1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Скачать 128.83 Kb.
|
14. ВОПРОС: Ф. Бэкон о материи и движении. Учение о причинах заблуждений в процессе познания. Великий реформатор и медицина. ОТВЕТ: Ф. Бэкон –основоположник классического британского эмпиризма. Был одним из самых выдающихся представителей философского материализма. Идея внутренней активности материи всегда беспокоила Бэкона. Он решительно отверг положение схоластиков о «первом двигателе» как прямо противоположное природе, а представление о «пассивной материи» объявил «совершеннейшей фикцией человеческого ума». Он отстаивал точку зрения о неразрывной связи материи и движения, утверждая идею вечности и неуничтожении материи. Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений в окружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основе представления о неразрывной связи материи и движения как самого важного и неотъемлемого её свойства. Движение – это прирождённое свойство материи. Как вечна материя, так и вечно и движение. Он назвал 19 видов движения в природе: колебание, сопротивление, инерция, стремление и др. Движение – это не просто перемещение в пространстве, а стремление, жизненный дух, напряжение. В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе философа к материальному миру. Учение о познании тоже принадлежит Бэкону. По нему, в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накоплено, тем они ближе к истинному знанию. Главным методом познания должна стать индукция (обобщение общих выводов), а не информация (по Декарту). Бэкон определил конкретные пути для познания: путь паука (знание из чистого разума); путь муравья (во внимание принимается исключительно опыт); путь пчелы (идеальный способ-объединить все достоинства паука и муравья и освободиться от их недостатков). Философ выделяет причины (призраки). Которые препятствуют человеку получить истинные знания. Он выделяет четыре их разновидностей: призраки рода и призраки пещеры (врождённые заблуждения людей); призраки рынка и призраки театра (приобретённые заблуждения). Исходя из наличия четырёх основных препятствий познаний, Бэкон советует абстрагироваться от призраков и получить свободные от их влияния «чистые знания». Бэкон –великий реформатор, им было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась до уровня науки о бытие, стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии_ помогать человеку добиваться практических результатов его деятельности; дан импульс антисхоластической философии. Как великий информатор Бэкон в слишком мрачных тонах рисует прошлое, тенденционно относится к настоящему и исполнен самых радужных надежд на будущее. Бэкон в своих трудах немало внимания уделял медицине. В своём специальном трактате, посвящённом этой теме, он говорит, что медицина не может быть предметом бесплодных умствований (основанный на вымысле и фантазии). Она должна опираться на данные естествознания, а для этого в неё должен быть внесён эксперимент. Опыт –вот насущная необходимость медицины. У человека и животных есть общие принципы строения и функционирования организма, поэтому несмотря на различия между ними, результаты вивисецирования (опыт на животных) можно с оговорками перенести на человека. В то время медики не видели всей сложности человеческого тела, и поэтому упрощённо подходят к нему. Беда медицина в её шаткости. Он считает, что только хорошо подготовленные теоретически и практически медики могут быть настоящими врачами, только практика и эксперимент могут создать правильную теорию. Врач должен изучить различия в строении органов у отдельных лиц, т.к. от них часто зависит течение болезней. В конце трактата он говорит о трёх задачах медицины, вполне значащих и в наши дни. Медицина должна сохранять здоровье, облегчать болезни и продлевать жизнь человека. Изучать болезни нужно у постели больного, вести запись течения болезни и на основании собранного и обработанного материала нужно составить книгу по диагностике и терапии отдельных болезненных форм. 15. ВОПРОС: Рационалистическая философия Р.Декарта. ОТВЕТ: Декарт – французский философ и учёный математик является основоположником рационализма. Он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, стал автором теории дуализма (равноправие двух начал: духа и материи), выдвинул теорию о научном методе познания и о «врождённых идеях». В мире много вещей и явлений, непонятных человеку, зато в них можно усомниться, т.е. сомнение существует, а оно свойство мысли, значит, человек мыслит, а мыслить может только существующий человек, следовательно, мышление – основа бытия и познания. Так он доказал, что в основе бытия и познания лежит разум. «Я мыслю, следовательно, существую». Изучая проблему бытия, он приходит к тому, что всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме себя – есть субстанция (Бог и мир.) Субстанции он делит на два рода: материальные (вещи, свойством которых является протяжённость) и духовные (идеи –свойство которых – мышление). Остальным свойствам он дал название МОДУСЫ (протяжение – модусы: форма, движение; мышление – чувства, желания). Человек – существо, в котором соединяются эти две субстанции (материальная и духовная), и это позволило ему возвыситься над природой, а из этого следует идея ДУАЛИЗМА (двойственности человека). Декарт решает на основании этого проблему: что первично материя или сознание? Ответ – ни материя, ни сознание не могут быть первичны, они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт занимается проблемами познания. Суть – активно применив научный метод (дедукция в философском смысле) в процессе сознания, можно продвинуть и сам познавательный процесс. Только используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Одновременно он выдвигает учение о врождённых идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако, есть особый род занятий, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Эти истины (аксиомы) он именует «врождёнными идеями», которые могут быть двух видов: понятия и суждения. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой. 16. ВОПРОС: Философия Просвещения о человеке и обществе (Вольтер, Руссо). ОТВЕТ: 18 век в историю вошёл как эпоха Просвещения. Человек способен к бесконечному развитию и совершенствованию, но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства, справедливости и солидарности. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалами, как правило, была республика, как форма народовластия. Большой интерес представляют размышления о человеке и обществе французского мыслителя и философа Вольтера. Он не был согласен с убеждениями, что человек состоит из двух сущностей – материи и духа, не имеющих ничего общего между собой. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом. Следовательно, душа смертна и не является субстанцией. Душа – это способность, свойство нашего организма. Рассматривая человека, как общественное существо, Вальтер говорит, что для человека характерна естественная доброжелательность, кроме любви к себе. Общество учреждено именно с помощью даров (Бога): разума, любви к себе, доброжелательности, страсти. Ни одно общество не может существовать без правил. Ему необходимы законы, т.к. благо общества является единственной мерой нравственного добра и зла, и удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь законов. Тем не менее, он считает, что необходима вера в Бога, хотя она оказывает малое влияние на жизнь. Вера нужна хотя бы против «тайных преступлений», нужно, чтобы «бог-мститель» карал тех, кто ускользнул от человеческого правосудия. Если властитель злоупотребляет властью, то это вина людей, терпящих его правление. Он не признавал, что монарх – не помазанник божий, поэтому не видел необходимости в ней, хотя и не поддерживал республику (ему ближе была модель Англии –король и парламент). Вторым великим просветителем и философом эпохи Просвещения можно назвать Руссо. По его учению, власть и богатство создали неравенство, поэтому человек потерял свободу. Он считал, что власть должна принадлежать народу, требовал, чтобы каждый трудился. Он призывал, чтобы была допущена только мелкая собственность. Это учение тогда было революционным, вело к утверждению буржуазного строя. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом. Отсюда вывод: воспитывать ребёнка надо вне этого общества, на «лоне природы». Он считал, что воспитание получают их трёх источников: от природы (внутреннее развитие способностей); от окружающих людей (приучение использовать развитые способности); от вещей (собственный опыт человека). Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Тот человек, который ценит свою свободу, научится уважать и свободу других, основанную на труде. Мыслитель считал, что детей тружеников перевоспитывать не нужно, они уже перевоспитаны жизнью. Перевоспитывать надо феодалов, аристократов. Воспитание будет правильным, если все эти источники будут согласованы. Рядом с естественным воспитание он ставил свободное воспитание (свобода, уважение личности ребёнка). Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику её развития (деление жизни до совершеннолетия на четыре периода) 17. ВОПРОС: Французский материализм 17 в. (Голбах,Гельвеций, Дидро, Ламетри) ОТВЕТ: Французский материализм – это философское направление 17-18 в., новая ступень в развитии материалистической философии, которая слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе. Зачинатель этого течения ЛАМЕТРИ. Он доказал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Он указывал на материалистический характер одушевлённости не только человека, но и животных. Материя наделялась свойством ощущения через связь чувств нервов с материальным веществом мозга. Ламерти лишь наметил ряд основных идей, но не систематизировал их. Главным пропагандистом его идей стал ГОЛЬБАХ. Трактат «Система природы» - посвящено теории материализма. Его главная мысль – сводимость всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, он полностью опровергает богословие и идеалистические предрассудки о характере, действующих в природе сил и об их причинах. Он различает два вида движения: материальных масс и внутреннее скрытое, которое зависит от энергии. Доказывает универсальность движения в природе (во Вселенной всё находится в движении), не допускает вмешивание каких-то сверхъестественных причин. Природа поступает согласно своей сущности. Так как в природе всё необходимо и не может действовать иначе, чем оно действует, Гольбах выводит отрицание случайности. Чтобы не случилось в природе, ни одна молекула не расположена случайно и не может действовать как-то иначе. Из теории всеобщего детерминизма (определения) он выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Учение о природе получило дальнейшее развитие в работах ДИДРО. Он также исходит из положения о вечности и бесконечности природы, вносит в материалистическое учение о природе черты и идеи диалектики (всё изменяется, всё исчезает, только целое остаётся). Движение материи он рассматривал через призму действующих в ней сил: тяготение, внутренняя сила молекул и молекулярное взаимодействие. Он был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи (способность ощущения есть всеобщее свойство материи). Развивая этот взгляд, он намечает материалистическую теорию психических функций (рефлексы). Методами познания признаётся эксперимент и наблюдение. Большой вклад в учение о человеке и обществе внёс ГЕЛЬВЕЦИЙ. Основную задачу этики он рассматривает в сочетании интересов личных и общественных. Средство избавления от недостатков существующих способов правления он видит не в революции, а в просвещении общества. Основанием нравственности служит опыт, общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков. Он приходит к выводу, что только в демократическом правлении имеется польза всему обществу, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. Значение французского материализма заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания. 18. ВОПРОС: Теория познания и этика Канта. ОТВЕТ: Философское развитие Канта делится на два периода. В 1-ый период он решает философские проблемы – о бытие, философии природы, религии, этики, логики. Во 2-ой период (критический) – теорией познания. В своем учении о познании Кант большое место отводит диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (метафизики) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательских способностей. Исследования эти приводят его к агностицизму – к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступно нашему пониманию: последнее возможно только относительно явлений, т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо априорные формы или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме заложено стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических вопросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к расширению вопросов о границах и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании бога как, безусловно, необходимого существа. Заслуга Канта в теории познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его теории познания. Теория познания: чувства – наши ощущения, рассудок – возникают понятия, разум – высшая степень познания. Но вернёмся к ЭТИКЕ. Этическое учение Канта основано на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум – это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие. «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом», «поступай так, как ты мог пожелать, чтобы поступали все», «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству. В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: человек как явление, и человек как вещь в себе. 19. ВОПРОС: Система и метод Гегеля. Натурфилософские рекомендации медицине. ОТВЕТ: В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключённая в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта – абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития даёт только относительную, но не окончательную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала своё завершение и достигнутое ею состояние объявлялось высшей точкой исторического движения человечества. Развитие философии и естествознания открыло такие возможности гегелевского метода в развитии медицины, которых не мог предвидеть его создатель. Гегелевская логика позволяет преодолеть механическую интерпретацию эволюции и построить медицину как науку. В целом натурфилософские рекомендации Гегеля в развитии медицины ориентируются на диалектическую традицию. Учение о мере – Гегель рассматривал болезнь как специфическое проявление нарушений меры. Это учение способствовало стимулировать теоретические поиски в медицине, особенно при выработке методологических основ нормологии (мера – необходимое звено системы категорий). По мнению Гегеля, «болезнь есть диспропорция между раздражениями животности». Это представляет интерес для понятий, отражающих деятельность людей, ограниченных временной теории нормы и патологии. Следует заметить, что именно в области медицины, Гегель использует свою концепцию тотальности, диалектического воздействия частей и целого. Немного найдётся самых общих определений болезни, которые бы столь ёмко формулировали одно из фундаментальных различий здорового и больного организма, как это сумел сделать Гегель. Организм находится в состоянии болезни, когда одна из его систем или органов обособляется для себя и упорствует против деятельности целого. При характеристики здоровья и болезни, он прибегает к диалектическим категориям единичного и всеобщего. Здоровье есть пропорциональность между самостью организма и его наличием бытия, это такое состояние, когда все органы являются текучими во всеобщем. Меткие определения здоровья и болезни соседствуют здесь с отождествлением бытия и понятия. 20. ВОПРОС: Антропологический материализм Л. Фейербаха. ОТВЕТ: Фейербах был последним великим классиком немецкой философии. Он считал, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, т.к. мыслит только человек. Следовательно, такая философия должна быть антропологией, т. е учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит своё реальное решение. Человек неотделим от природы: мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологии, деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа по Фейербаху является научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. А сущность это чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. |