Главная страница

1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения


Скачать 128.83 Kb.
Название1. вопрос Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения
Анкорekzamen_filosofia (4).docx
Дата16.04.2018
Размер128.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_filosofia (4).docx
ТипДокументы
#18109
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Центральным в философии и методологии холистической медицины (единство и целостность) является рассмотрение человека с позиции взаимосвязанности и взаимозависимости всех органов и систем организма. Представляя собой единое целое, человек, его функциональность, его здоровье складывается из внутренних (анатомических, наследственности, психики и др.) и внешних факторов (социальная среда, агрессивные и позитивные механизмы воздействия). Если смотреть на холистическую медицину более глобально, то можно сказать, что каждый человек, являясь часть Вселенной, находится во взаимодействии со множеством происходящих в ней процессов (такое единство может быть рассмотрено на примере ДНК – молекулы ДНК запускают и программируют всю дальнейшую жизнедеятельность, при этом генный набор обязательно повторяется в каждой клетке нового организма). В этом отражается принцип холистической медицины, на основе которого «каждая капля знает, каждая часть Вселенной знает о ней, о том, как остаться здоровой. В соответствии с этим холистическая медицина провозглашает не погоню за симптоматическими отклонениями в организме и их устранение путём постоянной инвазии (замена) лекарственных препаратов, а необходимость поиска причины, вызвавшей это отклонение и увеличении общего жизненного потенциала здоровья у страдающего болезнью человека. Если жизненный потенциал будет в достатке – организм самостоятельно, за счет активизации саморегуляции справится с любой болезнью.

43. ВОПРОС: Понятие системы. Принцип системности в медицине.

ОТВЕТ: Система – совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и образующих определённую целостность, единство. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими её элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность (расположение частей от высшего к низшему) характеризует строение, морфологию и поведение системы. Отдельные уровни системы обуславливают определённые аспекты её поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех её уровней. Принцип системности – принцип, согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой система, в которую объект включён с максимально возможным (в идеале) или необходимым (для каких-то практических целей) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом, изучение объекта не может проводиться без того, что найдены все другие объекты, на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него.

Нет ни одной стороны нашей жизни, которой не касалась бы общая теория систем. Диалектический метод, применяемый сегодня в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека. Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, современный врач обязан руководствоваться основными положениями теории систем, разрабатываемой в философии естественно научном знании с середины 19в. Так, феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс. Системно-функциональный подход позволяет как исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не забывать о целостности.

44. ВОПРОС: Отражение как атрибут матери. Отражение и информация. Концепция опережающего отражения в живой природе.

ОТВЕТ: Важнейшим свойством материи является отражение. Это её атрибут, неотъемлемое и всеобщее свойство. Отражение – есть всеобщее свойство материи, заключающееся воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. Отражение проявляется в способности материальных явлений, предметов и систем взаимодействовать друг с другом, каким-то образом проявлять себя по отношению к другим, вступать с ними в определённые отношения, воспроизводить в себе особенности объектов, с которыми осуществляется взаимодействие и сохранять их следы. Объекты разной структурной организации по-разному отражают явления окружающего мира. Неживым объектам присуще простое отражение (при столкновении –деформация, по которой можно сделать вывод о параметрах). Живые объекты обладают «опережающим» отражением, т.е. способны запоминать следы былых взаимодействий и при аналогично складывающихся обстоятельствах как бы заранее готовится к ожидаемым воздействиям и адаптироваться к ним. (деревья и животные заранее готовятся к холодному времени года). В мышлении человека опережающее отражение проявляется в способности моделировать ситуацию, прогнозировать возможные её исходы и принимать оптимальное решение.

Отражение во всём многообразии его форм происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотношение, которое выступает в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, оно оставляет о себе помять в другом. Информация, в обыденном смысле – это совокупность сведений о чём-либо. Но, как оказалось, информация – это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности материальных объектов сохранять следы былых взаимодействий. Информация проявляется через отражение и может быть оценена количественно. Всё в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем – всё несёт информацию обо всём. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи, формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь всё в мире помнит обо всём. Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

45. ВОПРОС: Происхождение сознания и языка; многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы.

ОТВЕТ: Проблема сознания и языка интересовали философов с самого возникновения философии и до настоящего времени имеется многообразие точек зрения и подходов в решении этой проблемы. Прежде чем язык стал выполнять те функции, которые выполняет сейчас, он сначала должен был возникнуть. Известны две основные теории происхождения языка: по природе и по соглашению. Первая предполагает, что слова естественного языка каким-то образом выражают природу окружающих человека объектов, поскольку не произвольна, а как бы навязана самими объектами человеку, некоторым образом выражают их сущность. Эта теория позволяет анализировать происходящее на основе его собственной логики, а не как результат случайных событий. Сложность состоит в том, что не ясно, как показать, что слова действительно выражают суть, природу объектов. Вторая теория происхождения языка постулирует, что наименование объектам даются по соглашению. И отчасти это так. Особенно ощутимо это в разного рода искусственных языках, где масса терминов носит именно такой характер. Однако трудно представить, что на ранних этапах эволюции человека, что вот эту текучую субстанцию будут, например, называть водой? Если мы согласимся с тем, что в основе выражений естественного языка нет никакого соответствия имущим объектам, а лишь случайное волевое решение людей, мы закроем возможность исследования множества интересных вещей. Просто потому, что все они окажутся результатом стечения обстоятельств, которые могли направиться так, а могли иначе, и почему пошли по этому пути, а не по другому, нет смысла и думать. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила своё материальное фиксирование выражение о том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки, как органа труда. Именно рука давала поучительные органы другим органам Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием воли головы. С её помощью обогащались осязательные ощущения . Логика практических действий формировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает разделение трудовых усилий между его участниками. А это возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива. Формирование сознания связано с возникновением общественных отношений. Данные неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Мозг является материальным субстратом сознания. Т.о., сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственно только человеку. Его формирование связано с возникновением труда, а необходимость труда в процессе ощущения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

46. ВОПРОС: Сознание, его сущность и структура.

ОТВЕТ: Сознание – одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидение их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. В широком смысле слова под сознанием имеют в виду психическое отражение действительности, тем самым подчёркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают высшую, человеческую форму психического отражения действительности. Сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности (в виде замысла, цели, идеи). Творческая деятельность сознания связана с практической деятельностью человека и с его потребностями, которые приобретают характер цели. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. В структуре сознания отчётливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определённое отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Кроме того, оно включает в себя и акт внимания, благодаря которому круг объектов находится в фокусе сознания. Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознаёт в своём поведении. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти (человек даже и не подозревает о всех сведениях, хранящихся в мозгу). Ни одно произвольное действие человека не бывает одинаково ясно осознанным. Следует различать два вида несознательных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Многие наши действия, находящиеся под контролем сознания, автоматизируются, а затем совершаются неосознанно. Однако определённая часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счёт этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

47. ВОПРОС: Структура психики. Природа бессознательного.

ОТВЕТ: Психика – это свойство живой, высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его стадиях и отношениях. Психика является субъективным образом объективного мира. Это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. По современным представлениям психика человека имеет сознательную (10%) и бессознательную (90%) части. В структуре психики выделяют три крупные группы психический явлений: 1) психические процессы; 2) психические явления; 3) психические свойства. Психические процессы – течение психического явления, имеющего начало развития и конец, проявляющееся в виде реакции. Причём конец его тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Они вызываются и внешними воздействиями и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Они подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память и др.) и пассивные переживания (волевое-решение, исполнение) и формируют знания. В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания и протекают с различной быстротой в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние (внимание); 2) эмоциональное состояние или настроение (жизнерадостное, грустное). Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются (можно выделить: интеллектуальность, познавательность, воля). Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, темперамент, способности и характер как систему отношений и способов поведения. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Бессознательное можно рассматривать, как: 1) совокупность активных психических образований, состояний, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть психики человека (система, сфера, область и др.); 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование, которое не является предметом вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

49. ВОПРОС: Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в сознании.

ОТВЕТ: Гносеология – учение о познаваемости мира. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы всегда порождало серьёзные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, так и с особенностями развития науки и самой философии. Скептицизм (в Древности) выражает сомнение в возможности получения достоверных знаний, агностицизм (Новое Время) имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи, в конечном счёте, продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное подтверждение, познаваемость мира находится в предметной практической деятельности. Именно в практике, материализуя свои знания и тем самым своеобразно составляя их с объектами, доказывает человек его способность познавать мир. Сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в развитых формах находит своё проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически изменённые развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество, субъектом познания –человечество, а человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Философия выделяет в акте человеческого познания два его различных вида: ЧУВСТВЕННОЕ и РАЦИОНАЛЬНОЕ. Чувственное осуществляется посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания), через них в наше сознание могут проникать сведения об окружающем мире. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющий в ходе практики процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности. Развитие философии показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов – чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму факты, разум их обобщает и делает определённые выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той и иной мере всегда осмыслены, регулируются разумом.

50. ВОПРОС: Философская концепция истины. Проблема истинности медицинского диагноза.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта