Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом философии науки

  • - В последней трети XX в

  • 2 Наука и ее место в культуре. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, производительная и социальная сила

  • Роль науки в формировании личности.

  • 4. Генезис философии и формирование научного мышления. (20)

  • Деятель-ность мышления

  • Характерные черты нового стиля мышления

  • Классификация этапов развития науки

  • Неклассическая наука

  • Наука в античный период.

  • Шпаргалки по философии. шпоры мои док. 1. Предмет и функции философии науки


    Скачать 1.41 Mb.
    Название1. Предмет и функции философии науки
    АнкорШпаргалки по философии
    Дата28.06.2022
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпоры мои док.doc
    ТипДокументы
    #619063
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Предмет и функции философии науки.

    Наука выступает в трех основных ипостасях.

    - Она понимается либо как форма деятельности, ( это особый способ деятельности, направленный на познание предметов и процессов окружающей действительности),

    -либо как система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности,

    - или же как социальный институт (это система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, система норм и ценностей).

    В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, действующих в обществе, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы.

    Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

    Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа.

    Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально- организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы.

    Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку.

    Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что последняя развивалась, возлагая на себя новые и новые функции. Выделяют три основные:

    1) культурно-мировоззренческую;

    2) функцию непосредственной производительной силы;

    3) функцию социальной силы.

    Иногда исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

    Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

    ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ


    Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление западной и отечественной философии, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. «Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»'.
    Сегодня для философии науки характерно, что обсуждение проблемы ведется не анонимно и безличностно, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.

    Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки.


    Круг проблем философии науки достаточно широк:

    -Как отличить научное от ненаучного?

    -Каковы критерии научности, возможности обоснования?

    -Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой?

    -В чем состоит логика научного знания?

    -Каковы модели его развития?

    Все эти и многие другие формулировки вырастают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста научного знания.
    Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида.

    первым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

    - Вторая группа возникает внутри самой науки.

    - К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии.

    Если выделить стержневую проблематику философии науки, то:

    - первая треть XX в. занята:
    • построением целостной научной картины мира;
    • исследованием соотношения детерминизма и причинности;
    • изучением динамических и статистических закономерностей.
    - Вторая треть XX в. занята анализом проблемы эмпирического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования.


    - В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное понятие научной рациональности. Новое содержание приобретают критерии научности (пост-неклассической стадии развития науки). Выдвигается требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, актуальными оказываются проблемы гуманизации науки, ее нейтральности.

    2 Наука и ее место в культуре. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, производительная и социальная сила

    До определенного момента наука развивалась медленно и не оказывала существенно­го влияния на жизнь общества. Роль науки стала быстро возрастать, начи­ная с научной революции ХУ1-ХУП вв., т.е. с возникновения естество­знания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капиталистический способ производства обеспечил спрос на научные знания, стимулировал их рост. Дальнейшему усилению роли науки в общественной жизни в значительной мере поспособствовали промышленный переворот последней трети ХУШ-Х1Х вв. и научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX в. Эти исторические процессы привели к превращению науки в непосредственную производи­тельную силу. Это превращение состоит в том, что, с одной стороны, со­временное производство не может существовать и развиваться без науки, а наука, с другой стороны, нуждается в производстве для реализации по­знаний и создания технических средств для научных исследований. Производство - основной потребитель продукции науки. Потребности материального производства являются двигателем прогресса науки, а наука, опережая материальное производст­во, позволяет ему постоянно совершенствоваться. Благодаря научно-техническому прогрессу, механизации и авто­матизации производства изменяется характер человеческого труда. Все менее человек используется как физическая, природная сила и все более он выступает как разумная. Растут требования к общеобразовательной и специальной подго­товке работников. Снижается доля людей, занятых в материальном производстве, и растет доля занятых в сфере науки. Соответственно расширяется и сфера образования. Все большее влияние на жизнь общества оказывают социальные науки. Ученые осуществляют мониторинг происходящих социальных процессов, выявляют тенденции, делают прогнозы, намечают перспективы. Под влиянием результатов научных исследований предпринимались попытки радикального революционного преобразования общества. Особенно ощутимое воздействие на все человечество, на социальную жизнь оказала в XX в. марксистская теория. Люди с детства осваивают научное видение мира и своего места в нем. Научная картина мира оказывает значительное влияние на мировоззрение человека, а значит, и на его образ мышления и поведения.

    В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует. Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.

    Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука как социальный институт включает в себяученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

    Наука как социальный институт выполняет проективно-конструкторскую, социокультурную, социально-преобразовательную (не­посредственная производительная сила) функции. Проективно-конструкторская функция науки связана с созданием качественно новых техноло­гий. Социокультурная функция науки проявляется при разработке масштабных планов социально­го, экономического, культурного развития, основанных на ее методах и результатах. Социально-преобразующая функция науки проявляется в том, что ее результаты выступают непосредственной производственной силой общества, важнейшим фактором эк развития.


    3. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

    Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

    Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на достижения многообразных наук. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

    Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.

    Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:
    -операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета;

    -межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса;

    -тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин;

    -стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности;

    -глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

    Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, дистантное обучение и информационные технологии. Перемены в обществе ведут за собой изменения в системе образования, направленном на формирование личности.
    Роль науки в формировании личности. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.
    В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия.

    Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена на преобразование внешнего мира.
    Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:

    -эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей;

    -аналитическая и экспликационная (уточняющая);

    -проверка и обоснование имеющихся знаний;

    -приложение научного знания.

    Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков. Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы. Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.

    4. Генезис философии и формирование научного мышления. (20)
    В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

    Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где за¬рождаются элементы (предпосылки) науки - это зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до 16-17 вв, явл исходным пунктом естествозна¬ния. Преднаука же изуча¬ет те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятель¬ности и обыденном опыте. Деятель-ность мышления - идеализированная схема практических действий


    Причины возникновения науки в 16-17 вв.:

    • общественно-экономические (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил),

    • социальные (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии) условий,

    • необ¬ходим был опр уровень развития самого знания.

    В общественной жизни стал формир-ся новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания и приведший к оформлению к ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания — мысленный экспери¬мент.

    Характерные черты нового стиля мышления: отношение к природе как самодо¬статочному естественному, объекту; ста¬новление принципа строгой количественной оценки.

    В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, фи¬лософским проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс раз¬межевания между философией и частными науками.

    Процесс диф¬ференциации знания идет по трем основ¬ным направлениям:

    1. отделение науки от философии.

    2. Выде¬ление в рамках науки как целого отдельных частных наук — ме¬ханики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

    3. Вычлене¬ние в целостном философском знании таких философских дис¬циплин, как онтология, философия природы, философия исто¬рии, гносеология, логика и др.
    Классификация этапов развития науки:

    1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении ус¬транить по возможности все, что относится к субъекту, сред¬ствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответству¬ет образ мироздания как часового механизма
    2. Неклассическая наука (первая половина XX в.) Парадигма относительности, дискретности, кван¬тования, вероятности, дополнительности.
    3. Постнеклассичесая наука (вторая по¬ловина XX— начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в си¬стемах самой различной природы

    Наука в античный период.

    Предпосылкой возн н знаний многие иссле¬д истории науки считают миф. Миф —это особый тип мышления. В мифе совмещены два аспекта: диахро¬нический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
    В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Формир зачатков н знаний и методов античности и средневековья связыва¬ют с тем культурным переворотом, который произошел в древ¬ней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возн, развитие и строение мира в целом. Эти их представления получили название натурфилософских. Основная деятель-ность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемо¬го.
    Среди значимых натурфилософских идей античности пред¬ставляют интерес атомистика и элементаризм. Решение космогоничес¬кой проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая . Левкиппом и Демокритом. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую си¬стему знаний о мире. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида при¬чин: материальные, формальные, действующие и целевые.
    Осн чертой эллинисти¬ческой культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивос¬тью соц-полит ситуации, невозм для че¬ловека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населе¬ния, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных ф системах эллинизма — стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
    Т.О., в античности появляются такие системы знаний, которые мож¬но представить как первые теор модели. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возмож¬ности рождения подлинно теор естествознания и на¬уки в целом.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта