Главная страница
Навигация по странице:

  • Закуп

  • 1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России


    Скачать 1.41 Mb.
    Название1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России
    Дата14.03.2021
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBilety_k_ekzamenu_gotovye.pdf
    ТипДокументы
    #184605
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России
    ИГП – наука и историческая, и юридическая. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права. Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государству народов нашей страны в определенный исторический период. Задачами науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии. Основными методами изучения истории государства и права России являются исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция. Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.
    Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
     Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
     Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
     Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных входе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.
     Синхронный (одновременное рассмотрение событий
     реконструктивный
    – достраивание событий. Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления. Историю государства и права России можно разделить наследующие периоды
    - Древняя Русь (9 – 12 вв.)
    - период самостоятельных феодальных гос-в (12 – 14 вв.)
    - Русское (Московское) гос-во )15 – 17 вв)
    - Рос. империя периода абсолютизма ( 18 – сер. 19 в)
    - Рос. империя периода перехода к буржуазной монархии ( сер. 19 – нач. 20вв)
    - Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г)
    - период социалистической революции и создание Сов. гос-ва ( 1918 – 1920 гг.)
    - переходный период или период НЭПа (1921 – 1930 гг.)

    - период государственно-партийного социализма (1930 – нач х гг.)
    - период кризиса социализма (1960 – е гг)
    - период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время) Данная периодизация курса в значительной степени условна. Особенности дробления на последних этапах истории государства и права России объясняются исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем.
    2. Государственный строй Древней Руси По форме правления – раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства – единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных. Гос-во делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен, остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета – отличительная черта раннефеодальной монархии. Князь – гос. орган. Происхождение кн. Власти по наследству и по избранию (особенно во ой половине XIIв.)й картине появления государственности на Функции Великого князя
    1) военная (князь – полководец)
    2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголов. преступления)
    3) организатор внешней и внутренней торговли
    4) внешнеполитическая деятельность
    5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)
    6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления – дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV – нач. XVI в. Центр управления – княж. дворне сущ. деления на высшие и местные органы управления.
    7) Поддержание государственного единства страны. Совет при Князе свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) – эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства. Вече – народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране – не было регулярной армии. Прокопий (VI В Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.
    1) Вопросы войны и мира. Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство г. – Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов.
    2) Призвание и смещение князей (1068 г. – был изгнана Изяслав).
    3) Судебная
    4) управленческая (назначение, смещение чиновников. 1146 г. – потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых. Федеральные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)
    - общеземские (все князья)
     смесные съезды (региональные. Вопросы
    1) Охрана торговых путей
    2) война и мир
    3) принятие законодательства Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные ф-ции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов дог г. – Судебник ограничивает подсудность кормленщиков. Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды. Вооруженные силы включали дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство
    разделялось на черное (монашеское) и белое (приходское. В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дели др.
    3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Исходя из определенных привилегий, закрепленных в нормах Русской Правды, предусматривающих уголовную ответственность и порядок наследования, можно выделить князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически зависимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Городское (посадское) население делилось наряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.
     Князья – бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей – полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе а) огнищане управляющие) б) тиуны в) конюхи г) смерды д) холопы Все они принадлежали суду князя
     Бояре – потомки великих князей. Их предки – старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи. До XI в жили при дворе. В XI-XII вв – оседание дружины на землю (князь жалует земли. Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа – 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.
     Духовенство – в 988 га) высшее (чёрное, монашество) – проживало в монастырях. б) приходское дух-во. Св монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление привнесении вкладов.
     Городское (посадское) население – 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.
     Смерды – основная группа участников правоотношений по своей сущности являющаяся неоднородной. Наряду со свободными были и зависимые (крепостные) смерды, находящиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю – только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствами договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.Закуп – является более сложной юридической фигурой.
    Закуп – человек, работающий в хозяйствя феодала за купу, те. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой господин уплачивал за него штраф потерпевшему, носам закуп мог быть выдан головой, те. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей. Закуп был той
    юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс закабаления, закрепощения свободных общинников.
     Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина, также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля. Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на слова холопа. Холопом можно было стать в результате самопродажи в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.
    4. Источники права Древнерусского государства. Происхождение, списки, редакции Русской Правды Древнейший источник права – обычай Когда обычай санкционируется государственной властью (а непросто мнением, традицией, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, таки в письменной форме. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, те. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.). Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви десятину (десятую часть доходов, что фиксировалось в уставах. В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, те. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др. Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г, Правда Ярославичей (около г, Устав Мономаха (около 1120— 1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.
    Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. Сокращенная Правда сложилась в середине XV виз переработанной Пространной Правды.
    5. Формы собственности, обязательства, право наследования по Русской Правде Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, те. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, таки движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей, кредитования (под проценты или безличного найма (в услужение, для выполнения определенной работы, хранения, поручения выполнять определенные действия, подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права. Закон отличает сдачу имущества на временное хранение (поклажа) от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком простой беспроцентный заем (ссуду) отдачи денег в рост из определенного условленного процента краткосрочный процентный заем от долгосрочного заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда. В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения, которые возникали из договоров или из причинения вреда. Зане выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя. Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными. При наследовании по закону, те. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа. Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст для невесты – 12-13 лет для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена
    имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта