26.Соотношение биологического и социального в человеке.
Основные теории личности в психологии. Структура личности, различные
подходы к структуре личности.
Проблема соотношения биологического и
социального в личности человека – одна из
центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные
связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и
как производный только от биологического или
только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т.п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается
спонтанность психического развития,
психическое рассматривается как явление,
полностью подчиненное своим внутренним
законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным.
В биологизаторских концепциях психическое
рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее
за этим развитием. С позиции данных концепций
все особенности психических процессов,
состояний и свойств человека определяются
особенностями биологической структуры.
Исследования показывают, что гены отвечают за
50 – 70 % разнообразия людей по уровню
интеллекта и за 28 – 49 % различий по
выраженности пяти «универсальных», наиболее
важных, свойств личности:
− уверенности в себе;
− тревожности;
− дружелюбия;
− сознательности;
− интеллектуальной гибкости.
Существует ряд социологизаторских концепций,
которые исходят из
идеи того, что психическое развитие индивида в
конспективной форме
воспроизводит основные ступени процесса
исторического развития общества, прежде всего
развития его духовной жизни, культуры.
Элементами психологической структуры
личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами
личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно
уложить в некоторое количество подструктур.
Согласно З. Фрейду, структура личности
включает три компонента:
− Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и
врожденные аспекты
личности; функционирует в бессознательном,
подчиняясь принципу удовольствия.
− Эго (Я) – сознание, компонент психического
аппарата, ответственный за принятие решений.
− СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль,
нормы общества. К.К. Платонов полагает, что низшим уровнем личности является
биологически обусловленная подструктура, в
которую входят возрастные,
половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура
включает в себя индивидуальные
особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия,
ощущений, мышления, способностей, зависящих
как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств (прил. 6).Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее
направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую
человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на
каждой из подструктур имеются различия
убеждений и интересов, опыта и знаний,
способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий,
даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более 26
|
27. Самосознание и его структура. «Я - концепция», образ «Я».
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознания отнесенности акта сознания к своему Я. Процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я. Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни, под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину): − сознание отличия себя от остального мира; − сознание Я как активного начала субъекта деятельности; − сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; − социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является личность. Самосознание – психический процесс, который заключается в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях, соединении этих образов в представление, а затем и в понятие о себе, своем Я, отличном от других. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В Я-концепции выделяются три элемента: − образ Я – представление индивида о самом себе; − самооценка – аффективная оценка этого представления; − потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека: 1. Обеспечение внутренней согласованности. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. 3. Я-концепция как источник ожиданий. Характеристиками образа Я являются следующие: − познавательная сложность; − идентичность; − сила Я. Идентичность – самотождественность, константность образа Я. Идентичность представлена двумя двуедиными аспектами. С одной стороны, личность сознает себя в каждый последующий момент той же самой, какой была в предыдущий (личностный аспект), с другой – другие люди также видят эту длящуюся самоидентичность, а личность осознает это (социальный аспект). Таким образом, идентичность связана с личностноструктурной принадлежностью, отнесенностью индивида к определенной группе лиц – профессиональной, половой, возрастной. Сила Я – мера способности сохранять целесообразность поведения в условиях, препятствующих этому поведению
27
|
28. Самооценка и уровень притязаний.
Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности. Таким образом, самооценка имеет две стороны – содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Самооценка выполняет ряд функций: − сравнительного познания себя; − прогностическую; − регулятивную. По мнению И.С. Кона, самооценки человека – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта Я. Критерии самооценок неоднозначны. Индивид оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Самооценки варьируются не только в зависимости от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Вопервых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Второй фактор связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида (этот подход был сформулирован и развит в работах Ч. Кули и Дж. Мида). Еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Самооценка динамична. Она может завышенной и заниженной, адекватной и неадекватной. Формирование адекватной самооценки – процесс сложный. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это сложность тех задач, на решение которых претендует личность. При низкой самооценке выбираются более легкие цели (заниженный уровень притязаний). При завышенной – более трудные (завышенный уровень притязаний). Обычно уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте. Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Осознание каких-то своих способностей меняет самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.
28
|
15. Понятие воображения и его функции. Виды и формы
воображения. Приемы творческой деятельности и фантазии.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме
образа, представления или идеи.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже за-ранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практиче-ской деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности»
животных, иногда очень искусной.
Воображение – это образное конструирование содержания понятия о
предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как
сложится само понятие.
Воображение выполняет следующие функции:
представлять действительность в образах и иметь возможность
пользоваться ими;
регулировать психофизиологические процессы и эмоциональные
состояния;
регулировать познавательные процессы;
формировать внутренний план действий (способности выполнять действия в уме, манипулиро-вать образами);
планировать и программировать деятельность, антиципация (т.е.
опережающее отражение, представление результата деятельности).
В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение.
Можно выделить еще несколько видов воображения, среди которых
основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на
произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя
артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность
понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, со-переживать.
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация,
почерпнутая с помощью опыта.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся
(«кристаллизующиеся») в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Выделяют следующие приемы творческой деятельности:
1. Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
2. Акцентирование – аналитический процесс создания образов.
3. Схематизация (синтетический путь). Представления, из которых
создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (национальный орнамент, образы «белоруса»,
«американца» – обобщенные схемы).
4. Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов, процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела,
взаимоотношений).
15
|