Главная страница
Навигация по странице:

  • 56.Современные литературные сказки (О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех».

  • 57.Люди и животные в произведениях Ф. Зальтена. «Бемби»

  • 58.Рассказы о животных Э. Сетона-Томпсона.

  • 59.Творчество для детей Ю. Тувима и Я. Бжехвы. Юлиан Тувим

  • 60. Д. Биссет - английский сказочник.

  • Мдл. 1. Специфика детской литры


    Скачать 101.55 Kb.
    Название1. Специфика детской литры
    Дата05.12.2021
    Размер101.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMDL.docx
    ТипДокументы
    #292457
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7



    55.Художественный эксперимент Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

    «Над пропастью во ржи» повесть Джерома Дэвида Сэлинджера – откровенная история подростка Холдена Колфилда, рассказанная им самим. Дж. Д. Сэлинджер родился 01.01.1919 в Нью-Йорке. Летом 1951 выходит в свет его единственный роман «Над пропастью во ржи». Герою «Над пропастью во ржи» присуще стремление к статичности, и главное его желание в том, чтобы оставить мир, каков он есть. О чём свидетельствует мечта Холдена Колфилда спасать детей у оврага. Роман Сэлинджера — это «история чел-ка, который некогда в прошлом хотел бы быть ловцом во ржи». В поведении Холдена нередко даёт себя знать болезненное начало, ставящее в сомнение устойчивость его психики. Он не просто стеснителен, обидчив, порой не любезен. Временами Холден позволяет себе совсем уж непростительные выходки: он может, например, пустить дым сигареты в лицо симпатичной ему собеседницы, громким смехом оскорбить любимую девушку, глубоко зевнуть в ответ на дружеские увещевания расположенного к нему преподавателя. Герою Сэлинджера не удаётся заинтересовать своими сумбурными планами на будущее и Салли Хейс, которая не очень-то верит в предлагаемую ей идиллию жизни в «хижине у ручья». Одна только Фиби, 10-летняя сестрёнка Колфилда готова присоединиться к Холдену. К концу романа становится особенно ясно, что большому миру, Холден может противопоставить мир детей, которых к тому же нужно охранять от взрослых. Дети ещё не испорчены, но буквально на каждой стене их поджидает вполне реальная (и в то же время символическая) нецензурная надпись, а Холден (и вместе с ним и Сэленджер) не могут, хотя и страстно желают стереть эти надписи. «Будь у чел-ка хоть миллион лет в распоряжении, всё равно ему не стереть всю похабщину, со всех стен на свете». Роман полностью посвящён анализу жизни и поступков гл-го героя, пытающегося найти своё место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Холдена возмущает «показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царит лицемерие, ложь, насилие, недоверие. Холден становится терпимее, рассудительнее, он формируется как личность. Становление личности, формирование нравственного мира подростка – эти проблемы всегда волновали людей. Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, не любезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Холдена возмущает ((показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царит лицемерие, ложь, насилие, недоверие. Холден становится терпимее, рассудительнее, он формируется как личность. Становление личности; формирование нравственного мира подростка - эти проблемы всегда волновали людей.

    56.Современные литературные сказки (О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех». Родился Отфрид Пройслер 20.10.1923гСк-ка «Маленькая Баба Яга»: Гл-я героиня ещё очень молода, ей только 127л. Нравилось ей своим колдовским искусством радовать и удивлять людей, помогать беднякам собрать хворост, защищать от хулиганов птичьи гнёзда, участвовать в весёлых детских забавах. Она не хотела помнить, что «только та ведьма хорошая, которая всё время делает только плохое». И несмотря ни на что доброе сердце мал-й БЯ побеждает колдовскую силу старых и злых ведьм. Повесть состоит из небольших главок, каждая из которых представляет собой весёлый рассказ о том, как мал-я БЯ защищала добрых и наказывала злых и наглых. Наказания были своеобразными, в форме этаких шуточек. «Без шуточек как-то скучно!» - говорит гл-я героиня. Мал-я БЯ ещё мал-я девочка, которая любит играть, смеяться и шалить, особенно на праздниках и карнавалах. Мал-я БЯ хотя и умеет колдовать, но далеко не всемогуща. Она мечтает попасть на праздник Вальпургиевой ночи. Добро легко побеждает зло. Мал-я ученица опытных ведьм представляет себе мир, как и все мал-ие, разрисованный только 2-мя красками: добра и зла. Она не приемлет лжи, не умеет играть понятиями и словами.

    Эрих Кестнер родился 23.02.1899г умер 29.07.1974


    57.Люди и животные в произведениях Ф. Зальтена. «Бемби» Феликс Зальтен (1869-1945) наст. Имя Зигмунд Зальцман.

    Бемби - драматическая история, повествующая о жизни самца олененка Бемби, а также его родителей, детей и друзей. «Бемби» - повесть о благородстве, о взрослении души и воспитании чувств. Книга рассказывает о сложности жизни в мире где добро не «побеждает зло» волшебным образом. «Мы, олени, никого не убиваем, но мы должны сравняться с Ним в силе, упорстве жизни. Мы должны жить, сколько бы не насылал Он на нас смерть. Мы должны множить, охранять, длить наш короткий и упрямый род, должны защищать свою жизнь... должны быть чуткими, бдительными, осторожными, ловкими, находчивыми, неуловимыми, но никогда — трусливыми. Таков великий закон жизни.» Бемби - Зальтен на самом деле имел ввиду лань. Но больше всего Бемби похож на чуткого, внимательного чел-ка, очарованного прелестью лесного мира. «Мы никого не убиваем, и не ссоримся из-за еды» - сказала как-то мама своему маленькому сыну, и тот навсегда запомнил эти слова. Бемби знал, что невозможно обидеть того, кто меньше тебя. Он будущий «принц леса», беседовал даже с кузнечиком и «летающими цветами» - разноцветными бабочками.


    58.Рассказы о животных Э. Сетона-Томпсона. Канадский писатель анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) в самом конце19-20в создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Основная цель, которую поставил перед собой писатель - «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных». Сетон-Томпсон утверждал, что всё его рассказы основаны на невыдуманных фактах. Эмоциональная напряжённость, героическая поэтика и острая сюжетность делают рассказы Сетона-Томпсона очень популярными среди детей. Произведения Сетона-Томпсона представляют огромную познавательную и воспитательную ценность. Талантливый писатель Эрнест Сетон-Томпсон положил начало популярному жанру зообеллитристики. Охране природы была посвящена и его общественная деятельность. Автору удалось создать настоящую художественную энциклопедию лесной жизни. Писатель «очеловечивает» животное. Выделяя из животного мира самых незаурядных представителей, Сетон-Томпсон старается прежде всего увидеть в каждом звере ярко индивидуальные неповторимые свойства. Жизнь животных - героев полна драматичных событий. Отсюда и эмоциональная напряжённость, героическая поэтика и острая сюжетность рассказов Сетона-Томпсона.

    Умный и хитрый вожак волчьей стаи Лобо, любящий до самозабвения свою подругу Бланку, после её гибели попадает в капкан и умирает от тоски. Почти каждый рассказ Сетона-Томпсона волнующее жизнеописание зверя или птицы, способных на героические чувства и действия. Он покоряет своей любовью к природе, превосходным знанием животного мира, умением облекать научные наблюдения в поэтические образы. Созданные им выразительные портреты и захватывающие интересные биографии животных героев. Его книги помогают сохранить чистое и бережное отношение к окружающим нас повсюду растениям и животным. Рисунки на полях книг это герои описанных событий. Они рассказывают нам о тех или иных происшедших с ними случаях, иногда забавных, иногда печальных. Животные - персонажи рассказов нарисованы Сетон-Томпсоном с большой любовью, добродушием и юмором.


    59.Творчество для детей Ю. Тувима и Я. Бжехвы. Юлиан Тувим родился в 1893г. Его творч-во занимает важное место в мировой дет-й лит-ре. Начало лит-ой деят-ти Тувима относится к 1918г, вышел его первый сб-к стихов. Польский поэт. Рано увидел нужду, горе рабочей бедноты. В 1959г Тувим умер.

    Стихи для детей составляют гл-ую стр-цу его многогранного творч-ва. В стихах для детей нашли худож-ое воплощение любовь поэта к родине, к чел-ку, стремление сделать жизнь светлой и прекрасной. Поэзия Тувима прежде всего оптимистична. Стихи помогают привить детям любовь ко всему окружающему – к людям, природе, научить их ценить жизнь. Он помогает реб-ку «увидеть» мир, выделить в нём то, что раньше для малыша оставалось незамеченным. У поэта есть небольшое стих-ие «Азбука» (пер. Михалкова) с лёгкостью рассказывает он детям о форме букв, решая тем самым серьёзную познавательную задачу. Для детей Тувим написал около 40 произв-ий, сделал несколько переводов. После оккупации Польши в 1939г уехал за границу и до 1941 жил вдали от Родины. Дет-ие стихи писал ещё на родине с 30-х годов. Вернувшись домой Тувим продолжает создавать стихи для детей прекрасно осознавая новые задачи польской детской поэзии. Труд в его изображении – это нерасторжимая взаимосвязь людей труд их объединяет, труд заслуживает уважения. Лиричны стихи Тувима о природе. Они всегда жизнерадостны, в них много юмора и шутки. Поэт часто применяет приём звукоподражания, что особенно нравится детям. Произв-ия Тувима часто связаны с фольклорными приёмами. Широко известные нар-ые «нелепицы», берущие начало в далёкой старине (стих-ие про Янека). Часты в стихах Тувима обращения к читателям: «Знаешь ты?», «Учись дитя!», «Ежи, ежи, брось лениться» и т.д., что придаёт поэзии более интимный хар-р.Ян Бжехва Ян Лееман, польский писатель, избрал себе псевдоним «Бжехва», что в переводе «болтун», «шутник». Родился и вырос на Украине в семье путейского инженера (1900-1966). Первые стихи опубликовал в 1915г в петроградском журнале «Знамя». Основными жанрами его творч-ва явл-ся басни, ск-ки, шутки, юмор-ие стих-ия. Создал Бжехва также цикл фантастических повестей в прозе о пане Кляксе, которые объединены одним героем – чудаком и волшебником паном Кляксой. Часто персонажами стих-ий польского сказочника явл-ся звери, птицы, насекомые, иногда – вещи, предметы домашнего обихода, хорошо знакомые реб-ку. Несколько стих-ий написал Бжехва и о самих детях, где порою добродушно посмеивается над недостатками своих героев, но как и Тувим избегает нравоучений. «Ябеда», «Лгунья», «Щербатая Ната». Он заменяет их шуткой, преувеличением, каламбуром. Остроумие Бжехвы, неожиданные концовки всегда вызывают смех мал-го читателя. «Увы никто не знает в мире, откуда всё же дырки в сыре» («Дырки в сыре» пер. Б. Заходера). Любит Бжехва использовать игру слов. Ян Бжехва был известен и как переводчик и пропагандист русской и советской дет-ой лит-ры. Он перевёл на польский язык «Конька-Горбунка» П. Ершова, «Воробьишку», «Случай с Евсейкой» М. Горького и др. В нашей стране стих-ия Бжехвы известны в пересказе Б. Заходера. Они собраны в сборниках: «Товарищам детям», «На горизонтских островах», «Весёлые стихи», «Всё для всех» и др. Известны также 2 фантастические повести в прозе Бжехвы «Академия пана Кляксы» и «Путешествие пана Кляксы».


    60. Д. Биссет - английский сказочник.

    Дональд Биссет 1910-1995 англ-ий писатель сказочник. По образованию артист. Позже начал писать ск-ки для детей. В 1954г вышла первая книга «история на любой случай». Особенности ск-к: 1-для его ск-к характерен англ-ий нац-ый колорит; 2-ск-ки невеликие по объему; 3-вид комического-скрытый смех, ирония (ирония редка в дет-й лит- ре). Ск-ки Д.Биссета ироничны н-р «Улитка Оливия и канарейка» -чётко прослеживается ирония (перед тем, как идти на помощь улитка пишет записку маме); 4-в творч-ве Биссета встречаются ск-ки в которых есть традиции лит-ры абсурда «Вокзал, который не стоит на месте».«Мистер Крококот». Значимость: необычность героев. Это герой, который никогда не бывает один. Его необычность сопряжена с неудобствами. Это добрый герой. Ск-ка «Забытый день рождения Комодо». Тема выбрана удачно, т.к. день рождения — это праздник, который любят все дети. Биссет создал мир коротких сказок. Его ск-ки очень короткие и очень смешные. В нашей стране ск-ки Биссета издаются с 1963г. Поэтика ск-к ближе всего к нар-м анг-им песенкам-перевертышам («Песенки матушки гусыни»). В них знакомая по фольклору обратная логика, перестановка, причины и следствия н парадоксальная эксцентрика. Породнившись с нар-ой англ-ой поэзией Д.Биссет в то же время создал свой особый сказочный мир, в котором самые невероятные герои ведут себя как обычные люди, взрослые и дети. И поведение их человеческое и очень человечное. Дороже всего для них радость дружбы и исполнения желаний - не своих, а кого-нибудь другого. Виртуозная игра словом у Биссета делает его ск-ку ещё забавнее и заражает их не только весельем, но невольно призывает самих ребят играть словом, изобретать новые слова, творчески пользоваться родным языком.







    1.Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения.

    2.Становление русской литературы для детей и ее развитие в XVI - XVІІІ вв.

    3.Малые фольклорные жанры, их место в жизни детей, художественные особенности.

    4.Жанровое своеобразие народных сказок, их классификация.

    5.Сказочный мир народной волшебной сказки.

    6.Сказки и стихи для детей В.А. Жуковского.

    7. «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского как один из первых опытов создания научно-художественной книги для детей.

    8. «Черная курица» А. Погорельского

    9. сказок А.С. Пушкина.

    10.П.П. Ершов. «Конек-Горбунок».

    11.Мир детства и природы в стихах поэтов 2-ой половины XIX в. (A.H.Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, И. Суриков).

    12произведений Л.Н. Толстого для детей.

    13.Сказки В.М. Гаршина.

    14.Тема природы в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей.

    15.Рассказы А.Н. Чехова

    16. Тема детства в прозе конца XIX - нач. XX в. (А.И. Куприн, Л.И. Андреев. Ч. Диккенс, Д. Гринвуд).

    17.Творчество Саши Черного

    18.Мастерство К. Чуковского

    19.Поэзия С.Я. Маршака

    20. ОБЭРИУ в поэзии для детей. Творчество и судьба Д. Хармса.

    21.А. Платонов и детская литература.

    22.Философия,. Бажова. «Малахитовая шкатулка»,

    23.Е. Шварц - сказочник.

    24.А.II. Толстой -детям.

    25.Стихи А. Барто для самых маленьких.

    26.Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихах С-Михалкова. «Дядя Степа».

    27.Природоведческие сказки В. Бианки.

    28.М. Пришвин

    29. К. Паустовского..

    30.Н. Носов

    31.Дети и война: (Л. Пантелеев, А. Платонов, В. Катаев и др.).

    32.Мир ребенка в современной детской литературе (Г. Остер, Ю. Мориц, Б.Заходер, Р. Сеф и др.).

    33. Сказания и мифы Древнего мира, их воспитательный потенциал.

    34. История создания и выхода в свет сказок Ш. Перро.

    35.Художественное своеобразие сказок братьев Гримм, особенность юмора, воспитательное значение.

    36.Идеи и поэтика Просвещения в произведениях Д. Дефо и Д. Свифта.

    37. Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»).

    38.Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т. Гофмана и В.Гауфа.

    39 (X. К. Андерсен).

    40.Проза Киплинга.

    41.«Гимн в прозе» М. Твена.

    42. Г. Мало «Без семьи».

    43.«Хижина дяди Тома» Г, Бичер-Стоу -

    44.«Фантазия техники» в «Необычайных путешествиях» Ж. Верна.

    45.Иносказание и абсурд в творчестве Л. Кэррола.

    46.Вальтер Скотт

    47.Парадоксальные сказки О. Уайлда.

    48.«Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С. Лагерлеф.

    49. Т. Майн-Рида, Л. Стивенсона.

    50. А. Линдгрен.

    51. Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

    52. зарубежной детской литературе 20-40-х гг. XX века (А. Милн, Б. Поттер, Д. Барри).

    53.Д. Родари.. Проблематика, основные образы.

    54. Т. Янссон - цикл о муми-троллях.

    55.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

    56.(О. Пройслер «Маленькая Баба Яга»,

    57.Ф. Зальтена. « Бемби»

    58.Р. о животных Э. Сетона-Томпсона.

    59. Ю. Тувима и Я. Бжехвы.

    60.Д. Биссет - английский сказочник.













    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта