Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.Тема природы в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Основные образы, традиции фольклора, роль рассказчика.

  • 15. Рассказы А.Н. Чехова о детях, о животных. Мастерство Чехова-рассказчика.

  • 16.Тема детства в прозе конца XIX - нач. XX в. (А.И. Куприн, Л.И. Андреев. Ч. Диккенс, Д. Гринвуд).

  • Александра Ивановича Куприна

  • Леонида Андреева

  • 17.Творчество Саши Черного. Концепция детства, ее реализация в поэтической практике и прозе автора.

  • 18.Мастерство К.Я.Чуковского-сказочника. Образы сказок, художественное своеобразие, фольклорные мотивы.

  • Мдл. 1. Специфика детской литры


    Скачать 101.55 Kb.
    Название1. Специфика детской литры
    Дата05.12.2021
    Размер101.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMDL.docx
    ТипДокументы
    #292457
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7



    13.Сказки В.М. Гаршина. Занимательность, аллегорический характер образов. Гаршин ввёл заново в лит-ру жанр аллегории придав ей черты лирико-философской новеллы. В ряде гаршинских рассказов реальные конкретные образы приобретают символическое значение, а эпическое начало органично сочетается с лирическим; Некоторые рассказы Гаршина совмещают в себе романтические и реалистические тенденции, в них объединены жанровые признаки аллегории н социального очерка, лирической прозы н социально-психологического исследования. «Гордая пальма»: нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли законченное выражение а аллегории Гаршина. Аллегория рассказа начинается с описания оранжереи - здания красивого и стройного. В нём живут растения, им тесно, они невольники, они помнят родину и тоскуют по ней. Родного имени пальмы ботаники «не знали», но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма напомнила ему родину, он сказал, что знает это дерево. Пальма, которая на5 сажень возвышалась над др. растениями лучше всех помнила своё родное небо и тосковала о нём, она и стала героиней рассказа. Смысл произв-я в противопоставлении мелких растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Для писателя важно, что все точки зрения, высказанные растениями справедливы, подтверждаются практикой. Ск-ка о жабе и розе: заглавие вводит читателя в заблуждение, это рассказ о тяжело, безнадёжно больном, умирающем мальчике и его сестре, которая изо всех сил старается скрасить последние часы жизни брата. Это произв-е о страдании, скорби, тайне смерти т.е. обо всём том, что должно быть чуждо реб-ку. В ск-ке пересекаются несколько взглядов на розу. Мальчик ждёт, когда она расцветёт, это ожидание скрашивает его последние дни, сестра ждёт того же и именно она прогоняет отвратительную жабу, готовую съесть цветок. Но вот роза срезана. Её новая жизни (жизнь после смерти) - стоять в вазе и запомниться переступающему порог жизни и смерти р-ку, осчастливленному этим последним видением красоты. Роза продолжает свою новую жизнь, оказавшись в статье сестры, напоминает ей о маленьком брате. Конфликт красоты н безобразия, добра и зла разрешается. Роза приносится в жертву и это делает её ещё прекрасней и дарует ей бессмертие, в памяти человеческой. Так весьма своеобразно трансформируется серьёзная религиозно-философская проблема в романтич-й ск-ке для детей. «Лягушка-путешественница»: в романт-й ск-ке конфликт в противопоставлении высокой мечты н пошлой самовлюблённости, мешающей одним оторваться от земли, а другим даже оторвавшись от болота, употребить изобретательность своего ума на перелёт на другое болото. Чванливость, самовлюблённость - несчастье чел-ка. Гаршин использовал сюжет древнерусской басни о черепахе и утках, но мораль ск-ки глубже басенной. Ск-ка покоряет детей своей занимательностью, необычностью сюжета, увлекательностью приключений. Подрастая они открывают в ней новую глубину, сатирическое обличие мещанства, обывательского стремления к материальному благополучию.

    14.Тема природы в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Основные образы, традиции фольклора, роль рассказчика. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал для детей рассказы и сказки «Зимовье на студёной», «Емеля охотник», «Серая шейка» и мн. др. У него было своё продуманное отношение к дет-й лит-ре. Он считал, что кн. для детей формируют разум и воспит. чувства р-ка. Язык детских произв-ий МС свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. МС всегда тщательно продумывает структуру своих произв-й для детей. В них невелик круг действующих лиц, сюжет развивается плавно, неторопливо. МС утверждал, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте. В его рассказах выделяются темы: труд, природа, её защита, воспитание гуманизма. Рассказ «Емеля-охотник»: тема милосердия. Это одно из первых произв-й написанное спец-но для детей. Удивительно слияние почти сказочного зачина «далеко-далеко» и ритмической напевности с реалистической точностью места действия. Человеку, ушедшему в природу, дано не только стать хранителем природ-х н нравств-х богатств, но и внести в природу элемент высшей человечности, как это делает Емеля-охотник, пожалевший оленёнка, т.к. прикрывающая его мать олениха напомнила ему его дочь, защищавшую сына от смерти и погибшую от волков. Образ живого жёлтого оленёнка станет для мальчика залогом его выздоровления

    «Серая шейка»: МС считал-возможным вводить сказочные мотивы, когда травки, деревья или животные начинали говорить человеч-ми голосами. Ск-ка эта история серой уточки со сломанным крылышком, которая не смогла улететь со своей стаей в тёплые края и зазимовала. По законам природы гибель её неизбежна, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Но мир подчинён не только законам природы. Вмешивается чел-к - и серая шейка спасена. Авторская позиция убеждает читателя, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, не стоит ждать удачи. «Алёнушкины ск-ки»: МС писал их для своей маленькой дочери Алёнушки. Книжка открывается присказкой. Сказочные образы МС знакомят с повадками, образом жизни, поведением зверей, птиц, насекомых. В ск-ах МС мир природы приближён к маленькому читателю. За жестами, поступками движением представителей животного мира открывается человеческий смысл они стали частью человеческого мира, Ск-ки МС сродни народным ск-ам. Заяц трусоват, кот плутует, воробей озорничает.



    15. Рассказы А.Н. Чехова о детях, о животных. Мастерство Чехова-рассказчика. Не выделяя для себя отдельно детской темы Чехов ввёл ребёнка в круг своих переживаний. В центре внимания чеховского рассказа о детях впервые оказывается противопоставленность 2-х равных по значимости миров - детского и взрослого. В изображении мира детей Чехов проникает в психологию р-ка, раскрывая «диалектику его души». Глубокая социальная правда лежит в рассказе «Ванька». Лишенный заботы и ласки взрослых, он не потерял доверия к людям, мечтательности, любознательности. Восприятию детей дошкольного возраста близки рассказы и повести о животных «Каштанка» и «Белолобый». «Ванька»: в рассказе происходит усложнение проблемное жанра: рождественское чудо приобретает драматический н даже трагический оттенок. Сюжетную основу рассказа составляет письмо Ваньки Жукова дедушке. Ванька Жуков существует в 2-х временных измерениях: в прошлом и в настоящем. В первом всё замечательно, всё полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнёт. В образе Ваньки Жукова сосуществуют различные грани детского миропонимания, тяготеющего к мифологизации окружающего, ориентированного на собственные ценностные представления. Это рассказ о тяжёлой доле мальчика «в людях». Финал рассказа двойственен: 1-коммуникация состоялась, хотя письмо никогда не дойдёт до адресата. Формально рассказ Чехова заканчивается счастливо; 2-финал трагичен н трагическое не ограничивается детской ошибкой. «Мальчики»: лишь один из примеров юмористической прозы Чехова о детях, где о вещах смешных н банальных (для взрослого) говорится с серьёзным детским пафосом, что и создаёт требуемый комический эффект. «Каштанка»: в рассказе Чехов прибегает к широко распространённому в фольклоре и литературе приёму очеловечивания животных. Внутренний мир собаки воспроизводится подробно, каждый сё поступок мотивируется. Неожиданное совмещение собачьих повадок и человеческих эмоций производит комический эффект. Ассоциации, которые приходят к Каштанке во сне, по-детски конкретны, забавны, простодушны. Чехов ориентируется на логику детского мышления, создавая мир эмоциональных и психологических переживаний Каштанки. Образы людей в «Каштанке» предельно индивидуализированы. Характеры столяра Луки Александровича, его сына Федюшки, актёра создаются лаконичными н емкими штрихами. Они особенно ярко раскрываются в добром, любовном отношении к Каштанке. Для собаки «Каштанки» всё человечество делится на хозяев н заказчиков. А у сё хозяина своя вселенная, в которой свои полюсы и масштабы: «Ты супротив чел-ка всё равно, что плотник супротив столяра.»


    16.Тема детства в прозе конца XIX - нач. XX в. (А.И. Куприн, Л.И. Андреев. Ч. Диккенс, Д. Гринвуд). 2-я полов 19 нач 20в - это время особенно громкого звучания лит-ры о детях в социальном аспекте. Темы для детей, подаваемые в духе абстрактного гуманизма, приобретают особенно яркое выражение. Для Александра Ивановича Куприна эта тема имела глубоко личностный хар-р. В душе Куприна всегда живы были воспоминания тягостных лет, проведённых сначала в пансионе, а потом в кадетском корпусе. Эти воспоминания повлекли за собой развитие важной темы в его творчестве - темы дети и школа. Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети из низов. В них он видит людей способных на благородные поступки, бескорыстных, добрых. Как бы на 2 половины делится мир в рассказе «Белый пудель». (На одной стороне - барышня миллионерша и её сын; на другой - старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа, пудель Арго). Острым, полным драматизма становится конфликт между ними из-за пуделя. Конфликт этот подчёркивает разницу в психологии, в этических, нравственных принципах представителей той и другой сторон. Подчёркивается контраст между детьми, (в восприятии природы, во внешности). Тонкий психолог детства, Куприн завершает рассказ счастливым финалом, утверждая победу человеческого, нравственного начала. В рассказе Леонида Андреева «Петька на даче» автор сдержанно и психологически тонко изображает процесс омертвления детской души. Источником для «Петьки на даче» стали воспоминания о детстве однофамильца писателя. Искренне волнует судьба 10-ти летнего мальчика в парикмахерской - Петьки, не знающего даже бесхитростных радостей жизни. Трудная жизнь Петьки, сделала его маленьким, сморщенным старичком. Очень грустен взгляд Андреева на жизнь бедняков в рассказе «Ангелочек» Хрупко счастье, говорит автор этим рассказом. Мечта лишь на миг может осчастливить человека. Но для того, кто на неуловимо короткое время увидел хотя бы призрак счастья и снова потерял его, жизнь становится невыносимой. Забыв о горькой доле любуются двое - отец и его маленький сын - изящной фигуркой воскового ангелочка, так и уснули они с улыбками счастья на лицах.

    17.Творчество Саши Черного. Концепция детства, ее реализация в поэтической практике и прозе автора.

    Выдающийся писатель «серебряного века» Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880-1932) русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в Одессе в семье провизора. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», Брюнета - «Черный». Отсюда и псевдоним. Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец разом решил крестить всех детей. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию. Однако учеба обернулась подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу и в 15л он бежал из дома. Приютила тетка, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной. Отслужив два гола в качестве вольноопределяющегося, Саша Черный оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник» всего через два месяца газета прекратила свое существование. Он решает перебраться в Петербург. Поначалу ему пришлось заняться канцелярской работой - на Службе сборов Варшавской. железной дороги. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака.

    Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности и образованию, В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» к др.В эмиграции, где С. Черный оказался в 1920г в его творч-ве происх-ят изменения - он станов-ся дет. писателем. Его творч-во обращенное к детям многогранно, оно представлено, как прозой, так и поэзией. Одним из секретов волшебства Саши Черного было искусство перевоплощения. Одна из его лучших детских книг получила название «Детский остров». Внимание С. Черного к языковым формам детск-го воспр-ия жизни явл-ся гл-ым значит-ым признаком его произв-ий. Приход С. Черного в дет. лит-ру во многом обусловлен и тем, что у С. Черного детства вообще не было. К тому же жизнь сложилась так, что у писателя никогда не было собственных детей, что явилось для него и личной драмой и источником творч-ва. Стихи С. Черного для детей это маленькие изюминки его творч-ва. Не утрачивает своей колоритности и комизма «Дневник Фокса Микки». Повесть написана в форме дневника собаки. 2 главн. героя повести относятся к типу излюбленных персонажей С. Черного - мал-ая девочка и мал-ая собачка. Автор подчеркивает сходство в их поведении, реакциях н устремлениях. Собака искренняя, преданная хозяйке. В повести масса проницательных наблюдений за бытовой жизнью людей как чем-то чуждым, оригинальным и нуждающимся в растолковании. Эта повесть пародирует расхожий в эмигранской среде жанр воспоминаний, мотивировки фантастического, имитация полного правдоподобия «событий», «мыслей» и «слов» Фокса, создает совершенно оригинальный жанр, в котором соединяется детское «девочкинское» и собственно «щенячье», рождая очень верную веселую составляющую внутренней формы образа


    18.Мастерство К.Я.Чуковского-сказочника. Образы сказок, художественное своеобразие, фольклорные мотивы. Систематическая творческая деятельность К.И.Чуковского в детской лит-ре связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непременного тяготения к творчеству. 1-я ск-ка «Крокодил» 1917г., затем последующие «Мойдодыр» 1923, «Тараканище» 1923, Муха-Цокотуха» 1924,1927, «Бармалей» 1925, «Телефон» 1926, «Путаница» 1926, «Лимпопо» 1927, «Краденое солнце» 1927, «Айболит» 1928 и др. Создавая для маленьких детей поэтические ск-ки, песенки, стихи, Чуковский следовал своим «обязательным правилам».

    Особенности ск-к: 1-крокодилиада, так называют ск-ки Чуковского;2-каждая ск-ка имеет завершённый сюжет;3-перечислительная интонация (тараканище, мойдодыр);4-завязка – это опасность, которая возникает неожиданно;5-героем оказыв-ся тот от которого не ожид-шь геройства;6-неизменно повторяющийся мотив победа слабого и доброго над сильным и злым;7-все ск-ки остроконфликтны (ск-ка Телефон не имеет конфликта);8-в ск-ах подчёркивается момент игры, игровое начало (перевёртыши – Путаница);9-финал ск-ки торжество всей звериной семьи.

    Образы ск-ок: это звери, птицы, насекомые-традиционные, известные детям из рнс, знакомые птицы (воробьи, синички), это и звери которых дети знают понаслышке, которые особенно интересуют детей, возбуждают их фантазию (слоны, жирафы. Носороги и пр). Но самый излюбленный персонаж – крокодил. В ск-ах Чуковского живут и борются персонажи, наделённые реальными бытовыми чертами. Среди них и Ваня Васильчиков и добрый д-р Айболит. Отриц-ые персонажи обычно после наказания исправляются.

    Фольклорные мотивы: 1-выбор героев роднит с нар-ми ск-ми о жив-ых;2-героем оказ-ся тот от которого трудно ожидать геройства;3-мотив победы добра над злом;4-жанр перевёртыша (небылицы);5-ритмич-ая муз-ая основа – «Путаница» (бабочка крыл-ми замах стало море потух и потухло), «Курочка Ряба» (тут мыш беж хвос мах яич упал и разб)

    Ск-ки содержат обширный познават-ый материал, давая мал-им детям представл-ия о далёком и близком, о хорошем и плохом, маленком и большом, сильном и слабом. Сказочные образы Чуковского восп-ют у детей высокие челорвеч-ие кач-ва: храбрость, смелость, находчивость, мужество, доброе отнош-е к окруж-им людям, зверям.

    Темы сказок: тема чистоты и гигиены, доброты, борьба со злом, проблема нравственного выбора, дружбы, взаимовыручки. Связь со сказкой рус. Народной – добро побеждает зло. Особ-ти: крокодил, любимый герой Чуковского. В сказках тяжелые на подъем вещи стремительно двигаются по всем направлениям. Перечислительная интонация. Завязка чаще всего опасность, кот. Возникла неожиданно. Героем победителем становиться тот, от кого не ждали. Неизменно повторяющийся мотив побед слабого и доброго над сильным и злым. Игровое начало. Роднит героя с народ. Сказкой: наличие перевертышей, выбор героев, ритмическая музыкальная основа. Взаимовыручка, назидание, сострадание, прощение, наставление, перевоплощение.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта