Главная страница
Навигация по странице:

  • Например, «Береженого антивирус бережет» - метафорическое для художественного произведения

  • Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься)

  • Предложение на рынке труда в 2015 году в Пермском крае (Анализ ситуации на территориальном рынке труда в 2015 году // http://www.cznperm.ru)

  • Например

  • Цель проекта (Что мы хотим получить в результате проекта)

  • Задачи проекта (Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования)

  • Гипотеза проекта (Что будет, если…)

  • Практическая значимость

  • Генерация идей и созидание нового

  • Другие известные методы генерации идей

  • Метод фокальных объектов

  • Метод контрольных вопросов

  • Сборник. сборник конспектов по предмету _Индивидуальный проект_ (10 класс. 1 Сборник лекций по курсу индивидуальный проект


    Скачать 1.23 Mb.
    Название1 Сборник лекций по курсу индивидуальный проект
    АнкорСборник
    Дата18.11.2022
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файласборник конспектов по предмету _Индивидуальный проект_ (10 класс.pdf
    ТипСборник
    #796946
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?)
    Основные требования к выбору темы:
    1)
    Тема должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность
    2)
    Тема должна быть интересной и оригинальной, то есть иметь «изюминку»
    3)
    Тема должна быть конкретной, то есть не очень объемной.
    4)
    Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения
    Существует два подхода к формулированию темы:
    метафорическое название проекта – звучит ярко и образно – играет роль рекламы, больше подходит для художественного произведения
    описательное - описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат –
    подходит для научной работы (проекта)
    Например,
    «Береженого антивирус бережет» - метафорическое для художественного произведения
    «Сравнительный анализ антивирусных программ» - описательное для проекта
    Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?)
    Вначале описывается проблемная ситуация. Проблемная ситуация — состояние в развитии объекта или явления, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Это всегда «жалоба» на то, что что-то идет не так.
    Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е.
    подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (научных журналов, монографий, диссертаций и пр.) с обязательными ссылками.

    33
    Предложение на рынке труда в 2015 году в Пермском крае
    (Анализ ситуации на территориальном рынке труда в 2015 году // http://www.cznperm.ru)
    Выявляются противоречия, находящиеся внутри проблемной ситуации.
    Например, высокая квалификация персонала и низкая заработная плата
    Противоречие позволяет сформулировать проблемный вопрос: А что должно быть сделано для разрешения этого противоречия? На основе проблемного вопроса формулируется проблема.
    В формулировке проблемы должно отражаться различие между тем что есть и тем что должно быть. Можно сказать, что в проблеме «задан» образ (проект) ожидаемого результата исследования. Проблема может звучать как утверждение или в виде вопроса.
    Например:
    Проблема: Создание условий и средств сокращения текучести персонала.
    Следует уяснить чем отличается «проблемная ситуация» от «проблемы». Проблемная ситуация всегда является следствием. Например, пациент жалуется врачу на головную боль
    (проблемная ситуация), доктор, прежде чем назначить лечение, проводит диагностику (выявляет причину боли - проблему), а после этого назначает лечение (предпринимает действия,
    направленные на решение проблемы).
    Объект (Что необходимо изучить? и предмет (Под каким углом зрения?)
    исследования.
    Объектом исследования является процесс или явление, на которую направлено исследование.

    34
    Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?»: процессы; идеи развития; методы анализа, приемы деятельности и пр.
    Однако, в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно.
    Необходимо выделить предмет исследования - определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «что именно нас интересует в объекте?».
    Поскольку определение объекта и предмета зачастую вызывает затруднения, покажем механизм их выделения на примере.
    Предположим, что еще ничего не известно о рентгеновском излучении и выберем его в
    качестве объекта исследования, которое будет проводиться группой ученых, в состав которой
    входят физики, биологи, врачи и инженеры-конструкторы.
    Итак, объект исследования (что мы изучаем?) – рентгеновское излучение.
    Попробуем, определить возможные предметы исследования (что нас интересует в
    объекте, под каким «углом зрения» мы будем его рассматривать?), выделенные
    представителями различных наук.
    1.Что интересует в рентгеновском излучении физика? Длина волны, частота,
    проникающая способность и пр. Соответственно предметом исследования будут физические
    свойства рентгеновского излучения.
    2.Что интересует в рентгеновском излучении биолога? Ему важно знать, как излучение
    действует на живую клетку. Следовательно, предметом исследования могут быть механизмы
    воздействия рентгеновского излучения на живую клетку.
    3.Что интересует в рентгеновском излучении врача? Врачу важно выявить
    возможности лечения больных с помощью рентгеновского излучения, поэтому предметом
    исследования будет метод лечения злокачественных опухолей с помощью рентгеновского
    излучения.
    4.И, наконец, что в рентгеновском излучении может заинтересовать инженера-
    конструктора? Конечно, же создание рентгеновского аппарата.
    В этом случае предмет исследования может быть определен как принцип действии и
    конструктивные особенности генератора рентгеновского излучения.
    Характеристики объекта и предмета исследования:
    - объект и предмет соотносятся как общее и частное;
    - один и тот же объект может быть предметом разных исследований;
    - предмет находится в границах объекта исследования;
    - предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).
    Цель проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)

    35
    Целью проекта является создание проектного продукта, наличие (или отсутствие)
    которого легко проверить.
    Перечень возможных продуктов проектной деятельности:
    − анализ данных экологического, социологического, психологического, и др. исследований;
    − система мониторинга;
    − система управления;
    − пакет методических рекомендаций;
    − справочник;
    − прогноз;
    − статья, публикация;
    − учебное пособие;
    − клуб, студия, школа, фирма;
    − организация, объединение, движение;
    − бизнес-план;
    − дизайнерское решение оформления кабинета, территории и др.;
    − видеофильм, видеоклип; мультимедийный продукт;
    − газета, журнал;
    − законопроект (внутриколлежский);
    − сценарий праздника, фестиваля, игры;
    − карта, кол§, атлас;
    − макет, модель;
    − чертеж и др.
    При формулировке цели используются выражения:
    − разработка,
    − оформление,
    − изготовление,
    − конструирование,
    − определение,
    − выявление,
    − установление,
    − обоснование.
    Задачи проекта (Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?)

    36
    Задачи проекта служат средством реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.
    Логическую связь между тремя элементами проекта — проблемой, целью и задачами можно выразить с помощью простого алгоритма:
    − проблема — предстоит празднование юбилея школы, однако в школьном музее почти нет материалов об истории её создания, сведений о первых педагогах и учащихся и др.
    − цель — сбор материалов об истории школы и создание музейной экспозиции;
    − задачи:
    Ø организовать поисковую деятельность по сбору материалов для школьного музея;
    Ø приобрести необходимое оборудование и материалы;
    Ø создать музейную экспозицию, посвященную юбилею школы;
    Øорганизовать проведение праздничных мероприятий, посвященных юбилею.
    Если цель принято формулировать в существительной форме (разработка, организация,
    создание и т.д.), то задачи — в форме глагола:
    − проанализировать,
    − выявить,
    − разработать,
    − организовать,
    − обеспечить и т.д.
    Цель работы должна быть одна, задач может быть несколько, но обычно не больше 3-5.
    Гипотеза проекта (Что будет, если…?)
    Гипотеза является обязательной структурной составляющей для исследовательских и информационных проектов и необязательной (но желательной) для проектов других типов.
    Гипотеза – это предположение о возможных результатах, которые подлежат экспериментальной проверке. При формулировании гипотезы разработчики проекта строят предположении о том, что будет, если…? При этом предположение не должно представлять собой всем известное и бесспорное суждение, не требующее доказательств, т.е. носить очевидный характер.
    В ходе выполнения проекта гипотеза подтверждается или опровергается.
    Проиллюстрируем сказанное на примерах.
    Цель проекта «Организация физминуток при проведении производственного обучения»
    сформулированная как «организации физминуток обеспечит активный отдых студентов», по сути,
    содержит утверждение, с которым и так никто не будет спорить. Предположение же о том, что

    37
    «активный отдых студентов на физминутках, организованных во время проведения производственного обучения обеспечит снижение утомляемости студентов» очевидным не является и требует экспериментального подтверждения.
    В учебных проектах по истории в качестве гипотез могут выдвигаться утверждения,
    отражающие точки зрения авторов на исторические факты. Например, в проекте «Влияние татаро–
    монгольского ига на экономическое развитие России» авторы проекта могут, как предположить,
    что «татаро-монгольское иго способствовало росту экономики России», так и собирать доказательную базу в пользу обратного предположения.
    Научная новизна — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего научная новизна сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип,
    концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства,
    методы, требования и т.д.)
    Научная новизна может заключаться в уточнении данных о каком-либо явлении или предмете, в дополнении сведений о том или ином явлении, процессе, в определении внутренних и внешних детерминант возникновения, развития и формировании психического образования; в определении структуры какого-либо процесса и критериев его оценки, в выявлении зависимости между исследуемыми переменными, а также в разработке средств влияния на развитие каких-либо свойств, качеств и т.д.
    Практическая значимость - работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.
    Генерация идей и созидание нового – это неотъемлемые элементы эволюции человечества, его развития на протяжении всей истории. Оглянитесь вокруг, практически всё,
    чтобы вы не увидели: дом, стоящий напротив, дизайн вашего телефона, этот онлайн-курс – в начале всё это было идеей. Подумайте, как появились контактные линзы, социальные сети или назойливая реклама в видео-каналах? На решение каких задач эти идеи были нацелены?
    Старейшим методом поиска решений является метод проб и ошибок, он же метод перебора. Принцип этого метода можно описать, как бессистемное последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных вариантов решения поставленной проблемы. Важнейший недостаток метода – его низкая эффективность. К примеру, в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) этот метод даже считается эталоном неэффективности.
    Можно сказать, то, как складывается наша жизнь, во многом определяется воплощенными в реальность идеями.
    Столкнувшись с какой-то трудностью, мы пытаемся придумать, как бы ее решить, то есть начинаем генерировать идеи решения. Например, в перерыве вы приходите туда, где можно пообедать, а там как обычно очередь. Какие здесь есть решения? Прийти попозже? Поискать другое место? Или организовать и поставить вендинговый аппарат?
    Зачастую мы беремся за самое очевидное решение, за то решение, которое первым приходит на ум, и пытаемся его реализовать. Но насколько оно эффективно?
    Другими словами, проблема, с которой сталкиваются многие из нас при решении той или иной задачи, состоит в инерции мышления – в стремлении применить к новой задаче стереотипы,
    традиции, обусловленные опытом или историей.

    38
    Поэтому важным фактором является развитие нестандартного мышления – способности смотреть на вещи разными способами, понимая, что любой из них является одним из множества возможных и что необходим уход от установленного шаблона для переключения на лучший.
    Фактически, нестандартное мышление – это навык, который позволяет находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Считается, что одним из эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных задач-загадок.
    Возможно применение специальных методов и инструментов, помогающих преодолеть инерцию мышления. С развитием науки и техники появляются методы, на которые опираются самые разные специалисты для решения поставленной задачи, то есть генерации идеи. К их числу можно отнести инструменты ТРИЗ, Design Thinking – методологию решения инженерных,
    деловых и прочих задач и др.
    Помимо генерации идей важным навыком является умение представить, что будет, если ваша идея воплотится. Как это изменит ситуацию и отношение к ней у окружающих и заинтересованных лиц? Не принесет ли это новых и более сложных проблем? Не усложнит ли новое решение жизнь тем, кто продолжает пользоваться привычными решениями и вашим одновременно?
    Эффективным способом генерации идей является применение разнообразных методов
    организации групповой работы, имеющих целью нахождение решений обсуждаемой проблемы.
    При этом появляется возможность использовать не только свои умственные и творческие способности, но и способности коллег, таким образом, творческие потенциалы участников группы дают эффект синергии. Рассмотрим кратко некоторые из них.
    Мозговой штурм заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Основное правило мозгового штурма — запрещается критиковать чужие идеи.
    (1) Небольшая группа (обычно до 10-15 человек) рассматривает какую-то определенную проблему. При этом один из участников группы записывает высказываемые предложения. Ни одна из идей не отбрасывается, но можно предлагать пути для их изменения, улучшения.
    Основная задача на данном шаге — получить наибольшее количество идей. Предлагаются любые,
    даже абсурдные на первый взгляд мысли.
    (2) Затем каждая из идей анализируется в отдельности, группируются схожие идеи,
    развиваются и дополняются. В результате с отобранными идеями и ведется дальнейшая работа.
    Как писал Элиезер Юдковский: один из неочевидных секретов науки представляет собой умение не отклонять непонравившиеся идеи в ту же секунду, как вы их услышали.
    Желательно назначить ведущего, который будет обеспечивать соблюдение правил и регламента мозгового штурма, позволяя участникам сконцентрироваться на целях и содержании. Такого ведущего еще называют модератором (иногда фасилитатором). Другой вариант: разделить участников на две группы, одна из которых будет генерировать идеи, а вторая
    — рассматривать их и искать пути для улучшения.
    Однако на практике метод имеет свои недостатки, основные из них:
    1.
    Очередность. При мозговом штурме участники высказываются по очереди,
    соответственно, остальные участники вынуждены дожидаться своей очереди, удерживая в памяти собственные предложения. И если во время ожидания придет в голову вторая
    (третья и так далее) идея, то наверняка, из-за особенности кратковременной памяти, она

    39
    сотрет предыдущую. А еще ведь нужно слушать идеи, которые высказывают другие участники в эту минуту. Значит, чем больше участников в группе, тем менее эффективен мозговой штурм.
    2.
    Опасения. Существует ряд психологических факторов, из-за которых эффективность классического мозгового штурма значительно снижается. Например, не каждый человек готов сразу раскрепоститься и высказать все идеи, которые приходят в голову. Некоторые боятся показаться "ненормальными". Также существуют ситуации,
    когда более тихие, но творческие люди, отстраняются, уступая место более смелым,
    напористым.
    3.
    Поиск решения. Нет четкого алгоритма поиска действительно хороших идей.
    Может оказаться, что эффективная идея так и не была высказана по ряду причин, или была безосновательно отклонена.
    Метод «Brainwriting»
    Метод "Брэйнрайтинг" является модификацией метода мозгового штурма с особенностью в том, что при этом методе все участники не высказывают, а записывают свои идеи одновременно друг с другом. Желательно, чтобы участников было не более 5–7, в другом случае всех участников можно поделить на подгруппы. Общение друг с другом не запрещено, но эффективнее получается в тишине.
    Можно выделить следующие плюсы такого метода:
    o
    Большое количество идей за короткий срок (20 мин. = 60 идей от 5
    человек).
    o
    Взаимодействие участников сохраняется, идеи одного порождают идеи другого.
    o
    Никто не «отсиживается», все вносят в обсуждение равный вклад.
    o
    Идеи не забываются.
    o
    Меньше стресса, возможность анонимности.
    o
    За счет ограничения во времени для каждого участника создается
    «полезное давление» на участников.
    Алгоритм проведения состоит из следующих шагов:
    1.
    Несколько участников садятся за один стол и получают по одному листу бумаги, в котором нарисована таблица с тремя столбцами.
    2.
    После сигнала каждый участник начинает записывать 3 идеи в решении проблемы. Время ограничено пятью минутами.
    3.
    Через 5 минут каждый участник передает свой листок бумаги участнику слева от него.
    4.
    Начинается следующий раунд, во время которого каждый участник пишет еще 3 идеи на следующей строчке. Он может опираться на идеи, которые прочел на листе бумаги, а может думать независимо от этого.
    5.
    Проводится несколько раундов. Ограничений на количество раундов нет, как правило, участники сами чувствуют, что больше ничего стоящего не придумать.
    6.
    После генерации все идеи прочитываются, убираются дублирующие. Затем они анализируются, принимается решение. По сути, здесь применяются такие же подходы,
    как и в классическом мозговом штурме.
    Другие известные методы генерации идей

    40
    Неординарных способов генерации идей придумано немало. Приведем некоторые из них,
    полное описание которых дано в книгах, ссылки на которые указаны в списке литературы для самостоятельной работы.
    Синектика
    Метод Уильяма Гордона основан на поиске аналогий, позволяющих найти новый взгляд на проблему. Метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, подключая к решению проблемы свои чувства, ассоциации и воспоминания.
    Используется метод следующим образом. Берется ключевое слово (или несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. К этому слову подбираются аналогии.
    Используется таблица, где в первом столбце перечисляются ключевые слова, а в каждом из последующих — разные виды аналогий.
    При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы,
    более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.
    1.
    Прямые аналогии. Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово.
    2.
    Личные аналогии. Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Важно забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект, это поможет расширить круг разработок.
    3.
    Символические аналогии. Перенесение объекта в мир абстрактных понятий.
    Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. Нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения.
    4.
    Фантастические аналогии. Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений.
    Шесть шляп
    Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Суть состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей. Роли, которые раздаются участникам, таковы:
    1.
    Белая шляпа. Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.
    2.
    Чёрная шляпа. Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.
    3.
    Красная шляпа. Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.
    4.
    Жёлтая шляпа. Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.
    5.
    Зелёная шляпа. Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

    41 6.
    Синяя шляпа. Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов,
    анализ результатов.
    В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли.
    Морфологический ящик
    Суть метода заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.
    Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной — другие (размер, цвет,
    пластические характеристики и т.д.). Можно использовать несколько матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.
    Инверсия
    Метод используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса «Как можно это улучшить?» задаётся вопрос «Как можно это
    испортить?». Вместо «Как повысить эффективность этого?» — «Как её понизить?» и т.д.
    Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо «Как предотвратить поломку изделия?» следует искать ответ на вопрос «Как его сломать?» и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.
    Метод фокальных объектов
    Служит для преодоления инерции мышления. В поисках решения проблемы (фокального объекта, объекта, на котором находится фокус внимания) предлагается анализировать свойства совершенно случайных объектов, пытаясь найти в них источник идей для решения исходной проблемы. Другое название метода – метод случайных объектов.
    Теоретически применение метода состоит мз следующих шагов:
    1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
    2. Выбираем случайные объекты (3–5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
    3. Записываем свойства случайных объектов.
    4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
    5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
    6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
    Примеры применения метода можно посмотреть в Интернете.
    Метод контрольных вопросов
    Это техника, позволяющая при помощи вопросов рассмотреть задачу с разных сторон и найти нестандартное решение.

    42
    В равной степени многие техники используют списки вопросов. Например, ТРИЗ Генриха
    Альтшуллера, список вопросов по Осборну, вопросы Бонзака, Пирсона, Эйлоарта и др.
    Метод заключается в том, чтобы к конкретной задаче применить стандартный набор заранее заготовленных абстрактных вопросов, в результате чего получается посмотреть на проблему с разных точек зрения, сфокусироваться на различных аспектах, которые могут натолкнуть на решение.
    Подробную информацию о технике и о списках вопросов можно получить в тематической литературе. Для примера приведем некоторые из вопросов, оформленных Осборном:
    1.
    Использовать это для иных целей?
    2.
    Адаптировать это?
    3.
    Модифицировать это?
    4.
    Заменить это?
    5.
    Увеличить это?
    6.
    Уменьшить это?
    7.
    Переделать это?
    8.
    Полностью изменить это?
    9.
    Объединить это с чем-либо?
    Метод ментальных карт
    Основная идея метода состоит в том, что творческий процесс очень сильно взаимодействует с памятью, и потому есть нужда в развитии именно своей памяти. Основная процедура реализации метода заключается в том, чтобы написать в центре листа одно ключевое понятие, а все связанные понятия с этим словом на ветви, которые отходят от главной идеи. Идею можно не только записывать, но и иллюстрировать. Такие рисунки очень помогают придумывать что-то новое с идеей, которая лучше запомнится.
    Дизайн-мышление
    Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. Герберт Саймон выделяет следующие этапы в дизайн-мышлении:
    определение проблемы, исследование, формирование идей, прототипирование, выбор лучшего решения, внедрение решения, оценка результатов
    Независимо от того, какие методы групповой работы и генерации идей применяются,
    выбранный способ (идея) реализации проекта должен быть оценен с точки зрения проектных ограничений: сроки, финансы, ресурсы, технические возможности и т.д.

    43
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта