1.Специфика детской лит-ры.
Дет. Лит-ра - это те худ. Произведения, кот. созданы спец-но для детей + произв-я фольклора. Дет. Чтение – круг произведений, кот. читаются детьми. Детское лит-ое творчество – те произв-я кот. написаны самими детьми. История развития нач. с 15 в.. Давно утвердилось в праве быть самоценным видом словесного худ-го творчества, кот. играет одну из главных ролей в развитии и воспитании реб-ка. Дет. Лит-ра возникла на пересечении худ-го творчества и учебн. воспит-ой дет-ти. И явл. областью искусства, функции кот. доставлять реб-ку эстетическое наслаждение, способствовать формир-ию его личности.
Произведения детей: устное творчество, письменно книжная лит-ра. Классифицировать можно по родам: эпос, лирика, драма. И по жанрам виды детской лит-ры определяются функцией дет. книги: научно-познав. лит-ра; этическая; развлекательная.
Специфика.
1.Детская лит-ра адресована детям разных воз-ов, поэтому для д. лит. Характерна возрастная дифференциация. 4 возр. группы: дошк-ки, млад. шк., среднее звено, подростковый 9-11кл. (юношеский).
2.В дет. лит. предметы и изображения те же, что и во взрослой лит-ре. Своеобразие заключается во взгляде писателя на мир. Писатель должен суметь смотреть на мир глазами реб-ка: взгляд на предметы должен быть просветленный.
3.Для д. лит. характерна неразрывность критики эстетических и нравственных. (красивый, уродливый).
4.Язык детск. произв. должен быть особенно чистым и литер-ым.
5.Характерна ясность и живость образов.
6.Детская книга создается не только писателем, но и художником-иллюстратором.
| 2.Становление рус. лит-ры д. детей 16-18 вв. Возникновение рус. д. лит. С 15в. (у предков складывается представление о детстве, как важной поре в жизни взрослого чел-ка.) В 15 в. происходят важные изменения в культуре. (книгопечатание). В древнерусской лит-ре зарождаются первые ростки беллетристики (книги с занимательным сюжетом, свободные от церковного назидания). Секуляризация культуры (процесс разделения на культуры: светской и религиозной). В 16 в. Федоров впервые напечатал славянскую азбуку «Начальное учение детям, хотящим разумети писание». Азбука имела 3 части: алфавит и нач-ые упражнения; сведения по грамматике; служила хрестоматией (тексты). В 30-е 40гг.17 в. зарождается поэзия для детей. Первым рус. дет. поэтом был Савватий. (Терентев Васильев) старший монах в Москве, справщик московского печатного двора. С. Полоцкий17в.- сборники для детей: «Рифмологион или стихослов» - разные случаи из жизни царской семьи; «Вертоград многоцветный» - поэтическая энциклопедия, стихи по алфавиту. К. Эстомин 17в. Учитель в школе. Выступил против сокрушения ребер в обучении (лоза), забавляя обучает; «Лицевой букварь» (букварь с картинками) – принцип наглядности. В 18 в. от дет. книг ждали пользы, а не развлечения или религиозного просвещения. «Юности честной зерцало». - в 1717г. увидела свет книга по велению царского величества. В Петербурге. Авторы: Я. Брус, Гаврило Бужинский. Состоит из 2-х частей: Букварь, рассуждения о правилах поведения молодых людей. Еще 2 части: рекомендации юной барышне, молодому отроку. В конце 18 в. намечается значительный рост книг. Энциклопедии и дид. лит-ра. (наставления в форме бесед взрослых с детьми). Н.И. Новиков книгоиздатель, издатель первого русского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Выходит около 5 лет. Значение: журнал немало сделал для ознакомления русского читателя с произведениями; большое место занимали вопросы морали; велась борьба с предрассудками и суевериями; содержится объем сведений из разных научных областей; предназначен детям 6-12 лет. До 18в. дидактический этап, после 18 в. художественный.
| 3.Малые фольклорные жанры, их место в жизни детей.
Детский фольклор делится на несколько групп: «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки;
Календарный - заклички и приговорки;
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, перевёртыши;
дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Нередко колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.
Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова. Потешки— более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала! Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персожей.Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка. Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке. Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки. Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.«Скажи двести. Двести. Голова в тесте!»
Игровой фольклор служит развитию речи, сообразительности, внимания. Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую. Волков бояться – в лес не ходить. Хочешь кататься – люби и саночки возить.
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Дело мастера боится. Цыплят по осени считают.
| 4.Жанровое своеобразие народных сказок, классификация.
Слово сказка появ. В 17 в., до 17 в – баснь. Сказка – одна из основных жанров узкого народ. творчества, эпическая, преимущественно прозаическое художественное произведение. Волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемая в воспитательных или развлекательных целях. В 18 в. была осуществлена попытка собрать сюжеты народных сказок. В 50-е-60 гг 19 в. выходит первое научное издание народ. руск. сказок. Осуществил А.Н. Афанасьев книга «Народные рус. сказки».
Классификация: волшебные народные, сказки о животных, бытовые (сатирические). Волшебные: - носителями доброго начала явл. герой, героиня и их чудесные помощники. У главного героя облик, поведение одни и те же. Повествовательная линия сказок одинаковая. Женский персонаж разнообразен (индивид. черты): 1. древний тип- воинственные девы, богатырши, сильные могучие королевны. (Марья Маревна). 2.Мудрые девы – ясный ум, красавицы, помогают герою и превосходят его.3.Скромная, обиженная судьбою сирота (Чернушка, Аленушка). Чудесные помощники: щука, сивка-бурка, лишены индивидуальности. Наличие волшебных предметов; наличие фантастических героев. Структура: присказка, зачин, основное повествование, концовка. Наличие устойчивых сказочных формул. (переход от сказки в сказку- растет не по дням, а по часам), наличие магической цифры 3. Язык волшебных сказок (лес дремучий), сросшиеся синонимы (путь-дороженька), тавтологические сочетания (чудо-чудное). Сказки о животных: за героем закреплено устойчивое характерное качество, состоит из диалога, наличие песенок, имеется особая композиция (эпизод цепляется за эпизод с добавлением новой подробности – петушок и бобовое зернышко), присутствует резкое разграничение положительного и отрицательного, наличие юмора. Бытовая сказка: наиболее близок к повседневной жизни, одобрение и осуждение подается открыто; постоянными героями сатирических сказок выступают простые бедные люди, однако одерживают верх над богатыми и без волшебства. Главное не подбор персонажей, а сатирическое осуждение человеческих пороков. Докучные сказки – бесконечное повторяющееся содержание.
| 5. Сказочный мир народной волшебной сказки.
Особенности:
1. Носителем доброго качало явл. герои и их добрые чудесные помощники; гл. герой один, независимо, как его зовут; повествовательная схема одна и та же; .мужественный герой завоёвывает своё счастье; жен. образы 3 типа - воинственные девы-богатырши (сильные, могучие «Марья Маревна»); мудрые девы (ясный ум, красавицы, спокойные, требовательные «Елена Прекрасная); скромная обиженная судьбой падчерица-сирота (За трудолюбие, терпение, верность ск-ка приводит её к счастью «Сестрица Аленушка…», «Чернушка»).
2. Наличие волшебных предметов;
3. Фантаст. герои (Змей, Баба Яга, Кощей Б.)
4. Структура волш. с: присказка, зачин, осн. часть; концовка. (Присказка - подг-ть к слуш. Зачин - оторвать слуш-ля от обыденной ситуации. Осн. часть не имеет описания широких картин природы, портретных опис. Характеристика персонажей осуществл-ся ч/з их поступки. Ск-ка заканч-ся устраив. пира.)
5. наличие сказочных устойчивых форм (формула роста сказочного героя (не по дням, а по часам) придают ск-ке разукрашенный хар-р, служат приёмом замедления повеств-ия.)
6. Формула утроения (ретардация) – магическая цифра «3».
7. специфика в языке (постоянные эпитеты (лес густой), эпитеты, которые носят оценочный хар-р (дух нечистый), сросшиеся синонимы (грусть-тоска), тофтологич-ие сочет (диво-дивное).
Сказочный вымысел основывается на магии, всегда по-своему связан с действит-ю. Герой и антигерой, ск-ка всегда проводит резкую грань между ними (мачеха и падчерица). Добро побеждает зло. Волшебная ск-ка - это не только магические предметы и действия, это прежде всего магия слова.
| 6.Сказки и стихи для детей В.А.Жуковского. Василий Андреевич Жуковский 1783-1852 поэт-романтик. Детские стихи его увидели свет в 1852г. Глубоко интересовался вопросами восп-я и педагогики. Не мог пройти в своём творч-ве мимо сказок. Переводил ск-ки бр. Гримм, Ш.Перро. В отборе сказочных сюжетов и худож-ых приёмов и средств отразились идейно-художественные установки Жуковского как поэта-романтика. Героям ск-к придаётся несвойственная им утончённость, а выразительные средства нередко по-книжному сложны и далеки от фольклорных. Жуковский обогатил рус-ю лит-ру стихотв-ой ск-ой, создал удивительно поэтическую речь. Ск-ки Жуковского развивают чутьё речи.
3 небольших стих-ия «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок» отличаются теплотой, нежностью, поэтичностью, конкретными образами. Доступны детям, пронизаны тонкими чувствами. Птичка летала, пела, играла. Теперь её нет, т.к. она улетела в дальний край. По саду бродит котик усатый, а за ним – ходит козлик рогатый и трясёт бородою. Стих-ям присущи свойства дет-х фолькл-х прибауток. Стих-е строки повт-т один и тот же ритмический ход, каждый стих начин-ся одним и тем же словом.
В стих-ии «Жаворонок» описан ранний приход весны.
Стихот-ая ск-ка «Мальчик с пальчик» вводит р-ка в такой мир в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном. Маленькие существа нравятся детям. Вместо сатирич-й нар-й ск-ки получ-ся романтич-ий сюжет. Мальчик показан в общении с романтически прекрасной, почти неземной природой, в играх и развлечениях со светлячками, эльфами, золотыми цикадами, пчёлками, мотыльками и т.п.
В ск-ке Жуковского естественны упоминания о темноте, покрывающей землю, о лучезарной заре, встающей «с границы янтарной небесного свода». Сказ-ый мальчик живёт в том же мире, что и р-к, которому предназначена ск-ка.
|