История отечественного государства и права. Ответы по ИОГП 2011. 1 Предмет учебной дисциплины История отечественного государства и права
Скачать 308.58 Kb.
|
33) Общая характеристика Судебников 1497 г. и 1550 г. Самыми значительными памятниками русского права в период становления централизованного Московского государства были Судебник 1497 г. (великокняжеский) и Судебник 1550 г. (царский). Главной целью Судебников было распространить юрисдикцию великого князя, затем царя на территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. Это первые общерусские своды законов, с помощью которых создавалось единое правовое пространство. Судебник 1497 г. внес в первую очередь единообразие в судебную практику Русского государства. Источниками Судебника являлись Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. В нем не только был обобщен имеющийся правовой материал, но и большое количество статей было написано заново. Он содержал главным образом уголовные и уголовно процессуальные нормы. Видимо Судебник 1497 г. не полностью заменил старое законодательство. Продолжали действовать, например, некоторые нормы Русской правды, в части, гражданского, в особенности обязательственного права. Судебника 1497 г. состоял из 68 статей, содержание которых регламентировало деятельность центрального и местных судов, включало в себя статьи, относящиеся к уголовному праву, нормы материального права, преимущественно гражданского права и процесса и дополнительные статьи, посвященные процессуальному праву. Судебник 1550 г. во многом развил принципы Судебника 1497 г. дополнил и исправил его. Треть статей нового судебника была новая по сравнению с Новый Судебником 1497 г. Изменения связаны были прежде всего с тем, что Судебник 1550 г. являлся основой реформ в середин ХУ1 в. Царский Судебник включал 100 статей, его структура почти полностью повторяла структуру великокняжеского Судебника. Однако, в отличие от него Судебник 1550 г. делил материал на статьи или главы и не использовал заголовков. Второй Судебник подвергал материал более строгой систематизации. Так, статьи по гражданскому праву были помещены в одном отделе. К наиболее важным нововведениям Судебника 1550 г. относились: запрет выдачи тарханных грамот и указание на отказ уже выданных грамот; провозглашение принципа закон не имеет обратной силы, выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику; порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами. Являясь основой реформаторской деятельности Ивана 1У, Судебник 1550 г. был дополнен статьями, устанавливающими строгие уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры, а так же статьями, регламентирующими деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе. Царский Судебник вводил новые виды наказаний, например, тюремное заключение, а так же новые составы преступлений, например, подлог судебных актов, мошенничество и новые гражданско-правовые институты, в частности, был разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство. 34) Изменение социальной структуры русского общества и правового статуса привилегированных категорий населения в XIV-XVI вв. Одним из привилегированных средневековых сословий на Руси в Х1У-ХУ1 вв. было боярство, складывающееся из нескольких социальных групп. На первом месте стояли титулованные московские бояре. Это удельные князья, потомки князей рюриковичей, перешедшие на службу к московскому князю. К ним относились и выходцы из Литвы – гедыминовичи, татарские царевичи принявшие московское подданство. Служилые князья составляли верхушку привилегированной восходящеей социальной группой средневекового русского общества – «дворянством шпаги». Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной, сохранили право собственности на землю, были наиболее крупными землевладельцами. Впоследствии служилые князья слились с верхушкой боярства, которую составляли нетитулованные потомственные московские бояре, служившие московским князьям с давних времен. Далее по статусу шли провинциальные бояре, состоявшие на службе у бывших удельных князей. Менее крупные землевладельцы составляли слуги вольные и дети боярские. Они так же несли службу великому князю. В особую группу входили «слуги под дворским», которые происходили чаще всего из княжеских холопов. В последствии некоторые из них назначались на сравнительно высокие управленческие посты и получали за службу землю. В Х1У-ХУ вв. служилые князья и бояре могли выбирать себе сюзерена наиболее сильного и влиятельного. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин, служа в другом княжестве. В эти время право отъезда было выгодно усиливающимся московским князьям, т.к. способствовало собиранию русских земель вокруг Москвы. По мере становления единого Московского государства это право ограничивалось (отъезжающих бояр лишали вотчин), а затем и совсем было отменено, отъезд рассматривался как измена. Сложилась определенная иерархия знати, для которой характерна система местничества. Представители боярских фамилий занимали при дворе князя и на государственной службе определенное место в зависимости от родовитости. Свое знатное происхождение каждый боярин оценивал как самый веский аргумент в местнических спорах о должностях, чинах и привилегиях. Система местничества была серьезным препятствием для становления централизованного государства. В процессе создания единого централизованного государства положение боярства изменилось. Ранее боярское звание могло быть получено только по наследству, то в последствии это стал придворный чин, который жаловал великий князь. Появились «введенные бояре», окольничии (наиболее привилегированные бояре). Постепенно происходит замена отношений сюзеренитета-вассаитета отношениями подданства. Служение элитных социальных групп великому князю становилось обязательным особенно с конца ХУ в. Однако к этому времени, бояре, особенно из наиболее знатных подчас были настроены весьма оппозиционно к великокняжеской власти. Идея служебности власти великого князя нашла социальную опору в лице новых общественных групп, и в первую очередь дворянства, которое формировалось, прежде всего, из «слуг под дворским» при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. В состав русского дворянства вошло определенное число ратных людей из Литвы, из казанских и поволжских татар (принявшие православие). Дворяне получали землю (поместье) от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. В ХУ1 в. дворянская служба стала сословной и наследственной. Дворянские дети с 15 лет записывались на службу и становились новиками. За ними закрепляли поместья и денежные оклады. Если отец молодого дворянина всё ещё служил, то сына его верстали в отвод, наделяли особым от отца поместьем. Когда отец уже не мог служить, молодого дворянина припускали к нему, т.е. вводили во владение отцовским поместьем. Как правило, это был младший из сыновей, иногда «припускались» сразу несколько сыновей. После смерти служилого человека поместье нередко оставляли за недорослями – сиротами (не достигшими 15-летнего возраста). Из поместья выделялись доли на прожиток (пенсии) вдове и дочерям умершего. Если у дочери был жених из служилых людей, «прожиток» мог быть закреплен за ним. Вдова владела «прожитком» до смерти, или нового замужества, или ухода в монастырь. Если помещик умирал своей смертью, вдова получала 10% из его поместья, дочери — по 5%; если он погибал в походе, оклады удваивались. B XVI в. появилась особая группа служилого сословия – столбовое дворянство. Его основу составили потомственные дворяне, занесенные в XVI-XVII вв., в отличие от дворян более позднего происхождения, в столбцы (склеенные свитки), родовые книги. Так в Московском государстве пополнилась дворянским сословием «дворянство штаги» - восходящая социальная группа акматической фазы средневековой цивилизации. С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землёй, тот должен служить. Привилегированной группой русского общества в Х1У-ХУ1 вв. было православное духовенство. Монархия носила в этот акматический период развития средневековой цивилизации клерикальный характер и это во многом объясняет особый статус русской православной церкви. Активно участвуя в процессе объединения русских земель, я церковь была опорой великого князя и стала одним из крупнейших землевладельцев, имела широкие привилегии. Духовенство делилось на мирских священников и монахов. Монастыри и церковь не платили государственных податей, имели судебный иммунитет. Однако, начиная с ХУ1 в. вокруг церковной земельной собственности и привилегий разгорелась серьезная борьба. В ХУ1-ХУ1 вв. среди городского населения усиливался процесс социальной дифференциации. Наиболее привилегированной частью городских жителей были представители княжеской власти, бояре, дворяне, высшее духовенство, которые жили в центральной части города, его административном центре (кремле). Поселение вокруг центральной части города называлось посадом. Верхушку посадского населения составляли купцы, домовладельцы, цеховые мастера, ростовщики и т.п. Это были «лутчие» люди, они имели привилегии, освобождались от части государственных повинностей. Городские низы составляли ремесленники и мелкие торговцы, которые называлось «черные» или «молодшие» люди. Землевладельцы, жившие в городах, устраивали на посадах свои дворы и лавки. Их дворовые и мастеровые люди селились в селах, рядом с городским посадом, устраивали «белые слободы», деятельность этих слобод вызывала острое недовольство коренных горожан. Ремесленники и другие работники, жившие в усадьбах белой слободы, не платили государственных налогов. В то время как жители посадских слобод были включены в тягло. В XV в. во время падения Золотой Орды на окраинах Московии и Литвы появилась особая социальная общность казачество (по-татарски «казак» означает «свободный человек», «искатель приключений», «человек с границы») С конца XV века казачьи отряды поступали на службу литовскому или московскому князю. При этом власти разрешали им сохранять органы самоуправления, сохранять собственные традиции и порядки. Казачьи общины быстро пополнялись беглыми крестьянами после принятия Москвой законов, ограничивавших перемещение крестьян (Юрьев день, заповедные годы, и т.п.). В конце XVI в. сформировались четыре основных региона размещения казачьих общин: запорожские казаки на Днепре (украинские), донские, яицкие, и терские (русские). Высшим органом управления у казаков было собрание (совет или круг), в котором на равных правах участвовали все казаки. Собрания избирали должностных лиц, включая гетмана (у украинских казаков) или атамана (у русских казаков). Собрание было и высшим судом. Московское правительство использовало казаков в борьбе с турками и татарами, для колонизации южных и восточных земель. Казаки проводили независимую политику, не выдавали беглых подданных московского князя, последовательно осуществляли принцип «с Дона выдачи нет». Это было причиной конфликтов между Москвой и казаками. 35) Правовое положение зависимого населения России в XIV-XVI вв. Процесс объединения русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание на этой основе централизованного государства сопровождался существенными изменениями социальной структуры русского общества, правового статуса различных категорий населения. Продолжали формироваться средневековые сословия. Однако к этому времени они еще не оформились в замкнутые социальные группы со своими правами и обязанностями, передающимися по наследству. Крестьяне делились на чернотяглых (черносошных), т.е. государевых и часновладельческих, принадлежавших другим собственникам земли. Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных великим князем в виде пожалования за службу. Они платили дань и несли другие повинности великому князю-государю. Число черносошных крестьян постоянно сокращалось, т.к. их вместе с землей великий князь жаловал за службу. Число же часновладельческих крестьян стремительно увеличивалось. Они жили на землях принадлежавших князьям и их семьям (дворцовые крестьяне), боярам, дворянам, церкви и монастырям, имели от них надел, за что собственникам земли платили оброк (натуральный или денежный), несли барщину. Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. с заключения между князьями договоров о не переманивании на свои земли чужих тяглых людей. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех землевладельцев. По Судебнику 1497 года крестьянам было разрешено переходить от одного землевладельца к другому в течение недели до Юрьева дня и одной недели после (Юрьев день – 24 ноября). Вводилась плата за пожилое, т.е. за свой уход крестьянин платил компенсацию прежнему землевладельцу. Размер «пожилого» составил сумму в один рубль. (На рубль можно было купить 200 пудов ржи.). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. Прикреплению крестьян способствовало составление в 50—90-х гг. XVI в. писцовых книг, которые стали документальным основанием этого процесса. С 1581 г. вводились «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. С конца XVI в. начали издаваться «урочные лета», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Частновладельческие крестьяне включали две основные категории — старожильцы и новоприходцы (новопорядчики). Старожильцы – крестьяне издавно живущие на землях того или иного владельца и несущие в его пользу повинности. Категория новоприходцев появилась во второй половине ХУ1 в., когда началось освоение бывшего «дикого поля» (завоеванных земель Казанского и Астраханского ханств). Землевладельцы, заинтересованные в рабочей силе привечали чаще всего беглых или же члены семей сторожильцев не записанные в писцовые книги (братья, племянники, дети, проживавшие в составе крестьянского двора) и давали им некоторые льготы, например, в виде ссуды и могли, расплатившись перейти от одного хозяина к другому. Если же крестьянин несколько лет проживал на одном месте, он переходил в категорию старожильцев. В течении Х1У-ХУ1 вв. существенно изменился и правовой статус холопов. Были ограничены источники холопства. Например, законодатель уже не упоминает в качестве источников холопства наказание: за бегство, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русской Правде). Холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилась категория больших или докладных холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, иногда занимавшие высокие посты. До ХУ в. должностные лица из холопов ведали княжеской казной. Некоторые холопы получали за службу от князя землю. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом». Появилась новая категория людей, схожих по положению с холопами – кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости и зачастую становилась пожизненной. После смерти господина кабальный холоп освобождался и получал право на свое имущество. Кабальные холопы не могли продаваться, обмениваться, дариться и наследоваться. С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. В Х1У-ХУ1 вв. шел процесс прикрепления крестьян к земле, т.е. закрепощение, который окончательно юридически был оформлен в середине ХУП в. 36) Правовое регулирование гражданских отношений по Судебнику 1497 г. Имущественные отношения регулировались гражданско-правовыми институтами, которые в ХУ-ХУ1 вв. постепенно выделялись в особую сферу. В Судебнике 1497 г. и Судебнике 1550 г. нормам гражданскому праву уделялось меньше внимания, чем нормам уголовно-процессуального права, например в сравнении с Русской Правдой и Псковской Судной Грамотой. Однако существенные изменения в имущественных отношениях привели к развитию целого ряда институтов и отраслей гражданского права в период формирования централизованного русского государства. В этот период субъектами имущественных отношений являлись как частные, так и коллективные лица (общины, монастыри и др.). Субъекты права должны были удовлетворять определенным требованиям, например, достижение установленного возраста, определенное социальное и имущественное положение. Наиболее сложный характер имели имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Так, пожалование земли представляло собой целый комплекс юридических действий, который включал в себя: выдачу жалованной грамоты; запись в приказной книге; «обыск» (публичный отмер земли). Основными формами земельного владения были вотчины (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение). Термин «поместье» впервые упоминался в Судебнике 1497 г., как особый вид условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Кроме поместья, выдаваемого за самые различные виды службы, вводился поместный оклад, начисляемый в денежной форме. К концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное, в то же время поместное землевладение проявляло явное стремление превратиться в наследственное, т.е. вотчинное землевладение. В середине XVI в. была сделана попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливался единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида (вотчина или поместье) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба сословия, и боярство, и дворянство. Основными способами приобретения вещных прав являлись захват, давность, находка, договор и пожалование. Одним из самых распространенных способов приобретения прав на имущество являлся договор. Одним из важнейших условий при заключении договора являлась свобода воли и волеизъявления договаривающихся сторон. Закон предоставлял стороне, воля которой была ущемлена, возможность оспаривать такую сделку, признавал недействительной сделку, заключенную в опьянении или под воздействием обмана. При заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов. Это свидетельствует о том, что обязательственное право развивалось по линии постепенной замены личной ответственности по договорам имущественной ответственностью. В законодательстве допускалось перенесение ответственности по обязательствам на членов семьи должника, т.е. на третьих лиц. Супруг отвечал по обязательствам другого супруга, отец – по обязательствам детей, дети – за отца. Допускалось также перенесение ответственности от господина на его людей, слуг и крестьян. Прекращение обязательства связывалось либо с его исполнением, либо с неисполнением в установленные сроки, в некоторых случаях – со смертью одной из сторон. Как правило, срок исполнения оговаривался сторонами при заключении договора; при особых обстоятельствах он мог быть продлен распоряжением представителя власти. Например, лицам, пострадавшим от разбоя, выдавались «полетные грамоты», в которых устанавливалась отсрочка платежей по долгам, правда в случае, если в числе пострадавших не оказывался их кредитор. В русском праве ХУ-ХУ1 вв. нашел так же отражение институт залогового права. Залог выражался в переходе на залогополучателя прав владения и пользования имуществом залогодателя, но без полного перехода права собственности. Закладная могла превратиться в купчую в момент истечения срока договора, при просрочке. В отличии от договора купли-продажи, при котором купчая действовала с момента заключения договора. До середины ХУ1 в. преобладающей формой заключения договоров были устные соглашения, опирающиеся при судебном разбирательстве на свидетельские показания и ордалии (судебный поединок). К концу ХУ1 в. все большее значение приобретали письменные формы сделок – кабала. Кабала собственноручно подтверждалась обязующимися сторонами, а в случае их неграмотности – их духовными отцами или родственниками (братьями и племянниками, но не сыновьями). Постепенно возникала и крепостная (нотариальная) форма сделок, что нашло отражение в Судебнике 1497 г. Такая форма сделок первоначально использовалась только в договорах, связанных с продажей некоторых вещей или с кабальными служилыми обязательствами. В дальнейшем договорные грамоты в сделках о недвижимости приобретали законную силу только после их прохождения в официальной инстанции. Имущественные отношения регулировались и в сфере наследственного права, в котором в Х1У-ХУ1 вв. проявлялась тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследодателя. В праве наследования наметилась большая свобода воли завещателя, что требовало соблюдения письменной формы завещания, и его утверждения послухами и дьяком. Наследниками по закону были сыновья, которые на момент смерти отца оставались в его хозяйстве и вдова. Братья получали равные доли наследства, отвечали по отцовским обязательствам, расплачивались по ним из общей наследственной массы. При отсутствии сыновей вотчина передавалась родственникам умершего. Строго соблюдался принцип не допущения вдов к наследованию родовыми вотчинами. По Судебнику 1497 г. при наличии сыновей дочери не имели право наследовать недвижимое имущество. В последствии дочери допускаются к законному наследованию вотчин. Земельные наделы крестьян передавались по наследству сыновьям, но распоряжение ими ограничивалось земельными правами общины, которая осуществляла передел земельных наделов, распределяла налогообложение и повинности, контролировала договорные и обязательственные отношения общинников, и могла стать наследницей их имущества. |