипотез не измышляю, конечно, не означает, что Ньютон недооценивал важность нахождения «первопричин», если они однозначно подтверждаются на опыте. Полученные из эксперимента общие принципы и следствия из них должны также пройти опытную проверку, которая может привести к корректировке или даже смене принципов. Ньютон, так же как Галилей, полагал, что в основе всех процессов природы лежит механическое движение. Свой научный метод Ньютон сформулировал в книге «Оптика». В 3-ю книгу «Начал» (начиная со 2-го издания) Ньютон поместил ряд методических правил, направленных против картезианцев; первый из них - вариант «бритвы Оккама» (методологический принцип, по имени Уильяма Оккама. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости»). Механистические взгляды Ньютона оказались неверны -не все явления природы вытекают из механического движения. Однако его научный метод утвердился в науке. Современная физика успешно исследует и применяет явления, природа которых ещё не выяснена (например, элементарные частицы). Начиная с Ньютона, естествознание развивается, твёрдо уверенное в том, что мир познаваем, потому что природа устроена по простым математическим принципам. Эта уверенность стала философской базой для грандиозного прогресса науки и технологии. 28.Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII вв. (Программы атомистов, Лейбница). Научная программа Готфрида Лейбница (1646-1716) формировалась, в основном, в полемике с картезианцами, с одной стороны, и атомистами – с другой. Готфрид Лейбниц без преувеличения может быть назван одним из величайших философов и ученых человечества. К его заслуге можно отнести создание дифференциального и интегрального исчисления. Среди его произведений выделяются «Протогея», «Теологическая система», «Теодеция», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Свидетельства природы против атеистов» и др. Все в мире должно быть объяснено с помощью механических начал. Не только неорганическая природа, но и живые организмы представляют собой машины, созданные гениальным механиком – Богом. Лейбниц отрицал абсолютность пространства и времени. Философским ядром научной прогаммы Лейбница стала его монадология По мнению Лейбница монада – это единое или единица. Она не состоит из частей, неделима. Поскольку все материальное состоит из частей, то монада не может быть материальной. Не протяжение, а деятельность составляют ее сущность. Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос). Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады. В природе нет скачков, на основе принципов непрерывности он разрабатывал идею развития. Но если Декарт пытался вывести живое из неживого, то Лейбниц объясняет даже неживое из живого. Пространство – это лишь представление монад. Высшая монада – Бог видит мир таким, как он есть на самом деле: как совокупность бесконечного множества монад. Идеальным Лейбниц считал создание универсального языка, который позволил бы формализовать все мышление. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соответствие с этим для проверки истин разума достаточны законы аристотелевской логики (тождества, противоречия, исчисления третьего), для проверки «истин факта» необходим закон достаточного основания. Математика Лейбница метафизична. Поэтому дифференциальное исчисление в той форме, как оно вводится Лейбницем, означает не просто новые методы решения прежних задач, но, прежде всего, новое понимание природы математического знания, новую аксиоматику, обосновывающую эти методы. Эти аксиомы имеют онтологический характер, ибо определяют способ существования математических объектов, их сущность. Именно в связи с появлением новой онтологии изменился и характер математики: для того, чтобы «увидеть» бесконечно малое, нужен микроскоп с бесконечным увеличением, и таким «микроскопом» стала лейбницевская метафизика. К сожалению, Лейбницу не удалось преодолеть «объективную» парадигму естествознания . Атомизм Привлекательность идеи атомизма для ученых 17 в объясняется прежде всего, стремлением механистически объяснить явления природы. С философским обоснованием атомизма выступил в XVII в. французский мыслитель Пьер Гассенди (1592-1655). Поддерживал атомизм Эпикура. Гассенди рассматривает атом как физическое неделимое тело. Вселенная, которую Гассенди, как и Эпикур, считает вечной и бесконечной, состоит из атомов и пустоты. Пустота является условием возможности движения тел. В отличие от атомов пустота есть бестелесность. В силу бесконечности Вселенной она не имеет ни верха, ни низа, поскольку в ней нет ни границ, ни центра. Наш мир - один из множества миров, составляющих Вселенную. Он возник во времени и не является вечным. Возникновением своим мир обязан случаю. Необходимость у Гассенди, как и Демокрита, выступает, как тождественная случайности: Свойства атомов: плотность, неделимость, неизменность, величина, фигура и тяжесть. В отличие от Декарта, Гассенди подчеркивает изначальную активность самой материи. Атомы наделены также "энергией, благодаря которой движутся или постоянно стремятся к движению". Гассенди принадлежит приоритет в создании понятия, имевшего важное значение для науки нового времени, - понятия молекулы. Как и античные атомисты, Гассенди считал состоящими из атомов не только тела, но и души живых существ. Даже Бог у Гассенди мыслится как состоящий из нежнейших и тончайших атомов. Познание Гассенди представляет себе как воздействие извне на познавательную способность человека. Противоречие в учении Гассенди. С одной стороны, атомистическая гипотеза предполагает как раз недоверие к непосредственному чувственному восприятию: ведь атомы постигаются только нашим умом. С другой же стороны, Гассенди настаивает именно на достоверности чувственного восприятия, не принимая декартова рационализма. Но это же противоречие, составляющее слабость атомизма как философского учения, оказывается, как это ни парадоксально, несущим в себе эвристические возможности, которые делают атомизм весьма привлекательным для естествоиспытателей. Прибегая к понятию-представлению атомов, движущихся в пустоте, ученый может как бы наглядно видеть те процессы, которые в действительности чувственному восприятию не даны. Иными словами естествоиспытатель видит в атомизме средство моделирования природных процессов и за это ценит атомизм как эвристическую гипотезу. В результате даже те ученые, которые, подобно Декарту, отвергают атомизм как философское учение, в то же время нередко принимают его как физическую гипотезу - в виде корпускуляризма. Атомизм объясняет все явления - не только в неживой, но и в живой природе - чисто механическим путем. Вот почему, Гассенди оказал большое влияние на развитие мысли XVII столетия, в том числе и естественнонаучной. Многие из ученых - в том числе отчасти и Ньютон - представляли себе атомы и пустоту в той форме, какую они нашли у Гассенди. Атомизм Гассенди принял и такой выдающийся ученый XVII в., как Христиан Гюйгенс. 2. Христиан Гюйгенс. Атомистическая теория движения Гюйгенс разрабатывает атомистическую программу в полемике с Декартом, с одной стороны, и с Ньютоном - с другой. Его не удовлетворяет ньютонов принцип дальнодействия, он не принимает также идею абсолютного пространства. В отличие от Декарта Гюйгенс различает тело и пространство, отождествляя тело с атомами, а пространство с пустотой. Главным определением атомов Гюйгенс считает бесконечную твердость, благодаря которой они в состоянии оказывать сопротивление всякому внешнему воздействию. Работы Гюйгенса, посвященные теории удара упругих тел и теории света, - связаны между собой. Рассмотрение этих работ Гюйгенса поможет нам понять специфику атомизма нового времени, его отличие от античного атомизма. В своем трактате "О движении тел под влиянием удара" Гюйгенс иначе Декарта формулирует закон соударяющихся тел: "Если с покоящимся телом соударяется одинаковое с ним тело, то ударившееся тело приходит в состояние покоя, а покоящееся тело приходит в движение со скоростью ударившегося о него". Это - принципиально важная поправка, которую внес Гюйгенс в шестое правило Декарта. Однако закон Гюйгенса имеет силу только по отношению к упругим телам, или, как говорит сам Гюйгенс, к телам абсолютно твердым. Отождествление упругости с абсолютной твердостью - важный принцип именно атомистической программы Гюйгенса. В теории света он хочет найти также причины, которые могли бы объяснить явления света, а не только описать их. Для описания явлений распространения света, как подчеркивает Гюйгенс, достаточно опыта и геометрии. Сам Гюйгенс считает, что дать объяснение причин световых явлений можно не иначе, как обращаясь к философии, поскольку именно последняя содержит в себе принципы объяснения мира. Именно философские принципы, с помощью которых естествоиспытатель интерпретирует открываемые им и описываемые математически законы явлений, мы и называем его научной программой. В своем "Трактате о свете" Гюйгенс как раз формулирует основные положения атомистической научной программы: - Прежде всего Гюйгенс подчеркивает, что признаваемая им за истинную философия может быть только механицизмом, а потому научная программа атомизма носит механистический характер. - Все явления в природе должны быть объяснены с помощью материи и движения – - Гюйгенс считает, что свет распространяется от светящегося тела с помощью движения, сообщаемого веществу, находящемуся между светящимся телом и нашим глазом.. Гассенди и Гюйгенс считают движение свойством самой материи и сводят всякое движение только к механическому - перемещению и столкновению атомов. Роберт Бойль.- одним из первых, кто попытался создать химию как теоретическую науку, построенную на принципах механической натурфилософии, атомизм дает возможность научного объяснения всех явлений природы. Руджер Иосип Бошкович. Атомы как центры сил с помощью атомизма попытался решить целый ряд теоретических вопросов физики, в том числе объяснить природу континуума, сущность пространства и времени, законов движения, - вопросов, над которыми билась механика в XVIII в. 29. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологическое применение науки. Формирование технических наук. В конце XVIII - начале XIX в. происходят радикальные перемены в естествознании. Начинает развиваться биология, химия и другие области знаний, что приводит к выделению науки из натурфилософии, формированию дисциплинарно организованной науки. Накапливаются факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механики. Начинается процесс расшатывания механистической картины мира, она теряет свой универсальный характер, расщепляясь на ряд частнонаучных картин. В этот период формируется система прикладных и инженерно-технических наук как посредник между фундаментальными знаниями и производством. Новые открытия в науке не укладывались в господствующую механистическую картину мира, свидетельствовали об ее ограниченности. Фундаментальные естественно-научные представления о материи, пространстве, времени, причинности потребовали серьезного философского анализа. Это привело к осознанию кризиса в естествознании (прежде всего, в физике). Он проявлялся и на уровне понятий и принципов, и на уровне философско-методологических оснований, и на мировоззренческом уровне (материализм, идеализм). Осознание кризиса в естествознании приводит к необходимости коренной перестройки оснований науки - перестройки научной картины мира, идеалов и норм познания, философских оснований науки. Становление новой научной картины мира во многом связано с формированием нового образа детерминизма. В конце XIX - начале XX вв. начался переход к новому типу рациональности, в основе которого лежит представление о неразрывности субъекта и объекта исследования. Наряду с естествознанием и техническими науками в XIX в. осуществляется становление социальных и гуманитарных наук. Классический этап в развитии науки уступает место новому - неклассическому, который продолжался с конца XIX в. до последней трети XX столетия. Открытие радиоактивности, сложной структуры атома, создание квантовой механики, теории относительности составили ядро научной революции конца XIX - начала XX вв., привели к появлению электродинамической и квантово-механической картин мира, изменился и стиль научного мышления. В 70-е гг. XX в. научное знание претерпело новые качественные трансформации, началось формирование постнеклассической науки. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. С 1860 по 1914 г. начинается познание закономерности природы на уровне микромира. Tehne (греч.) – искусство; => Техника – это искусство создание нового, ранее не существовавшего; Техника – это искусственно созданные средства деятельности человека. Амбивалентность техники проявляется в том, что с одной стороны она облегчает жизнь человека, а с другой – представляет реальную угрозу его существованию. Техника: пассивная - включает производственные помещения, ж/д., мосты, каналы, телефон, радио, телевидение; активная - состоит из орудий (инструментов), машин и аппаратуры управления машинами; В истории техники можно выделить три ступени развития: орудия ручного труда или инструменты; машины (на уровне механизации); - автоматы (на уровне автоматизации); Проблема техники – это одновременно проблема социальной и экологической ответственности, а также самоответственности человека, создающего её. |