История отечественного государства и права. Ответы по ИОГП 2011. 1 Предмет учебной дисциплины История отечественного государства и права
Скачать 308.58 Kb.
|
6) Отечественные протогосударства и зачатки права. К началу XX1 столетия в различных регионах земного шара насчитывалось около 500 народов, чей образ жизни схож с жизнью людей в Древнейшей истории. На территории современной России это палеоазиатские народы Северной и Северо-Восточной Сибири: ительмены, кеты, коряки, нивхи, чукчи, эскимосы, юкагиры и др. Теологическая концепция. Согласно религиозным представлениям люди были созданы богами. 508 лет до Рождества Христова Бог сотворил человека. Ушер Ирландский – 9 часов утра 23 октября 404 г. до Рождества Христова. Эволюционная концепция (Лукрецкий, Дарвин, Энгельс) Человек постепенно выделяется из животного мира. Космологическая теория. Она получила широкое распространение в связи с успешным освоением космического пространства во второй половине XX века. Эрих фон Дэникен высказал идею, что между 40 и 10 тыс. лет назад пришельцы из космоса посетили Землю и оплодотворили определенное количество обезьян. Позже инопланетяне вновь прилетели на Землю и обучили свое потомство многим техническим навыкам и т.д. Так по одной из космологических версий и возникло человечество. Жизнь древнейших людей отдельными учеными включают в историю человечества, а др. ученые считают, что это еще не история человечества. Те, кто считают, что это история, делят этот период не 3 этапа. Праистория (ок. 80-57 тыс. л. н.) На отечественной территории являются Рожок I и П, Носово (Приазовье), Сухая Мечетка (Северное Прикаспье) и другие. Археологические находки свидетельствуют, что люди, жившие ок. 80 - 57 тыс. л. н., (антропологический тип – неандертальцы) создали культуру, которая была ориентирована в первую очередь на максимальное освоение богатств растительного мира. В эпоху праистории имелись весьма развитые виды контактных орудий (рука, орудие и предмет труда находятся в непосредственном контакте): палка-копалка, дубина, съемник плодов с верхушек деревьев и др. Кроме этого имели место и простейшие каменные орудия - скребла и рубила. Совокупное использование археологических и этнографических источников позволяет судить об общественной организации палеолитического общества в эпоху праистории. Ячейкой такого общества был материнский род. Именно в эту эпоху складывается механизм социального регулирования - обряды инициации. Инициации, посвятительные обряды – испытания, сопровождавшие переход людей эпохи палеолита из младшей возрастной группы в более старшую, из одного класса общественной иерархии в другой, приобретением людьми новых обязанностей и прав, в конечно счете, получение статуса взрослого члена общества. Например, известный английский этнограф Д. Фрэзер описывает обряд инициации девушек-подростков, который состоит в том, что их, завернув в коконы из коры и листьев, подвешивают на ветвях священного дерева. При этом прошедшей испытание считается та девушка, которая проявила необходимую выдержку. В эту эпоху общество делится на социальные группы по половому признаку. В качестве господствующего класса выступают женщины, поэтому часть исследователей считает, что неандертальцы этого времени жили в условиях матриархата. Доистория (ок. 56 - 33 тыс. л. н.) Представлена на территории современной России рядом интереснейших археологических памятников, например, пещерами: Малая Воронцовская (Северный Кавказ), Страшная и Двуглазка (Алтай). Культуры человека этого времени была ориентирована на максимальное освоение богатств животного мира. Орудия труда, используемые в это время, носили ярко выраженный пугающий характер: факелы, трещотки, свистульки, барабаны, дротики, не обладающие убойной силой. С помощью таких орудий можно было напугать группу промысловых животных, подогнать ее к обрыву, с которого испуганные звери прыгали и разбивались. В качестве социальной ячейки доисторического общества выступал отцовский род. Механизмом социального регулирования также являлись обряды инициации. Испытания включали: длительную изоляцию, овладение оружием и охотничьими навыками, выработку выносливости, способности терпеть боль, беспрекословное подчинение старшим, усвоение моральных норм, священных обрядов, познание основных мифов и преданий о происхождении рода. Половой принцип и в этот период лежал в основе разделения общества на социальные группы. Но теперь господствующим классом являются мужчины. Поэтому этот период развития палеолитического общества носит название «патриархат». Специфическим общественным институтом этой эпохи были мужские тайные союзы, сыгравшие важную роль в разрушении социально-политических механизмов матриархата. Члены мужских тайных союзов, закрыв лица масками, терроризировали ярых последовательниц матриархальных традиций. Глубокие пещеры, непригодные вследствие сырости для жилья, использовались для устройства святилищ, так как горные полости трактовались в качестве жилища огненного божества. Должно быть, именно в это время человек вполне овладел умением добывать огонь искусственным путем. Следует отметить, что поклонение огню выступает в качестве центральной религиозной идеи этой эпохи Древнейшей истории. Предыстория (ок. 32 - 8 тыс. л. н.) Отмечена максимумом похолодания. По своему климату она явилась самой суровой из всех рассматриваемых эпох Древнейшей истории. Из множества археологических памятников предыстории на отечественной территории особо привлекают внимание Капова, Игнатьевская и 2-Серпиевская пещеры (Южный Урал), Мальта и Буреть (Сибирь), Костен-ковско-Борщевская группа стоянок, Сунгирь (европейская часть России) и т.д. В предысторическую эпоху социальной ячейкой являлось племя. В рамках этой эпохи усложняются механизмы социального регулирования. Инициации приобретают более многоступенчатый характер. Общество делится на социальные группы по поло-возрастному принципу. Во главе племени находится класс семейных мужчин. Юноши и молодые мужчины вынуждены работать на семейных мужчин за право жениться на одной из дочерей. Иногда молодые охотники, принося добычу в качестве отработки, не получали из нее ни одного куска. Общественное устройство характеризовалось геронтократией (власть мужчин старших возрастных групп). Важнейшими инструментами упорядочения общественной жизни в Древнейшей истории были не только инициации, посвятительные обряды, но и табу система запретов. Табу как система запретов распространялась на совершение определенных действий, например, употребление каких-либо предметов, произнесение определенных слов и т.п. Особую роль играли охотничье-производственные табу. Нарушителей запретов строго наказывали вплоть до изгнания из рода, племени. Табу являлись своеобразными мононормами, которые регулировали важнейшие стороны жизни человечества, такие как производственные и семейные. Таким образом, в рамках Древнейшей истории в палеолитических обществах существовала четкая организация, механизмы социального управления, просматриваются прообразы будущей государственной организации и зачатки права, выражавшиеся в мононормах. Вероятно, можно согласиться с теми учеными, которые включают Древнейшую историю в цивилизационный поток развития человечества. 7) Система органов государственной власти Древней Руси. Центральное и местное управление. Реформы середины X в. Территория, занимаемая племенем, называлась «землею». Земли делились на «волости», называвшиеся именами городов – политических центров волостей. Главный город «земли» назывался «старейшим городом», где находилась резиденция князя. Каждое племя составляло особое княжение и оно было независимо от других княжений, имело свои органы власти и свою систему права, т.е. свою государственность. Главные проблемы решались на народных собраниях – вече (от вещать – совещание). Вече существовало во всех городах, но значение органа верховной власти имело только вече старейшего города племени. Это вече соединяло в себе власть законодательную, исполнительную и судебную. Власть гражданская не была отделена от власти военной. Защищать свое княжение – обязанность всего населения, способного носить оружие. В военных целях все волости делились на сотни и тысячи, состоящие под начальством сотников и тысяцких. Ключевым в понимании становления отечественной государственности является – полюдье. Это ежегодный объезд князем подвластных территорий, «сбор одежд» (очевидно, пушнина) и сбыт собранных ценностей в Византию и земли Халифата. Полюдье было стержнем государственности, вокруг которого выстраивалась «вертикаль» власти: «князь князей», князь племени, старосты родов. В составе народонаселения различались четыре категории: жрецы- волхвы, князья, свободные люди и рабы. Князья – бояре - старейшины - лучшие мужи были начальниками земель, волостей и городов. Людьми назывались все свободное население городов. Каждый горожанин мог быть земледельцем, ремесленником, воином, знахарем, а в случае избрания и боярином - князем. Важное значение для формирования устойчивой организации общества, складывающейся государственности имела «вервь» - семейная община. Во главе верви стоял старейший представитель этого сообщества, наиболее почитаемый «старец», «муж нарочитый» (позднее староста). Вервь состояла, как правило, из трех поколений. Далее в верви стоял старший сын старосты. Однако распоряжения старшего брата имели силу только с согласия младших. После сыновей шли племянники. По мере численного роста верви из нее обособлялись старшие сыновья. Древнерусское государство в Х1 –ХШ вв. представляло собой семейную монархию. Власть одной большой семьи-династии была специфической чертой государственности в первой фазе развития средневековой цивилизации. Особенность властных структур этого этапа являлась семейственность в горизонтальной организации управления обществом. Как в центре, так и на местах властные полномочия принадлежали лишь членам правящей династии. Во главе государства стоял киевский великий князь, ему подчинялись центральные органы власти, размещавшиеся в столице. На периферийных территориях власть находилась в ведении представителей младшего поколения семьи или ее боковых ветвей. 8) Становление отечественной средневековой государственности, особенности формирования и развития семейной монархии. При изучении различных этапов истории отечественного государства и права можно обратиться к идеям Л.Н. Гумилева о пяти 300-летних фазах этнического развития, каждой из которых характерна специфика социально-экономических, культурных, ментальных, государственно-правовых отношений. Исходя из этого, приблизительные хронологические рамки первого 300-летия отечественного средневековья (которое Л.Н. Гумелев назвал фазой подъема) охватывают Х1-ХШ вв. В Х1 – ХШ вв. древнерусское государство – Киевская Русь развивалось по законам первой фазы, фазы подъема средневековья. В этот период Отечество переживает драматические события, такие как начало средневековой раздробленности (30-е гг. ХП в.) и начало монгольского нашествия на русские земли (первая половина ХШ в.). С Х1 в. до середины ХП в. (до начала средневековой раздробленности) Киевская Русь занимала огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим, культурным признакам населением: от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из сильных государств Европы, имела широкие международные связи, многие из которых подкреплялись династическими браками. Например, одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья за королем Венгрии. Владимир Мономах был женат на дочери английского короля. Важную роль в формировании единого государства играли не только внутренние, но и внешние факторы (постоянные набеги степняков). Во второй половине Х1 в. юг Русского государства подвергался нападению половецких племен. Взаимоотношение русских земель и половецкого поля составили особую страницу русской истории, отразилось на становлении русской государственности. Для отражения половцев необходимо было объединение сил в рамках единого государства. Становлению русского средневекового государства способствовало заключение князем Ярославом Мудрым с византийскими властями соглашения о статусе Русской церкви, которая становилась епархией константинопольского патриарха с митрополитом в Киеве. Епископы назначались по рекомендации киевского князя. Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион (1051). В своем трактате «Слово о Законе и Благодати» он изложил свои взгляды на государство и право, на взаимоотношение государства и церкви с позиций ценностей средневековой цивилизации. Он отмечал божественную сущность государства, подчеркивал наследственное происхождение власти. Государственно-правовые идеи Иллариона оказали существенное влияние на созданный при Ярославе Мудром первый писаный свод русского права – Русскую правду. На протяжении первой фазы (фазы подъема) средневековой цивилизации православная русская церковь усиливала свое влияние не только на духовную, но и на светскую жизнь общества. Княжеские уставы регулировали отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы. Церковь получила право на приобретение земель, деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Русская церковь и ее служители приобретали привилегии (освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение «десятины») и иммунитеты (особый суд, собственная администрация). Древнерусское государство в Х1 –ХШ вв. представляло собой семейную монархию. Власть одной большой семьи-династии была специфической чертой государственности в первой фазе развития средневековой цивилизации. Особенность властных структур этого этапа являлась семейственность в горизонтальной организации управления обществом. Как в центре, так и на местах властные полномочия принадлежали лишь членам правящей династии. Во главе государства стоял киевский великий князь, ему подчинялись центральные органы власти, размещавшиеся в столице. На периферийных территориях власть находилась в ведении представителей младшего поколения семьи или ее боковых ветвей. В Х1 в. каждый член княжеского рода владел определенной ему территорией. Киевские князья предоставляли посадникам (наместникам в городах) и волостелям (в сельской местности) определенную самостоятельность и широкие полномочия. Так, если великокняжеские наместники присоединяли к своим владениям новые земли, то киевский князь даровал им в управление эти земли и право собирать дань в их пользу. По мере расширения государства нужда в преданных управителях привела к возникновению института «приемных» членов правящей семьи. Великий князь заключал с ними договор (ряд), вступал в договорные, сюзеренно-вассальные отношения. Назначение на должность сопровождалось принесением присяги, клятвы (роты) с целованием креста. Крестоцелование являлось своеобразной формой закрепления брачно-семейных отношений, которые далеко не всегда были кровно-родственными. Так складывалась ведущая социальная группа средневекового общества под условным названием – «дворянство клятвы». (Собственно дворянство формируется на Руси к ХУ в., в данном названии этот термин употребляется условно, заменяя более широкое понятие служилый человек.) Эта социальная группа была представлена в первую очередь удельными князьями. Важнейшим новом органом власти в русском государстве в фазе подъема средневековой цивилизации стали – «свема», т.е. княжеские съезды. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), в Витичеве (1100 г.), Долобский (1103 г.). Другим сословием составляющим «дворянство клятвы» были бояре. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции. Первая включала оборону территории и участие в боевых походах князя. Вторая задача боярства – активное участие в принятии важнейших политических и управленческих решений, работа в княжеском совете и княжеском суде. На начальном этапе своего становления боярство было, прежде всего, элитной частью дружинного войска, получая за это лучшую часть военной добычи. Дружинники в XI-XII вв. еще не превратились в землевладельцев. Основными доходами бояр-дружинников были доходы от торговли и жалованье, уплачиваемое им князьями. Дружинники не были привязаны к определенной территории. Миграция дружинников, их перемещение из одной земли в другую, от одного князя к другому было обычным явлением. Постепенно бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. Сформировавшийся на Руси порядок правления и замещения престола известнейший ученый В.О. Ключевский называл «очередным» или династическим. Князь не мог назначать наследника. При освобождении великокняжеского престола, его занимал старший из князей. После этого происходило перемещение всех членов киевского рода: каждый из них покидал свой прежний удел, чтобы занять другой, лучший и более престижный, т.е. более старшему доставался лучший удел. Такой порядок престолонаследия способствовал укреплению правящей династии Рюриковичей в целом, но не усиливал авторитет князя, как носителя единоличной власти, что противоречило сути средневековой монархической власти. 9) Источники права Древней Руси. Становление древнерусской государственности неразрывно связано с формированием древнерусского права. Важнейшими источниками права Древней Руси являлись: правовой обычай, Закон русский, Договоры Руси с Византией. Первыми письменными памятниками русского права явились русско-византийские договоры. Договор 911 г. заключил с греками князь Олег, а 945 г. князь Игорь. Текст договоров полностью приводится в летописи «Повесть временных лет». Договоры содержат ссылки на «закон русский», являющийся сводом устных норм обычного права. Тексты содержали нормы византийского и русского права, относящиеся к международному частному, торговому, уголовному и гражданскому праву. В них определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников, о выдаче преступников, о праве русов поступать на службу к византийскому императору. В договорах имеют место нормы уголовного права, касающиеся смертной казни по греческому праву, кровной мести по закону русскому. Говорится о наказаниях за причинение телесных повреждений, об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое). К области гражданского права относятся нормы о наследовании по завещанию, по закону, о рабовладении и взаимном обязательстве Руси и Византии возвращать беглых рабов. Договор 911 г. отражал внешнеполитические успехи молодого государства. Византийский император подписал документ, когда древнерусское войско стояло у стен Константинополя. Инициатором договора была Византийская сторона. По условиям договора древнерусские дружинники получали из казны императора по 12 гриве. По условиям этого договора городам Киеву, Чернигову, Ростову и другим центрам давались «уклады» (оклады) – стоимостное выражение которых не называлось, но в эти оклады входило не только полное обеспечение послов Руси из этих городов, но и экономические привилегии русским купцам. Византийская сторона оплачивала купцам оснастку судов (паруса, якоря, канаты и т.п.). Их проживание и коммунальные платежи. Предусматривались ежемесячные выплаты в натуральном эквиваленте (мясом, хлебом, овощами и др.). Древнерусские купцы освобождались от пошлин. По всей вероятности договор Олега с Византией был письменным, скреплен присягою (клятвой) и подписями (писанием). Русско-византийский договор 945 г. был продолжением аналогичных письменных обязательств 911 г., о чем существует ссылка в первых же предложениях нового договора. Договор 945 г. был более совершенен по форме. С русской стороны он был подписан от имени великого князя киевского, его князей, бояр и гостей (купцов). Обозначалась и цель нового договора – «обновить ветхий мир». Так как за основу взята предыдущая договоренность, многие положения документа аналогичны, и подверглись только детализации. Однако договор Игоря с Византией был подписан при менее благоприятных для Руси условиях. Поэтому из пунктов о привилегиях русских купцов изъято положение о беспошлинной торговле. Кроме того, если в предыдущем договоре русские купцы могли входить в Константинополь по 50 человек, имея при себе оружие, то теперь ношение оружия запрещалось, перемещение купцов без уполномоченного императором не допускалось. Русские купцы обязаны были письменно подтвердить мирные цели их пребывания в Царьграде. В общем, этот договор ограничивает привилегии древнерусских купцов на территории Византии. Однако ограничения вызваны не только неудачным походом Игоря на Царьград. Договор упоминает о фактах нарушения киевскими купцами византийского законодательства, говориться о необходимости упрочения мира между государствами. |