19. Поэзия С.Я. Маршака для детей. Тематика, особенности стиля. Созвучность стихов атмосфере эпохи. Самуил Яковлевич Маршак любимый всеми детьми поэт. Его произв-ия читают даже взрослые: лёгкий слог, запоминающаяся рифма. Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, песенка, ск-ка, сценка. присказка, считалка) сочеталось с удивительной лёгкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определённостью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. В основу многих стих-ий Маршака, положены принципы таких жанров устного нар-го творч-ва, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки (ск-ка о глуп мыш, багаж). Народность - самое яркое свойство произв-ий Маршака. В ск-ах Маршак отстаивает право на творческое осмысление фольклорного богатства, на соавторство с народом. В его ск-ах живут не только народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки, но сама народная педагогика, которая умеет учить не поучая, и забавлять, не балуя. Кроме ск-ок поэт написал для детей много произв-ий эпического хар-ра. Рассказы и повести в стихах, поэмы, баллады составляют, значительную часть его творч-ва. С особым мастерством Маршак изображает вещи. За каждой вещью сидит создатель — чел-к. «Мастер-ломастер» - иронический рассказ о зазнайстве и в то же время — прославление труда «умельцев». С. Маршак настоящий психолог детства - при построении своих сатирических и юмористических образов опирается прежде всего на психологические особенности р-ка, «Вот какой рассеянный» - юмор положения в которое попадает герой настолько остроумен я педагогичен, что способствует развитию худ. вкуса читателя и формирует у него чувство комического. Пьеса ска-ка 12 месяцев» - по мотивам словацкой нар ск-ки. Вечный конфликт между трудолюбием и праздностью, приобретают социальные черты, благодаря разработке сюжетной линии, связанной с мал-ой королевой и её придворными. Ввод в сказочную ситуацию начинается с момента, когда падчерица попадает в лес. Месяцы олицетворяют собой светлый добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира создаётся Маршаком на основе традиций фольклора, (гори, гори ярче - лето будет жарче. А зима теплее, а весна милее и т.д.). В облике 12 месяцев сливаются воедино реальные и сказочные черты. Мачеха и её дочка - изображены сатирически, а придворные королевы -карикатурно. Образ мал-ой королевы гораздо сложнее - она неглупа, но избалована властью и безнаказанностью, привыкла к безоговорочному исполнению её прихотей. Пьеса 12 месяцев воспитывает в детях нравственные кач-ва формирует активную жизненную позицию.
| 20. Художественный эксперимент группы ОБЭРИУ в поэзии для детей. Творчество и судьба Д. Хармса.
ОБЭРИУты – представители лит-ой группы поэтов, писат-й и деятелей куль-ры, организ-ой при Ленинградском доме печати 24.01.1928г. «ОБ-Объединение ЭР-реального И-исскуства». В состав группы входили: Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.М.Олейников, Н.Заболотский, И. Бехтеров, К.Вашков, Е. Шварц.
История возникновения группы: 1- в нач 1924 на вечерах союза поэтов стали выступать так называемые «заумники» лидером этой группы был Алек-др Туфанов; 2-В нач 1926 Хармс и Введенских и др вступили в лит-ый кружок «Школа чинарей» (сочиняют смешные юмор-ие стишки, пьесы, их произв-ия полны светлого негелизма) (Чинарь антоним чин, что-то вроде скомороха) выступают на конц-ых площ-х Ленингр. В 1927 вышли из кружка чинарей. Введенский предложил назвать группу ОБЭРИУ. В нач 1928 была опубликована декларация ОБЭРИУ (заявили, что их эстетич-ие симпатии находятся на стороне авангардного искусства). Лит-ая группа просуществовала с 1928-1931. После 1931 молодые талантливые люди встречались, в конце 1931 Хармс и Введенский были арестованы ч/з полгода сосланы в Курск. В 1933-34 вернувшись в Ленинград ОБЭРИУ продолжали встречаться, несмотря на то, что группа распалась. В 1941 Хармс и Введенский вновь арестованы, погибли в заключении.
Поэтика ОБЭРИУ: смысл своего творч-ва видели в том, чтобы помочь художнику и чит-лю не подчиняться костности быта и жить романтической устремлённостью к высокому; использовали традиции футуристов (Яркий представитель футуристов Маяковский) игра словом, эпотаж; основным персонажем стал естественный мыслитель (чудак отпавший от века); в дет-й лит-ре признавали все жанры нар-й дет-й поэзии.
Творч-во и судьба Хармса: 1905-1942 наст имя Даниил Иванович Ювачов. Хармс – Чародей, Колдун. Родился в Петербурге, мать – педагог, отец Иван Павлович журналист проповедческого хар-ра. Даниил с детства проявлял способности. Родители отдали его в училище св. Петра. Учился 10л, обучение велось на немец языке. В 1924 поступает в электромеханический тех-м, но бросает его и начинает выступать на площадках, как чтец. В 1928 вышли его первые книги для детей. При жизни вышло 11 книг. В 1941 арестован. (по другой версии В 1956г был реабилитирован. Погиб в Новороссийской психиатрической больнице.) В издательстве «Детский мир» в 1962г вышел полный сборник произв-й Хармса «Игра»
Поэзия Хармса: стих-ям свойственен розыгрыш, выдумка («Врун». «Удивительная кошка»); некая недоговорённость («Иван Иваныч самовар»); стихи предназначены для интеллектуальных детей. Они развивают интеллект («Миллион», «Что это было?»)
Значение творч-ва Хармса: В дет-й лит-ре ОБЭРИУ и Хармс создают новое направление – парадоксально-игривая поэзия; в стихах нет прямого назидания, гл-я цель поэтов порадовать воображение;в своей поэзии воспевают творческое «я» в каждом реб-ке; основными приёмами создания парадоксального мира для Хармса стали методы накопленные в фольклоре «Оксюморан (остроумно-глупое – это лит-ый оборот, где сочетаются контрастные по значению слова, создающие неожид-ый лексический эффект. Н-р звонкая тишина) и метатеза (лит-ый оборот, где происходит перестановка букв в слове, слов в предлож-ии, предлож-ий в тексте)
| 21. А. Платонов и детская литература.
Андрей Платонович Платонов 1899-1951. В годы ВОВ писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в чел-ке. В рассказах «Никита», «Еще мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Маленький солдат», создавая образы детей писатель последовательно проводит мысль о том, что чел-к формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве. «Еще мама» - «мать» в мире худож-ой Платоновской прозы - символ души, чувства, «нужной родины», «спасения от беспамятства и забвения». «Еще мама» - та, кто вводит р-ка в «прекрасный и яростный мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры. История становления, чел-ка как одухотворенной личности — главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. «Никита» - герой рассказа крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно преодолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты. В образе героя рассказа «Корова» чел-к раскрывается со стороны своих лучших душевных кач-в, сочувствуя чужому горю. Человечность проявляется не только в форме любви, но и сострадания. Своеобразие многих рассказов Платонова связано с ориентацией на повествовательные формы фольклора, а в частности на волшебную ск-ку. Герои рассказов Платонова, действуя в незавершенной исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворенные горячей верой в счастливое будущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отдали свою нежность и любовь.
| 22.Философия, этика и эстетика сказочного мира П. Бажова. Взаимодополнение сказок в цикле «Малахитовая шкатулка», аллегоризм старательских рассказов.Павел Петрович Бажов 1879 — 1950 автор замечательных сказов «Малахитовой шкатулки» 1939г. Многие сказы вошли в круг детского чтения. Писатель создал в жанре лит-го сказа образ рабочего чел-ка и раскрыл идейно-эстетические богатства рабочего фольклора. В сказках для детей Бажов выдвигает на первый план образ ребёнка, его своеобразное восприятие мира. Многообразны традиции народной ск-ки в «малахитовой шкатулке». Малахит - основной символический камень сказов Бажова, (камень - возвращает душевное равновесие, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, часто используется в кач-ве детского оберега, но одновременно он камень смерти). Малахитовая шкатулка -материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая даётся одному чел-ку, тесно связанному с тайной силой. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Фантастические персонажи олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. В сказках Бажова, полных юмора и лукавого задора, в своеобразном переплетении реальной фантастики воплощается поэзия творческих искателей и неустанного изучения и познания действительности. В сказах Бажова, мы все время ощущаем присутствие и даже как бы видим рассказчика — веселого старичка, дедушку Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: "слышь-ко", то есть: «знаешь ли», «послушайте-ко». Произведения уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю.
| 23. Е. Шварц - сказочник. ЕЛ.Шварц работал в разных жанрах. В его творческом наследии есть повести, рассказы, сказки, стихи, и т.д. Шварц вошёл в историю мировой лит-ры как сказочник. Сказка «2 брата» написана по мотивам «Морозко», но сказка Шварца отличается от первоисточника - всему повествованию приданы черты условно-современной реальности. Большое художественное внимание уделяется психологическому состоянию персонажей. Есть зачин «деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат» и нравоучительная развязка «с горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это правда бывает очень-очень редко, но все-таки бывает». Персонажи типизированы (старший, младший, чернобородый). Птицы и звери выступают в кач-ве добрых помощников. «Ск-ка о потерянном времени» -идея- не теряй времени даже в детстве, чтобы не превратиться в старика задолго до старости. Волшебники злые, коварные. Петя и его товарищи по несчастью их роли служебные. Все что они делают идет не от характера, а от простой необх-ти. Нехитрый перевертыш (школьники с бородами, старушка скачет ч/з веревочку). Ск-ка содержит важную нравоучительную мысль «но ты помни: чел-к, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
| 24.А.Н. Толстой -детям.
Алексей Николаевич Толстой принимал активное участие в создании советской лит-ры для детей. Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» написана в 1920г, а для советских детей впервые выпущена в 1936. «Детство Никиты» - поэтическое повествование о годах формирования чел-ка. Взаимосвязь жизни 10-летнего р-ка с жизнью природы создаёт своеобразный лирический колорит повествования. Автор часто одушевляет явления природы, он создаёт поэтические образы скворца, кота, коня, ежа. Стремясь раскрыть перед детьми огромное идейно-эстетическое богатство произведений устного народного творч-ва АН.Толстой подготовил сборник русских ск-к. В сказочной фантастике Толстого волшебное переплетается с реалистическим, бытовым, социальным. Это один из основных принципов творческой обработки писателем народных ск-к. Он ощущается в лит-ой ск-ке Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» 1936. В ск-ке главное внимание обращено не на дидактическую сторону, а на связь её с народ. мотивами, на юмористическую и сатирическую обрисовку персонажей. В основе сюжета лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом. Для Карабаса и его приспешников «Зол ключик» символ богатства, власти над бедняками. Для Буратино и его друзей «Зол ключик» символ свободы от угнетения, возможность помочь всем беднякам. Конфликт неизбежен. Персонажи обрисованы ясно и определённо, как в нар-х ск-х. Буратино чем-то близок бесшабашному Петрушке из нар-го театра, чем-то напоминает отчаянного младшего брата Ивана дурака из рус-х ск-к. Это юмористич-ий персонаж. Много приключений пришлось пережить Буратино от момента, когда его мысли были «малень-ми-мал-ми, корот-ми-корт-ми, пустяковыми-пуст-ми, до момента, когда он поймёт: «надо спасать товарищей - вот и всё».
Сатирически изображён в ск-ке «тёмный мир», начиная с Карабаса и кончал общей зарисовкой страны Дураков.
Враждебный мир эксплуататоров разоблачён Толстым, развенчана легенда о всемогуществе «плётки в 7 хвостов», гуманистическое начало побеждает.
Основной пафос писателя о дет-й лит-ре заключается в призыве создавать подлинно патриотические произв-ия для детей, которые будут формировать наст-их граждан, любящих свою родину.
|