смсм. ИГПЗС_все ответы. 1. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Скачать 190.53 Kb.
|
18. Правовые памятники франков. Салическая правда. Первые кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известна Салическая правда, составленная в 507— 511 гг. Первоначальный ее текст не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько его вариантов. Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер, правовые акты отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины. По Салической правде, франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших семей, находившихся в родственных связях. Состоятельная семья имела в качестве домашних слуг рабов и полусвободных ремесленников (кузнец, конюх, свинопас, виноградарь). Салическая правда упоминает аллоды — участки земли, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Но земля еще не стала объектом частной собственности. Скорее всего аллод был наследственным имуществом. В условиях раннефеодального государства существовала как бы расщепленная собственность на землю. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Высшая военная и судебная власть была атрибутом, следствием земельной собственности. У франков получило некоторое развитие обязательственное право. Оно в Салической правде освещается слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются также виды сделок: продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность, просрочка в исполнении обязательств — дополнительный штраф. Салическая правда касается брачно-семейных отношений. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Есть упоминание о наследственном праве. Известно было наследование по закону и по завещанию. Наследование по законуосуществлялось применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля же переходила только сыну. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично на народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год, после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу. Значительное внимание в Салической правде уделяется характеристике преступлений и наказаний. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личностии имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает суровые наказания, большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные наказания. Наказание было дифференцировано в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба равнялся 35 со- лидам, штраф шел его хозяину; за убийство полусвободного франка — 100 солидам, свободного — 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином — 300, чиновника короля — 600 солидам. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался. Закон предусматривал наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т.д. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит 3 солида, доносчиком или лжецом — 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство. Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. За кражу чужой жены платили 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто облыжно назовет свободную женщину блудницей — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, — 700 солидов, убийство женщины — 600 солидов. Надо полагать, что женщина занимала высокое положение[1]. Салическая правда, как и Русская правда Киевской Руси, в своем первоначальном виде вообще не упоминает смертную казнь. Однако в другом памятнике — Саксонской правде (начало IX в.) — со ссылкой на закон франков смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Такое же наказание грозило грабителям, тем, кто совершал кражу имущества на сумму свыше 3 солидов. Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Цель наказания — возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести устанавливался выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выкупа был достаточно высоким. Он делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне. Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Община отвечала за убийство на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить, что франк отказывается от помощи сородичей. Судебная власть была в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти председатель судебных собраний — тунгин — уступает место графу. На смену рахинбургеров приходят назначенные властями скабины. Существовали церковные, сеньориальные суды. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. Судебный процесс у франков, как и у других народов, носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Старинный обычай требовал, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, — свидетельствовать в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания — на чем сосредоточивались основные усилия, — судьи апеллировали к богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и, с другой — вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду бог укажет на виновного не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать, т.е. действовал известный по предшествующей эпохе ордалий «суд божий», состоящий в испытании. Наиболее распространенными способами ордалий в праве германских народов были испытания водой, железом, огнем. При испытании водой связанного обвиняемого бросали в реку. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Даже и много позже существовало убеждение, что «ведьма не тонет». Другое испытание состояло в следующем. Надо было достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. К этому виду ордалии примыкает испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих случаях руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо, человек считался невиновным[2]. От испытания котелком можно было откупиться, сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик», привлекались соприсяжные. Это — родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Со- присяжник — не свидетель, в его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Соприсяжники являлись «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Если при произнесении клятвы хоть один из со- присяжников сбивался, дело считалось проигранным. Большое значение имело свидетельство очевидцев. С ускоряющимся распадом родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к помощи сопри- сяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом. 19. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии. Общественный строй. Раздел Франкского государства не внес существенных изменений в социально-экономическое развитие вновь образованных государств, включая Францию. Процесс складывания основных классов феодального общества — феодалов и зависимых крестьян — завершился в основном в X—XI вв. К этому времени бенефициарии добились превращения пожизненного владения — бенефиция — в наследственную феодальную собственность — феод. Отношения между представителями класса феодалов во Франции, как и в ряде других стран Западной Европы, основывались на системе вассалитета. Номинально верховным собственником всей земли в королевстве считался король. Крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. В свою очередь они могли жаловать земли более мелким феодалам и т.д. При этом нижестоящие феодалы признавали только власть своего непосредственного сеньора, от которого они получали земельное владение, и только ему были обязаны служить. Данное правило было выражено формулой: «вассал моего вассала не мой вассал». Получалась многоступенчатая иерархическая феодальная лестница. На ее вершине находился король — верховный сеньор феодалов, сюзерен, глава феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы — герцоги, графы, архиепископы и епископы монастырей, державшие земли непосредственно от короля. Формально они подчинялись королю, а фактически являлись почти независимыми. Они имели право вести войну, чеканить монету, осуществлять юрисдикцию в своих владениях. Многие герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами) и порой даже не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Рангом ниже были бароны — крупные землевладельцы, державшие земли о герцогов и графов и являвшиеся их вассалами. В своих владениях они также пользовались большой политической властью. В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье),которые вассалов не имели и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. Взаимоотношения между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор заключался публично, посредством торжественного обряда, суть которого заключалась во введении вассала во владение (инвеститура) и произнесении им клятвы верности своему сеньору (оммаж). Обязательства принимали на себя обе стороны. Кроме передачи феода сюзерен обязывался защищать вассала и его имущество. Обязанности вассала по отношению к сюзерену заключались в военной службе (обычно 40 дней в году) и денежной помощи в строго определенных случаях (выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении его сына в рыцари и выдаче замуж дочери). Первоначально вассальный договор заключался на срок жизни сторон. Однако постепенно сложилось правило передачи обязанностей, связанных с ним, по наследству. При вступлении в наследство новый вассал был обязан уплатить сеньору особый налог — рельеф. Земельное владение, в течение нескольких поколений переходившее по наследству потомкам вассала, превращалось в потомственное родовое поместье. Неисполнение обязанностей по договору могло повлечь за собой его расторжение. Споры между сеньорами и вассалами разрешались в суде сеньора. Но юридический механизм разрешения феодального спора был малоэффективным. Крупные феодалы, располагавшие военной силой, часто не подчинялись решению суда, что порождало многочисленные феодальные распри и войны. В IX—XI вв. происходит окончательное оформление и класса феодально-зависимых крестьян. В обстановке непрекращающихся феодальных междоусобиц и периодических иностранных вторжений во Франции возникло много замков. В специальной литературе данный процесс получил название инкастелламенто (буквально — «озамко- вание»). Владельцы замков постепенно сосредоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским населением. Большинство крестьян превратилось в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили сеньору подушную подать (шеваж), ежегодный оброк (талью), выполняли барщину (обычно три дня в неделю), были ограничены в гражданских и хозяйственных правах. Без согласия феодала они не могли жениться, свободно распоряжаться своим земельным держанием. Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы — лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу. Их повинности были только поземельными. Вилланы платили сеньору подушную подать, а также ежегодный оброк, размер которого устанавливался обычаями и был ниже сервского. Кроме того все крестьянское население было связано баналите- тами, в силу которых сеньор, обладая правом собственности на какую-либо вещь общественного значения, мог принудить своих крестьян к исключительному пользованию ею за плату, им же установленную. Объектами такого права обычно являлись мельница, пекарня, винодельня, общественные весы и др. Позднее под бана- литетами стали пониматься денежные поборы за право осуществлять соответствующие хозяйственные операции у себя дома. В XI—XII вв. в связи с быстрым развитием городов появляется и увеличивается новая прослойка феодального общества — городское население, постепенно приобретающее особый правовой статус. Первоначально положение горожан мало отличалось от основной массы феодально-зависимых крестьян, но с XII в. во Франции распространяется движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров. При поддержке королевской власти в ходе вооруженной борьбы или выкупа ряду городов уже в XIII в. удалось добиться предоставления им специальных хартий вольностей. Государственный строй. В IX—XII вв. французское королевство состояло из множества феодальных владений, которые считались его частью, а фактически представляли собой независимые политические образования. В условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Номинально король продолжал оставаться главой государства. Но реально его власть распространялась лишь на ограниченную территорию — королевский домен. Такую форму феодального государства, построенную на принципе сю- зеренитета-вассалитета, принято называть сеньориальной монархией. В условиях политической и экономической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственную власть. Однако с развитием товарно-денежных отношений политическая децентрализация постепенно уступала место усилению центральной власти короля. В период феодальной раздробленности номинальный глава государства — король — избирался крупными землевладельцами — вассалами короля и иерархами церкви с соблюдением династического принципа. С воцарением династии Капетингов выборность короля сохранилась, но преемника теперь выбирали при жизни короля. К XII в. постепенно закрепился принцип передачи престола по наследству, основанный на праве первородства. Функции королевской власти в период раздробленности были существенно ограничены. Формально король считался верховным главнокомандующим, имел право законодательства и высшего суда. На короля возлагались обязанности, сформулированные еще в коронационной присяге Карла Лысого и принятые его преемниками. Король был обязан защищать церковь, поддерживать мир в королевстве, хранить верность народу, уважать правосудие. Однако реальной власти для их осуществления он не имел. Большинство королевских полномочий существовали лишь в теории, а на практике в лучшем случае распространялись только на королевский домен. С XII в. положение короля начинает меняться. Восстанавливается практика издания королем с согласия крупных феодалов законодательных актов. С XIII в. признается, что королевский акт, изданный с соблюдением всех требований, которому присягнули королевские вассалы, обязателен и для отсутствующих на присяге землевладельцев. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля, признается, что все жители в королевстве являются его подданными и обязаны ему повиноваться. В условиях раздробленности органы центрального управления не были четко структурно оформлены. В них дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях. Дворцовая система была представлена министериалами. К числу главных министериалов, игравших основную роль в королевской администрации, относились: сенешал (глава королевского двора, командующий армией, начальник местных администраторов), коннетабль (глава королевской конницы) и его помощник маршал, казначей и камергер (управляющие государственными архивами и королевской казной), канцлер (руководитель королевской канцелярии). Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в форме собрания крупнейших светских и духовных землевладельцев страны. Съезд феодалов назывался Королевской курией или Великим советом и являлся по существу единственным общегосударственным органом в королевстве. Великий совет созывался по инициативе короля и работал под его председательством. Местное управление в период раздробленности характеризовалось тем, что власть короля распространялась только на королевский домен, а в крупных феодальных владениях существовали свои системы местного управления. С конца XII в. возникают более крупные административно-территориальные единицы — бальяжи. Во главе их стояли чиновники, назначаемые королем, — бальи. Жалования бальи не получали, пользуясь частью доходов короля. Присоединяя к королевскому домену крупные сеньории, короли, не ломая местную административно-территориальную структуру, назначали туда из местных феодалов специального чиновника — сенешала, с функциями, аналогичными бальи. В XIII в. обозначившиеся процессы централизации и усиления королевской власти были закреплены реформами Людовика IX Святого(1226—1270 гг.). Важнейшей попыткой изменить феодально-сеньориальные порядки стала судебная реформа. В 1258 г. Людовик IX запретил вести в своем домене частные войны и разрешать споры посредством поединка. Решение тяжб с помощью поединка спорящих сторон широко применялось в сеньориальных судах. Запрет на их проведение оказал благотворное влияние на судопроизводство во Франции. Королевские судьи, знакомые с римским правом, изменили производство суда: они вели следствие, допрашивали свидетелей, записывали весь ход судебного дела. Лицу, недовольному приговором, разрешалось апеллировать к королю. На остальной территории допускалась апелляция на решение сеньориального суда в королевский и вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого времени феодалы не могли начинать военные действия, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести дело в королевский суд. Существенную роль в укреплении королевской власти сыграла и финансовая реформа Людовика IX. В качестве главной расчетной единицы в королевстве была введена полновесная золотая и серебряная королевская монета. Под страхом телесного наказания запрещалось переливать деньги, вышедшие из королевской монетной мастерской. В королевском домене принималась только эта монета, в сеньориях ее должны были принимать наряду с другими. Все нарушения закона о монете рассматривались только королем. В силу данных преимуществ, а также высокого качества монеты, вскоре она стала самой авторитетной, постепенно вытеснив местные деньги из обращения. В период правления Людовика Святого была проведена и административная реформа, изменившая центральное управление. Из королевской курии были выделены специализированные центральные ведомства — малый королевский совет, счетная палата и судебное ведомство. Малый совет представлял собой постоянно действующий совещательный орган при короле, решавший различные вопросы внутренней и внешней политики, счетная палата ведала финансовыми вопросами в королевстве. В 1260 г. был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом королевства. В составе парламента образовался совет специалистов для подготовки законов и судебных решений, который состоял из знатоков права — лесистое, сыгравших огромную роль в рецепции римского права во Франции. Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и заложили основы превращения сеньориальной монархии в сословно-представительную. |