Главная страница

Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки


Скачать 1.41 Mb.
Название1. Предмет и функции философии науки
АнкорШпаргалки по философии
Дата28.06.2022
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры мои док.doc
ТипДокументы
#619063
страница5 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

23. Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита.
Демокрит считал, что мир состоит из мельчайших, неделимых час­тиц - атомов - и пустоты; все процессы в природе - продукт противоречия между атомами и пустотой как условием возможности их движения. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсо­лютной плотности и исключительной малости. Они бесконечно разнообраз­ны по форме, размеру и весу. Соединения атомов образуют все многообра­зие природы, в том числе и человеческую душу. С помощью этой гениаль­ной гипотезы Демокрит пытался разрешить огромный круг вопросов космо­гонии, физики, математики, психологии, теории познания, объяснял проис­хождение Космоса из спонтанных вихревых движений атомов.

Атомистами впервые был сфор­мулирован в универсальном виде закон причинности «Ни одна вещь не про­исходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Слу­чайность рассматривается как то, причину чего люди не знают. Аристо­тель утверждал, что именно Демокрит заложил основы научного метода исследования.

Методологи науки считают, что это была первая в истории теорети­ческой мысли программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснять целое как сумму от­дельных составляющих его частей - «неделимых» (индивидуумов), объяс­нять структуру целого исходя из формы, порядка и положения состав­ляющих это целое индивидуумов.

Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психоло­гических, социальных теорий.

Между математической и атомистической программами есть опре­деленное сходство: и та, и другая в качестве важнейшего понятия вводят понятие неделимого: Демокрит — неделимое физическое тело, Платон - единица как идеальное неделимое. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит.ч

Атомы – это бытие в собственном смысле слова, пустота – небытие. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие, так как атомы никогда не возникают и не погибают, существуя вечно. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад вещей на части, в пределе – на атомы. Причиной возникновения вещей является вихрь, собирающий атомы вместе, сталкивающий и сцепляющий их. Разделение на части означает уничтожение вещей, но не атомов.

Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. – умер в глубокой старости)

Очень важна была также высказанная Демокритом идея жесткого детерминизма.

Детерминизм – (от лат. determino - определяю) - философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира. (

Каковы основные положения атомистики Демокрита?

1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.

2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.

3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.

4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.

5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют “внутреннего состояния”; они действуют друг на друга посредством давления и удара.

6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.
В заключение рассмотрим особенности научной программы атомистов и ее значения для естествознания.

1. Наука, как ее понимает Демокрит, должна объяснять явления физического мира. Это физическая программа.

2. Само объяснение физического мира понимается атомистами как указание на механические причины всех возможных изменений в природе. Все изменения понимаются как результат движения атомов,

3. Наглядность объясняющей модели и, в то же время, его простота и последовательность.

4. Значение атомистической теории велико не только для естествознания. Это была первая в истории мысли теоретическая программа, последовательно и продумано выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей. Такая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий древности и нового времени, но и многих психологических и социальных доктрин. Этот метод можно назвать механистическим.
Характерной особенностью античного атомизма как метода собирания целого из частей является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, не сводимую к специфике составляющих его элементов. Демокрит не признает качественного своеобразия новообразования (смеси – миксис), за что его критикуют Платон и Аристотель. Воззрения атомистов тем не менее оказались чрезвычайно плодотворными для естественных наук. Ими руководствовались великие основатели современной физики и химии: Галилей, Декарт, Бойль, Ньютон и др.

24. Научная программа Аристотеля.
Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия:

-формальную,

- материальную,

-действующую

-и целевую.

Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь.

Была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной (в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты. Земля неподвижна и шарообразна. Вокруг нее располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты).

Важно:

- Континуализм, как и атомизм, представляет собой физическую про­грамму.

- Аристотель был первым античным ученым, создавшим системати­ческую науку о природе - физику. На этой основе он критикует платонов­скую математическую научную программу, считая, что при исследовании природы необходимо исходить из физики. Он первым пытался определить центральное понятие физики -движение. При этом Аристотель исходил из существования в мире вечно­го и непрерывного движения. В отличие от физики атомистов, которая в своей основе была количественной, Аристотель утверждал реальность ка­чественных различий.

- Аристотель внес в античную науку понимание роли и значимости эмпирического знания как исходной предпосылкой научного исследования.

- Многие современные исследова­тели считают, что он сформулировал три знаменитых закона формальной логики — закон тождества, закон исключенного противоречия и закон ис­ключенного третьего.

У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно пра­вильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого должна, на его взгляд, содержать четыре основных этапа:

- изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое крити­кой предложенных предшественниками точек зрения и решений;

- четкая постановка проблемы, которую нужно решить;

- выдвижение гипотезы;

- обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений.

Ограниченность программы Аристотеля:

  • Его слабая часть- физика (соединяет надлунную и подлунную сферу;

  • разделение миров (в каждом действуют свои закономерности);

  • область природы исследуемая Аристотелем была практически не познана

  • она описывала мир как замкнутый и относительно неболь­шой по размерам Космос, в центре которого находилась Земля.

  • Матема­тика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе сфера ее применений ограничивалась расчетами движения небесных тел в «надлунном мире». В «подлунном мире», в познании земных явлений, по Аристо­телю, возможны только нематематические, качественные теории.

Очень важно также отметить то, что античным ученым была чужда идея точного контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств.

25. Научные знания в Средние века. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (оксфодская школа, Р. Бэкон, У.Оккам).

Политическая и духовная власть в Средние века принадлежала церкви, и это накладывало отпечаток на развитие науки. В основе средне­векового мировосприятия лежат:

- догмат о всемогуществе Бога;

- идея откровения.

Следует иметь в виду, что изменяется онтологический статус при­роды, которая теперь рассматривается как творение трансцендентального Бога. Естественно-научному позна­нию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души. Существенно меняется также и понимание человека, и представле­ние о задачах и целях познания.

В конце XII - начале XIII в. создаются первые университеты. Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета: общеобразовательный, медицины, права, теологии. Важную роль в обучении играли философия и семь свободных искусств: «тривиум» - грамматика, риторика и логика; «квадривиум» -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:

- физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;

- учение о свете - строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;

- учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни. Оно содержало богатый эмпирический материал и систему классификации аристотелевского толка;

- комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.

Начиная с ХП-Х1У вв., в культуре Западной Европы создаются предпосылки для развития экспериментальной науки. Математика, астрономия, физика в течение длительного периода Средневековья просуществовали без существенных изменений, в том виде, какой им придали ученые Античности.

Однако под влиянием христианского средневекового мировоззрения возникли предпосылки для становления опытных наук. Это произошло, собственно, в ХУ1-ХУП вв. К числу таких предпосылок относятся:

1. Снятие принципиального противопоставления естественного (физика) и искусственного (механика). Для древних механика была не частью физики, а искусством создания машин. Но по христианским представлениям весь мир -творение Бога. Поэтому все является «искусственным», а весь мир - это огромный, сконструированный Богом механизм. Он может быть понят на основе законов механики. Уже в позднем Средневековье вещи и природные процес­сы можно конструировать, как и механизмы. Впослед­ствии механика стала основой физики как науки о природе.

2. Устранение разрыва между небесным и земным мирами. Антич­ные ученые полагали, что надлунный и подлунный миры различаются по своей природе. Христианские догматы о божественном творении мира из ничего и о боговоплощении способство­вали идее единства небесного и земного миров. Небесный мир так же не вечен, как и земной они созданы Богом. Идея единства мира, всеобщности его зако­нов подразумевается в основополагающих трех законах Ньютона и законе всемирного тяготения.

3. Представление о господстве человека над природой. Если в эпоху Античности человек представлялся как обычное природное суще­ство, то согласно Библии благословил Бог человека властвовать над всей землей. Однако в период Средневековья человеческие возможности познания и использования природы были скованы религи­озными представлениями. Лишь в эпоху Возрождения люди начали чувствовать себя соавто­рами и преобразовы­вать мир.

Важной предпосылкой обоснования эмпирического познания при­роды явился средневековый номинализм (представители Росцелин, Иоанн Дуне Скот, Оккам), одно из направлений схоласти­ки. В противовес «реалистам», номиналисты считали, что реально существуют только единичные вещи, а общее - это всего лишь абстракции ума.

В целом, схоластика оказала значительное влияние на развитие логики, формирование норм научных дискуссий и научных текстов.

Становлению опытных наук способствовало также развитие алхи­мии и астрологии, высший подъем которых приходится на эпоху Возрож­дения. Они заложили традиции, сформировали приемы опытного изуче­ния природных веществ, стимулировали систематические наблюдения за небесными светилами. Средневековые алхимики, стремившиеся отыскать философский камень, эликсир жизни, получить искусственным путем золото, по существу подготовили почву для ста­новления экспериментальной науки. Значительный вклад в этот процесс внес Р. Бэкон (ок. 1214-1292). Историки пишут, что ему принадлежит идея подводной лодки, автомобиля, попытка смоделировать радугу в ла­бораторных условиях. Он проводил многочисленные опыты, стремясь к количественному исследованию природы.

Средневековый образ мира и знания о нем не подвергались сомнению до тех пор, пока была незыблемой его социальная опора. В ХГУ-ХУ вв. эта социальная основа начинает разрушаться, обнаруживает­ся кризис доверия к картине мира и образу мышления схоластов.

В период болезненной ломки средневековых устоев чрезвычайно популярным становится скептицизм (М. Монтень, П. Шаррон и др.). Он утверждал сомнения, критическое отношение к накопленному зна­нию, признавал лишь относительное, вероятностное знание. «Новые пирроники» вырабатывают новую гносеоло­гическую установку — гипотетизм — в противоположность аристотелевско-схоластическому идеалу научности, утверждавшему абсолютный уровень достоверности. Собственно становление опытных наук связано с имена­ми, прежде всего, Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса, Р. Гука, И. Нью­тона, Ф. Бэкона, Р. Декарта.

26. Формирование опытной науки в Новое время (Г. Галилей). Идея создания «новой науки» (Фр. Бэкон, Р. Декарт).
Философия НВ датируется XVII в. - быстрое развитие естественных наук, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.

Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины.

Становление механистической картины мира связывают с именем Галилео Галилея:

  • он установил законы движения свободно падающих тел,

  • сформулировал механический принцип относительности.

  • Он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений.

  • Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел.

Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло, следовательно, в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом (при этом необходимо максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов). Начиная с Галилея каждая гипотеза проверяется опытом и математическими измерениями.

- Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении.

Представителями рационализма НВ являются Р.Декарт, Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достаточное знание выводимо только из разума. Универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию.

Важным шагом в формировании классической науки было создание картезианской программы.

Родоначальником рационализма был Рене Декарт - философ и математик, определивший, что источником истины может быть только разум. «Мыслю – следовательно существую». Принципы очевидности и достоверности, по Декарту, играют важнейшую роль в познании. А гарантом истинны является Бог. Согласно картезианскогму рационализму логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта, они могут быть почерпнуты только из самого ума.

На основании своего принципа «мыслю, следовательно, существую», Декарт развивает учение о субстанциях, согласно которому геометрия должна быть главнейшей наукой о природе.

В трактате «Правила для руководства ума» он описывает правила метода мышления:

1) принимать за истинное только то, что не вызывает никакого сомнения;

2) разлагать сложные проблемы на простые компоненты;

3) располагать простые элементы в строгой последовательности, от простого к сложному;

4) ничего не упускать при исследовании.

Задачу науки видит в том, чтобы из полученных очевидных начал вывести объяснение всех явлений. При этом наука должна не просто описывать явления, а находить причины всех. Наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода (разработал универсальный метод, исходя из теории рационализма – дедуктивный метод).

Декарт формирует два принципа научной деятельности:

1) движение внешнего мира необходимо понимать как механическое;

2) явления внутреннего духовного мира, включая и науку, следует рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Вопрос об участии Бога в движениях мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Декарт в данном отношении является чистым деистом. Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса). Впоследствии Лейбниц будет критиковать Декарта, утверждая, что нужно говорить не о законе сохранения движения, а о законе сохранения энергии.

Декарт стремился к глобальному объяснению мироздания, он исходил из след постулатов:

  • представление об отсутствии в мире пустоты и о наполнении Вселенной материей

  • отожествлениии материи и пространства

  • неизменности Бога, что обуславливает закон сохранения количества движения.

Декарт формирует механистическую картину мира. Основным признаком материальной субстанции, главным отличием ее от духовной, является делимость до бесконечности. В природе нет ничего неделимого – тезис основной в программе Декарта. Он отвергает атомизм как учение и принимает его как физическую гипотезу в виде теории корпускул.
Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) вошел в историю логики и филосо­фии как основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное исследование природы. Античная и средневековая нау­ка опирались исключительно на дедуктивную логику. Полная индукция основывается на про­стом перечислении всех частных случаев, обладающих определен­ным общим свойством. Непол­ная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение о его наличии у непроверенных случаев или класса в целом. Индуктивное обобще­ние «все лебеди — белые», оказавшееся неверным после обнаруже­ния в Австралии черных лебедей. Бэкон стал рассматривать не только аналогичные, или сходные случаи, которые подтверждают заключение, но и слу­чаи несходные, которые опровергают его. На основе построения таблиц сходства и различия Бэкон усовершенствовал способ поиска индуктивных обобщений.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта