| 50. Сказки и жизненные истории А. Линдгрен. Астрид Линдгрен шведская писательница 1907-28.01.2002.
Особенности сказочных повестей: 1 одушевление явлений природы (повесть «мио, мой мио»); 2 сочетание фантазии с действительностью «малыш и карлсон»; 3 в своих произведениях А. Линдгрен показывает насколько велика роль игры в жизни р-ка. Игровой момент вытекает из уровня знаний р-ка из понимания им окружающего мира «Пеппи дл-й чулок» «Малыш и карлсон»; 4 А.Линдгрен создаёт ск-ки разного вида: соц-но-бытовые; идейно-романтические; детективно-приключенческие; 5 глубокая индивидуализация героев. Герои повторяют друг друга. 6 повести носят педагогический хар-р.
«Малыш и Карлсон» оригинальная реалистическая и современная ск-ка, которая впитается в повседневную жизнь в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями. Ск-ка вырастает из фантазии, из выдумки реб-ка. Писательница не устаёт повторять, что всё происходящее в книге вполне обыкновенно». Не совсем обыкновенен лишь Карлсон. Все в семье считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша, лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона. Карлсон – толстый человечек, наделённый рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона соотнесены с положительными. «Малыш и Карлсон» воспитательная книга. Реб-к узнаёт про жизнь большого города, что в мире есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Линдгрен даёт сатиру на современное телевидение и радио (2часть). В 3-й части остроумная пародия на шведскую прессу, на детективную лит-ру.
«Рони, дочь разбойника» Рони и Бирк дети 2-х атаманов веками враждующих шаек, не только смогли примирить их, но и наотрез отказались продолжать дело своих отцов, заниматься разбоем. Поведение Рони и Бирка выражает не возрастные недостатки, а возрастные достоинства. А. Линдгрен говорит о вечном – о рождении, о смерти, о любви и ненависти, о родителях и детях.
| 51.Романтическая философская сказка Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», гуманизм сказки, связь её с современностью. Это произведение афористично. «Маленький принц» философская, романтическая ск-ка. Лит-ая, универсальная, как для детей, так и взрослых. Писатель – реалист обращается к сказке т.к. ощущает необходимость глубоких обобщений, которые выходят за пределы фактов доступных констатации. Ск-ка соединяет в себе оба взгляда: 1автор повествователь (взрослый); 2 «Маленький принц» (двойник автора) воспоминание о собственном детстве. Тематика и проблематика. Основная тема – детство; Конфликт между взрослыми и детьми; Конфликт – нравственные понятия мальчика, которые вытекают из требований естественной человеческой природы, приходят в столкновение с нелепыми установками, которые господствуют среди взрослых людей. Проблемы: пр-ма одиночества; пр-ма детства – понимание взрослыми детей; пр-ма истинных и мнимых ценностей (цветок в который вкладывал душу мал-й принц, дружба с лисом, лётчиком – истинные ценности; географ, фонарщик – мнимые ценности);пр-ма экологич-ая (баобабы с ними нужно бороться); пр-ма познания – мал-ий принц путешествует, чтобы познать мир; пр-ма ответственности: мы в ответе за тех, кого приручили; пр-ма жизни, любви и смерти: чел-к живёт, любит и умирает; пр-ма человеч-их пороков (астероиды) власти, пьянства, дельца, географа; Фонарщик деят-ть не имеет смысла; Основная пр-ма – счастья (родник в пустыне, цветок).
Характеристика образа мал-го принца. Герой ск-ки реб-к – познаёт окр мир, умеет видеть суть вещей. Обращение к детству не случайно. Реб-к это носитель подлинной естественной человечности. Он лишён предрассудков и ложных понятий, которые возникают в обществе. Детство в понимании Экзюпери — это категория нравственная. На своей планете Мал принц как забот-ый хозяин, любит смотреть на закат, на его план 43 р бывает закат. Он романтик, мечтатель. Благодаря Розе у него возникает чувство любви и страдания. Обитатели астероидов: одиночества все они собственники; нет смысла жизни не у мал принца и у обит астер, но мал принц его ищет. Змея – символ мудрости отправляет мал принц на род план «одиноким можно быть и среди людей». Лис – приручить, дружба.
Ск-ка против равнодушия и обыяковости, печальна и грустна, (мал пр умирает), но оптимистично. Оптимизм в образе лётчика. Чем больше будет таких людей, как лётчики тем лучше мы будем жить. Он сумел понять и принять мал пр.
| 52.Расцвет литературной сказки в зарубежной детской литературе 20-40-х гг. XX века (А. Милн, Б. Поттер, Д. Барри). Алан Александрович Милн англ-й писатель началась его лит-ая слава как детского писателя с «Баллады о королевском бутерброде» (перев. Маршака). Перу Милна принадлежат стихот. сб-ки «Когда мы были совсем мал-ми» и ((теперь нам уже 6», сказку «Вини Пух» он написал для своего единств-го сына Кристофера Робина. Ск-ка о плюшевом медвежонке Вини-Пухе смешном, наивном и по-детски легкомысленном. Писатель, продолжая традиции анималистической ск-ки создал свою собственную разновидность ск-ки - о животных игрушечных. Все ск-ки и стихи Милна заключают в себе призыв не унывать. Искрящий, юмор и необыкновенная лёгкость стиля. Медвежонок на ходу сочинил песенки-шумелки, ворчалки, сопелки, пыхтелки, кричалки, позволяя словам «становиться туда, куда они хотят». Эти потешные стишки напоминают народные песенки. Ск-ка представляет собой не что иное, как великолепную творческую игру реб-ка. Активное мировосприятие связано в книге Милна с детским словотворчеством, которое долгое время изучал Чуковский «от 2 до 5». (Слонопотам-слон+гиппопотам.) Опора на детскую творческую игру, использование словотворч-ва детей, фольклорные мотивы, обращение к маленьким детям — все эти черты писательской индивидуальности Милна проявились ещё до 1926г, когда был создан «Вини Пух». Сказкой абсурдом являются книги о Мэри Поппинс Памелы Треверс (1902-1997). Абсурдная ситуация, когда во двор банковского служащего средь бела дня сваливается с неба няня. Эти произведения продолжают собой традиции литературной эксцентрики, но писательница стремиться показать мир современной ей Англии со всеми его заботами и проблемами с точки зрения восприятия реб-м. Книги Треверс близки к нравоучительным романам с их неизбежным счастливым концом и нравоучительным подтекстом. Эта ск-ка затрагивает ещё и проблемы неблагополучия в семье.
| 53.Повести-сказки итальянского писателя Д. Родари. Проблематика, основные образы.Очень интересны и содержательны ск-ки Д.Родари. Самая известная из них ск-ка-повесть «Приключения Чиполино». Герой произв-ия мальчик-луковка странствует по родной стране, Лимонному королевству, заступается за друзей-бедняков, борется с угнетателями — злобным кавалером Помидором и жестоким принцем Лимоном, дурачит иностранного сьпцика мистера Моркоу. Этот сказочный мирок, где все люди смахивают на какие-нибудь овощи» весьма и весьма походит Италию. В конце повествования Чиполино и его друзья свергают принца Лимона и устраивают свободную республику, где все дети ходят в школу. В ск-ке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Бодрый, никогда неунывающий Чиполино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла.
В ск-ке «Джельсомино в стране лжецов» автор порицает ложь. Самые опасные враги человеч-ва - это лжецы. Лжец — это тот, кто говорит «мир», а на деле стоит за войну. Это тот, кто болтает о «достоинстве человека», а на деле ратует за смирение и покорность, учит молчать перед лицом несправедливости, закрывать глаза перед нищетой. Это ск-ка о правде с помощью ск-к можно говорить правду. «Ск-ки по телефону» особенно поэтичны, в них звучат фольклорные мотивы, остроумно спроецированные на современную действительность. Ходячие образные выражения, пословицы и поговорки материализуются в реальном образе. «Дворец из мороженого» Так, поговорка «дом из мороженого, как в Болонье» рождает сказочку о веселом народном празднестве, когда жители уплетают выстроенный на площади пломбирно-цукатный дворец. «Как гулял один рассеянный» Рассеянный мальчик теряет не только книжки и тетрадки, но и пальцы, уши, а добрые соседи всё подбирают и приносят маме. Насмешливые сказочки предостерегают детей от безделья, обжорства и грубости.
| 54.Т. Янссон. Муми-тролль. Финско-шведская писательница. Все произведения на шведском. В 1938 г. вых. первая книга (сама написала и проиллюстрировала), «Маленькие тролли и большое наводнение». Для взрослых: Город скульптора, Игрушечный домик». Худ. Особ-ти: минимально представлен мир фольклора, характерно приземление сказочного мира, приближение его к современности, характерно одушевление как предметов, так и явлений природы, наличие юмора (соединение повадок животных с челов-ми нормами поведения). Голос рассказчика, широкое ведение современной жизни в волшебную сказку, наравне с реальными животными присутствуют главные фантастические герои – особые существа наделены чертами животных и людей. Своеобразие в том, что они создают свой собственный мир, кот. является образом веселой, здоровой жизни. Текст и рисунок сотканы вместе. Основные темы произведений: тема страсти к таинственному и волшебному; к строительству и изобретательности; тема доброты и любви к малым и слабым; тема любознательности и интереса к неведомым силам природы; склонность к игре и к перевоплощению.
|