Главная страница

20.Роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего до. 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5


Скачать 0.58 Mb.
Название1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5
Дата21.04.2023
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла20.Роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего до.doc
ТипИсследование
#1078874
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Приложение 2



Описание проведения дидактических игр
НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В про¬цессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

— Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковые найди! — заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

— Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу пытаются назвать двух матрешек воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее воспитатель переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.

— Раз, два, три! Одинаковых найди! — говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух

одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав, способствуя тем самым формированию умения преодолевать негативные проявления характера.
НОВОСЕЛЬЕ КУКЛЫ

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и оставляет лишь на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

— У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

Педагог говорит:

— Вот теперь мы и поиграем в игру — новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, Юля и Марина и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить:

— Теперь пойдут Вова, Галя и Вика и принесут посуду — обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы

делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

— Игрушки! Много игрушек! — говорят дети. Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное — воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно потом устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.
МАГАЗИН

Ход игры. Воспитатель сообщает:

— Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает: . . — Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

— Фонарик,— догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

— Витя, покажи, что ты купил,— просят дети.

— А вы отгадайте, тогда покажу,— говорит Витя. — Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

— Свисток! Покажи!

Вова показывает свисток, а тот, кто первым отгадал — назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением: «Магазин закрывается на обед». Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать:

— Витя, когда будете играть на участке в хоккей, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

Дети уже в группе договариваются, кто будет играть в хоккей.

— А я буду играть в разведчиков: у меня фонарик. Я и ночью увижу врагов. Давай, Сережа, играть в разведчиков. Я тебе дам фонарик тоже поиграть!

Так через полученную («купленную», в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.
ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?

Ход игры. Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке.

Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

— Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный мешочек», а сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (Показывает знакомый детям синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)

Дети отвечают:

— Шар, синий шар. Он катится.

— А как вы узнали? — спрашивает воспитатель.

— Да ведь видно сразу! — весело отвечают дети.

— Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится,— подтверждает воспитатель. — Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.

— Молодец, Костя, ты был очень внимательным. Выбирай теперь игрушку и расскажи ребятам о ней,— говорит воспитатель.

В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения воспитатель помогает:

— Боря, возьми в одну руку мяч, в другую шар. Что можно сказать о шаре еще?

— Шар тяжелее мяча,— догадывается мальчик.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

Двигательная активность в игре предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, внимание и речь.
КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ?

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

— А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) — овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2—3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз — флажок. Под звуки марша победители идут с флажком по кругу. Так можно закончить игру.
ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. слабо заметные признаки различия дети не сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, что у них одинаковое, а что различное.
СОБЕРИ КАРТИНКУ

Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить, что они знают о воинах Советской Армии, как они называются (летчики, моряки, танкисты и др.); рассматривает с детьми картинки, на которых изображены воины у самолета, крейсера, танка, и говорит:

— Дети, в этой коробке лежат небольшие картинки — части знакомой вам картины. Из них вы должны составить целую картину. Каждый выбирает картину по своему желанию, кладет перед собой и начинает отыскивать ее части. Тому, кто первым сложит картину, дадим эмблему того рода войск, который изображен на рисунке.

Игра может повторяться с новыми участниками.

В запасе у воспитателя должны быть повязки с эмблемами всех родов войск, изображенных на картинках. Усложнение в игре — внесение новых картинок и их частей о других войсках: пограничных, автомотопехоте и т. д.

Дети с эмблемами охотно затем играют в воинов Советской Армии, дополняя по своей инициативе атрибуты: «Я моряк, сейчас сделаю себе бинокль. Давай построим корабль».

Игра вызывает у ребят интерес к воинам Советской Армии, в этом ее большое воспитательное значение.
ДОМИНО

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4—6 карточек, и игра продолжается.
ЛОТО

Ход игры. Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.
ОХОТНИК и ПАСТУХ'

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух». Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете.

Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр,— перечисляют дети.

Почему они называются дикими? — спрашивает ребят воспитатель.— Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?

— Охотник,— дружно отвечают дети.

— А кто такой пастух? — снова задает вопрос воспитатель.— Каких животных он пасет?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.

— Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных.) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа — луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны — лес, там живут дикие звери. По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.

Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» — подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4—5), в следующий раз надо добавить еще по 2—3 вида, чтобы усложнить задание.

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных. В игре карточек с изображениями диких зверей и домашних животных должно быть поровну.
ЧТО ЛИШНЕЕ?

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
ЧТО САЖАЮТ НА ОГОРОДЕ

Ход игры. Воспитатель спрашивает: 1 — Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

Морковь.

Да!

Огурцы.

Да!

Свекла.

Да!

Сливы.

Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Ход игры. Воспитатель рассказывает:

— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: — Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

— Длинный,— говорит воспитатель и передает камешек соседу.

— Платье, веревка, день, шуба,— вспоминают дети.

— Широкий,— предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

— Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

— Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.

Приложение 3



Стимульный материал к методике «Четвертый – лишний»
1.



2.




3.



4.


5.





1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта