20.Роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего до. 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5
Скачать 0.58 Mb.
|
2.2. Описание программы по развитию мышления в среднем дошкольном возрасте с помощью дидактических игрЦелью программы является развитие мышления дошкольников и определение роли дидактических игр в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста. В программу заложена идея приобщения дошкольников к познавательной деятельности через игровые формы обучения, в качестве основных используются дидактические игры. Игровая деятельность наиболее адекватна для дошкольников и позволяет создать условия для позитивной самооценки, ощущения успешности. Основным принципом деятельности педагога является работа в «зоне ближайшего развития», поэтому в программу были включены игры, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, последовательность соответствует этапам развития мышления у дошкольников. Речь и мышление взаимосвязаны, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учитывая санитарные требования к занятиям дошкольников, не более 30 минут, дети были разделены на подруппы по 10 человек. Содержание занятия и условия их проведения были одинаковыми для обеих групп. Развивающие занятия проводились в течение учебного года, 1 раз в неделю после дневного сна по 20-30 минут. Занятие состоит из двух частей по 10-15 минут каждая, разделенных физкультминуткой. Ожидаемый результат: развитие наглядно-образного мышления и элементов логического мышления. Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий: 1. Разминка. 2. Основное содержание занятия – дидактические игры на изучение нового материала. 3. Физминутка, пальчиковая гимнастика. 4. Закрепление нового материала. 5. Развивающая игра. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность дидактических игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. При составлении программы были использованы рекомендации И.Я. Гуткович и О.Н. Самойловой, А.А. Катаевой и Е.А. Стреблевой, А.С. Герасимовой, О.С. Жуковой и др. Развивающая работа с детьми строится на следующих принципах: 1. Личностно ориентированные принципы: Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. 2. Культурно ориентированные принципы: Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. 3. Деятельностно ориентированные принципы: Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Креативный принцип. Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность к самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Для занятий в среднем дошкольном возрасте используются методические приемы, специально адаптированные к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет детям не бояться неправильных решений, учит экспериментировать и пробовать новые методы решения задач, поощряет творческую и учебную инициативу, повышает мотивацию к получению новых знаний и умений, а самое главное - создает комфортные условия обучения, не травмирующие детскую психику. Содержание программы Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии): Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. В программе были использованы следующие дидактические игры: Игры с предметами 1. Найди такую же Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь. Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их. Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя. 2. Новоселье куклы Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки. Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место. Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов. 3. Магазин Дидактическая задача. Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить. Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют. Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов. 4. Что игрушка рассказывает о себе? Дидактическая задача. Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь. Игровые правила. Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют). Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания. 5. Кто скорее соберет? Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность. Игровые правила. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд. 6. Игры с логическими блоками Дьенеша Дидактическая задача: способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Игровые правила: Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине). Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.). Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера). Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера). Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Взрослый убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем взрослый убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства. цвет обозначается пятном величина - силуэт домика (большой, маленький). форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. Затем задания с карточками постепенно усложняются. Настольно-печатные игры 7. Парные картинки Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. Игровые правила. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется. Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. 8. Собери картинку Дидактическая задача. Учить детей составлять целую картин¬ку из отдельных частей (10—12 частей); воспитывать интерес к Советской Армии, желание играть в воинов — защитников нашей Родины. Игровые правила. Кто первым соберет картинку, тот получает соответствующую эмблему воина. Игровые действия. Соревнование — кто первым соберет целую картинку из частей, назовет воина (летчика, моряка, танкиста). 9. Домино Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры. Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет, к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок. Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. 10. Лото Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье, систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры. Игровые правила. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные. 11. Охотник и пастух Дидактическая задача. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает. Игровые действия. Поиск нужных картинок; соревнование; использование фланелеграфа. 12. Что лишнее? Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; воспитывать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда. Игровые правила. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет. Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы. Словесные игры 13. Что сажают на огороде Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Игровые правила. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Игровые действия. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает. 14. Узнай по описанию Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. Игровые правила. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой. Игровые действия. Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка. 15. Какой предмет? Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления. Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает. Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей. Описание хода игр представлено в приложении 2. |