Главная страница

1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения


Скачать 128.83 Kb.
Название1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Анкорekzamen_filosofia (4).docx
Дата16.04.2018
Размер128.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_filosofia (4).docx
ТипДокументы
#18109
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

28. ВОПРОС: Проблема свободы и смысла жизни в философии позитивизма.

ОТВЕТ: Позитивизм – философское направление, которое утверждало, что источником подлинного позитивного знания могут лишь отдельные эмпирические науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы позитивисты пытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Позитивизм возник в 30-е годы 19в. (Конт – основоположник).

Проблема смысла жизни отражена в «Философии жизни», философской мысли, сложившейся в последней трети 19в. (Шопенгауэр, Ницше). Она отводила разуму по преимуществу вспомогательное место в познавательной активности. Философия жизни ставила перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь, исключительно, на понятие «жизни», этой первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению мира на идеальное и материальное. При этом жизнь понималась не только, как сущность мира (онтологический аспект), она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Особенности предмета постижения диктуют жизнь в плоскость психического по сути процесса – в то, что должно быть познано. В этом смысле жизнь становится непосредственно переживаемой сущностью мира. С помощью понятия «жизнь» создавалось представление о мире как целом, о способе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают жизни этот смысл. При этом возникла теория ценностей, дедуцируемая из тех основополагающих принципов «философской жизни»: если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом мироздания, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и ценностей.

Проблему свободы исследует тоже Шопенгауэр. Он отмечает, что понятие «свобода» при ближайшим рассмотрении отрицательно: как отсутствие преград, помех. Отсюда он называет три подвида свободы: физическая, интеллектуальная, моральная. Он делает акцент на проблемах человека, его свободы и нравственности, их непосредственном индивидуально значимом содержании.

29. ВОПРОС: Позитивизм и его исторические формы. Философия науки в неопозитивизме и постпозитивизме.

ОТВЕТ: Позитивизм – направление буржуазного философского мышления (30-е г. 19в.). Отказ от метафизической абстракции. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки: всё подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено в виде результатов отдельных социальных наук, и что философия как особая наука – не имеет права на существование. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА: ( 30-40-е г. Франция: Конт, Лаффит, Ренан и др.) – Образование научной школы, которая заявила о разрыве с метафизикой. Контом была осуществлена классификация наук (энциклопедический закон: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология). Конт вводит термин социология. Основными принципами являются: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному; временной. ВТОРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА: (Мах, Авенариус). Она делится на махизм и эмпириокритизм. Эмпириокритизм – философская система «чистого опыта, стремящаяся ограничить философию уложением данных опыта при полном исключении метафизики. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного опытного знания. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категории «вещь и субстанция». ТРЕТЬЯ ФОРМА – неопозитивизм (20-е г. 20в. Венский, Шпик, Карнап и др.). Философия называется как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма – принцип сравнения всех положений науки с фактами опыта. НЕОПОЗИТИВИЗМ ещё называют «аналитической философией», общей чертой которого является детальное исследование языка с целью пояснения философских проблем. Рассел применил метод логического анализа к философии (с помощью логики можно раскрыть сущность философии). Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. ПОСТПОЗИТИВИЗМ (четвёртый позитивизм) 60-е г. 20в. Поппер, Кун. Представители этого направления уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, они выдвигают принцип фальсифицируемости. Подчёркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, они утверждают, что главным для определения научности явлений является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых протокольные предположения теории ложны, то теория опровергаема. Ещё одно положение: научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть отвергнуты. Опровергаемость – свойство научного знания.

30. ВОПРОС: Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Философские и медицинские аспекты.

ОТВЕТ: Психоанализ, ставший одной из ключевых теорий гуманитарных наук 20в. сумел проявить себя в исследовании религии, предложив оригинальную трактовку её возникновения. Основателем психоаналитического метода является Фрейд. По Фрейду, в основе религии лежит чувство вины. Выдвинув предположение, что процесс индивидуального развития совпадает с процессом постепенного развития общества, Фрейд сделал вывод, что Эдипов комплекс, существующий у ребёнка (затаённая вражда на отца из-за подавляющей любви к матери, приводит к убийству отца), повторяет реальное развитие событий, произошедшее в начале появления общества. Когда вождь первобытного общества присваивает право на всё и на женщин, сыновья его убивают, потом, раскаявшись, объявляют табу на убийства, убитый отец становится тотемным зверем, а нарушение запрета в дальнейшем служило источником воспоминания о тяжести совершенного преступления, то это в дальнейшем служит основанием для появления фигуры Бога, т.е. стало источником развитых религиозных форм. Ученик Фрейда Юнг, отказавшись от излишней сосредоточенности на проблемах формирования сексуальности, делает акцент на архетипах (сюжеты, лежащие в основе любой религии). В своих работах он попытался не только теоретически обосновать наличие подобных архетипов в разных эпохах и культурах, но и обратился к конкретным мифам с целью их сравнения и выявления общих символов. Оригинальность психоаналитической концепции религии вызвала немала критики с разных сторон. Больше всего споров вызвали идея Фрейда об отождествлении индивидуального человеческого развития с прогрессом общества, поскольку это тождество вряд ли возможно достоверно подтвердить, а без учёта этого вся концепция порождения Эдипова комплекса рассыпается в прах. Непонятным остаётся и механизм передачи информации на подсознательном уровне, поскольку Фрейд и Юнг неоднократно подчёркивают, что религиозная символика порождает человеческим подсознании, которое уже содержит в себе весь набор символов. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии. Он не питал доверия к метафизики, противопоставляя ей мировоззрение, основанное на системе знаний о мире. Он был убеждён в единстве и универсальности законов природы. Интересна его философия по психике. В психике существуют два начала: сознательное Я, бессознательное ОНО и СВЕРХ- Я. Любое желание зарождается в ОНО, а потом переходит в Я. ОНО –сильнее и диктует многое. Ядро ОНО образует два слоя первичных влечений –сексуальное(Эрос) и к смерти (танатос). Сексуальное влечение подавляется нормами общества, а это приводит к неврозам, психозам. Влечение к смерти ведет к собственной (самоубийство) или чужой смерти (насилие, садизм). Насилие и секс часто соединяются. По медицине заслуживают внимание его взгляды на возникновение неврозов. Он занимался лечением различных нервно-психических расстройств: локализация мозговой функции, нарушение речи и зрения, он описал детский церебральный паралич. Фрейд подчёркивал, что все психологические проблемы имеют сексуальную окрашенность.

31. ВОПРОС: Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии в развитии психоанализа.

ОТВЕТ: Неофрейдизм – направление в психологии, возникшее в 20—30г. 20в., в котором ключевые понятия психоанализа были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений лежат понятия бессознательности и принципиальной конфликтности отношений личности и общества )амер. Психологи Хорни, Фромм, Салливен). Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков и симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты – это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Фрейд предложил собственную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологи. Фрейд подменил проблему смерти, проблемой рождения. Понятие смерть и рождение сливаются воедино, а задача культурологи в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трёх важнейших этапов, рождения – смерти субстанциональной системы. «Человек – культура»: 1) Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система фобийных проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения; 2) Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребёнка переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сновидениях; 3) Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью её является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутогрессивной невротичности, либо – к агрессии, направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется, в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры. Проблема человека в том, что существует противоречие между природным началом и нормами культуры. Если согласно Фрейду, человек по природе стремится только к удовлетворению диких желаний, то это неосуществимо. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку. Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у него бунт или невроз, либо делает его несчастным. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью. Человек призван искать культурно-символическое выражение для бессознательных сил. Использование культурных символов позволяет контролировать демонические силы бессознательного, противопоставив их светлому могуществу другого.

32. ВОПРОС: Понятие бытия, субстанции и материи. Эволюция понятия материя в истории философии. Современная наука об уровнях организации природы.

ОТВЕТ: Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория БЫТИЯ. Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Бытие охватывает все реально существующее в природе общества, мышлении. Т.о. категория бытия – есть самое общее понятие, общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытие выделяют: объективную реальность (всё, что существует вне и независимо от сознания человека0 и субъективную (всё, что принадлежит человеку и вне его существовать не может). Т.о. бытие - это объективная и субъективная реальности. Бытие существует в 4 формах: природа, человек, бытие духовного, бытие социального. С точки зрения диалектики, МАТЕРИЯ есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Свойства материи: неучтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это всё, без чего невозможно её бытие. Материю нельзя видеть, ощущать. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Отличным от материи свойством является лишь сознание и дух. СУБСТАНЦИЯ – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе, она первопричина происходящего. Выделяют 2 вида субстанции – Дух и материя. К настоящему моменту выделяют следующие фундаментальные характеристики материи: 1) Материя существует как одно из проявления бытия; 2) Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них; 3) Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющая деятельности человека; 4)Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Представляет собой сверхсистему, объединяющую другие системы; 5) Материя вещественна (телесна), т.е. в каждом объекте имеется некое содержание, которое позволяет воздействовать на другие материальные вещи; 6) Материя изменчива, но неучтожима. Формой существования материи является движение, благодаря чему она развёртывается в различные вещи. Природа бывает неживой и живой. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звёзды, галактики, системы Галактик, мегагалактики. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы. Уровни находятся в определённой соподчинённости друг с другом (более простой фундамент для сложного). Для всякого сложного уровня справедливы: законы простого уровня- материи не отменяются, они продолжают существовать и законы фундамента –надстраиваются новые законы.

33. ВОПРОС: Движение как способ существования материи. Специфика биологической формы движения материи.

ОТВЕТ: В мире всё находится в движении. Всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение – это способ существующей материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы превращаются в другие, и ни один вид не берётся ниоткуда. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающего движения всегда есть моменты покоя в виде равновесия движений. Т.о. покой существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическое, физическое, биологическое, социальное. Прослеживания связей между различными формами движущей материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают всё новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причём появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов, ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определённом уровне развития Вселенной. Так же на определённом этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е. биологические формы движения. В свою очередь только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.

Биологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: Жизнь представляет собой существование белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

34. ВОПРОС: Пространство и время. Исторические и современные естественнонаучные представления о пространстве и времени. Хронобиология и хрономедицина.

ОТВЕТ: Пространство и время (П. и в.) – всеобщие формы существования материи, и не существуют вне её независимо от неё, они связаны с друг другом. Пространственные характеристики: положение относительно других тел, расстояние между ними, углы между пространственными направлениями. Временные характеристики –моменты, в которые происходят явления, продолжительности процессов. Отношения между ними называются метрическими. Понятия П. и в. являются необходимой составной частью картины мира, поэтому входят в предмет философии. Философы материалисты 18-19вв. решали проблему П. и в. в духе концепции Ньютона, но были и такие, кто выступали против пустого пространства. Идеалисты и агностики сводили проблему к сознанию, восприятию. Кант объявил П. и в. априорными формами человеческого созерцания, т.е. обосновал их абсолютизм. Энгельс подчёркивал, что обе формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции. Кризис механического естествознания привёл в новой основе взглядов на П. и в. Мах развил взгляд как на порядок восприятий. В 20в. произошло глубокое изменение представлений о материи, и,соответственно, изменений понятий П. и в. (концепция поля как особая форма материи). При изменении поля согласовано изменяются пространственные и временные свойства тел. Теория относительности явилась новой физической теорией П. и в. Из неё следует, что П. и в. являются не абсолютными величинами, а относительными (исключает представления о пустых П. и в.). В конечном счёте всё это показало, что число изменений П. и в. неразрывно связано с материальной структурой, окружающего нас мира. ХРОНОБИОЛОГИЯ – наука о биоритмах и их влиянии на здоровье человека. В основе большинства философских систем лежит представление о том, что есть неотъемлемая часть природы, единое целое с окружающим нас миром. В соответствии с таким мировоззрением человек, как часть природы, представляется связанным с множеством различных нитей со всем, что его окружает. Отсюда состояние организма человека, работа его органов меняется в соответствии с изменением состояния Вселенной. Жизнь на Земле пронизана ритмическими волнами, чередующимися приливами и отливами энергии. На стыке биоритмологии и клинической медицины находится ХРОНОМЕДИЦИНА. Хронобиология и хрономедицина занимаются конкретным изучением временной организации живого, т.е. человека. Они рассматривают биологические ритмы (из них образуется пространственная организация) в качестве важнейшего механизма регуляции функции организма. Знание закономерностей биологических ритмов к действию различных факторов среды позволяют медицине более качественно проводить профилактику, диагностику и лечение заболеваний.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта