Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Католическая церковь и каноническое право.

  • смсм. ИГПЗС_все ответы. 1. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 190.53 Kb.
    Название1. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран
    Дата09.05.2022
    Размер190.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГПЗС_все ответы.docx
    ТипИсследование
    #518724
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    31. Право Германии в Средние века.

    Одним из интересных источников права Германии является Саксонское зерцало — сборник германского средневекового права, составленный в 1221 — 1225 гг. судьей (шеффеном) Эйке фон Репков. Этот сборник состоял из двух частей и представлял собой неофициальную запись феодальных обычаев Восточной Саксонии и право германского императора, действовавшее в Саксонии.

    Первая часть — земское право — содержала положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т.д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Большое внимание уделялось вопросам наследования. Устанавливались наказания за уголовные преступления, например, вора предписывалось повесить, тайного убийцу — колесовать, насильнику — отрубить голову.

    Вторая часть — ленное право — была посвящена вассальным отношениям между феодалами, регулировала отношения между «благородными».

    В Саксонском зерцале отражена концепция «двух мечей». Бог предоставил земному царству два меча для защиты христианства. Духовный меч предназначен Папе, а светский — императору.

    Автор Саксонского зерцала впервые назвал и расположил по рангу выборщиков императора, что стало применяться и на практике.

    Саксонское зерцало послужило образцом для последующих частных записей германского права (Немецкое зерцало, Швабское зерцало и т. д.), оно было использовано при составлении сборников права и в судебной практике ряда земель и городов Северной и Восточной Германии.

    В период Средних веков все большее значение приобретали правовые нормы, регулировавшие отношения собственности. Основным объектом права собственности в это время была земля как главное средство производства при феодализме. Первой формой земельной собственности являлся аллод. В этом случае собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, земля свободно переходила от отца к сыну по наследству, но это было не характерно для развитого феодального строя.

    Более характерное право на землю — держание. Его первым видом был бенефиций — землевладение, которое приобреталось под условием несения военной службы и выполнения других повинностей в пользу сеньора. Право распоряжения бенефицием было ограничено. Землевладение находилось в пожизненном пользовании и переходило по наследству с согласия сеньора.

    Главный вид земельных держаний — феод — дворянское держание земли на основе ленных отношений. Сеньор давал землю вассалу, а тот сохранял ему верность и оказывал определенные услуги. При этом вассал не становился полным собственником земли, если он умирал без наследников, то земля возвращалась к сеньору. Вассал пользовался всеми доходами феода и не платил их часть сеньору, но не мог свободно распоряжаться самим феодом. В отличие от бенефиция, феод передавался по наследству.

    Другой вид держания земли — крестьянское держание. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли, но за это платил большие платежи.

    Характерные черты феодальной собственности на землю определяются сравнительно низким уровнем развития товарно-денежных отношений на протяжении значительной части феодальной истории. Римская концепция собственности как неограниченного господства лица над вещью сменилась средневековыми представлениями о собственности, допускавшими существование прав нескольких лиц на одну и ту же вещь.

    Обладание землей было связано с выполнением вассальных обязанностей в пользу вышестоящего собственника. Верховным собственником земли считался король, а при политической раздробленности государства — также и крупнейшие феодалы (пэры — во Франции, князья — в Германии). Король жаловал земли за службу непосредственно вассалам, последние передавали часть полученных от короля земель своим вассалам и т.д. В отношении земель, переданных феодалам, король (сеньоры) уже не обладал правом свободного распоряжения. Король (сеньоры) мог потребовать возвращения земель лишь в том случае, если вассал нарушал условия договора и правовые обычаи, например не выполнял обязанностей службы. Земля возвращалась королю (сеньору), если умерший вассал не оставлял наследников.

    Даже земли, находившиеся в непосредственном пользовании феодалов, нельзя считать их полной и неограниченной собственностью, поскольку они были обременены повинностями в пользу сеньора. Условия феодального договора, правовых обычаев ограничивали право вассалов распоряжаться землями. В частности, вассал не мог продать, обменять свой земельный участок без согласия сеньора и уплаты определенного взноса. Такой же взнос платился при переходе феода по наследству. С целью ограничения дроблений феодальных владений в период феодализма вырабатывается правило майората, по которому земельные владения феодала должны переходить по наследству к его старшему сыну (тот же принцип был перенесен и на землевладения крестьян).

    Наиболее известным среди германских средневековых памятников права является «Каролина».

    «Каролина» — источник феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии был разработан по поручению императора Карла V (отсюда и его название) и принят в 1532 г. В «Каролине» отразились наиболее существенные стороны феодального уголовного права и уголовного процесса периода абсолютизма. Этот кодекс стал единственным общегерманским уголовным и уголовно-процессуальным кодексом, действовавшим вплоть до объединения страны.

    «Каролина» была издана непосредственно после подавления Крестьянской войны 1525 г. Хотя во введении к кодексу содержатся утверждения о стремлении предотвратить произвол, ввести справедливость и т.д., «Каролина» убедительно отразила репрессивный характер феодального уголовного права.

    В «Каролине» 76 статей посвящены уголовному праву и 103 статьи — уголовному процессу. Четкая система расположения норм отсутствует. В ряде статей кодекс еще ссылается на обычаи «данной земли или места», однако в нем перечисляются «дурные, неправильные обычаи», предписывается, «дабы все власти упразднили такие обычаи, и они не должны впредь применяться, соблюдаться и поддерживаться».

    «Каролина» утверждала взгляд на преступление как на деяние, нарушающее не только интересы потерпевшего, но и государства. В то же время само понятие преступления отсутствовало.

    В ней присутствовали такие понятия, как «необходимая оборона», «покушение к совершению преступления», «пособничество», «соучастие», что может рассматриваться как свидетельство достаточно высокого уровня развития уголовного права. При этом совсем не упоминается ряд составов преступлений (телесные повреждения, оскорбления, повреждение имущества), имеющиеся составы преступлений нередко охарактеризованы весьма неполно. В целом раздел об уголовном праве содержит довольно бессистемное перечисление преступлений и наказаний.

    В «Каролине» на первом месте стояли преступления против религии и государства. Как правило, они карались смертной казнью в ее наиболее мучительных видах. Заведомо ложные доносы о государственных преступлениях не наказывались. Считалось, что любое опасение доносителя быть наказанным за сообщение о государственном преступлении принесет значительно больше вреда, нежели полная безответственность даже за ложный донос.

    За преступления против личности, нравственности, собственности законодатель также устанавливал жестокие наказания. Например, кража, в том числе ловля рыбы в водоеме феодала, каралась, телесными наказаниями вплоть до смертной казни.

    В «Каролине» прослеживается влияние римского права: широко использовались неопределенные санкции, практически дословно воспроизводились римские уголовно-правовые формулы, использовались фрагменты римского понимания сущности необходимой обороны, содержались частые отсылки к «императорскому праву», «общему праву империи», под которыми имелось в виду измененное римское право. В том числе ни за одно уголовное преступление по «Каролине» не могла быть назначена смертная казнь либо телесное, увечащее, позорящее наказание, если это не предусматривалось императорским правом.

    Жестокость применявшихся наказаний — типичная черта «Каролины». Очень часто упоминается смертная казнь. Устрашение признавалось основной целью наказания. В соответствии с этой целью широкое распространение приобрели квалифицированные виды смертной казни, такие как сожжение, утопление, четвертование. Чтобы усилить мучительный характер казни, нормы «Каролины» предусматривали совершение по отношению к преступнику «дополнительных действий». Например, при государственной измене и в ряде иных случаев предписывалось «злостных преступных людей для вящего устрашения прочих перед той или иной смертной казнью волочить (к месту казни) либо терзать тело раскаленными щипцами». Нередко для преступников устанавливались и калечащие наказания (например, отрезание ушей, языка и т.д.).

    Вторую часть «Каролины» составляли нормы уголовно-процессуального права, которые закрепляли правила проведения инквизиционного процесса. Эти правила, в большинстве своем заимствованные из позднего римского права, изначально предназначались для судебного разбирательства церковных дел, для борьбы с ересями. Такой инквизиционный процесс в средневековых условиях оказался более подходящим, чем процесс состязательный, и стал широко применяться государственными судами.

    Инквизиционный процесс достаточно подробно урегулирован в «Каролине». Его особенность состояла в том, что, рассматривая преступление как на общественно опасное деяние, государство само посредством своих чиновников начинало уголовное преследование, собирало необходимые доказательства, проводило разбирательство дела, карало виновных.

    Инквизиционный процесс, согласно нормам «Каролины», делился на две части:

    1) предварительное следствие;

    2) судебное разбирательство.

    При этом процесс был негласным и письменным.

    На этапе предварительного следствия судья устанавливал факт совершения преступления, определял подозреваемое лицо и изобличал его путем опроса свидетелей, а также с помощью пыток. На подозреваемое лицо в соответствии с принципом презумпции виновности возлагалась обязанность доказать свою невиновность.

    Типичной чертой уголовного процесса по «Каролине» являлась теория формальных доказательств, в соответствии с которой законом определялась доказательственная сила тех или иных юридически значимых фактов. В частности, чтобы улики были признаны достаточными, они должны быть доказаны двумя добрыми свидетелями. Уликой, достаточной для применения допроса под пыткой, «Каролина» называет слухи о дурной славе подозреваемого. Среди главных доказательств в «Каролине» выделяется собственное признание обвиняемого. Признание обвиняемого считалось царицей доказательств, что предполагало широкое применение пыток.

    Применение пыток на стадии предварительного следствия представляет собой характерную черту инквизиционного процесса. В этот период на смену господствовавшим ранее ордалиям и судебному поединку как важнейшим доказательствам вины приходит признание обвиняемого, получаемое под пытками.

    Второй стадией инквизиционного процесса являлось судебное заседание. На этом этапе рассматривались материалы предварительного следствия, осуществлялся допрос обвиняемого. Очень торжественно выглядело вынесение приговора. Чтобы усилить устрашающее впечатление от предстоящего наказания, приговоренного к смерти вводили в зал судебного заседания в железном ошейнике и колодках. Объявляя приговор, судья ломал свой жезл. Приговоры приводились в исполнение на площадях при большом стечении народа. Такая публичность дополняла и усиливала устрашение.
    32. Католическая церковь и каноническое право.

    Католическая церковь — сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. Формирование отличительных особенностей церкви Запада, отличающих её от церквей Востока, началось еще в первые века истории христианства. Традиционно в трудах религиоведов считается, что в результате Великого раскола 1054 года христианская церковь разделилась на Западную и Восточную.

    В результате Реформации от католицизма отошли многие страны на севере и в центре Западной Европы. В новое время католицизм начал распространяться в Новом Свете, Азии и Африке. В результате секуляризации общества в XIX и XX веке от активной религиозной жизни отошла значительная часть населения в католических странах.

    В Новое время особое значение приобрёл вопрос существования Церкви в современном мире, что вызвало полемику консерваторов с модернистами. Значительной вехой в жизни Католической церкви стал Второй Ватиканский собор, в ходе которого был осуществлён ряд реформ церковной жизни.

    Высшим церковным органом стали считаться соборы, которые устанавливали догматы церкви. В них первоначально участвовали только епископы, затем и настоятели монастырей.

    В IV в. на Востоке возникает монашество (от греч. – «один», «одинокий», «жить уединенно»), которое постепенно выстраивает свою организацию и вырабатывает уставы: на Востоке – устав Василия Великого, на Западе – Бенедикта Нурсийского.

    Первоначально все епископы назывались «папами», т. е. отцами, и до конца V в. это считалось лишь почетным наименованием епископа.

    На поместном соборе 347 г. римскому папе были предоставлены значительные права: ему поступали жалобы от всех церквей, он получил право назначить новое следствие. Авторитет пап особенно увеличился

    в период возникновения ересей. Они становятся судьями догматических споров; к ним обращаются императоры и патриархи. Возвышению пап способствовало и географическое положение Рима, как центра между Востоком и Западом. В IV-VIII в. папство оказало много услуг Риму и Италии, поэтому оно приобретает политическое влияние. В начале V в. папа Иннокентий I (402-417 г.) впервые обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра. Первым из знаменитых пап был Лев Великий (440-461 г.), ставший объединителем власти и нравственного влияния церкви. Его преемники развили учение о превосходстве духовной власти над светской. Папы стали именовать себя «наместниками Иисуса Христа» и поэтому присвоили себе право «вязать и решать» на земле, как бог на небе.

    Каноническое право

    Каноны (греч. – «правило») означали церковные нормы или правила, которые в течение первых пяти веков существования христианства определяли нормы религиозной жизни общин (отсюда – каноническое право, содержащееся в церковных канонах, в противоположность императорским законам). Каноны регулировали структуру литургического календаря, устанавливали формы и церемонии святого причастия и крещения, предписывали детали времени поста и празднования религиозных праздников и т. п. Каноническое право – это постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от светской.

    Источниками канонического права являлись: 1) Новый завет. (Ветхий завет – Библия – как источник права имел ограниченное применение); 2) Учение двенадцати апостолов (работа составлена в Сирии в III в.); 3) Постановления апостолов (составлены в Сирии в IV в. и содержали извлечения из учения 12 апостолов и постановлений церковных соборов); 4) Постановления церковных соборов, состоявших из 85 правил и изданных на греческом языке в IV и V в.; 5) Латинские переводы постановлений вселенских и поместных соборов и сборники постановлений, появившихся в V веке. (Наиболее известный сборник римского монаха Дионисия, написанный около 500 г.); 6) сборник постановлений церковных соборов и папских декреталий VII в., появившийся в Испании и приписываемый монаху Исидору («Лжеисидоровы деклетарии»); 7) римское право.

    Постепенно каноническое право становится не только важным элементом христианской религиозной жизни, но и автономной правовой системой. Его стали преподавать в первых европейских университетах, в частности, в Болонском. Это вызвало множество трактатов и комментариев по каноническому праву. Около 1140 г. появляется трактат, который потом занял первенствующее место среди подобных ему сборников канонического права. Он принадлежал Грациану (являлся преподавателем права в одной из юридических школ, возможно, в Болонье) и назывался «Согласование разноречивых канонов» или «Гармонии противоречивых канонов». Впоследствии трактат был назван в честь автора – «Декреты Грациана» или «Книга Грациана». Название отражает цель автора: урегулировать различающиеся канонические традиции и неписаные законы и изложить в последовательную и единую систему. В декрете излагались руководящие правила или каноны церковного права. Каждый канон снабжался ссылками на источники, откуда оно было заимствовано и выведено: священное писание, постановление соборов или папские декреталии.

    «Декреты Грациана» быстро стали стандартным учебником в юридических школах, изучающих каноническое право. Поскольку изучение канонического права по Грацианову учебнику начало привлекать постоянно увеличивающееся число студентов, создание новых правовых норм также продолжалось и ускорялось. В 1234 г. папа Григорий IХ издает официальный сборник руководящих правил (канонов), составленных после «Декретов Грациана». Сборник состоял из пяти частей: в первой говорилось о церковных судах и их юрисдикции; во второй – речь шла о судопроизводстве; третья – повествует о привилегиях клира; четвертая – рассматривает семейное право; пятая – о преступлениях. Такой порядок изложения стал применяться и в других папских декреталиях, появившихся в 1298, 1317 и 1583 г. При папе Григории ХIII в 1583 г. появляется переработанное издание «Декрета Грациана», дополненное новыми канонами и получившее название Свода канонического права.

    Каноническое право оказало влияние и на частную, и на общественную жизнь средневековой Европы. Несмотря на то, что правомочия и юрисдикция канонического права, как правило, были неясны, тем не менее, оно, благодаря судебной практике церкви, проникало в частную жизнь человека. В средние века такие стороны жизни человека, как мышление и поведение, рассматривались не как исключительно личные, а подлежащие надзору со стороны церкви. Под тотальным контролем церкви и их служителей находились религиозные и политические убеждения граждан. Церковь настаивала на своем праве контролировать поведение прихожан от рождения до смерти. Например, в компетенцию церковных судов входило заключение брака или его расторжение, контроль над сексуальными отношениями, коммерческой и финансовой деятельностью, установление времени труда и его условий, необоснованная праздность, желания и соблазны (греховность), похороны умерших, а также подделка мер и весов, фальшиво-монетничество, ростовщичество, лжесвидетельство.

    Помимо гражданской юрисдикции, каноническое право регулировало и сферу уголовного права: прелюбодеяние, гомосексуализм, блуд, многобрачие, изнасилование, кровосмешение и проституция.

    Значительное влияние каноническое право оказывало и на некоторые аспекты торговли и финансовой деятельности. Канонисты разрабатывали механизм проведения экономической политики, принятой церковью. Одним из таковых принципов нравственной экономической политики был вопрос о справедливой цене. Согласно этому принципу, цена товара может быть определена справедливо только непосредственно на рынке. Справедливой признавалась цена, которую готов уплатить покупатель, и на которую согласен продавец.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта