Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. «Черная курица» А. Погорельского как психологическая волшебная сказка. Гуманистическое звучание, воспитательная ценность.

  • 9 Поэтическое своеобразие сказок А.С. Пушкина. Иллюстраторы пушкинских сказок.

  • 10.П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Традиции фольклора.

  • 11. Стихи поэтов втор. пол. 19в.

  • 12. Жанровое и тематическое разнообразие произведений Л.Н. Толстого для детей.

  • Рассказы-миниатюры

  • Ск-ки

  • Мдл. 1. Специфика детской литры


    Скачать 101.55 Kb.
    Название1. Специфика детской литры
    Дата05.12.2021
    Размер101.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMDL.docx
    ТипДокументы
    #292457
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7



    7. «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского как один из первых опытов создания научно-художественной книги для детей.

    Одоевский Владимир Фёдорович 1803-1869, русский прозаик, философ, муз-ый и лит-ый критик, педагог, обществ-ый деятель, известный произведениями романтической прозы. Псевдоним Одоевского – ск-ки дедушки Иринея.

    Ск-ка «Гор-к в таб-ке» 1834г. Гл. цель научно-познават-й ск-ки в доступной форме донести до детей научные сведения (информацию об устройстве муз-й шкат-ки).

    Восп-й момент: Всё в мире движется трудом. Праздность привлекательна лишь со стороны.

    Худож-ая особ-ть ск-ки: больш. роль играют диалоги; несмотря на свою механистичность, герои здесь индивидуализированы, имеют свой облик, язык, манеру поведения; Миша любознат-ый, наивный р-к это второстепенный герой. Он задаёт вопросы и получает ответы. Гл. момент Миша ведёт диалог во сне.

    Значен творч-ва Одоевского он утвердил в русск лит-ре научно-худож-е жанры.

    В ск-ке научный материал подан в занимательной форме. Путешествуя по сказочному городу Миша открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию. А гл-е когда он просыпается он понимает как работает муз-ый ящик. Городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.

    8. «Черная курица» А. Погорельского как психологическая волшебная сказка. Гуманистическое звучание, воспитательная ценность.

    Антоний Погорельский (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский 1787-1836). Ск-ка «Чёрная курица» 1828 это 1-я психологическая ск-ка в рус-й дет-й л-ре. Одна из самых мудрых и добрых волш-ых ск-ок. Автор написал её для своего восп-ка (племянника) Алёши, будущего выдающ литератора А.К. Толстого.

    Худож-ые особ-ти ск-ки: 1.в ск-ке две повествоват-е линии (реальная, сказочная фантастическая); [Реально – показан внутр-й мир р-ка; описан Петербург 18в, воссоздаётся жизнь, быт; пансионат в котором живёт Алёша.

    Фантастика – приходит с появлением образа Чернушки. Присут-ие реальных предм в фантаст-их эпизодах позволяет лёгкому переходу из реального в фантаст-й мир.] 2.Повествование ведётся от лица автора с частым обращением к воображаемым слушателям, это придаёт ск-ке теплоту и доверительность; 3.Все описания яркие, даны с учётом детского воображения; 4.В ск-ке имеется некая недоговорённость (старушки-галанки; почему именно чёрная курица); 5.проблемы (гл-я проблема – какова цена предательства; легко ли преодолеть в себе дурное, что такое верность слову, как относиться к успеху, как не возгордиться от неожиданной удачи).

    Сложный комплекс нравств-х проблем автор ставит ни на возраст героя, ни на возраст читателя. Потому что он нас убеждает, что дет-ая жизнь не игрушечный вариант жизни взрослой, всё в жизни р-ка происходит единожды и всерьёз.

    Восп-ый пафос: Будь честен, трудолюбив, скромен.

    Автор первый кто создал живой образ р-ка. Алёша любознат-ы, интересный, добрый, отзывч-й. Спасение Чернушки – это завязка ск-ки. Первый шажок к своим бедам Алёша делает непреднамеренно. Развязка повести это сцена прощания с курицей.

    В ск-ке необыкновенно сочет-ся ненавязчивая поучительность и яркий наивный вымысел о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику и уходящей от него, когда он стал легкомысленным, ленивым и тщеславным.

    Для Алёши праздность начинается когла он получил волшебное семечко. В ск-ке также прослеж-ся тема ответств-ти чел-ка не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и потому хрупкого.

    Алёша р-к и естеств-но + нравств-е кач-ва в нём только формируются. Писатель выявляет происходящую в душе мал-го героя борьбу + и – начал добра и зла.

    9 Поэтическое своеобразие сказок А.С. Пушкина. Иллюстраторы пушкинских сказок. А.С.Пушкин 1799-1837. Ск-ки Пуш-а были встречены неоднозначно. Белинский называл ск-ки Пуш-а поддельными цветами. По признаку стиля ск-ки принято делить на 2 гр. (с народно-поэтич-й стилевой основой – о медведихе, о попе и раб-ке его Балде, о рыбаке и рыбке; ск-ки-поэмы в которых более сильно выражено лит-ое начало – о царе Салтане, о мёртв. царевне и 7 богат, о зол. пет).

    Источники создания ск-к: Пушкин жил в пору просветления устной ск-ки. в детстве очень любил слушать ск-ки, рассказанные своей няней Ариной Родионовной Яковлевой (Матвеева в замужестве), бабушка Мария Алексеевна Ганштал и дворовой Никита Козлов. Но интерес к ск-м появляется у Пушкина уже в конце его поэтич-й деят-ти в 30-е годы. Пушкин создаёт свои ск-ки на фольклорном матер-ле.

    «Ск-ка о попе и раб-ке его Балде» близка по сюжету к нар-й ск-ке «Батрак Шабаршак».

    «Ск-ка о царе Салт» это ск-ка о чудесных детях.

    «Ск-ка о рыбаке и рыбке» - в основе лежит бродячий сюжет - источник это ск-ка бр. Гримм о рыбаке и его жене.

    «Ск-ка о зол пет» - 2 источника: 1-это легенда об арабском звездочёте американ писат В. Ирвинг; 2-история о зол петухе писатель-романист Феликс Фридрих Кинглер.

    Ск-ка о медведихе не имеет фольклорных аналогов, незаверш.

    Традиции Пуш-а при напис ск-к: перераб-ка нар ск-ки стала в Рос в рус л-ре норм-м явл-м со 2-й пол 18в. В нач Пуш-н на основе нар-х ск-к пишет свои баллады, затем свои авт-ие ск-ки.

    По тематич-му своеобразию ск-ки Пуш-а делят на 3 гр: 1-в центре которых стоит тема любви и семьи; 2-с социаль-ой проблематикой (о попе и раб его Балде; о зол пет); 3-где Пуш-н пишет о невозм-ти полного чел-го счастья, о невозм-ти гармонии личного и общественного (о рыбаке и рыбке).

    Ск-м присущ вымысел и романтизм. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты. Ск-ки Пуш-а – сюжетные произв-я, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Самым распространённым числительным в ск-х Пуш-а явл-ся число 3 – магич-ое, цифра наталкивает на мысль о волшебстве, о совершенстве. Все желания в ск-х исполн-ся в 3 раз.

    Цифра 7 – особое число, соединение 3-божеств-го совершенства и 4-мирового порядка В ск-ке о мёртв цар-не и 7 богат-ях.

    Цифра 8 явл-ся чётной, у народа поверье чётное число связано со смертью. В ск-ке о зол пет-ке.

    При жизни не были ск-ки проиллюстрированы. В 1861г впервые предприняли проиллюстр-ть ск-ки Пуш-а.

    Иван Яковлевич Билибин (узорность рисунка) ск-ка о царе Салт иллюстр в 1904-1905г, о зол пет-1906-1907, о рыбаке и рыбке-1939; Владимир Алексеевич Милашевский ск-ка о попе и раб его Бал-1948 (Балда наст-й русск парень, здоровый, работящий) сильный чёрный контур и яркую раскраску; Современники Борис Дегтерев, Татьяна Маврина (Лебедева) ск-ка о мёртв цар в 1946.

    10.П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Традиции фольклора. наличие присказки:2-3 части, концовка. Структура: призказка, концовка, схвачен образ мышления народа и характер его эстетических вкусов.

    В литературоведении на ск-ку «Конёк-горбунок» существует 2 линии: l-в основе ск-ки лежит ск-ка про Жар-птицу и Василису Прекрасную; 2-в основе ск-ки лежит своеобразное попурри нар-х ск-к.Фолькор. мотивы: I-схвачен образ народа и хар-р его эстетич-их вкусов (представл-я о жен-й красоте - здоровой дородной, а заморская девица бледна, тонка: конечная цель любого брака дети. Брак старика и мол-й девицы не приветств-ся): 2-структура ск-ки Ершова роднит с нар-й (налич зачина, присказка во 2-й и 3-й главе, концовка); 3-цифра магическая; 4-хар-ка персонажей осушествл-ся ч/з внешн действия, монолог, диалог; 5-счастл-й конец.

    Ск-ка как лит. произведение: I-наличие автора и авт. индивидуальности: стихотв-я форма: 2-чисто лит-ый прием «ск-ка в ск-ке» (про Чудо-Юдо рыбу кит); 3-лит-ая ск-ка высвечивает время (Иван пост 2 романса, написанные в 18в, есть должности при дворе 16в. -стольник, городничий, стремян он).

    Образная система: полное имя героя Иван Петрович - хитрый, честный, доверчивый, смелый, ответств-й, настойч-й. упрямый и безалаберный, ленив, гуманный, смекалка, обидчивый. К-к-Гор-к самост-й герой - отнош-е дружбы. Он как старый товарищ готов прийти на помощь. Волшебный сказ-й герой. Мал-й к-к — мал-е дети — ассоциируется с игрушкой.

    Сатира в ск-ке: Царь - глупость, жадность, жестокий (на кол обещает посалить, если не выполнится желание); Спальник - зависть.

    Композиционно ск-ка сост. из 3-х частей: 1-начинает ск-ка сказываться; 2-скоро ск-ка сказыв-ся, а не скоро дело делается; 3-доселе Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал. Каждая из частей имеет свой конфликт: 1.Иван и К-к-Гор-к и смекалистые братья (пространство семьи — государство): 2.Иван и К-к-Гор-к и царь с прислугой (пространство царства): 3.Иван и К-к-Гор-к н царь-девица (пространство мироздания).

    Пара героев как одни гл-й герой: Иван - любопытный, безрассудный, младший «герой с дефектом»: К-к-Гор-к рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ, «уродец» в своём мире, тоже 3-й млад-й.I часть начало ск-ки начин-ся с присказки «Жили-были - вводит читателя в ход событий, знакомит с героями; 2-я и 3-я часть начинаются развернутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волш-ых бытов-х и сатирич-их ск-к. Этим автор отвлекает читателя от основного содержания, дразнит его любопытство и напоминает что это пока только присказка, а сама ск-ка впереди.


    11. Стихи поэтов втор. пол. 19в.

    Творч-во Афанасия Афанасьевича Фета 1820-1892 родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богат помещиком. Находясь на леч-ии в Германии он жен-ся на Шарлоте Фет, которую увёз в Россию от живого мужа и дочери. Ч/з 2 мес у Шарлоты родился мальчик, назв-ый Афанасием и получивший фамилию Шиншин. 14л спустя, духовные власти Орла обнаружили, что реб-к родился до венчания родителей и Афанасий был лишён права носить фамилию отца, и лишён дворянского титула. Это событие ранило дет-ю душу р-ка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Он хотел выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Окончив университет, где учился сначала на юрид-ом, а затем на филол-ом фак-те. В 1840г он издал отдельной кн-й свои первые произв-я, которые, однако не имели успеха. Решил стать военным, т.к. офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858г А.Фет вынужден был уйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал. Военная служба не прошла для Фета даром, это были годы рассвета его поэтической деят-ти. В 1850г в Москве вышли стих-ия Фета. В годы военной службы А.Фет пережил трагич-ую любовь, которая повлияла на его тв-во. Это любовь к Марии Лозич, но они оба были бедны и по этой причине Фет не решил соединить свою судьбу с любимой девушкой. М.Лозич погибла, она сгорела. В 1856г вышла новая кн поэта. Выйдя в отставку Фет решил посвятить себя сельск хоз-ву он жен-ся на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил 17л, здесь застал его указ о том, что за ним, наконец утверждена фамилия Шеншин, и все права. В 1877г Фет купил в Курской губернии деревню Воробьёвку, где и провёл остаток своей жизни. Эти годы связаны с его возвращением к лит-ре. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет, под этим именем он приобрёл поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни».

    Стихи Фета — это чистая поэзия, он писал о самом простом – картинах природы, о дожде, снеге, о море, горах, о лесе и звёздах, о самых простых достижениях души, даже о минутных впечатлениях. Стих изумительно выразителен, образен, музыкален. На его стихи написано множество романсов. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замёрзшая.

    В стихах поэтов 2-й пол 19в ярко отражается мир детства и природы. Решительный шаг навстречу реализму сопровождался тем, что поэты верно угадали строй чувств и особенность детского отношения к миру. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе.


    12. Жанровое и тематическое разнообразие произведений Л.Н. Толстого для детей.

    Л.Н. Толстой (1828-1910) писал учеб-е кн для народных школ «Азбука», «Новая азбука» и 4 ки «Русские кн-н для чтения» и др. Л.Н. Толстой наблюдал удивительную талантливость крестьянских ребят. Его произв-я были разнообр-го жанра: это и коротк рассказы, басни, ск-ки, научно-познав-е расск.Рассказы-миниатюры: небольш расск всего в несколько строк. В каждом рассказе Л.Н. Толстой ставит конкр задачи восп-я, образ-я и обуч-я. Басни: Л.Н. Толстой создает на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные пронзв-я, т.к. максимально приближены к детскому восприятию, создают цепь динамических худож-ых картин. Мораль басен Толстого доступна детям, действия развертываются драматично, остро. Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Лгун» -высмеивается легкомыслие н глупость мальчика-пастуха; «2 товарища» -мораль произносит тот, кто оставлен другом «Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»; «Старый дед и внучек» - Миша даёт хороший урок своим родителям сказав: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой будете стары, чтобы вас из этой лоханки кормить».). Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Басни Толстого воспитывают гуманные чувства. Ск-ки: созданные Толстым часто имеют научно-познавательный хар-р. Научно-познавательные рассказы: Толстой впервые сближает стиль научно-познав-ых и худож-ых произв-й научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л.Н. Толстого о животных «Лев и собачк», «Булька», «Мильтон н Булька», они оказывают наиболее воспит-ое воздействие на детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Считая детство важным периодом в жизни, Толстой много внимания уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие. С фольклорной выразительностью передается течение жизни, единство поколений. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни. Основным худож-м приёмом в изображении крест-их детей у Толстого часто оказывается приём контраста. Чтобы подчеркнуть насколько мал Филлипок автор показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающая раскрыть внутренний мир р-ка, психологически обосновать каждый его поступок. Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана, но боязнь сковывает его и он молчит. («Корова») в рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы. Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.». Рассказы Толстого, посвященные детям, метко отличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души. Сюжеты большинства рассказов Толстого драматичны, описания почти отсутствуют «Акула».
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта