Главная страница
Навигация по странице:

  • 26.Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихах С. Михалкова. Сатирические стихи. Своеобразие решения проблемы положительного героя в поэме «Дядя Степа».

  • 27.Природоведческие сказки В. Бианки. Образы, сюжет, юмор, воспитательная ценность сказок.

  • 28.М.Пришвин-певец родной земли. Типичность образов, колоритность языка.

  • 29.Многомерность взаимоотношений природы и человека в сказках и рассказах К. Паустовского. Лиризм, мастерство изображения природы.

  • 30. Н. Носов, В. Драгунский - мастера юмористического рассказа для детей.

  • 31.Дети и война: (Л. Пантелеев, А. Платонов, В. Катаев и др.).

  • 32.Мир ребенка в современной детской литературе. (Г.Остер, Ю.Мориц, Б.Заходер).

  • 33. Сказания и мифы Древнего мира, их воспитательный потенциал.

  • 34. История создания и выхода в свет сказок Ш. Перро. Литературный спор «древних и новых» авторов в 17 веке.

  • 35. Художественное своеобразие сказок братьев Гримм, особенность юмора, воспитательное значение.

  • 36. Идеи и поэтика Просвещения в произведениях Д. Дефо и Д. Свифта.

  • 37.Немецкий приключенческий роман в творчестве Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»).

  • 38. Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т. Гофмана и В.Гауфа.

  • 39. Пути формирования и развития скандинавской литератрной сказки (Х.К. Андерсен).

  • 41. «Гимн в прозе» детству, свободе и радости жизни в произведениях М. Твена.

  • 42. Проблематика, основные образы романа Г.Мало«Без семьи».

  • 43. «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу – роман о рабах и рабовладельцах.

  • 44.«Фантазия техники» в «Необычайных путешествиях» Ж. Верна.

  • 45.Иносказание и абсурд в творчестве Л. Кэррола.

  • 46.Вальтер Скотт - создатель классического исторического романа.

  • 47.Парадоксальные сказки О. Уайлда.

  • 48. Сочетание прозы и поэзии, сказки и действительность в «Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф.

  • Мдл. 1. Специфика детской литры


    Скачать 101.55 Kb.
    Название1. Специфика детской литры
    Дата05.12.2021
    Размер101.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMDL.docx
    ТипДокументы
    #292457
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7



    25.Стихи А. Барто для самых маленьких. Мир вещей и игрушек в изображении поэтессы. Стихи о малышах и для малышей приобрели всенародную популярность. Они имеют форму лирической миниатюры. Именно лирические миниатюры принесли Барто славу классика детской поэзии. Это цикл «Игрушки» 1936г. Сюжеты их завершены в пределах всего нескольких строк, и, несмотря на минимальный объём, в них есть герой и действие, завязка и развязка, конкретный факт и эмоционально-нравственное его обобщение. Секрет успеха «Игрушек» - в воспроизведении того образа игрушки, который складывается в сознании малыша в выражении естественного нравственного чувства, что формируется не поучением взрослых, а общением с игрушкой. Барто ввела в лит-ру для детей нового лирического героя малыша, погружённого в свой собственный мир игры и мечты. Барто в каждой строке даёт простое предложение в нём нет игры слов в переносном значении. Стих-я из цикла «Игрушки» дети запоминают быстро. Эти стих-ия не только забавляют р-ка, но и преподают ему первые уроки нравственности. Ребёнок постепенно осваивает мир, играя и забавляясь. У него появляются свои заботы и привязанности, любимые игрушки и бесконечные вопросы «что?», «как?», и «почему?». Раскрыть внутренний мир реб-ка, отобразить всю многогранную жизнь, способствовать исправлению дурных черт хар-ра и развивать светлые и гуманные - вот что отличает поэзию Барто.


    26.Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихах С. Михалкова. Сатирические стихи. Своеобразие решения проблемы положительного героя в поэме «Дядя Степа».

    Мир поэзии Михалкова – это мир, в котором дети не гости. Естественность и простота интонаций поэта его доброта в сочетании с мягким лиризмом воспитывают детей. Стихи С. Михалкова увлекательного изложения, доступны, занимательны, автор ярко передаёт приметы времени, облик современного героя и помогает р-ку глубже узнать самого себя. Поэзии Михалкова для детей свойственно юмористическое начало. Юмор поэта носит оптимистический, жизнеутверждающий хар-р. Неподражаемые интонации простодушия, ребяческой обаятельности звучат в стихах Михалкова. Просто и радостно дети видят жизнь, мораль в стихах Михалкова всегда одобрена хорошей порцией юмора.

    В стих-ии «Про мимозу» реб-к чувствует себя выше представленного автором мальчика Вити из кв-ры №6.

    «Фома» - герой пришёл из нар-х ск-к, но у Михалкова Фома неверующий таков, каким его не знает ни одна нар-я ск-ка.

    «Дядя Стёпа» поэма выводит читателя р-ка на границу реального и нереального. Герой произв-ия вполне реальный гражданин, в то же время поражает воображение р-ка, что он «самый главный великан». Благородный, добрый, силач, спасающий тонущего мальчика, достающий ребятам змея, предотвращающий крушение поезда, поднимающий на параде малышей, чтобы они могли видеть армию страны, он подлинный друг детей. Дядя Стёпа – это воплощение ребячьей мечты о каждодневном подвиге. Добрый, весёлый и необыкновенный герой пришёл в поэзию для детей. У него не просто высокий рост, но главное высокий дух. По многочисленным просьбам ребят автор написал ещё 2 стих-ых рассказа о своём герое «Дядя Стёпа милиционер» и «Дядя Стёпа и Егор», а позднее и ещё один «Дядя Стёпа ветеран» «Главного районного великана» из стихов Михалкова любят за то, что он помогает и детям и взрослым. А вот хулиганов он – гроза.


    27.Природоведческие сказки В. Бианки. Образы, сюжет, юмор, воспитательная ценность сказок.

    Виталий Валентинович Бианки 1894-1959 с детских лет был близок к природе, к животному миру. С юных лет он увлекался охотой, длительными прогулками по лесам и лугам. В его книгах есть смешные ск-ки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. Писатель учился у народа и народной ск-ки. Произв-ия Бианки учат не только наблюдать природу, но и радоваться её красоте, беречь ей богатства, нужные людям. В сказках животные рассуждают и действуют как люди. Бианки начал свою лит-ую деят-ть в 20-е годы. В первых повестях «Одинец», «Мурзук» люди часто изображаются как носители вековой вражды ко всему миру живой природы. Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. В несомненной связи с народной традицией находится и прозаическая мораль ск-ок Бианки. Н-р праздное любопытство героев всегда наказывается в ск-ке «Хвосты» муха докучает и чел-ку и зверям и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключ-ии корова прихлопывает муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Все ск-ки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В ск-ке «Как муравьишка домой спешил» мы видим характерный для фольклора мир добра, готовность обитателей единого мира помогать др др. В характеристиках насекомых содержатся худож-но-обобщённые автором их главные научно-биологич-ие признаки. Автор знакомит читателя с передвижениями различных насекомых. Даже в рамках одного жанра писатель создаёт произв-ия разнообразные. В сказочной повести «Мышонок Пик» история полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование. Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадает на остров. Учится добывать себе пишу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения мышонка знакомят нас с разнообразными обитателями леса и поля; соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.


    28.М.Пришвин-певец родной земли. Типичность образов, колоритность языка. Михаил Михайлович 1873-1954. Творч-во писателя для детей началось в 20е годы и продолжалось всю жизнь. Рассказы Пришвина сюжетны, в самом сюжете кроется глубокая связь между человеком и всем миром живого в природе. Поэтическая прелесть рассказа «Лисичкин хлеб» в том, что мал-я Зиночка поверила дедушкиной выдумке о «лисичкином хлебе», потому что дед рассказал ей и про рябчика и даже дал посвистеть в дудочку «по-рябчиному», и про то как лечатся деревья «смолкой». Если деревья в лесу сами умеют лечиться, почему бы не быть правдой и «лисичкиному хлебу». Звери и птицы у Пришвина «шипят», «орут», «кукуют» и т.д., каждый из них по-своему движется. Говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство, как звери родители заботятся о своем потомстве (Курица на столбах). Писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от чел-ка. Не свойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных животных, бить птенцов н-р хромой утки («Хромка»). Тема природы в творч-ве писателя переходит в тему родины, мотив добра и любви - в мотив патриотизма. Повесть-ск-ка «Кладовая солнца» - это ск-ка военных лет о мужественных детях. Дружные между собой, трудолюбивые и умелые дети, брат и сестра, Митраша и Настя, оставшиеся сиротами во время ВОВ самост-но ведут своё хозяйство, во всем подражая родителям, которых уже нет с ними. В «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения за повадками зверей и птиц, есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

    29.Многомерность взаимоотношений природы и человека в сказках и рассказах К. Паустовского. Лиризм, мастерство изображения природы. Константин Георгиевич Паустовский 1892-1968. Простые по сюжету лаконично «сжатой» прозой, произв-я Паустовского обогащают душу чел-ка, помогают эстетич. и эмоц. развитию юного читателя. Паустовский рассказывает в своих книгах о мальчике «выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»). Лиризмом проникнуто описание природы в произв-ях Паустовского. Паустовский стремится показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произв-ий чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное. Творч-во Паустовского чутко отражает взаимосвязь искусства, природы и чел-ка - творца. Оно помогает читателю понять неповторимый язык природы, воспитывает любовь ко всему земному. Своеобразие творческой манеры Паустовского в произв-ях заключается лиризме повествования и романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Русская природа в изображении Паустовского обычна - мокрый от дождя куст на берегу Оки, легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли.


    30. Н. Носов, В. Драгунский - мастера юмористического рассказа для детей.

    Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано. У книг Носова 2 адреса реб-к и восп-ль. Воспитателю Носов помогает понять мотивы побуждения поступков реб-ка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Реб-ка он воспитывает Смехом. Рассказы остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными, комическими ситуациями. Повествование ведется от 1-го лица. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. В весёлых рассказах всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде и т.д. Писатель учит мал-х ребят думать не только о себе, но и о товарищах. В центре произведений Носова ребята фантазёры, непоседы, неумелые выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях Драгунского. Рассказы Драгунского имеют образные названия: «Зеленоватые леопарды», «ни пиф, ни паф», «чел-к с голубым лицом». Драгунский пришел в детскую лит-ру из цирка, он был автором мал-их пьес, актёром-режиссёром, особенно любил выступать перед детьми. В рассказах Драгунского есть герой, который переходит из одного рассказа в другой, мальчик Дениска и весёлые и необыкновенные истории, происходящие с ним. Детская лит-ра помогает расширению объектов смешного, юмор даёт особую освещённость событий, новое видение, отражающее процесс формирования личности реб-ка.





    31.Дети и война: (Л. Пантелеев, А. Платонов, В. Катаев и др.). Валентин Петрович Катаев в годы ВОВ написал известную повесть «Сын полка» в 1944. Это повесть о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всех— родных, близких, дом и детство; воинами нашей армии: сержантом Егоровым, капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалевым, ефрейтором Биденко -которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали, а нем лучшие качества. Суровая жизнь закалила мальчика. Ему хочется сражаться с врагом, как настоящему солдату. Писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детства. Катаев психологически мотивирует поступки Вани Солнцева. Ваня 2 года бродил один, носил в сумке отточенный гвоздь,-чтобы убить врага и хранил букварь, чтобы не разучиться читать. Ваня истосковался по человеческой ласке, поэтому он так тянется сердцем к бойцам. Символична в произв-ии сцена сна Вани, когда ему слышится голос генерала, ведущего его вверх по ступенькам огромной лестницы: - «Иди, пастушок, Рассказ «На Ялике» автор показывает, как шутливо и в тоже время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Он рискует жизнью, потому что ему, как единственному мужчине в семье, нужно помогать матери, добывать родным средства к пропитанию. В детском рассказе писателю удалось сказать о превратностях судьбы, о жестокости войны, во время которой при защите одних могут и гибнуть другие. Андрей Платонович Платонов 1899-1951. В годы ВОВ писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в чел-ке. В рассказах «Никита», «Ещё мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Маленький солдат», создавая образы детей писатель последовательно проводит мысль о том, что чел-к формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве. История становления чел-ка как одухотворённой личности -главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети.. Герои рассказов Платонова, действуя в незавершённой исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворённые горячей верой в счастливое будущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отдали свою нежность и любовь.

    32.Мир ребенка в современной детской литературе. (Г.Остер, Ю.Мориц, Б.Заходер).

    ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2000), русский советский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 в г.Когуле (Молдавия). Детские годы провел в Москве, где после окончания школы (1935) учился в Московском авиаци-онном институте, затем на биологи-ческих факультетах Московского и Казанского университетов и в 1938-1947 — в Литературном институте им. А.М.Горького. Как сотрудник армейской печати участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах.Первое стихотворение для детей Морской бой опубликовал под псевдонимом Борис Вест в 1947 в журнале "Затейник". Регулярно печатался в журнале "Мурзилка", газете "Пионерская правда", выпустил сборники стихов На задней парте, Мартышкино завтра, Никто и другие, Кто на кого похож, Школа для птенцов и др.Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивиду-ализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость. Как и положено героям детских произведе-ний, звери Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справед-ливости и защите. Та же тема определяет и большую часть прозы Заходера — книги сказок Мартышкино завтра (1956), Добрый носорог, Жил-был Фип (обе 1977), сказки Серая звездочка (1963), Русачок (1967), Отшельник и Роза (1969), История Гусеницы, и др. В историю отечественной детской литературы Заходер вошел как переводчик (зачастую — первый) и перелагатель многих шедевров зарубежной литературы для детей: повестей-сказок А.А.Милна Винни-Пух и все-все-все (др. вариант — Винни-Пух и все остальные, П.Трэверс Мэри Поппинс, Л.Кэррола Приключения Алисы в Стране Чудес, сказок К.Чапека, братьев Гримм (Бременские музыканты, 1982, и др.). Среди собственных драмати-ческих сочинений Заходера для детского театра — пьесы Ростик в Дремучем Лесу, Мэри Поппинс (обе 1976), Крылья Дюймовочки (1978; две последние в соавторстве с В.Климовским), Приключения Алисы в Стране Чудес. Широко известный не только в нашей стране, но и за рубежом, лауреат многих литературных премий (в т.ч. Международной премии им. Х.К.Андерсена). Умер Заходер в Москве 7 ноября 2000.

    33. Сказания и мифы Древнего мира, их воспитательный потенциал. Мифы в древности складывались для осмысления, объяснения того, что происходило в мире. У каждого бога есть семья, жена, дети, в этом их первое сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое дело. В этом их тоже сходство с людьми. Боги не являются вершителями судеб и не могут избегнуть того, что им предписано судьбой. В этом тоже сходство с людьми. В мифах отражаются представления древних греков о явлениях природы; поучительны тем, что каждый чел-к не должен нарушать нравственных законов, каждый чел-к должен получить по заслугам. Зло должно быть наказано. Мифы учат - нельзя завидовать другим, нужно быть милосердным, не при каких обстоятельствах нельзя отнимать- жизнь у-другого человека последует наказание за преступление. В мифах прослеживается тема моральной ответственности.

    34. История создания и выхода в свет сказок Ш. Перро. Литературный спор «древних и новых» авторов в 17 веке.

    Шарль Перро 1628-1703 французский сказочник. Во Франции в 17в господствовал классицизм. Последователи классицизма считали, что произведения античных авторов образцовые и достойны подражания. В конце 17в в среде французских литераторов разгорелся спор о превосходстве древних и новых авторов. Среди участников спора был Ш. Перро. Им написана работа «Сравнение древних и новых авторов» в этой работе Перро призывает писателей обратиться к изображению современной жизни и современных авторов. Советует черпать сюжеты и образы не из книг древних авторов, а их окружающей действительности. Чтобы доказать свою правоту Ш. Перро решил заняться искать образ в народных сказках, т.к. именно в нар-х ск-ах в образах есть красота. В 1697г Ш. Перро выпустил 1-ый сб-к лит-ых ск-к «Ск-ки моей матушки гусыни»

    Худож-ые особенности ск-ок Ш. Перро:

    1.романтич-ие ск-ки у Ш. Перро в них живёт высокая мечта, романтичность, красота, поэтичность;

    2.каждая ск-ка написана в прозе, но заканчив-ся нравоучением в стихах;

    3.в ск-ах Ш. Перро усилие психологич-их характеристик;

    4.для ск-к Ш. Перро характерны детализация (Золушка, спящая красавица – подробное описание и обращение к деталям)

    35. Художественное своеобразие сказок братьев Гримм, особенность юмора, воспитательное значение.

    Братья Гримм. Якоб 1785-1863, Вильгельм 1787-1859. Именно ск-ки бр.Гримм — это своеобразный памятник немецкому языку. Нашествие Наполеона сподвинуло бр. Гримм собирать народные ск-ки. 3 книги бр. Гримм 1-детские семейные ск-ки; 2-немецкие предания; 3-германские героические сказания. Особенности ск-к: ск-ки демократичны, в них сохраняется сатирический пафос, положительный герой это чел-к труда. Ск-ки как и народные их принято делить на волшебные, бытовые, о животных. Волш-е (живая вода; королевич, который никого не боится; стоптанные башмачки), о животных (волк и 7 козлят, волк и лиса), бытовые (умная Эльза, смышлёный Ганс; три лентяя, храбрый портняжка). У бр. Гримм есть ск-ки перевёртыши (в стране небывалой). Бр. Гримм своей редакцией и отбором старательно подчёркивали гуманистическое направление ск-ки (12 братьев, братец и сестрица, золушка, спящая красавица, 6 лебедей). Ск-ка утверждала тождество социального и нравственного, обязательность счастья как естественной награды для социально-обездоленных. Мир ск-к по убеждению бр. Гримм – это мир труда, справедливости, чести, носителями которых являются простые люди, даже если, по сказочной традиции, они подчас оказываются принцами и принцессами.

    36. Идеи и поэтика Просвещения в произведениях Д. Дефо и Д. Свифта.

    Большое повествовательное произв. в прозе с вымышленным сюжетом появилось задолго до эпохи Просвещение. Однако, именно просветительский роман утвердил себя в кач-ве основного жанра. Его создателями принято считать французских и английских писателей: Даниеля Дефо и Джонатана Свифта. Первый роман Дефо «Робинзон Крузо» 1719г приключенческий роман. Идея: утверждение нового чел-ка буржуазного общества. В центре романа чел-к наделённый жизненной силой. В основе сюжета лежит реальный факт происшедший с шотландским моряком Селькирком в 1711г. Роман состоит из 2-х частей (1Об обычной жизни Робина, 2 Жизнь на необитаемом острове). 28л2мес19дн. Робинзон в суровой борьбе за существование применяет на практике все знания и умения своего просвещённого века и превращает бесплодный остров в цветущую плантацию. Всем необходимым снабжает автор своего героя. Однако настоящий «буржуа» Крузо с появлением Пятницы становится его хозяином и колонизатором. Герой, которому во всём сопутствует удача не может не поразить воображение реб-ка. В нём Дефо пытается показать и утверждает свой идеал чел-ка буржуа, наделяет героя внешней силой, самое страшное – одиночество, важная черта – тоска по людям. У Робинзона Крузо 1 грех - непослушание отцу. Робинзон Крузо – храбрый, великодушный, спасает неизвестных людей, ценит Пятницу за благородство, видит в нём товарища, но в нём есть чувство собственника. Жанр произв-я путешествие. Полное название «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо из Йорка, моряка». Джонатан Свифт осуждал государственное устройство, общественные порядки и нравы современной ему буржуазно-дворянской Англии, в отличие от Дефо, который считал общественный строй Англии 18в вершиной цивилизации. Гениальным венцом в творч-ве Свифта является роман «Путешествие Лемюэля Гулливера». Сочиняя свой роман, писатель использовал мотивы и образы нар-х ск-к о карликах и великанах. Гл. герой Гулливер (автор) – при всех обстоятельствах, комических или плачевных не теряет рассудительности и хладнокровия – качеств типичного для среднего англичанина 18в. В стране лилипутов Гулливер встречает почти такие же обычаи и нравы, как и у себя на родине. Лилипуты страдают манией величия, тщеславия и себялюбием, больше всего ценят богатство, чины и знаки отличия, считают своего крохотного короля самым могущественным монархом в мире, ссорятся. Сплетничают, интригуют, ведут междоусобные войны. В стране великанов Гулливер сам становится лилипутом (обратное соотношение). В стране великанов автор обличает уже не отдельные недостатки политической и общественной жизни Англии и не отдельных правителей, а всю систему управления и государственного устройства в целом. Это роман философски осмысливающий действительность предназначался не для детей. В детское чтение вошли 2 первые части. Авторское присутствие – черта романной формы. Здесь автор настойчиво вступает в отношения с героем, с читателем.



    37.Немецкий приключенческий роман в творчестве Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»). В основу фантастический «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в 17в в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумавший самые невероятные приключения. В 1781 г некоторые из этих рассказов были напечатаны. В 1785г немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. В последствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Распе. В этом произведении отразились характерные черты немецких баронов, помещиков - невежество, самоуверенность, спесь и хвастливость. Именем Мюнхгаузена стали называть людей постоянно лгущих и приписывающих себе всякие чудесные подвиги, которых они не совершали и не могли совершить. Мюнхгаузен хвастливый фантазер, гостеприимный, щедрый, храбрый, находчивый, хвастливый. Мюнхгаузен неутомимый путешественник. Он был на Цейлоне, в Индии, Америке, Турции, Италии, Египте дошел почти до Северного полюса. И везде остроумный выдумщик, и фантазер совершал свои необыкновенные подвиги. Эта книга утверждает детей в реализме, каждая выдуманная история вызывает у детей смех, им понятна и ясна ложь и это повышает у них самооценку.


    38. Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т. Гофмана и В.Гауфа.Для творч-ва Эрнеста Теодора Амадея Гофмана и Вильгельма Гауфа свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью. По-своему хар-ру сказки этих писателей различны. Ск-ки Гофмана основаны на сочетании реального с ирреальным. Писатель переносит сказочное в современность, в действительную жизнь. Для творч-ва Гофмана характерно 2 направления, 2 линии фантастики. 1-фантастика мрачная, эти произв-ия очень трудны для чтения, особенно детского. 2-ск-ки, написанные для детей, жизнерадостные, светлые, остроумные и весёлые. «Щелкунчик» это ск-ка для детей и взрослых, сюжет построен так, что внутри одной ск-ки существует другая, т.е.сюжетная линия семьи Штальбаумов «реалистическая» переплетается со «сказочной», о войне игрушек и мышей с историей Щелкунчика и ск-кой о принцессе Пирлипат. Война кукол и мышиного короля, история Щелкунчика, принцессы Пирлипат и королевы Мышильды нарисованы подчёркнуто прозаически; а в «реальном» сюжете происходят волшебные, необъяснимые неожиданности и превращения.

    Гауфу удалось гармонично соединить актуальные идеи не только с национальной, но и с восточной сказочной традицией, да ещё местами придать своему повествованию сатирический смысл. Ск-ка для Гауфа, как и для всех романтиков, была не только фантазией – фантастической ему представлялась сама жизнь. Поэтому в его ск-ах действительность и волшебство, реальное и невероятное переплетены, и каждая ск-ка начинается с рассказа очевидца вроде реалистической новеллы, написанной от 1-го лица. Ск-ка должна учить чел-ка состраданию, сопереживанию. В рассказе «Маленький Мук» проскальзывает прозаический намёк на карликовое государство, которое можно пройти от одной границы до другой за 8 часов. В финале ск-ки, где говорится о необходимости воздания заслуженной кары «вероломному королю» рассказчик вспоминает, что эту историю ему поведал отец, безвинно отсидевший около года в тюрьме. Реальные персонажи, рассказывающие чудесные истории, зачастую сами оказываются участниками фантастических происшествий, о которых повествуется в ск-ках. В «Маленьком Муке» все события передаёт чел-к. который знал Мука.


    39. Пути формирования и развития скандинавской литератрной сказки (Х.К. Андерсен).

    Ганс Христиан Андерсен датский сказочник 1805-1875. Творч-во Андерсена - одно из самых значительных явлений в истории датской мировой лит-ры 19в. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих ск-ах. Необычайно велико гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благополучных мыслей. Основная часть наследия Андерсена его ск-ки и истории 4 тома: 1835-1842-ск-ки, рассказанные детям; 1843-1848-новые ск-ки; 1852-1855-истории; 1858-1872-новые ск-ки и истории. Сделали его имя всемирно известным. Цель творч-ва Андерсена – не только создание фантастических картин, но и воспроизведение соврем-ой жизни. Именно ск-ка привела Андерсена к счастью и благополучию. Всё творч-во Андерсена принято делить на 2 периода: 1-30-40-е годы ранний период Андерсен писатель в основном обрабатывал датские нар-е ск-ки «Огниво», «Принц на горош», «Свинопас». 2-40-70-е годы — это этап более зрелого творч-ва, он создаёт свои ск-ки, по им самим выдуманным сюжетам «Дюйм-ка», «Рус-ка», «Стойкий олов солд», «Ромашка».

    Особенности ск-к Андерсена: 1.переплетение фантастики и реальности; 2.авторская индивидуальность, ярко выраженная в образе рассказчика. В ск-ах Андерсена рассказчик — это посредник между миром ск-ки, автора и читателем. 3.указывается конкретное место действия. 4.ск-ки Андерсена наполнены бытовыми подробностями, детальным описанием природы. 5.психологизм и социальность характерны для ск-к Андерсена. 6.ск-ки Андерсена универсальны по своему содержанию.

    40. Проза Киплинга. Основные темы, образы его сказок.

    Образ сильной личности – излюбленный во всём творч-ве Киплинга. Особое место в творч-ве Киплинга занимают рассказы об удивительных приключ-ях мальчика Маугли приёмного сына диких обитателей джунглей – 2 книги Джунглей 1894-1895 и сб-к «Просто так, ск-ки для мал-х детей» 1902. Юных читателей пленяют мотивы защиты сильным слабого, покорения природы, подчинения животного мира чел-ку и превосходство его разума закону злобы и вражды. Маугли противопоставляет закон любви и братства «Мы одной крови – вы и я» - говорит он зверям. Общая забота окружает его, не насилие, а величавая мудрость и справедливость ценится среди зверей так же, как среди людей. Жестокость тигра Шерхана тупа и прямолинейна, немудрено, что Маугли победил его своей находчивостью и добротой. Каждая история учит читателей – смелости и дружбе. Умению прощать и умению мстить, способности противостоять различным искушениям, способности находить общий язык с другими. С большим знанием Киплинг описывает природу Индии. Чудесно описаны характеры персонажей. Добродушный Балу, решительная Багира, мудрый Каа, храбрый Акелла, жестокий Шерхан, трусливый Табаки, могучий Хатхи – они все очень разные и каждый из них настолько живой! «Маугли» - история чел-ка выросшего на грани 2-х совсем разных миров – мира людей и мира джунглей. История не простого поиска гл. героем своего истинного «Я». Это не простое перенесение человеч-их кач-в на животных, это попытка представить мир глазами братьев наших меньших. Это цикл о дружбе животных с чел-м. Об их взаимодополнении. О гармонии природы и чел-ка. Маугли попадает в семью где есть глава, где есть хранительница семьи, где помогают и заботятся друг о друге. Маугли вырастает достойным членом семьи. Любить семью, любить друзей, любить природу. Питон Каа мудрый, сильный, терпимый, но если рассердится – может быть беспощадным.

    Рикки Тикки Тави – история о дружбе животного и реб-ка. Счастливый конец когда добро побеждает зло очень важен для детей. Рикки Тики посторонний мал-й товарищ. Кач-ва которыми наделяет автор своих героев, соответствует внешнему облику животных.

    41. «Гимн в прозе» детству, свободе и радости жизни в произведениях М. Твена.

    Марк Твен (Сэмюель Ленгхорн Килеенс 1835-1910) – один из крупнейших реалистов и сатириков в американской лит-ре. Твен назвал свои книги гимном детству, переложенным прозой. Вслед за «Приключениями Тома Сойера» 1876 Твен опубликовал другую книгу о детстве «Принц и нищий» 1882г. Это книга о находчивом «принце нищеты» Томе Кенти, оказавшемся во дворце Тюдоров, и лишь затем – об Англии 16в.

    Твен подчёркивал в посвящении к книге связь своего исторического повествования со сказкой, преданием. Принца Эдуарда он заставил увидеть истинную жизнь народа, понять, что законы Тюдоров жестоки. Мальчика улицы Тома Кенти писатель ввёл во дворец, показав, что представитель народа может стать главой государства, считая средневековье эпохой варварства, Твен изобразил деспотический произвол монархической власти и церкви убедительно доказывая, что при феодализме не было места социальной справедливости. Твен поэтизирует дружбу, противопоставляя бескорыстие дружбы – алчности и развращённости людей, стоящих у власти в английском государстве. Маленькие герои повести иначе чем взрослые воспринимают жизнь. Гл-й чертой их личности является свободолюбие. Вот почему принц Эдуард Тюдор так восхищён Томом. Он отдал бы всё королевство, чтобы походить босиком, быть на свободе. Твен утверждает в этой книге мысль о природном равенстве людей, независимо от их происхождения, титулов и богатства. Эдуард начал учиться справедливости и сочувствию угнетённым. Живя во дворце, он не замечал жестокости порядков дворца, не понимал бесчеловечности законов страны. Т.к Том связан с народом, всё время о нём думает, он стал мудрым правителем: отменил несправедливые законы, приказал отпустить на свободу невинно осуждённых на смертную казнь. Том старался помочь людям ещё тогда, когда был принцем в воображении, таким народным королём остался Том и на троне.


    42. Проблематика, основные образы романа Г.Мало«Без семьи».

    Проблемы социальные (бедность, богатство, расслоение общества, несовершенство государственной машины, беспризорные дети), проблема семьи, нравственный выбор (жертвует всем ради дружбы, быть благодарным), Отношение к животным, желание иметь семью. Реми: добрый, безответственный, бескорыстный, жалостливый, честный. Перемена в характере, меняется на протяжении всей повести.

    Повесть французского писателя Гектора Мало «Без семьи» привлекает внимание читателей и занимательный сюжет и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон. Это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота. Матушка Барберен добрая; Виталис благородный; Маттиа преданный друг. Враги: Гарафоли жесток; Дрисколи бесчестен; Джеймс Мелсиган коварен. Много внимания удедяет Мало описанию животных – обезьянки Душки, собак Капи, Дольче, Зербино, которые являются полноправными действующими лицами повести. «Без семьи» даёт разнообразный материал, рисующий тяжёлую жизнь народа в капиталистической стране. В обществе, в котором живёт Реми и его друзья всем управляют деньги. Жажда наживы толкает людей на чудовищные преступления, родственные отношения, понятие долга, благородство. В мире собственников, где всё продаётся и покупается, детей покупают и продают, как вещь. Здоровый и сильный Реми завидует больному Артуру, но всегда мытому и окружённому вниманием. Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь, но и заботу родителей, она единственно надёжная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы. Реми неглупый. Энергичный мальчик, никогда не задумывается над несправедливостью собственного положения и своих близких; он без малейшего протеста смиренно голодает и переносит все тяготы, которые выпадают на его долю.



    43. «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу – роман о рабах и рабовладельцах. Гарриет Бичер Стоу 1811-1896 впервые попавшая на рабовладельческий юг во взрослом возрасте не могла не возмутиться ужасным положением негров рабов, и даже сама не раз помогала им бежать с плантаций. Её книга «Хижина дяди Тома» 1852 в которой рассказана история старого негра и его семьи. Изображая все тяготы и несправедливости жизни негров-рабов, писательница показывает истоки зарождения ненависти негров к своим угнетателям. Роман Бичер Стоу запечатлел важный социальный процесс – зарождение классовой ненависти в среде порабощённых негров, их страстный протест против сложившихся в стране порядков. Положительным героем Бичер-Стоу остаётся дядюшка Том – живое воплощение рабства. Бичер-Стоу рисует в своей книге потрясающие картины работорговли, горе матерей, насильственно разлучаемых с детьми, невольников, живущих на положении рабочего скота, чудовищные зверства плантаторов. Подробно прослеживая горестную судьбу несчастного дядюшки Тома – набожный, терпеливый. Он умирает как мученик, моля бога простить своих палачей. Даже немногие гуманные плантаторы, которых изображает Бичер-Стоу (Огюстен, Сен-Клер, Шелби), вынуждены, помимо своей воли, служить насильно злу. Сильная сторона романа в том, что негры не показаны как единая страдающая масса. С одной стороны – негры – холопы, усвоившие растленную психологию своих господ. Но большинство рабов – негров и мулатов – совсем иного склада. Среди них мы видим людей забитых, отчаявшихся, глубоко затаивших ненависть и злобу (старуха Пру). И людей, жаждущих свободы и готовых её завоевать ценой жизни. (Касса, Элиза, Джордж Гаррис). Книга Бичер Стоу учит добру и воспитывает умение сопереживать, а также раскрывает глаза читателям на расовые предрассудки.

    44.«Фантазия техники» в «Необычайных путешествиях» Ж. Верна.

    Французский писатель Жюль Верн один из немногих крупных авторов 19в, посвятивших свою лит-ую деят-тъ юным читателям, он не только создавал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знания, но и прославился как основоположник нового лит-го жанра - научно-фантастического романа. Появление научно-фантастического романа было исторически подготовлено величие - техническими изобретениями и научными открытиями конца 18в и первой половины 19в. Успехи науки и техники давали пищу творческому воображению и своеобразно претворились в научно-фантастических романах Жюля Верна. Открытия и изобретения, которые еще не вышли из стадии лабораторного эксперимента или только намечались в отдаленной перспективе, он рисовал как уже существующие и действующие. Наиболее обстоятельно Жюль Верн разработал в «Необыкновенных путешествиях» 5 научно-фантастических тем: 1-освоение Арктики и завоевание обоих полюсов; 2-подводная навигация; 3-авиация и воздухоплавание; 4-использование электрической энергии; 5-межпланетные путешествия. Жюль Верн называл свои произведения «романами науки». Центральный образ романов Жюль Верна - человек, окрыленный стремлением к познанию, к раскрытию тайн природы. Главное, что объединяет серию романов «необычайные путешествия» это люди: их благородство, свободолюбие и обширные знания, благодаря которым они совершают чудеса.


    45.Иносказание и абсурд в творчестве Л. Кэррола. Льюис Кэрролл (Чарлз Латунджа Доджсон) классик мировой дет-й лит-ры любил отдыхать в обществе детей, 3-мя дочерьми его учёного друга Лиддела, особенно любил среднюю Алису, он и придумал ск-ку «Алиса в стране чудес» 1865. Причудливый мир в ск-ке Кэрролла. Действующие лица, то огромны, то чрезвычайно малы; события то значительны, то ничтожны, то устрашают, то смешат, совсем как в народных небылицах, стихах шиворот-навыворот. Условность реальных вещей, олицетворение абстрактных понятий, своеобразие логики мышления – плод изощрённой фантазии чел-ка. Творч-во Кэрролл не только безобидные шутки, но и едкая сатира. Алиса, попав вслед за Б. кроликом забывает всё чему учили в школе (частично забывает). Фольклорный перевёртыш – глав-й худож-ый принцип писателя. Вместе с тем очень самобытен и мартовский заяц и Чеширский кот и мн. др. персонажи сказок одновременно и традиционные, и оригинальны. Чеширский кот обладает способностью исчезать по частям. Многие образы связаны с фольклором. Пословицы: «улыбается, словно чеширский кот», «безумен как мартовский заяц». В ск-ке много стихов (они пародийные), перевёртыш (едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?). Недооценка причудливо сочетается с переоценкой. Кэрролл соединяет несоединимое (напиток по вкусу напомнил ей и вишнёвый пирог, ананас, сливочную помаду, жареную индейку) и неразрывное (чеш-ий кот по частям исчезает, «прощайте ноги) Ск-ка пародийная: стихи, школьная премудрость и скучная мораль здравого смысла. «Алиса в стране чудес» отличается тем, что абсурд в ней прикрывает здравый смысл, что под детскими шутками скрывается социальная сатира, что милые стихи на самом деле – злая пародия. Книги Кэрролла привлекательна для детей т.к. дети видят волшебные приключения девочки с которой происходят невероятные и увлекательные происшествия.


    46.Вальтер Скотт - создатель классического исторического романа. Вальтер Скотт – английский поэт, прозаик, историк, создатель жанра исторического романа. Родился 15 августа 1771 г.

    Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей его поколения, заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, "до него не существовавший». Скотт взялся за создание исторического романа, следуя правилу: "Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же, как и на ее язык». В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического содержания и тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое поколение европейских читателей.

    Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык. Романы Скотта делятся на две основные группы: Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. ("Айвенго" (Ivanhoe, 1819) и др.)


    47.Парадоксальные сказки О. Уайлда.

    Творчество Оскара Уайлда в течение его недолгой жизни 1856-1900 претерпело несколько переломных периодов. Оно почти всегда было парадоксально и совмещало несовместимые воззрения. Произведения Уайлда проникнуты иронией чел-ка который смотрит со стороны на панораму жизни именно в сказках, мы видим искренне гуманистическую позицию писателя, противоречащую всем его теоретическим кредо об отношении искусства к жизни. Он обращается к вечным ценностям - любви, дружбе, состраданию, жертвенности во имя счастья других и с отчаянной иронией выставляет напоказ нравственные понятия буржуазной среды об этих драгоценных свойствах человеческой души. Недаром, в его ск-ах мы часто встречаем повторяемые с горькой иронией слова: «практично», «в наш практический век». Эта практичность, убившая лучшие чувства в чел-ке и даже само понятие «чувство», породившая эгоизм, жестокость, чёрствость души - лейтмотив почти всех ск-к Уайлда. Боль за погубленную жизнь потрясает нас в ск-ке «Соловей и роза». Соловей ошеломлён великим горем чел-ка. Любовь - это чудо, думает соловей. И чтобы спасти любовь, соловей жертвует своей жизнью. В ск-ах «Счастливый принц» и «мальчик звезда» писатель постоянно говорит о горе, нищете, отчаянии самых бедных слоев народа: о швее, которая вышивает платье для придворной дамы, но не может купить апельсина для больного сынишки; о юном писателе, оставшимся без еды и дров, о несчастных истощённых детях... Счастливый принц говорит ласточке: «но самое удивительное в мире - это людские страдания, где найдёшь им разгадку?». Каждая ск-ка Уайлда взывает к добру, но в каждой ск-ке он показывает, взращивается зло во всех, кто мнит себя выше других. Счастливого принца свергли с пьедестала, ничтожные городские советники, потому что он, отдав позолоту и сапфировые глаза сам превратился в оборвыша. Это шокирует мэра и его приближённых. «В нём нет красоты, а стало быть, нет и пользы! -говорил в университете профессор эстетики. А в «мальчике-звезде» такая фраза: «Но красота принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым, жестоким». Ск-ки Уайлда так тесно связаны с окружающей его жизнью, что в любой из них видна ирония либо пародия на высшее общество, тонкая насмешка над напыщенной глупостью и душевной пустотой и удивительная любовь к неимущим «В мире царит несправедливость и благами она одаривает лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой» - говорится в «Мальчике - звезде». В ск-ке «Юный король» красота, созданная людьми ценой их жизни н изнурительного труда, оказывается теряет своё назначение — приносить счастье людям. Сказки Уайлда адресованы читателям всех возрастов.


    48. Сочетание прозы и поэзии, сказки и действительность в «Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф.

    Сельма Лагерлёф писательница Швеции 1858-1940. Цель своего творчества видела в том, чтобы дарить людям утешение, мир и веру в добро. Произведение «Удивительное путешествие Нильса на диких гусях. Творч-ая история произведения 1968г. В 70-е годы 19в в Швеции учебник географии представляет собой национальное бедствие. Крупные передачи собирают всеобщий союз учителей и задумывают создать новый учебник географии. В числе приглашённых была и Сельма Лагерлёф (бывшая учительница). Сельма Лагерлёф привозит свой проект написания учебника географии. Написать учебник географии в форме лит-ой ск-ки. Её проект выигрывает, ей дают право писать книгу. Работа над учебником географии ведётся в 3 этапа. 1-изучение фольклора и этнографии; 2-обработка лит-ых источников; 3-обработка научных смежных дисциплин, которые пересекаются с географией. В ноябре 1906г был закончен 1-й том книги, а в декабре 1907г 2-й том.

    Худож-ые особ-ти ск-ки: 1-Лагерлёф создаёт новую разновидность жанра, сказочную географию, научно-популярную природоведческую ск-ку; 2-в этом произв-ии шведская писательница сочетьает волшебно-фантастическое с реальным и жизненно-достоверным; 3-животные и птицы сохранили свои зоологические и орнитологические черты, но при этом имеют своё лицо, хар-р, Автор обрисовывает их положение в обществе; 4-юмористический эффект достигается сочетанием естественных свойств животных и птиц с поступками и речью чел-ка; 5-ск-ка по объёму значительно превосходит литературные жанры; 6-Ск-ка Лагерлёф не статична. Писательница показывает Швецию не как застывшую фотографию, а в стремительном движении; 7-В этом научно-познавательном произв-ии нельзя не учитывать воспитательно-психологический аспект (это история развития и перевоспитания Нильса).

    Цель в ск-ке: Восп-ть в реб-ке человечность, дивные способности, пережив чужую судьбу как свою.

    Значение ск-ки: Подг-ть детей к восприятию начал науки. Лагерлёф стала основателем педагогической ск-ки. Она стала своего рода реформатором школы. Она стёрла границы между ск-ой и наукой и совершила переворот в практическом обучении.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта