Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Понятие о сознании.

  • 17. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

  • 18. Соотношение и роль Сознания и Бессознательного в психике человека.

  • 19. Функции человеческого сознания. Основная функция сознания.

  • 20. Профессиональное сознание.

  • 21. Неосознаваемые источники сознания. Формы и роль неосознаваемых психических явлений.

  • 22. Сверхсознание как осознание бессознательного.

  • 23. Парапсихология: за и против.

  • билеты по Общей психологии. билеты. 1. Психология как наука. Место психологии в системе наук. Объект и предмет современной психологии


    Скачать 168.17 Kb.
    Название1. Психология как наука. Место психологии в системе наук. Объект и предмет современной психологии
    Анкорбилеты по Общей психологии
    Дата24.05.2022
    Размер168.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипЗакон
    #547236
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    15. Психология образа. Структура и функции психического образа.

    Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, прерывной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психический образ могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Они несут информацию о положении реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

    Психический образ возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения, в котором существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ обеспечивает систему движений.

    Так есть фосфены, синестезии, образ собственного тела, фантомный образы, гипнагогические образы, эйдетические образы, образы галлюцинаций, паранормальных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, а также образы, возникающие в результате сенсорного обуславливания.

    Кратко определим каждый из них.

    Фосфены –это более или менее оформленное возникновение или изменение зрительных ощущений, возникающих на сетчатке, обычно проявляется в виде пятен и точек.

    Синестезия – образы другой модальности, наиболее известная разновидность — «цветной слух», когда у испытуемого вместе со звуковыми (особенно музыкальными) ощущениями возникают цветные образы.

    Образ собственного тела – это картина или умственное представление собственного тела, находящегося в состоянии покоя или движения.

    Фантомный образ – образ отсутствующей части собственного тела, возникающий в виде ощущения этой части.

    Гипнагогический образ - образ, представляющийся во вне, который выступает так ясно, отчетливо и детально, что возникает ощущение его реальности; появляется неожиданно, когда субъект находится в дремотном состоянии, предшествующем сну; также может возникать в состоянии гипноза.

    Эйдетический образ –послеобраз, обычно зрительный, четкий и ясный образ того, что человек видел долю секунды назад. Галлюцинация - образ, в объективной реальности которого испытуемый убежден.

    Паранормальная галлюцинация - образ привидения, духа или призрака кого-то из живущих или умерших лиц.

    Псевдогаллюцинация - проецированный образ типа галюцинации, но его субъективность осознается испытуемым. Сновидение – нормальная галлюцинация, имеющая место во сне.

    Образы, возникающие в результате сенсорного обуславливания – это образы возникающие в результате выработки условных рефлексов, когда в ответ на стимул возникает конкретный образ – условная реакция. [4]

    16. Понятие о сознании.

    Более приемлемым является определение сознания, предложенное А.Н. Леонтьевым. «Сознание, – пишет А.Н. Леонтьев, – в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» Учитывая, что в общем случае субъективная картина мира обозначается понятием «психика», получается, по А.Н. Леонтьеву, что сознание – это та же психика, но с добавлением образа «Я». Данное определение, конечно же, позволяет говорить о не тождественности понятий «сознание» и «психика» и рассматривать сознание как высший уровень развития психики. [8]

    Сознание – это познавательный психический процесс, в результате которого в психике человека образуется особый образ – образ «Я». В отличие от образа тела, формирование которого может происходить и в психике животного, образ «Я» – это образ, возникающий исключительно в психике человека.

    Принципиально важным в данном определении является то, что образ «Я» включает в себя не только образ носителя психики как некоего тела, но и образ самой психики, которой данное тело обладает. Получается, что благодаря сознанию в психике человека возникает образ его же психики.

    Но что значит «осознать» или что представляет собой процесс «осознавания»? Процесс «осознавания», результатом которого является «осознание», есть процесс связывания образа «Я», получаемого в результате процесса сознания, с теми образами в психике, которые получаются в результате других психических процессов. В первую очередь осознаются (или связываются с образом «Я») образы, в которых отражается то, что имеет или приобретает для человека наибольшую значимость. По мере осознавания, образы из бессознательного переходят в область сознательного. Возможен и обратный процесс – переход какого-либо образа из области сознательного в область бессознательного. В концепции З. Фрейда, например, этот процесс описывается как процесс «вытеснения». При нарушении сознания, автоматически происходит и нарушение процессов осознавания. Но само по себе нарушение осознавания не означает нарушение сознания. Это объясняется тем, что в основе механизма осознавания лежат не процессы сознания, а процессы мышления. Именно мышление является тем психическим процессом, который выполняет функцию образования связей между образами, возникающими в психике. [13]

    17. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

    В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

    1. чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания. Нужно вначале отразить, создать психический образ, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Существует, по-видимому, некий психофизиологический минимум чувственного содержания, без которого человек находится просто в бессознательном состоянии (следствие болезни, наркоза, обморока). Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможностей для «разделительной» функции сознания;

    2. значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. Последнее есть более или менее полное знание конкретным индивидом практически бесконечного абстракта общечеловеческого понимания значения. Например, в систему значения феномена (или слова) «партия» входят такие трактовки: «политическая организация», «группа геологов», «стадия спортивной игры», «набор товаров», «супружеская пара» и т.д.

    3. смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях, реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». Как объективное знание, принадлежащее всему человечеству, значение относительно постоянно и меняется по законам познания. Субъективный смысл еще более переменчив, поскольку рождается и существует в конкретной личности и деятельности. [10]

    18. Соотношение и роль Сознания и Бессознательного в психике человека.

    Феномены бессознательного получают различные объяснения от представителей разных научных школ. 3. Фрейд понимал бессознательность как влечения человека, которых он не мог достичь, потому что они казались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, привело к их вытеснению в сферу бессознательного. Эти влечения обнаруживают свое существование в языковых слайдах (описки, ослышки, оговорки) и снах.

    Сознательность - это прежде всего описательный термин, основанный на восприятии. Психический элемент, к примеру такой как представление, обычно не является сознательным длительно. Напротив, характерно, что состояние сознания быстро проходит под влиянием каких-то, иногда незначительных, факторов. Уровень бессознательного, который выражает его переход в сознательное и наоборот, выражает осознание человеком ранее неосознаваемых мыслей. Однако мысль, которая осознаваема в настоящем переходит в сферу бессознательного.

    Самопознание наталкивает человека на три слоя сознания: сознание, которое находится вне его, с которым он еще не знаком; сознание в себе, которое он еще не освоил, не овладел; и, наконец, сознание, которое у него уже есть. Следовательно, расширение последнего сознания происходит за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и за его пределами, вне его. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием.

    Сознание обладает связью с космическим идеальным посредством бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования сознания. Он направляет сознание в его деятельности. В этом сознание как бы несвободно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом обличье. Эту свою несвободу сознание ощущает через признание божественного провидения, историческую закономерность. Однако сознание всегда связано с самопознанием. Это самопознание представляет собой прежде всего познание общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Сознание стремится не только отразить действительность в знаниях, но и осознать возможности своей свободы и творчества. [10]

    19. Функции человеческого сознания. Основная функция сознания.

    В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

    Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.

    Накопительная функция заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.

    Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я».

    Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.

    Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.

    Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

    Главная функция сознания - способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. [10]

    20. Профессиональное сознание.

    Г. В. Акопов и Н. И. Симонова разработали структурно-функциональную модель профессионального сознания. Ими были выделены компоненты: профессиональное внимание, мышление, аффект, перцепция (восприятие), воля, память и пр.

    А основными функциями сознания были выделены целеполагание, прогнозирование, планирование, отношение, познание, «образное» конструирование и самосознание.

    Г. В. Акопов говорит о профессиональном сознании как о главном центре подготовки специалистов. Профессиональное сознание рассматривается им как «рабочая структура», где главными элементами являются целевая, когнитивная, аффективная, эмотивная составляющая. Развитие происходит в результате динамического взаимодействия компонентов структуры сознания, а также их соотношением. На современном этапе не до конца ясны психологические механизмы и условия формирования профессионального сознания, его невозможно развить путем развития его отдельных компонентов, оно формируется и наполняется в ходе приобретения профессиональных знаний, навыков, стилевых особенностей выполнения деятельности в обязательной проявленности таких характеристик, как профессиональные качества, профессиональные цели, планы, профессиональные отношения, прогнозы и оценки. [10]

    21. Неосознаваемые источники сознания. Формы и роль неосознаваемых психических явлений.

    Обычно под бессознательным понимают такую форму отражения человеком действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

    В. Дружинин, рассматривая концепцию бессознательного, отмечал, что кроме бессознательного 3. Фрейд предлагал выделять предсознание, подсознание и сверхсознание.

    А. Г. Асмолов выделяет четыре особых класса проявлений бессознательного:

    а) надындивидуальные надсознательные явления (для описания этих явлений использовались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознание» (Э. Фромм), «Бессознательное как речь Другого» (Ж. Лакан), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко);

    б) неосознаваемые побудители поведения личности (являются центральным предметом исследования в традиционном психоанализе. Они выступают в виде неосознаваемых мотивов и смысловых установок личности, т. е. побуждений и нереализованных предрасположенностей к действиям, обусловленных тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность.);

    в) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (возникающие в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и обусловленные неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действий).

    г) неосознаваемые резервы органовчувств (связан с проблемой поиска диапазона чувствительности. При анализе порогов ощущения были выявлены факты воздействия на поведение человека таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета). [10]

    22. Сверхсознание как осознание бессознательного.

    В изложенной концепции А. Г. Асмолова о четырех классах неосознаваемых явлений оказались лишь те явления, которые фактически можно отнести к подсознанию. Но к неосознаваемым явлениям также относится очень важная группа бессознательных явлений, названная II. В. Симоновым «Сверхсознание». Известный физиолог, специалист в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций и мотивации II. В. Симонов рассматривает психику как трехзвенную структуру: «Подсознание», «Сознание», «Сверхсознание».

    Сверхсознание, по Симонову, не осознается ни при каких условиях. В сознание переходят лишь результаты деятельности сверхсознания, к сфере которого относятся первоначальные этапы всякого творчества - порождение гипотез, догадок, творческих озарений.

    Сверхсознание, основываясь на материалах и сознания, и подсознания, по совершенно неосознаваемым законам, производит первичный отбор возникающих вариантов решения проблемы и преподносит сознанию только те из них, которые с наибольшей вероятностью соответствуют реальности. Как считает П. В. Симонов, именно поэтому «самые «безумные идеи» ученого принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений».

    Сверхсознание выполняет функцию перевода значимого бессознательного в осознаваемое. Но существу, значение накопленного в бессознательном осознается лишь тогда, когда происходит процесс означивания - маркировки того, что необходимо человеку для дальнейшего осмысления или деятельности. Наиболее распространенное и эффективное средство означивания - это образы. Они являются важнейшим продуктом сверхсознания и создают основу сознания. [1]

    23. Парапсихология: за и против.

    Международной ассоциации научной психологии включает пункт, согласно которому занятия парапсихологией не могут быть совмещены с системой научной психологии. Опыты, эксперименты, доклады, сообщения, связанные с парапсихологией, не подлежат огласке на научных форумах и не могут расцениваться как научное знание или научное открытие.

    Термин «паранаучное знание» («паранаука») означает «околонаучное знание» — претендующее на научность, но не признанное таковым.

    Среди авторов наиболее известных в России паранаучных работ, имеющих отношение к парапсихологии, следует назвать С.Н. Лазарева, В.И. Сафонова [18], Ш. Карагулла.

    Широко известна также работа «Парапсихология. Учебный курс Мюнхенского института парапсихологии». Концептуальная направленность этих работ близка оккультизму, но имеет ряд особенных черт, присущих большинству форм паранаучного знания. Во-первых — это специфический язык. В паранауке сформировалась устойчивая группа понятий, на базе которых строится большинство теорий, имеющих отношение к парапсихической реальности. Эти понятия отличаются неопределенностью (или неопределимостью) и особой «фундаментальностью». Например: «биополе», «информационное поле», «психическая энергия», «тонкая материя», «астральный план» и др. Во-вторых, паранаука не просто отрицает науку, но полагает себя альтернативной наукой, поэтому паранаучная форма парапсихологии претендует на статус если не науки в целом, то отдельной научной дисциплины — биоэнергетики, биоинформатики, психофизики, экстрасенсорики и т.п. Паранаучные категории замещают, главным образом, всеобщие понятия, не нарушая конкретно-научного фундамента.

    В паранаучном аспекте парапсихологии за главную проблему выдается не проблема самого существования пси-феноменов, а проблема их объяснения. Околонаучное знание не всегда выступает в таких ярких формах, как парапсихология, которая сразу провоцирует скептическое отношение к себе. Граница, разделяющая науку и ненаучное знание, трудноопределима, особенно в сложившихся в современном российском обществе условиях их экономического и юридического равноправия. Поэтому исследователь пси-феноменов обязан быть весьма осторожным по отношению к гипотезам, не отрицающим научный подход в целом, но критически переосмысливающим и дополняющим какой-либо из разделов науки. [10]
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта