1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений
Скачать 153.21 Kb.
|
13 ВОПРОС. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ.Эпоха Возрождения охватывает период с 15 века и частично 16. В это время происходит качественные изменения в области экономики, зарождается мануфактурное производство, развиваются города республики Италии, открытия Колумба, создается огнестрельное оружие, первые печатные книги, Магеллан подтверждает, что земля круглая. Это и привело к развитию светской жизни. Все эти изменения привели к тому, что сформирован новый взгляд на философию. Следует выделить 3 характерные особенности философии: 1-приобретает гуманистические понятия. Гуманизм как понятие впервые используется в I веке до нашей эры Цицероном. Гуманизм – воспитание и образование человека, которое способствует его возвышению. Вырабатывается новый подход к человеку где главное место уделяется его личным качествам и активной деятельности. Это нашло свое воплощение в трудах Петрарки, Рабле «Гангардюа и Пантегруэль», в романе «Похвала глупости». В этих произведениях прославляется мощь человека, но величие, которое нашло свое выражение в творениях культуры. Гуманисты – это такая социальная группа людей в Италии, которая утверждает новую систему духовных ценностей, основанная на личном благородстве, т. е. ученость возвышает человека больше чем его происхождение. Это приводит к оживлению светской жизни, развитию национальной культуры, которая находит свое развитие в печатании на национальном языке. Это способствует развитию общества. 2 - возобновление развития естествознания. 3 - формируется философия природы. К достижению натурфилософии следует отнести взгляды Николая Кузанского, Коперника, Бруно. 14 ВОПРОС. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ, ДЖОРДАНО БРУНО, ПАРАЦЕЛЬС.Н. Кузанский - епископ, отстаивал католическую религию. Выступил против церкви и провозгласил гармонию мира. Она заключается в том, что понятие Бог. Он расставляет в мире, т.е. Бог всем во всем. Он максимум и минимум. Значит он везде и нигде. Бог во всем, следовательно растворен в природе – это позиция пантеизм. Значит мир содержится в Боге, а Бог охватывает весь мир. Человек существует в «свернутом виде». Это микрокосмос и в своем развитие – «развернутом виде» приравнивается к Богу. Следовательно, вселенная существует как вечное где первоначалом является Бог. Эта величает акт божий, творения. Человек должен подавать Бога, и это познание позволяет развитие разума. Джордано Бруно - Дж. Бруно ездил по городам Италии, проповедуя идеи Коперника, и сформировал новый взгляд на вселенную:
Третья особенность опираясь на идеи Платона и его последователей неоплатоники уделили большое внимание проблеме бытия мира и Бога. Такая позиция приводила к следующим выводам: Во-первых мир един, и причина бытия и само бытие. Поэтому вселенная не сотворима, она существует вечно и не может исчезнуть. Учение об едином – это взгляд пантеизма. Такая позиция призвала наличие движение во всем и следовательно изучать Землю, мы можем, опираясь на объективные законы астрономии, формировался фундамент науки о звездах. Этим подрывалось учение отцов церкви. Общий смысл этих рассуждений привел к тому, что церковь запретила учение о космогонии (вселенной), а Дж. Бруно сожгли. Т. о. эпоха Возрождения провозгласила человеческие знания в познании мира. Парацельс – разработал ятрохимию, считал, что теория врача есть опыт, нельзя стать врачом без науки и опыта. Выступил против книжников. Система Парацельса строилась на использовании 3-х элементов: сера, ртуть и сурьма. Нарушение содержание этих компонентов – болезнь. Он говороил: «Все есть яд, все есть лекарство», что бы поддерживалось здоровье человека нужно знать: - особенности конституции человека - факторы психологического характера - яды, приносящие заражение - каждый человек должен учитывать камни и звезды, которые воздействуют на него. 15 ВОПРОС. Ф. БЭКОН И Р. ДЕКАРТ – РОДОНАЧАЛЬНИКИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического и культурного подъема и развития Англии. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия, целью которых являются - удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти людей над природой. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей идолами - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым спорам, что отвлекает людей от изучений явлений природы и правильного их понимания. В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем. Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе исследования. Он также указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - от частного к общему. Рене Декарт (1596 - 1650) представляет собой мыслителя Нового времени. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно придти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представлял собой философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Во-первых в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, а это значит, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода. 1. Во всяком вопросе должно содержатся неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. В вопросе также должно содержатся нечто известное. К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития своего метода, в котором начало собственно мыслительное, интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно- чувственному, способному вводить нас в заблуждение. Максимальные обобщения сводятся к положению, согласно которому допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них - материальная или телесная. Ее атрибут - протяженность. Другая субстанция - духовная. Ее атрибут - мышление. Душа постоянно, непрерывно мыслить. Творческий характер разумной души, человеческого интеллекта с присущей ему способностью интуиции и дедукции, невозможность для Декарта и его века увидеть в этой способности результат весьма длительного развития с необходимостью обращали его к понятию Бога. |