1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Скачать 128.83 Kb.
|
35. ВОПРОС: Диалектика, её исторические формы. Альтернативы диалектики. ОТВЕТ: Диалектика – признанная в философии теория развития всего сущего, и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы. Главная проблема диалектики – это что такое развитие? Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество и закон отрицания отрицания. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии в диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понятна только тогда, когда известна история становления этой вещи отражено развитие её. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта. Выделяются следующие исторические формы диалектики: 1) Стихийная, наивная диалектика античности (Гераклит); 2) Идеалистическая диалектика немецкой классической философии 18 – начала 19 вв. (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг); 3) Диалектика революционных демократов 19 в. (Герцен, Белинский, Чернышевский); 4) Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин). Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду существуют теории, которые также являются философскими методами. Они зачастую противоположны диалектики: метафизика, «негативная диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. 36. ВОПРОС: Понятие противоречия. Основные формы противоречия. Болезнь как сложное противоречивое явление. ОТВЕТ: Диалектическое противоречие – философское понятие, применяемое в философии диалектического материализма. Противоречие рассматривается как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Развитие объективного мира есть раздвоение единого на противоположности, борьба между ними и разрешение противоречий. Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их борьба. Различают следующие противоречия: 1) внутреннее – это взаимодействие противоположных сторон внутри объекта 4 2) внешнее – это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам; 3) антагонистические – между непримиримо враждебными социальными группами или силами. В развитии противоречий можно выделить следующие этапы: гармонию, дисгармонию, конфликт. Существует множество различных противоречий и разные их классификации. Исходным, является их деление по степени охвата действительности. Выделяются: 1) общедиалектические, охватывающие материальную и духовную деятельность; 2) специфически диалектические, разделяемые на подтипы: противоречия материальных систем (предметные) и 2) диалектические противоречия познания. Все эти противоречия отражены в законе диалектика «Закон единства и борьбы противоположностей» или иначе «Закон диалектической противоречивости». Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия. Современная медицина оказалась перед необходимостью существенного пересмотра ряда методологических проблем с точки зрения диалектической концепции развития. Болезнь – реакция организма на его повреждение выражает диалектическое противоречие развития патологии: в организме происходит взаимодействие между двумя взаимоисключающими, но взаимно-обусловленными противоположными процессами, «повреждение и реакция». Необходимо подчеркнуть, что реакция живого организма опосредована. Возникает не прямая ответная деятельность на внешний фактов (физическая, химическая), а реакция на повреждение, на изменение структуры и функций самого организма. Реакция эта зависит не только от воспринимающего аппарата (рецепторы), но и от всей реагируещей системы. 37. ВОПРОС: Понятие закона. Закон и сущность. Классификация законов. ОТВЕТ: Закон – это необходимая часть явлений. Закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями. От закона следует отличать закономерности. Понятие закономерности шире понятия закона, т.к. закономерность появляется в виде законов. В макромире проявляется три типа законов:1) закон-тенденция; 2) закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике; 3) статистический – закон больших чисел. Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие - это законы диалектики, которые имеют универсальный характер, действуют во всех без исключения сферах действительности. Общие – это такие, которые не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук и материальной деятельности (закон сохранения энергии, не всеобщий, т.к. относится к нематериальным явлениям). Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной деятельности (закон наследственности, закон Менделеева). Классификация законов может быть осуществлена и потому, какую основу явлений действительности отражает тот или иной закон. Различают закон структуры, закон функционирования и закон развития. Если первый характеризует структурную организацию систем различной природы и сложности, а второй позволяет понять различные аспекты деятельности кибернетических систем (в частности их поведение), то закон имеет дело с развитием систем в процессе их эволюции, совершенствования, самоорганизации. Законы диалектик - суть всеобщие связи действительности, поэтому они проявляются как в сфере материального, так и в области идеального, мышления в частности. Ввиду своей универсальности законы диалектики выступают всеобщими регуляторами познания. При этом субординация законов науки должна соответствовать субординации методов и принципов познания, так, что на любой изучаемый объект проектируется, накладывается вполне упорядоченная система принципов, законов и категорий диалектики, а также соответствующих специфических наук. 38. ВОПРОС: Качество, количество, мера. Проблема нормы в медицине. ОТВЕТ: КАЧЕСТВ – это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность через органическое единство её общих и специфических свойств. Т.о., качество – это: внутренняя определённость предмета, которая указывает на его границы; то, что неотделимо от бытия вещей; интегрированная совокупность свойств. Качество имеет свою противоположность – категорию количества. КОЛИЧЕСТВО – это философская категория, которая определяет величину, объём предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качества предметов. Качество выражает: дифференцированность предмета на множество примет и подобие, однородность вещи с другими вещами. МЕРА – единство качества и количества. Она то, что делает качество количественным определением, а количество – качественно определённым. Вся материя мерно определена. Примерами качественно определённого количества является доза, размер, удельный вес. Примерами количественно определённого качества являются стандарт, образец, эталон. В мере качество и количество взаимозависимы. Суть меры: она снимает, преодолевает качество и количество как односторонние определения. Носителем меры является материя. Специфические меры присущи отдельным, данным конкретным объектам, Общие меры присущи объектам того или иного вида, рода, класса, типа и т.д. Общие меры являются общими если: 1) они определяют качественно-количественную одинаковость или сходство объектов; 2) они определяют качественно-количественное единство совокупности объектов. НОРМА – эта одна из разновидностей меры, характеризующая взаимосвязь качественных и количественных определённостей живых систем. Это - одно из наиболее сложных понятий в медицине. Условно в медицине под нормой можно понимать показатели и их количество, характеризующие биологические процессы, состояние и функционирование и строение органов, систем органов и всего организма. Философского обоснования нормы вообще, в медицине сейчас нет, что тормозит дальнейший прогресс в изучении этой важной проблемы. Сейчас норму характеризуют статистические показатели и должные величины, которые характеризуют норму более полно и точно. Представление о норме в медицине можно принять, как близкую к философскому понятию абсолютной и относительной величины. Каждое уточнение относительной нормы означает шаг вперёд в познании абсолютной нормы. В медицине норма исторически изменчива, имела разные параметры. Нередко в практической деятельности нормой считают отсутствие патологии. Можно сказать, что наиболее полную оценку состояния здоровья и потенциальных возможностей человека могла бы дать «индивидуальная норма». Перспективные шаги в её разработке уже делаются в виде использования должных величин, но это недостаточно, но без «индивидуализированной нормы» не может быть углублённо-научного подхода к человеческой личности. Диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой эталоном И основывается на знании последнего, в связи с чем ставится вопрос о том, что понятие нормы может рассматриваться кВ качестве исходной абстракции. 39. ВОПРОС: Причина и следствие. Монокаузализм, ккондиционализм, полиэтиологизм. ОТВЕТ: Категории причины следствия отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в буквальном смысле этого термина означает активное действие, вызывающее изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, на который направлено действие. В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия. Причина и следствие есть лишь частичка всемирной связи. Специфика причинённой связи состоит именно в генетическом порождении следствия причиной. Беспричинных явлений не бывает. Результат причинения зависит не только от порождающей причины, но и от условий. Хотя условия и влияют на следствие, они в отличие от причины не порождают следствие. Условия влияют на следствие опосредовано, они направлены на создание соответствующих фоновых обстоятельств, при которых причина порождает следствие: порождающее начало, постоянно взаимодействуя с условиями, производит следствие. Несколько причин могут вызвать одно следствие (огонь может быть порожден и трением, и молнией, и спичками). В свою очередь одна и та же причина может порождать несколько следствий (огонь может быть не только разрушителем), при этом связь не может вызвать причины. Но возникнув, носитель следствия может влиять на носителя причины в процессе взаимодействия с ним. К тому же следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинные следственные цепи. Они носят преимущественно вероятностный характер. МОНОКАУЗАЛИЗМ – механическое учение о развитии инфекционных болезней, рассматривающее в качестве их причин лишь проникновение возбудителей в организм человека и не учитывавшее индивидуальной восприимчивости организма и условий его жизни. КОНДИЦИОНАЛИЗМ – субъективно-идеалистическое направление в медицине, отрицающее объективную причинность возникновения болезней и заменяющее её представлением о случайном сочетании комплекса условий. ПОЛИЭТИОЛОГИЗМ – учение, допускающее развитие болезни под влиянием нескольких причинных факторов. Оно исходит из того, что одно и тоже заболевание возникает под влиянием различных причинных факторов. При этом, однако, часто не учитываются различные, как внешние, так и внутренние, условия, которые и определяют развитие сходной болезни у разных людей. Положительные и отрицательные стороны этих течений вполне очевидны. В каждом из них есть то или иное рациональное зерно (учёт значения одного специфического причинённого фактора; роли многих этиологических факторов в развитии одного заболевания; важности совокупности внешних условий, влияющих на состояние организма; роли исходного морфологического, метаболического и функционального состояния организма. Однако, стоя на позициях только одного из этих направлений, невозможно оценить причину болезни. 40. ВОПРОС: Диалектика сущности и явления. Клинический диагноз как движение познания от явления к сущности. ОТВЕТ: По мере того, как в процесс познания происходит выявление отдельных необходимых свойств, структуры, динамики развития объекта, возникает потребность привести их к естественной взаимозависимости. Это и есть познание сущности. Категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ представляют диалектическую пару понятий, которая в концентрированном виде выражает взаимосвязь противоположностей и подвергнута теоретическому осмыслению через категории «внутренние и внешние», причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание, всех остальных категорий диалектики. Явление богаче сущности, но сущность глубже явления. Сущность и закон однопорядковы. Диалектику категорий «сущность и явление» можно выразить в краткой формуле: сущность является, явление существенно. Надо иметь в виду, что явление используется в двух смыслах – в узком (как противоположность сущности) и широком, когда сущность включена в явление. Содержание явления определяется не только сущностью, но и внешними условиями её существования, взаимодействием её с другими вещами. Содержание явлений текучее, изменчивое, тогда как сущность есть нечто устойчивое и необходимое в содержании, впрочем устойчивость сущности неабсолютна. Хотя явление и сущность взаимосвязаны, они не совпадают. Если бы явление и сущность совпали, то всякая наука была бы излишней, т.к. сущность высвечивалась бы полностью и адекватно в явлении. Познание как раз и разворачивается в плане движения от явления к сущности. А если бы они не были взаимосвязаны, то познание было бы невозможно. Диагностика на современном этапе понимается как особый вид познавательского процесса, как особая деятельность распознания в отличие от научного позания с одной стороны, и от узнавания с другой. Научное познание представляет собой деятельность, целью которой является получение нового знания. Распознавание в отличие от него не связано с обнаружением неизвестных науке фактов и закономерностей. Поэтому несмотря на то, что распознание и научное познание имеют общие черты: движение познания от явления к сущности, отождествлять их неправомерно. Однако нельзя не замечать и их взаимообусловленности. Распознание – более сложный процесс, связанный с необходимостью проникновения в скрытую внутреннюю сущность явления. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием конкретного явления. 41. ВОПРОС: Взаимосвязь содержания и формы. Морфологические и функциональные изменения в организме. ОТВЕТ: Форма и содержание – философские категории. Отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности; определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. СОДЕРЖАНИЕ; и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. ФОРМЫ. Форма употребляется и в значении внутренней организации содержания. В идеалистической философии Форма сводилась к структуре, а Содержание к неупорядочной совокупности элементов и свойств (материй). Это способствовало о примате Формы над Содержанием. В материалистической диалектике проводится деление между содержанием и материей. Это важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные определения вещи имеют значение формы существования и проявления иного социального содержания. Вся органическая жизнь реализуется в определённых биологических (морфологических и функциональных) структурах и стремление к формированию таких структур – одна из природных закономерностей. В то же время формы вообще, т.е. абстрактной формы не существует. Существует лишь конкретная форма конкретного содержания и каждая форма типична лишь для определённого содержания. Другими словами, содержание всегда оформлено, а форма всегда содержательна. Форма есть закономерное и необходимое выражение функции. Если функция образует форму, то и форма образует данную функцию, стабилизирует и наследственно её закрепляет. Это делает форму относительно устойчивой, постоянство формы отвечает постоянству внутренней среды даже при относительно высокой её неустойчивости. В отношении целостного организма – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структур. Сохранение данной формы как фактора, обеспечивающего нормальные константы жизни, обнаруживается и на конечном этапе важнейших общепатологических процессов, таких как морфологические (морфология – наука о форме и строении организма) и функциональные изменения. Общей тенденцией этих процессов является сохранение прежней формы. Под любым заболеванием можно понимать структурные и функциональные изменения в организме, вызванные любым фактором. Изменения той или иной функциональной системы в результате действия любых факторов является отражением определённых морфологических изменения. Принципы структурности реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии. Биологическая структура определяет динамичный субстрат (объект морфологии) с оформленным процессом (объект философии). До сих пор теоретическое признания единства структуры и функции мирно уживалось с уверенностью о том, что в начале болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Достижения современной биологии и медицины позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и даёт возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции. 42. ВОПРОС: Часть и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине. ОТВЕТ: Целое и часть – философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Через эту связь задаётся целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчлинению на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. ЦЕЛОСТНОСТЬ – мера единства частей, измерение их взаимопроникновения друг в друга. В зависимости от характера связи и степени слитности частей в целое выделяют различные типы целостности: становящуюся и ставшую целостность, укрепляющуюся и распадающуюся целостность, тоталитарную и партийную и др. Например, для тоталитарности характерно подавление целым его частей (фашистский режим), а для партийной, наоборот, максимально выраженная автономия своих частей и яркое проявление их индивидуализма (демократическая форма управления). |